Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Несказочная проза




К несказочной прозе относятся предания, былички, мемораты, легенды, байки, слухи. Своеобразие этих жанров в том, что их бытование часто не осознается рассказчиками как самостоятельный художественный рассказ. Жанры несказочной прозы выявляются, как правило, в процессе разговора со старожилами села о прошлом, о знаменитых односельчанах, о собственной судьбе, о необычных явлениях в жизни человека. Для того, чтобы записать эти жанры, надо умело и ненавязчиво вести разговор, задавая вопросы так, чтобы сконцентрировать внимание информатора на рассказе о том или ином событии, историческом лице или случае из бытовой жизни. Обычно записать подобные произведения можно в том случае, когда между собирателем и рассказчиком установятся доверительные отношения.

В деревнях часто рассказываются были, то есть истории, связанные с событиями жизни конкретных лиц: родственников, односельчан, священников. Надо узнать, нет ли среди знакомых или родственников рассказчика людей, с которыми происходили забавные или таинственные приключения.

Исполнители других жанров могут знать и былички, то есть рассказы о нечистой силе или существах, которые проживают рядом с человеком. По народным представлениям, человек не был безраздельным хозяином в доме, на дворе, в деревне, в лесу и так далее. В доме таким существом, живущим рядом с человеком и иногда влияющим на жизнь хозяев и домочадцев, был домовой.

В других хозяйственных постройках (баня, овин, гумно, хлев и других) тоже обживались какие-то одухотворяемые существа: банник (баенной), овинник (овинной), гуменной. В поле жил полевой, в лесу – леший, в воде – водяной. С каждым из них человеку, хозяину приходилось уживаться, договариваться, каждого нужно было чем-нибудь задобрить прежде, чем начинать какое-нибудь дело, связанное со сферой пребывания того или иного существа.

В связи с этими представления надо, например, узнать, какие обычаи и приметы связаны с закладкой нового дома, печи, заселением нового дома, впускают ли в него первым кошку, петуха, спросить, для чего это делается и какие слова при этом произносят. Приглашают (переселяют) ли в новый дом домового и как это происходит.

Кто такие домовой, баннушко (банник), овинники, гуменники, лешие, как они выглядят в представлении информатора? Где они обитают? Что онихслышал рассказчик?

Каких других обитателей пространства, в котором живет человек, знает информатор?

Как они выглядят, живут ли семьями, имеют ли детей, смертны ли они?

Если эти существа имеют человеческое обличье, то надо расспросить информатора о том, чем они отличаются от людей в облике или в одежде.

Надо узнать, связано ли появление этих существ и их действия с каким-либо определенным временем года, месяцем или днем недели.

Надо узнать мнение информатора о том, общаются ли между собою существа, обитающие в разных жизненных пространствах (леший и полевой, леший и домовой, банник и домовой и так далее).

Если они способны превращаться в животных, то следует уточнить, в каких животных, при каких условиях и обстоятельствах.

Что нужно делать, чтобы получить от того или иного существа разрешение на пребывание в его сфере или на какое-то дело?

Каковы средства защиты от этих существ (крест, молитва, растения, подручные предметы или что-то другое)?

Как часто и в каких случаях, и чем кормят домового или других существ?

Что делают с обломками печного пода: разводят, смешивают с новой глиной и снова кладут в печь, выбрасывают или поступают как-то иначе?

Есть ли какие-либо приметы, связанные с работой в поле (когда можно работать, когда – нет)?

Существуют ли рассказы о чертях, где они обитают, как выглядят? Встречали ли их и опасно ли это? Есть ли обереги от них?

Какие чудесные случаи бывали в этой местности? Чемих объясняли?

 

БЫЛИЧКИ. Былички более интересуют женщин, мужчины-рассказчики относятся к подобным повествованиям чаще всего свысока. Поэтому о быличках целесообразнее спрашивать у исполнительниц песен.

При записи несказочной прозы рекомендуется знать исторические события, происходившие в данном районе, учитывать географические особенности местности (водоемы, овраги, леса). Если персонажем и участником событий былички оказывается житель данного населенного пункта, то нужно встретиться с ним, чтобы записать рассказ о событии от него самого. Собиратель должен произвести максимальное количество записей об этом событии у разных жителей, знающих о нем.

Записав от рассказчика былички о мифологических персонажах, надо вслед за этим подробно расспросить информаторов-родственников разных возрастов. При записи текста былички важно выяснить устойчивые ситуации, при которых она рассказывалась.

Хорошо, если удастся при записи произведения несказочной прозы, смоделировать ситуацию, характерную для традиционного бытования жанра, заинтересовав разговором группу людей, с тем, чтобы рассказ о случае, происшествии стал предметом коллективного обсуждения, при этом необходимо фиксировать все детали диалога и переходы от одного рассказа к другому.

Необходимо обращать внимание и записывать рассказы о странных происшествиях, которые уже не объясняются как результат действий сверхъестественных сил.

О лешем:

- леший может принимать различные образы: простого человека, старика,

- человека огромного роста, человека (животного) в шерсти;

- леший выдает себя хохотом, пугает действием, звуками;

- леший вредит человеку, например, может завести человека в чащу леса;

- леший служит человеку: выводит из леса на дорогу;

- лешего можно убить: медной пуговицей;

- леший боится: ругани, мата, креста, молитвы.

О домовом:

- домовой принимает образы: мужика, старика, черного страшного человека (в шерсти), он маленького роста;

- домовой «шалит» в доме, например, разбрасывает посуду, одежду, вещи, давит человека;

- от домового помогает: ремень, крест, молитва, мат;

- домовой и домашняя скотина: домового часто видят около скотины, домовой мучает и губит скотину или поит, кормит, подсказывает хозяину желательную масть лошади, за которой ухаживает;

- домовой предсказывает будущее: наваливаясь на спящего, отвечает на вопрос: «к худу или к добру», показывается или воет перед несчастьем;

- переезжая в новый дом, надо позвать старого домового;

- домовой выживает хозяина из дома;

О баннике:

- принимает разные образы, в частности, женщины;

- подшучивает над человеком в бане, не дает мыться или наказывает за мытье в бане «в третий пар».

О черте:

- принимает облик обычного человека, водит, пугает;

- упоминание о черте приводит к беде;

- боится: молитвы, креста;

- душа удавленника, утопленника, пьяницы — собственность чёрта;

- самоубийца (опойца) служит лошадью у черта;

- черт забирает проклятых;

- сила материнского проклятья;

О колдунах:

- получение колдовства;

- колдун на свадьбе: портит молодых, пугает лошадей, останавливает свадьбу;

- порча людей: питье, слово;

- смерть колдуна: не может умереть, не передав колдовства другому; чтобы умер, нужно разобрать крышу дома, при смерти за ним приходят черти.

Оборотни:

- принимают вид животных, предметов крестьянского быта;

- способ превращения;

- преследование человека;

- ловля оборотня;

- поиски оборотня;

- наказание.

Ведьмы:

- отнимают молоко у коровы, превратившись в змею.

ПРЕДАНИЯ. Предания – рассказы о прошлом, о минувших событиях и героях, о разбойниках и кладах. Предания бывает трудно распознать и в связи с этим записать. Они могут неожиданно прозвучать в разговоре, часто отрывочно. Рассказчик может не акцентировать на нем внимания, так как считает, что эти события всем известны. В таком случае нужно попросить рассказать об этих событиях подробнее, не ограничиваясь записью отрывочного сообщения.

Необходимо записывать краткие рассказы о названиях деревень, болот, рек, озер, гор или насыпей. Записывать рассказы о необычных, например, исцеляющих камнях или источниках, об особых деревьях. Еще труднее бывает узнать давнее прошлое деревни, например, относящееся ко времени основания деревни, по рассказам жителей.

Нужно поинтересоваться, не знает ли кто-нибудь из жителей деревни истории, связанной с ее основанием, кто тут жил и кто заселял ее. В связи с этим можно услышать интересные истории о происхождении фамилий и прозвищ.

Иногда, в тех местах, где есть курганы, сохраняются рассказы об их происхождении и чудесные истории, связанные с существованием курганов.

Что известно о происхождении, названии села, местных рек, оврагов, родников, лесов?

Что рассказывают о событиях, происходивших в далеком прошлом (о разбойниках, кладах, об исторических деятелях)?

ЛЕГЕНДЫ. Иногда от информаторов удается услышать и легенды, то есть рассказы, в которых информатор говорит

- о происхождении и каких-либо особенностях животных, птиц;

- о наказании грешников и их прощении;

- о далекой счастливой стране, где человек избавлен от страданий;

- о Боге, Богоматери, святых людях, их хождении по земле, аду или раю, о том, как они помогают обиженным и бедным людям;

- о происхождении мира, небесных светил, земли и так далее.

МЕМОРАТЫ (рассказы-воспоминания).

- о жизни до революции;

- о революции и гражданской войне;

- о колхозной жизни;

- о коммунистах и комсомольцах села;

- о борьбе с кулачеством;

- о Великой Отечественной войне (жизнь в тылу и событиях на фронте).

Запись меморатов требует предельной тактичности в проведении опроса-беседы и искренней заинтересованности собирателя, так как речь чаще всего идет о событиях, часто драматических, пережитых самим рассказчиком, которые, может быть, остро воспринимается до сих пор.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.