Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая система Украины




 

Финансовую систему Украины можно представить следующими блоками: общегосударственные финансы, финансы домохозяйств, финансовый рынок и финансы предприятий различных форм собственности (рис. 3.2.).

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централи­зованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределе­ния национального дохода, созданного в отраслях мате­риального производства и обеспечивают потребности расширенного восп­роизводства на макроуровне.

 

 

 
 

 


Рисунок 3.2. Финансовая система Украины.

Важная роль, которую выполняет государство в об­ласти экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значи­тельной части финансовых ресурсов. Формами их исполь­зования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении эко­номических, политических и социальных задач.

Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и при­менение особых способов и форм образования и исполь­зования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базирует­ся на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финан­сы предприятий, функционирующие на коммерческих началах, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства и создают национальный доход, который является источником цент­рализованных государственных фондов денежных средств.

Учреждения и организаций некоммерческой сферы деятельности предоставляют услуги бесплатно. Расходы таких учреждений в основном финансируются из бюджета, поэтому эти учреждения называются бюджетными.

Общественные объединения – это добровольные объединения граждан которые создаются на основе принадлежности людей к одной профессии или определённой социальной группе, общих интересов, увлечений или подходов к решению задач общегражданского, идеологического значения. Источники доходов таких организаций – вступительные и членские взносы, добровольные и спонсорские пожертвования.

Общегосударственные финансы необходимы для выполнения функций и задач государства. Им принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финан­совых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С дру­гой - процесс расширенного воспроизводства осуществля­ется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе сре­дства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством за­ключения договоров со страховыми компаниями осуществ­ляется страхование предпринимательских рисков. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью фи­нансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, ис­пользуя для этого налоги, расходы государственного бюд­жета, государственный кредит.

Государственный бюджет является главным звеном фи­нансовой системы. Он представляет собой форму образова­ния и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культур­ных мероприятий, укрепления обороны страны и содержа­ния органов государственной власти и управления. С помо­щью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это по­зволяет осуществлять единую экономическую и финансо­вую политику на всей территории страны.

В условиях перехода на рыночные отношения государ­ственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменя­ются лишь методы его воздействия на общественное про­изводство путем создания иного режима расходования бю­джетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, a с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финан­совому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например: ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их со­став и структуру.

Важная роль государственного бюджета не ограничива­ется финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводст­венную сферу (образование, здравоохранение, науку, культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социа­льно-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета обусловлены реализацией социальной политики государства и имеют огромное значение. Они позволяют государству раз­вивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинс­ком обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

К общегосударственным финансам относят и внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды — это средства правительства и местных властей организационно отделенные от бюджетов и имеющие определенную самостоятельность. Эти фонды связаны с финансиро­ванием расходов, не включаемых в бюджет, имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от на­логов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

К внебюджетным фондам Украины относят:

- Пенсионный фонд;

- Фонд общеобязательного социального страхования в связи с потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением;

- Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы;

- Фонд общеобязательного государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

- другие целевые фонды государственного и регионального значения (инновационный, природоохранный, регионального развития и т.д.).

Главное назначение внебюджетных фондов любого уровня – финансирование отдельных целевых мероприятий за счёт специальных целевых отчислений и других источников. Обособленное функционирование внебюджетных фон­дов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежат меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возможность расходо­вать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиле­ния контроля, за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их рас­ходов.

Государственный кредит отражает кредитные отноше­ния по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и на­селения на началах возвратности для финансирования госу­дарственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов власти. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает пу­тем продажи на финансовом рынке, облигаций, казначейс­ких обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направ­лять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Необходимость пользования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т. е. государственный кредит явля­ется средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобили­зованные средства на благоустройство городских и сель­ских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назна­чения.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Финансы домохозяйств отображают уровень жизни и финансовое обеспечение населения. Доходы домохозяйств формируются за счет следующих источников: заработная плата работающих, социальная помощь и пенсии, доходы от подсобного хозяйства, доходы от собственного бизнеса, дивиденды и проценты по ценным бумагам, проценты от банковских вкладов.

Финансовый рынок - рынок, на котором объектом покупки-продажи выступают разнообразные финансовые инструменты и финансовые услуги. Он обслуживается специфическими финансовыми институтами, располагает довольно разветвленной и разнообразной инфраструктурой. Состав участников финансового рынка дифференцируется в зависимости от форм осуществления сделок.

Участники, осуществляющие вспомогательные функции на финансовом рынке, представлены многочисленными субъектами его инфраструктуры. К ним относятся предприятия и учреждения обслуживающие непосредственных его участников с целью повышения эффективности осуществляемых ими операций такие как: фондовая биржа, валютная биржа, депозитарий ценных бумаг, регистратор ценных бумаг, расчетно-клиринговые центры, информационно-консультационные центры и другие учреждения инфраструктуры финансового рынка.

Большую группу составляют финансовые посредники. Это фирмы, главная функция которых заключается в обеспечении клиентов финансовыми продуктами и услугами с большей эффективностью, чем они могли бы получить от своих непосредственных операций на финансовых рынках. К финансовым посредникам относят банки и специализированные небанковские кредитно-финансовые институты (пенсионные фонды; страховые, инвестиционные и финансовые компании и т.п.)

 

 

Глава 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.