Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расходы Государственного бюджета Украины




 

Развитие государства невозможно без создания необходимых условий для содержания непроизводственной сферы и развития производства, социально-культурных учреждений и мер по их содержанию, органов власти и управления, обороны и т.д.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, проявляющиеся в обществе в связи с распределением фонда централизованных денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и региональному назначению.

Расходы бюджета сложная экономическая категория в которой находят свое выражение две стороны бюджетного распределительного процесса: распределение бюджетного фонда на составляющие части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий материального производства и организаций и учреждений непроизводственной сферы, получающих бюджетные средства

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в общественном воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению (рис.7.1.).

Каждому виду расходов можно дать как качественную, так и количественную характеристики. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

По роли в общественном воспроизводстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части. Одна связана с развитием материального производства, другая – используется на содержание и развитие непроизводственной сферы.


Таблица 7.1

Динамика структуры доходов государственного бюджета 1999 – 2003 г.г.

Доходы          
тыс. грн. % тыс. грн. % тыс. грн. % тыс. грн. % тыс. грн. %
Налоговые поступления 15989266,9 66,9   59,3 23522610,5     65,1   66,6
В том числе:                    
Подоходный налог   4,9 -   - - - - - -
Налог на прибыль предприятий   5,5   17,3 6468850,0 15,4   22,5   23,2
НДС   34,7   29,1   27,7 12887831,7 28,4   27,3
Акцизный сбор с отечественных товаров 1364652,9 5,7   4,7   5,1   5,6   7,8
Акцизный сбор с импортных товаров   3,6   1,2   1,4   1,5   1,1
Платежи за пользование природными ресурсами   2,7   1,1   1,5   1,4   1,5
1.Плата за лицензии   2,8   0,4   0,4   0,5   0,2
Прочие налоговые поступления   7,0   5,6 1880640,5 4,5   0,4   0,3
Неналоговые поступления   21,5 8967295,4 26,8 15671222,8 37,3   26,0   27,1
Доход от операций с капиталом   1,7   0,1 110600,0 0,3   1,6   0,8
2.Целевые фонды   8,3   9,8   0,7   0,3   0,4
Официальные трансферты 382215,9 1,6 1306529,5 3,9 2401685,2 0,1 3168247,8 7,0   5,1
1.Всего доходов 23895260,8   33433155,9   41990788,5   45390509,5      

       
 
 
   
Рисунок 7.1 Расходы государственного бюджета

По общественному назначению (экономическая группировка бюджетных расходов) отражает выполняемые государством функции, которые можно разделить на три категории.

К первой категории относятся расходы государственного значения: государственное управление; судебная власть; международная деятельность; обслуживание государственного долга; фундаментальные и прикладные исследования, международные научные информационные связи государственного значения; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.

Расходы второй категории связаны с финансирование общественных и социальных услуг, то есть это расходы на социально-культурные мероприятия: образование; охрану здоровья; культуру и искусство; физическую культуру и спорт; социальную защиту и социальное обеспечение; государственные программы поддержки телевидения, радиовещания, прессы, книгоиздания, информационных агентств; жилищно-коммунальное хозяйство. Эти затраты непосредственно связаны с воспроизводством рабочей силы, как одного из факторов производства. Государство, финансируя социально-культурные мероприятия, развивает систему народного образования, удовлетворяет минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, социальной защите и социальном обеспечении.

Расходы по социальной защите направляются на дополнительные выплаты населению на покрытие расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг; на компенсацию реабилитированным гражданам; на льготные кредиты для строительства жилья гражданам, требующим социальной защиты со стороны государства; создания соответствующих условий для молодых семей, сельских жителей, военнослужащих и других категорий граждан относительно строительства и приобретения жилья; социальное обеспечение населения.

К социальному обеспечению относятся расходы на выплату пенсий военнослужащим лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, перечисления в Пенсионный фонд на выплату пенсий военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы и их семьям, перечисление в Фонд социальной защиты инвалидов, содержание домов-интернатов и иных учреждений социального обеспечения.

Третья категория расходов направлена на обслуживание экономической деятельности государства. Это расходы на промышленность и энергетику; строительство; сельское хозяйство; транспорт; охрану окружающей природной среды; государственные инвестиционные проекты; создание и пополнение государственных запасов и резервов; прочие.

По экономическим признакам расходы подразделяются на текущие расходы и расходы развития.

Текущие расходы – это расходы бюджета на финансирование сети предприятий, организаций и учреждений, которые функционируют на начало бюджетного года, а также финансирование мероприятий по социальной защите населения, и тех мероприятий, которые не входят в состав расходов развития.

Расходы развития - это расходы бюджета на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, в частности: финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, финансирование структурной перестройки народного хозяйства, связанные с расширенным воспроизводством.

Основу классификации по отраслям производства и видам деятельности составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Следует отметить, что отраслевая структура производственных капиталовложений в Украине не изменилась в течение многих лет.

Приведен удельный вес расходов государственного бюджета в сводном бюджете на 2000–2002г.г. (табл.7.2.), а также динамика структуры расходов государственного бюджета на 1999 –2003 г.г.(табл. 7.3.).

Таблица 7.2.

Удельный вес расходов государственного бюджета на 2000 – 2002 г.г.

    Структура расходов   Сводный бюджет, млн. грн. Государственный бюджет
всего, млн. грн.   уд. вес в сводном бюджете, %
       
Расходы      
  48148,6 31154,6 64,7
  55528,0 33170,0 59,7
  60318,9 35530,1 58,9
Промышленность, энергетика и строительство      
  3409,4 2674,4 78,4
  3842,9 2866,5 74,6
  2473,3 2468,4 99,8
Сельское строительство, лесное хозяйство, рыболовство, охота      
  885,7 528,4 59,7
  1094,8 1058,7 96,7
  1377,6 1367,6 99,3
Транспорт, дорожное хозяйство, связь, телекоммуникации и информатика      
  1891,2 642,1 34,0
  1789,8 600,8 33,6
  1816,7 1120,6 61,7
Жилищно-коммунальное хозяйство      
  1084,1 2,4 0,2

Продолжение таблицы 7.2

       
  1555,2 1,6 0,1
  1407,6 51,4 3,7
Социально-культурные мероприятия      
  19060,5 7570,1 39,7
  25519,6 9256,1 36,3
  33868,7 14269,9 42,1
Охрана окружающей природной среды и ядерная безопасность      
  123,9 119,3 96,3
  117,7 115,7 98,3
  661,6 527,8 79,8
Национальная оборона      
  2294,5 2287,5 99,7
  3039,9 3038,9 100,0
  3536,4 3536,4 100,0
Государственное управление      
  3384,8 2649,5 78,3
  3738,8 2968,0 79,4
  8588,8 6872,3 80,0
Общественный порядок, безопасность и судебная власть      
  3014,8 2753,8 91,3
  4223,9 3981,0 94,2
  5040,4 4676,6 92,8

На сегодняшний день государство не может удовлетворить потребности общества в государственных ассигнованиях (табл. 7.4).

Таблица 7.4.

Удовлетворение потребностей в бюджетных ассигнованиях в Украине

Статья расходов Процент удовлетворения потребности, %
Всего расходов 35,4
в том числе:  
Наука 17,9
Национальная борона и безопасность государства 34,9
Образование 40,5
Социальная защита и социальное обеспечение 29,0
Культура и искусство 5,2
Средства массовой информации 4,9
Физкультура и спорт 2,9
Строительство 2,8

 


Таблица 7.3

Динамика структуры расходов государственного бюджета 2002-2003 г.г.

Наименование расходов согласно ведомственной классификации    
тыс. грн. % тыс. грн. %
         
Управление делами Верховной Рады Украины 216377,3 0,44 219850,4 0,42
Государственное управление делами 317523,8 0,64 319266,9 0,61
Хозяйственное управление Секретариата Кабинета Министров Украины 101209,3 0,21   0,16
Государственная судебная администрация Украины     344763,9 0,66
Генеральная прокуратура Украины   0,34 228355,6 0,44
Министерство внутренних дел Украины   4,48   5,49
Министерство топлива и энергетики Украины   6,21   6,45
Министерство экономики и вопросов европейской интеграции Украины 155524,2 0,31 85949,1 0,17
Министерство иностранных дел Украины 672390,4 1,36 586329,4 1,13
Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания Украины 175572,7 0,36 163272,1 0,31
Министерство культуры и искусства Украины 286811,2 0,58 316510,7 0,61
Министерство обороны Украины (в т.ч. управл. разведки)   6,78   8,38
Министерство образования и науки Украины   7,15   7,62
Министерство здравоохранения Украины   3,83   3,61
Министерство экологии и природных ресурсов Украины   2,63 48886,5 0,09
Министерство труда и социальной политики Украины   5,36   3,55
Министерство промышленной политики Украины 118244,7 0,24 113826,7 0,22
Министерство аграрной политики Украины   3,27   3,4
Государственный комитет статистики Украины   0,34   0,26
Министерство транспорта Украины   2,03 270386,7 0,52

 

 

Продолжение таблицы 7.3

         
Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и Чернобыльской катастрофы   4,65   4,09
Государственный комитет по делам семьи и молодежи 104019,5 0,21 105600,4 0,2
Министерство финансов Украины   10,88   9,29
Министерство юстиции Украины 477314,1 0,96 251373,8 0,48
Государственный комитет государственного материального резерва 661266,7 1,33 337477,1 0,65
Государственная таможенная служба 375390,6 0,76 420218,9 0,81
Государственный комитет по вопросам национальностей и миграции 47535,8 0,1 48308,7 0,09
Государственный комитет по делам охраны государственной границы Украины 324076,1 0,65 463503,6 0,89
Государственный комитет по вопросам физической культуры и спорта 138647,4 0,28 140956,7 0,27
Государственный комитет связи и информации Украины 109180,4 0,22 107113,9 0,21
Государственный департамент Украины по вопросам исполнения приговора.   0,97 564713,3 1,08
Государственная налоговая администрация Украины   2,11   2,26
Национальное космическое агентство Украины 136286,3 0,28 139010,2 0,27
Служба безопасности Украины 596547,3 1,2 647742,1 1,24
Национальная Академия наук Украины 540440,7 1,09 584617,9 1,12
Управление государственной охраны Украины 47696,6 0,1 50538,6 0,1
Фонд государственного имущества Украины 207479,6 0,42 98019,9 0,19
Областные государственные администрации 596855,2 1,2 606687,8 1,17
Государственный комитет Украины по вопросам регулирующей политики и предпринимательства 45026,8 0,09 94201,7 0,18
Министерство финансов (общие расходы)   24,84    
Расходы составляющие менее 0,1%   1,1   6,33
Всего        

 


В последние годы имеет место тенденция снижения роли государства в распределительных и перераспределительных процессах. Общая доля расходов сводного бюджета Украины в ВВП за период с 1995 по 2002 год постепенно снизилась с 44,6% до 26% (табл. 7.5.).

Таблица 7.5.

Расходы сводного бюджета Украины

на социально-культурные мероприятия, % ВВП

Год                
Доходы   37,1 30,1 28,2 25,9   26,2  
Расходы 44,6 41,9 36,8 30,4 27,4 27,3 26,2 26,7
Образование 5,38 4,92 5,39 4,45 3,71 4,06 4,1 5,39
Охрана здоровья 4,65 3,87 4,24 3,54   2,81 2,8 3,38
Физкультура и спорт 0,16 0,15 0,18 0,14 0,16 0,15 0,09 0,16
Социальная защита на-селения 6,09 5,04 6,01 4,12 3,26 3,45 4,53 5,51
Культура и средства массовой информации 0,76 0,63 0,64 0,14 0,13 0,49 0,35 0,48

Социальные расходы государства один из важных факторов, которые определяют уровень жизни населения и благосостояние наименее обеспеченных слоев населения. Они занимают главное место в структуре расходов государства. На состояние социальной сферы влияют общая ситуация в стране, уровень налоговых поступлений, изменения в доходах общественному назначению населения, изменения в структуре и уровне бедности, традиции.

В структуре расходов на социально-культурные мероприятия ведущее место занимают расходы на образование, охрану здоровья и социальную защиту населения. Наибольший удельный вес среди них имеют расходы на социальную защиту населения. Их значение в процентах к ВВП колебалось в диапазоне от 3,26% до 6,09%.

Динамика изменений объемов финансирования образования аналогична ситуации с расходами на социальную защиту. Средний уровень финансирования за период 1995-2002 гг. составил 4,7% ВВП.

Несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов в социально-экономических процессах количественные характеристики расходов далеки от оптимальных.

Усиление социальной ориентации государственного бюджета особенно важно в современных условиях, когда, по оценкам специалистов, почти у 70% населения доходы (табл.7.6.) не соответствуют прожиточному минимуму (табл. 7.7.).

Анализируя данные таблицы 7.6 можно сделать вывод, что соотношение минимальной заработной платы и средней зарплаты в Украине составило более 50%, хотя нормальным уровнем считается 30-35%%. В таких условиях зарплата не стимулирует эффективный труд, творческую активность. Фактически она превратилась в средство социальной поддержки работников бюджетных отраслей.

 

Таблица 7.6.

Динамика минимальной и реальной заработной платы 1991-2003 г.г.

Год Дата Минимальная заработная плата Документ Средняя заработн. плата
         
  с 01.07 185 крб. Закон ВР УРСР від 03.07.1991 №1280-ХІІ 474 крб.
с 01.12 400 крб. Указ Президента України від 09.01.1992 №34
  с 01.05 900 крб. Постанова ВР України від 29.04.92 №2301-ХІІ 6650 крб.
с 01.11 2300 крб. Постанова ВР України від 16.11.92 №2779-ХІІ
  с 01.01 4600 крб. Декрет КМ України від 29.12.92 №19-92 155400 крб.
с 01.06 6900 крб. Постанова ВР КМ України від 01.06.93 №3243-ХІІ
с 01.09 20000 крб. Постанова ВР України від 27.08.93 №3415-ХІІ
с 01.12 60000 крб. Постанова ВР України від 25.11.93 №3653 ХІІ
  с 01.03 1500000 крб. Постанова ВР України від 20.02.96 №49/96-ВР 126 грн.
с 02.09 15 грн. Указ Президента України від 25.08.96 №762/96
  с 01.01 45 грн. Закон ВР України від 24.12.97 №780/97-ВР 153 грн.
с 01.07 55 грн. Указ Президент України від 23.06.98 №669/98
  с 01.01 74 грн. Закон ВР України від 25.12.98 №366-ХІV 178 грн.
  с 01.04 90 грн. Закон ВР України від 01.06.2000 №1766-ІІІ 230 грн.
с 01.07 118 грн. Закон ВР України від 01.06.2000 №1766-ІІІ
    118 грн. Закон ВР України від 01.06.2000 №1766-ІІІ 311 грн
  с 01.01 140 грн. Закон ВР України від 13.12.01 №2896-ІІІ 376,38 грн.
с 01.07 165 грн. Закон ВР України від 13.12.01 №2896-ІІІ
  с 01.01. 185 грн. Закон ВР України від 26.12.02 №372-ІV 449 грн.
с 01.12. 205 грн. Закон ВР України від 25.11.03 № 1328--ІV  
  с 01.01. 205 грн. 535 грн.
с 01.11. 237 грн.
  с 01.01. 262 грн. -

 

 

Таблица 7.7.

Динамика прожиточного минимума

Год Дата Прожиточный минимум Документ
  с 01.01. 90,7 грн. Закон Украины “Об установлении величины стоимостной черты малообеспеченности” від 15.09.1998 №1047-ХIV
с 15.09 118,3 грн. Закон України “Об установлении величины стоимостной черты малообеспеченности” від 15.09.1998 №1047-ХIV
  с 01.03 279,1 грн. Закон України “ Про затвердження прожиткового мінімуму на 2000 р.” від 20.11.1999 №2025-ІІІ
  с 22.03 311,3 грн. Закон України “ Про затвердження прожиткового мінімуму на 2001 р.” від 01.12.2000 №2330-ІІІ
  с 01.04. 342 грн. Закон України “ Про затвердження прожиткового мінімуму на 2002 р.” від 15.11.2001 №2780-ІІІ
  с 15.02 342 грн. Закон України “ Про затвердження прожиткового мінімуму на 2002 р.” від 28.11.2002 №2780-ІІІ

Значительные средства государство направляет на оборону страны (до 10 % от общего объема расходов). Их размер в первую очередь зависит от степени реальной угрозы военного нападения. При благоприятной международной обстановке они сокращаются.

В последние годы особое внимание уделено обслуживанию государственного долга.

Обслуживание долга — это комплекс мероприятий из погашения займов, выплаты процентов по ним, уточнение и изменение условий погашения выпущенных займов. Обслуживанием внутреннего долга занимаются обычно эмиссионные банки стран, которые выступают финансовыми агентами казначейства или Министерства финансов.

Бюджетным кодексом Украины установлено, что основной объем государственного долга не должен превышать 60 % фактического годового объема ВВП Украины.

По данным Национального банка на 31.10.2003 г. государственный долг Украины составил 14,339 млрд. долларов (табл.7.8.).

Таблица 7.8.

Государственный долг Украины (млрд. долларов)

Показатель 31.10.2003 г. 30.09.2003 г. 31.12.2002 г.
Общая сумма госдолга 14,339 14,171 14,202
Внешний прямой долг 8,426 8,229 8,079
Внутренний прямой долг 3,840 3,841 4,011
Гарантийные обязательства 2,073 2,101 2,112

Расходование средств бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся: достижение максимального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных средств; предоставление бюджетных ассигнований по мере выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее полученных средств; безвозвратность бюджетных средств.

 


Глава 8

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.