Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития мирового рынка информации




Тесты

Вопросы для обсуждения

1. В каких ситуациях предпочтение отдается централизованной схеме информационного обеспечения в компании?

2. В каких ситуациях предпочтительнее децентрализованная схема информационного обеспечения в компании?

3. На каких этапах процесса управления информацией используются источники метаинформации?

4. Какие задачи решаются на основе метаинформации?

5. Что необходимо учитывать при отборе информационных ресур­сов?

6. Какие сведения необходимы при планировании деятельности ком­пании?

7. Какие сведения необходимы для поддержки инновационной дея­тельности компании?

8. В чем состоят информационные потребности компании при обуче­нии персонала?

9. Каким образом можно мотивировать специалистов компании на использование новых информационных ресурсов, на проведение информационных исследований?

10. От чего зависят информационные потребности специалистов ком­пании?

 

3.1. Информационные потребности компании по внешней информации составляют:

а) менее 10%;

б) около 50%;

в) более 80%.

 

3.2 Доля затрат в бюджете западных компаний на информационные ис-
следования составляет:

а) 0-5%;

б) 5-10%;

в) 10-15%;

г) 15-20%.

 

3.3. Расположите виды информации по убыванию требований по опера-
тивности предоставления:

а) научно-техническая;

б) биржевая и финансовая;

в) статистическая;

г) коммерческая.

 

3.4. Наиболее предпочтительной для крупной компании является схема
организации получения информации из внешних источников:

а) централизованная;

б) децентрализованная.

 

3.5. Процесс управления информацией в компании начинается с этапа:

а) выявления потребностей в информации;

б) анализа информационного пространства;

в) постановки цели.

 

3.6. Сведения о состоянии мирового информационного рынка необхо-
димы на следующем этапе управления информационными ресурсами
в компании:

а) выявление потребности в информации;

б) отбор информационных ресурсов;

в) организация доступа к информационным ресурсам.

 

3.7. Наиболее полные сведения по базам данных на мировом рынке ин-
формационных ресурсов предоставляет:

а) каталог Информрегистра;

б) Gale Directory;

в) Ulrich's Directory.

 

3.8. Наиболее труднодоступными являются следующие сведения о состав-
ляющей внешней среды:

а) общее состояние экономики;

б) состояние отраслевого рынка;

в) состояние рынка конкретной продукции.

 

3.9. Эффективный непрерывный доступ своих специалистов к актуаль-
ным знаниям компания может обеспечить путем организации

а) доступа к обновляемым информационным ресурсам;

б) постоянного повышения квалификации;

в) доступа к электронным курсам.

 

3.10. Информационная грамотность предполагает владение знаниями и умениями:

а) для работы с современными информационными технологиями;

б) для осуществления информационной деятельности, включая сбор,
обработку, оценку и интерпретацию получаемых сведений;

в) для работы с электронными информационными ресурсами.


 

Глава 4. МИРОВОЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИИ

 

Понятие «рынок информационных ресурсов» может быть опре­делено как совокупность экономических, правовых и информаци­онных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и ха-актеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и ме­ханизмами их предоставления и ценами.

Предметом торговли на рынке информационных ресурсов высту­пает доступ к информации. На мировом рынке информации можно получить услугу доступа к необходимым сведениям. По многим па­раметрам информация как товар отличается от других видов товаров. Информационные ресурсы как товар обладают следующими отли­чительными характеристиками:

· неотделимость от источника, продавец не утрачивает прав на предоставленную информацию после ее продажи;

· непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, а также от времени и места оказания. Ценность информационной услуги может быть сведена к нулю, если данные предоставлены несвоевре­менно.

Рынок информационных ресурсов неизменно связывают с ком­пьютерными и телекоммуникационными технологиями, однако за­рождение информационного рынка произошло задолго до появления первых компьютеров. Формирование рынка информационных ре­сурсов началось в середине XIX в. Ведущие информационные агент­ства, широко известные и в наши дни, занимаются информацион­ным обслуживанием потребителей на протяжении более чем полу­тора веков.

Информационные агентства деловой информации (биржевой, финансовой и коммерческой информации): Reuters (основано в 1851 г.), Dow Jones & Company (1882), Associated Press (1846), Dun & Bradstreet (1841), Standard & Poor's (1860) и др. — изначально работали как международные агентства, предоставляя деловую информацию инвесторам о зарубежных проектах. Информационное агентство Reuters было создано для обеспечения обмена сведениями между бир­жами Лондона и Парижа. Другие агентства осуществляли информа­ционную поддержку инвестиционных потоков из Европы на Севе­роамериканский континент

Предприниматели того времени остро нуждались в независимых и достоверных источниках информации, тем самым сформировав спрос на деловую и коммерческую информацию. Информтционные агентства являлись единственным независимым источником досто­верных сведений для инвесторов.

 

Пример 4.1. Поводыри для инвесторов.

Европейские финансисты обратили внимание на Североамеериканский континент в середине XIX в. по причине бурного развития транспорта и связи. Американские железнодорожные и телеграфные комтании остро нуждались в кредитах для строительства магистралей, соединяющих про­мышленный Север страны с сырьевыми ресурсами Юга и Запаада. В США к началу 1850-х гг. действовали более 120 железнодорожных и соколо 50 те­леграфных компаний. Их названия и имена директоров европеейцы обыч­но узнавали из газет, где регулярно сообщалось то об очереднюм предна­меренном банкротстве, то о бегстве железнодорожного! магната с чемоданом, набитым деньгами акционеров. Потенциальные ижвесторы не могли доверять ни данным официальной статистики, ни отчетаим собствен­ных агентов в Северной Америке: руководители железнодорсожных ком­паний с равным успехом могли коррумпировать или ввести в ззаблуждение как местных чиновников, так и европейских эмиссаров. Даже в Федераль­ном налоговом департаменте США очень немногие служащие шмели пред­ставление о том, какая железнодорожная ветка действительно строится на Диком Западе, а какая существует только в балансовых отчетах.

Единственным человеком, который мог иметь представлеение о том, что происходит на рынке, интересующем европейских банкиров, был Генри Варнум Пур — главный редактор единственного на itot момент отраслевого железнодорожного издания American Railroad Joournal. Каз­начейство США в 1851 г. обратилось к нему с просьбой подготовить детальный отчет о состоянии финансовых и производственнных фондов американских железнодорожных компаний. Г. Пур принял прредложение и сообщил казначейству, что, перед тем как писать отчет, жеобходимо собрать достоверную информацию о компаниях, и вместо готового тек­ста представил заказчику анкету, состоящую почти из 300 всопросов, на которые он желал бы получить ответы от каждой из компаний.

В 1854 г. эти анкеты были разосланы Пуром 120 директоразм железно­дорожных компаний. Ответили немногие — в основном те, чей бизнес обеспечивался федеральными заказами, и железнодорожникки, поддер­живавшие дружеские отношения с журналом и его редактором. Данные, показавшиеся Пуру адекватными, были опубликованы в Атеriсап Railroad Journal. В адрес директоров, которые не соизволили ответитгь на запрос или прислали бессмысленный ответ, Пур разразился хлесткиим коммен­тарием.

Такие публикации приобрели регулярный характер, и сксоро читате­ли и железнодорожные магнаты заметили четкую закономернность. Ком­пании, упомянутые в American Railroad Journal в позитивжом ключе, неизменно получали мощный приток инвестиций. Они разлмещали до­молнительные эмиссии облигаций на Лондонской, Парижской и Фран­кфуртской биржах, за счет чего быстро расширяли свои сети и скупали компании, попавшие в «черные списки Пура». Однако монополия Пура на рынке деловой информации продержалась недолго, компанию на рынке деловой информации ему составили Джон Муди, Лютер Блейк и др. Дело, начатое Генри Пуром, продолжает широкоизвестное рей-шнговое агентство Standard & Poor's.

Источник: Жаворонков П. Поводыри для инвесторов // Компания. Деловой еженедельник. - 2003. — № 43; http://www.ko.ru/document. php?id=8161

 

В это же время зарождаются и ведущие информационные агентства специализированной (отраслевой и научно-технической) информа­ции, такие как LexisNexis (1873) и McGraw-Hill (1888). Эти информа­ционные агентства начали свою историю как издатели научных и от-Ьслевых изданий. В настоящее время эти агентства являются постав-ншклми широкого круга информационных ресурсов.

По мере того как увеличивалось число игроков на информацион­ном рынке и расширялся круг источников информации, нарастала Ишрсбность в систематизированном описании информационных ресурсов и комплексном информационном обслуживании Рис. 4.1.

 

 

 


Таким образом, можно выделить три предпосылки создания ин­формационной инфраструктуры и рынка информационных ресур­сов:

· развитие интеграционных процессов в мировой экономике;

· рост потребности в независимых источниках достоверной ин­формации;

· увеличение объемов накапливаемой информации.

Рынок информационных ресурсов образует необходимую инфра­структуру для развития экономики и информационного общества, в основе которой лежит обмен информацией и знаниями через теле­коммуникационные сети.

Современный образ информационного рынка начал складываться в середине 1960-х гг. в результате качественных изменений в форме и методах предоставления и обработки информации с использова­нием компьютерной, вычислительной техники и телесетей. В этот период основными источниками, формирующими электронный мас­сив информации в виде баз данных, являлись государственные ин­формационные службы, учебные заведения, различные обществен­ные организации, занимающиеся сбором информации в опреде­ленной области.

Пользователям — специалистам в различных областях науки и тех­ники предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библи­отеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслужива­ние производилось, как правило, на некоммерческой основе.

Первые автоматизированные информационные системы полу­чили название «информационно-поисковые системы» (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых элект­ронных вычислительных машин (ЭВМ) — малый объем памяти, по­следовательный просмотр записей на магнитных лентах — в ИПС хра­нились вторичные документы — поисковые образцы документов. Первичные документы хранились по-прежнему в библиотеках и ар­хивах. В результате поиска во вторичных документах выдавался адрес хранения первичного документа, т.е. его место в хранилище. Такие системы работали в двух режимах: избирательного распространения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распро­странении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действу­ющими запросами и оповещение пользователя о найденных доку­ментах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу. При внедрении ИПС автоматизирова­лась лишь часть функций информационного обслуживания. Хотя коренных изменений в качестве обслуживания пользователя не про­изошло, информационно

поисковые системы сыграли свою поло­жительную роль как базы дальнейшего развития автоматизации ин­формационных процессов.

Следующим шагом, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники — ростом объемов памяти и быстродей­ствия, является появление фактографических информационных систем. Эти системы содержат формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, со­бытий и т.д.).

Пользователь из таких систем мог получить ответ на свой вопрос, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных, в которых могли хра­ниться также библиографические описания документов и рефератов. Фактографические системы позволили производить обработку ин­формации по указанию пользователя, обеспечивая высокую эффек­тивность в оперативности обслуживания и полноте выдаваемой ин­формации.

На начальном этапе развития рынка электронной информации формирование электронных информационных ресурсов в силу вы­соких стоимостных и трудовых затрат происходило при поддержке государства. По мере совершенствования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ) рынок электронной информации расширялся за счет частных инвестиций, что привело к уменьшению доли государственных ресурсов с 56% в 1977 г. до 13% в 1998 г.

Достижения в области информационно-коммуникационных тех­нологий, которые еще принято называть ИКТ-революцией, обеспе­чили условия создания единого мирового информационного про­странства, или мировых информационных ресурсов, значительную часть которых составляет электронная информация. В основном на это повлияли следующие факторы:

· увеличение объемов накапливаемой информации в элект­ронном виде;

· снижение стоимости обработки и хранения информации в электронном виде;

· развитие информационной индустрии;

· интеграционные процессы;

· развитие информационных и телекоммуникационных сетей, объединяющих экономики практически всех стран.

В России формирование рынка информационных ресурсов стало возможным только в 1990-е гг. В Советском Союзе существовали такие крупные информационные системы, как система научно-тех­нической информации, государственной статистики, библиотечная сеть, архивный фонд. Но они не были ориентированы на удовлетво­рение информационных потребностей рыночной экономики. Ог­ромное внимание уделялось научно-технической информации как основе научного и индустриального развития страны. Так, развитие российского информационного рынка сдерживало отсутствие пони­мания у российских предпринимателей важности доступа к инфор­мации. Исследование, проведенное агентством Reuters в 1998 г., по­казало, что только 28% российских предпринимателей согласились с тем, что информация является критическим фактором, влияющим на принятие решения. Этим объясняется недостаточное внимание к информационным ресурсам как ресурсам производства в нашей стране по сравнению с зарубежными развитыми странами.

Мировые информационные ресурсы ориентированы на обслужи­вание всех видов деятельности человека. В современной литературе обычно мировые информационные ресурсы разделяют на три сек­тора: деловой информации, специальной и научно-технической ин­формации, потребительской информации.

Сектор деловой информации, в свою очередь, подразделяется на следующие группы: биржевая и финансовая информация, статисти­ческая информация, коммерческая информация, деловые новости.

Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную библиографическую, реферативную и полнотек­стовую информацию о фундаментальных и прикладных исследова­ниях и профессиональную информацию для юристов, врачей, работ­ников образования, инженеров и т.д.

Сектор массовой, потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т.д.).

Классификация мировых информационных ресурсов показывает, что эти ресурсы направлены на удовлетворение потребностей в не­обходимых сведениях всех категорий граждан мирового сообще­ства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.