Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы Государственного бюджета Украины




Бюджетная классификация

Доходы и расходы государственного бюджета Украины

Бюджетная классификация необходима для осуществления контроля за финансовой деятельностью государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения необходимого анализа в разрезе доходов и расходов, обеспечения общегосударственного и международного сравнения бюджетных показателей.

Министр финансов Украины утверждает бюджетную классификацию, а также изменения и информирует в обязательном порядке Верховный Совет Украины.

Согласно Бюджетному кодексу бюджетная классификация имеет следующие составные части:

- классификация доходов бюджета;

- классификация расходов бюджета;

- классификация финансирования бюджета;

- классификация долга.

Доходы бюджета классифицируются по таким разделам: налоговые поступления, неналоговые поступления, доходы от операций с капиталом, трансферты.

К налоговым поступлениям относят предусмотренные налоговым законодательством Украины общегосударственные и местные налоги, сборы и прочие обязательные платежи.

Неналоговые поступления - доходы от собственности и предпринимательской деятельности; административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи; поступление от штрафов и финансовых санкций; иные неналоговые платежи.

В доходы от операций с капиталом включают поступления от продажи основных средств, государственных запасов товаров, земли и нематериальных активов.

Трансферты - средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безоплатной и бесповоротной основе.

Бюджетная классификация расходов бывает четырех видов: функциональная, экономическая, ведомственная, программная.

В основу функциональной классификации расходов положены функции с выполнением которых связаны расходы. Функциональная классификация расходов детализируется на разделы, в которых определяются расходы бюджетов на осуществление соответственно общих функций государства, Автономной республики Крым или местного самоуправления; подразделы и группы, в которых конкретизируются направления бюджетных средств на осуществление соответственно функций государства, Автономной республики Крым или местного самоуправления.

Экономическая классификация расходов. В основу положена экономическая характеристика операций при проведении которых осуществляются эти расходы. В соответствии с экономической классификацией расходы бюджета разделяются на текущие расходы, капитальные расходы и кредитование за вычитанием погашения, состав которого определяется Министром финансов Украины.

Ведомственная классификация расходов. Ведомственная классификация расходов бюджета определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств.

Программная классификация расходов. Эта классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевым методам.

Классификация финансирования бюджета определяет источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета, и направления расходования финансовых ресурсов, которые образовались в результате превышения доходов бюджета над его расходами (к этой категории относятся платежи по погашению основной суммы долга).

В основу классификации финансирования бюджета положены такие принципы: финансирование по типу кредитора – по категориями кредиторов или собственников долговых обязательств; финансирование по типу долгового обязательства – по способам,которые используются для финансирования дефицита или профицита бюджета.

Классификация долга систематизирует всю информацию относительно долговых обязательств государства, Автономной Республики Крым, местного самоуправления. Долг классифицируется по типу кредитора и по типу долгового обязательства.

Величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60 процентов фактического годового объема валового внутреннего продукта Украины.

Бюджет может формироваться из общего и специального фондов. Распределение бюджета на общий и специальный фонды определяется законом о Государственном бюджете Украины. Источники формирования специального фонда определяются исключительно законами Украины.

Основанием для решения соответствующего совета о создании специального фонда в составе местного бюджета может быть исключительно закон о Государственном бюджете Украины.

Резервный фонд бюджета формируется для осуществления непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера, и не могли быть предусмотренные при формировании проекта бюджета. Порядок использования средств из Резервного фонда бюджета определяется Кабинетом Министров Украины.

В Государственном бюджете Украины резервный фонд предусматривается обязательно. Решение о необходимости создания резервного фонда местного бюджета принимает соответствующий совет.

Решения о выделении средств из резервного фонда бюджета принимаются соответственно Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и исполнительными органами местного самоуправления.

Резервный фонд бюджета не может превышать одного процента объема расходов общего фонда соответствующего бюджета.

 

 

Бюджетные доходы понятие более узкое, чем доходы государства. Последние включают помимо средств бюджета всех уровней власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.

Доходы бюджета – экономические денежные отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе распределения стоимости валового внутреннего продукта и формирования бюджетного фонда страны используемого государством для выполнения своих функций. Форма проявления этих экономических отношений – различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет.

Основным материальным источником формирования доходов бюджета является национальный доход. Основными методами, используемыми государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Когда национального дохода не хватает для финансирования расходов, государство использует национальное богатство (совокупность материальных благ, созданные трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

При бюджетных дефицитах государство использует такой метод перераспределения национального дохода как государственные займы. Существует два пути их получения: государственные займы полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от лица государства; кредиты, полученные у банка и небанковских кредитно-финансовых структур.

Источники бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом задач.

В условиях построения рыночных отношений в Украине доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения и стали строиться на правовой основе в соответствии с законодательством. Основными видами доходов стали налоги. Их удельный вес в доходах государственного бюджета Украины доходит до 70%. Они представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы..

Доходы Государственного бюджета Украины формируются в размерах определенных Законом о Государственном бюджете Украины на текущий год.

В настоящее время, согласно Бюджетного кодекса, основными источниками доходов государственного бюджета являются:

1. Налоговые поступления:

- - налог на прибыль предприятий всех форм собственности и подчинения (кроме коммунальных предприятий),

- акцизный сбор с произведенных в Украине и ввезенных на территорию Украины товаров,

- налог на добавленную стоимость,

- налоги на международную торговлю и внешние операции,

- ввозные пошлины,

- плата за лицензии на предпринимательскую и профессиональную деятельность,

- прочие налоговые поступления.

2. Неналоговые поступления:

- доходы от собственности и предпринимательской деятельности,

- поступления от превышения валовых доходов над расходами НБУ,

- поступления от денежно-вещевых лотерей,

- рентная плата,

- дивиденды полученные на акции хозяйствующих товариществ с долей государственной собственности,

- административные сборы и платежи,

- поступления от штрафов и финансовых санкций,

- прочие поступления.

3. Доходы от операций с капиталом:

поступления от продажи земли и нематериальных активов,

от продажи основного капитала,

от реализации безхозного имущества,

от имущества, которое на правах наследования перешло в собственность государства,

от реализации материальных ценностей государственного резерва,

от реализации государственных запасов товаров.

4. Официальные трансферты:

- поступления от правительств зарубежных государств и международных организаций,

- от секретариата ООН за участие украинского контингента в миротворческих операциях,

- средства, поступающие в Государственный бюджет с других бюджетов.

Отдельно в доходах государственного бюджета выделены целевые фонды (платежи в Фонд Украины социальной защиты инвалидов, сбор за загрязнение окружающей природной среды).

Анализируя данные, приведенные в таблице 7.1, можно сделать вывод, что налоговые поступления являются основным источником формирующим доходы государственного бюджета. С 2000 г. их доля постоянно растет и в бюджете 2003 г. составила 66,6%.

Ведущее место среди налоговых доходов государственного бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с налогом на прибыль предприятий и акцизным сбором он превышает три четверти налоговых доходов государственного бюджета 2003 г., что составляет 58,3%.

Неналоговые доходы государственного бюджета на 2003 г. составили 27,1%.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.