КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы развития мирового рынка информации
Тесты Вопросы для обсуждения 1. В каких ситуациях предпочтение отдается централизованной схеме информационного обеспечения в компании? 2. В каких ситуациях предпочтительнее децентрализованная схема информационного обеспечения в компании? 3. На каких этапах процесса управления информацией используются источники метаинформации? 4. Какие задачи решаются на основе метаинформации? 5. Что необходимо учитывать при отборе информационных ресурсов? 6. Какие сведения необходимы при планировании деятельности компании? 7. Какие сведения необходимы для поддержки инновационной деятельности компании? 8. В чем состоят информационные потребности компании при обучении персонала? 9. Каким образом можно мотивировать специалистов компании на использование новых информационных ресурсов, на проведение информационных исследований? 10. От чего зависят информационные потребности специалистов компании?
3.1. Информационные потребности компании по внешней информации составляют: а) менее 10%; б) около 50%; в) более 80%.
3.2 Доля затрат в бюджете западных компаний на информационные ис- а) 0-5%; б) 5-10%; в) 10-15%; г) 15-20%.
3.3. Расположите виды информации по убыванию требований по опера- а) научно-техническая; б) биржевая и финансовая; в) статистическая; г) коммерческая.
3.4. Наиболее предпочтительной для крупной компании является схема а) централизованная; б) децентрализованная.
3.5. Процесс управления информацией в компании начинается с этапа: а) выявления потребностей в информации; б) анализа информационного пространства;
в) постановки цели.
3.6. Сведения о состоянии мирового информационного рынка необхо- а) выявление потребности в информации; б) отбор информационных ресурсов; в) организация доступа к информационным ресурсам.
3.7. Наиболее полные сведения по базам данных на мировом рынке ин- а) каталог Информрегистра; б) Gale Directory; в) Ulrich's Directory.
3.8. Наиболее труднодоступными являются следующие сведения о состав- а) общее состояние экономики; б) состояние отраслевого рынка; в) состояние рынка конкретной продукции.
3.9. Эффективный непрерывный доступ своих специалистов к актуаль- а) доступа к обновляемым информационным ресурсам; б) постоянного повышения квалификации; в) доступа к электронным курсам.
3.10. Информационная грамотность предполагает владение знаниями и умениями: а) для работы с современными информационными технологиями; б) для осуществления информационной деятельности, включая сбор, в) для работы с электронными информационными ресурсами.
Глава 4. МИРОВОЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИИ
Понятие «рынок информационных ресурсов» может быть определено как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и ха-актеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. Предметом торговли на рынке информационных ресурсов выступает доступ к информации. На мировом рынке информации можно получить услугу доступа к необходимым сведениям. По многим параметрам информация как товар отличается от других видов товаров. Информационные ресурсы как товар обладают следующими отличительными характеристиками:
· неотделимость от источника, продавец не утрачивает прав на предоставленную информацию после ее продажи; · непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, а также от времени и места оказания. Ценность информационной услуги может быть сведена к нулю, если данные предоставлены несвоевременно. Рынок информационных ресурсов неизменно связывают с компьютерными и телекоммуникационными технологиями, однако зарождение информационного рынка произошло задолго до появления первых компьютеров. Формирование рынка информационных ресурсов началось в середине XIX в. Ведущие информационные агентства, широко известные и в наши дни, занимаются информационным обслуживанием потребителей на протяжении более чем полутора веков. Информационные агентства деловой информации (биржевой, финансовой и коммерческой информации): Reuters (основано в 1851 г.), Dow Jones & Company (1882), Associated Press (1846), Dun & Bradstreet (1841), Standard & Poor's (1860) и др. — изначально работали как международные агентства, предоставляя деловую информацию инвесторам о зарубежных проектах. Информационное агентство Reuters было создано для обеспечения обмена сведениями между биржами Лондона и Парижа. Другие агентства осуществляли информационную поддержку инвестиционных потоков из Европы на Североамериканский континент Предприниматели того времени остро нуждались в независимых и достоверных источниках информации, тем самым сформировав спрос на деловую и коммерческую информацию. Информтционные агентства являлись единственным независимым источником достоверных сведений для инвесторов.
Пример 4.1. Поводыри для инвесторов. Европейские финансисты обратили внимание на Североамеериканский континент в середине XIX в. по причине бурного развития транспорта и связи. Американские железнодорожные и телеграфные комтании остро нуждались в кредитах для строительства магистралей, соединяющих промышленный Север страны с сырьевыми ресурсами Юга и Запаада. В США к началу 1850-х гг. действовали более 120 железнодорожных и соколо 50 телеграфных компаний. Их названия и имена директоров европеейцы обычно узнавали из газет, где регулярно сообщалось то об очереднюм преднамеренном банкротстве, то о бегстве железнодорожного! магната с чемоданом, набитым деньгами акционеров. Потенциальные ижвесторы не могли доверять ни данным официальной статистики, ни отчетаим собственных агентов в Северной Америке: руководители железнодорсожных компаний с равным успехом могли коррумпировать или ввести в ззаблуждение как местных чиновников, так и европейских эмиссаров. Даже в Федеральном налоговом департаменте США очень немногие служащие шмели представление о том, какая железнодорожная ветка действительно строится на Диком Западе, а какая существует только в балансовых отчетах.
Единственным человеком, который мог иметь представлеение о том, что происходит на рынке, интересующем европейских банкиров, был Генри Варнум Пур — главный редактор единственного на itot момент отраслевого железнодорожного издания American Railroad Joournal. Казначейство США в 1851 г. обратилось к нему с просьбой подготовить детальный отчет о состоянии финансовых и производственнных фондов американских железнодорожных компаний. Г. Пур принял прредложение и сообщил казначейству, что, перед тем как писать отчет, жеобходимо собрать достоверную информацию о компаниях, и вместо готового текста представил заказчику анкету, состоящую почти из 300 всопросов, на которые он желал бы получить ответы от каждой из компаний. В 1854 г. эти анкеты были разосланы Пуром 120 директоразм железнодорожных компаний. Ответили немногие — в основном те, чей бизнес обеспечивался федеральными заказами, и железнодорожникки, поддерживавшие дружеские отношения с журналом и его редактором. Данные, показавшиеся Пуру адекватными, были опубликованы в Атеriсап Railroad Journal. В адрес директоров, которые не соизволили ответитгь на запрос или прислали бессмысленный ответ, Пур разразился хлесткиим комментарием. Такие публикации приобрели регулярный характер, и сксоро читатели и железнодорожные магнаты заметили четкую закономернность. Компании, упомянутые в American Railroad Journal в позитивжом ключе, неизменно получали мощный приток инвестиций. Они разлмещали домолнительные эмиссии облигаций на Лондонской, Парижской и Франкфуртской биржах, за счет чего быстро расширяли свои сети и скупали компании, попавшие в «черные списки Пура». Однако монополия Пура на рынке деловой информации продержалась недолго, компанию на рынке деловой информации ему составили Джон Муди, Лютер Блейк и др. Дело, начатое Генри Пуром, продолжает широкоизвестное рей-шнговое агентство Standard & Poor's.
Источник: Жаворонков П. Поводыри для инвесторов // Компания. Деловой еженедельник. - 2003. — № 43; http://www.ko.ru/document. php?id=8161
В это же время зарождаются и ведущие информационные агентства специализированной (отраслевой и научно-технической) информации, такие как LexisNexis (1873) и McGraw-Hill (1888). Эти информационные агентства начали свою историю как издатели научных и от-Ьслевых изданий. В настоящее время эти агентства являются постав-ншклми широкого круга информационных ресурсов. По мере того как увеличивалось число игроков на информационном рынке и расширялся круг источников информации, нарастала Ишрсбность в систематизированном описании информационных ресурсов и комплексном информационном обслуживании Рис. 4.1.
Таким образом, можно выделить три предпосылки создания информационной инфраструктуры и рынка информационных ресурсов: · развитие интеграционных процессов в мировой экономике; · рост потребности в независимых источниках достоверной информации; · увеличение объемов накапливаемой информации. Рынок информационных ресурсов образует необходимую инфраструктуру для развития экономики и информационного общества, в основе которой лежит обмен информацией и знаниями через телекоммуникационные сети. Современный образ информационного рынка начал складываться в середине 1960-х гг. в результате качественных изменений в форме и методах предоставления и обработки информации с использованием компьютерной, вычислительной техники и телесетей. В этот период основными источниками, формирующими электронный массив информации в виде баз данных, являлись государственные информационные службы, учебные заведения, различные общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области. Пользователям — специалистам в различных областях науки и техники предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание производилось, как правило, на некоммерческой основе. Первые автоматизированные информационные системы получили название «информационно-поисковые системы» (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых электронных вычислительных машин (ЭВМ) — малый объем памяти, последовательный просмотр записей на магнитных лентах — в ИПС хранились вторичные документы — поисковые образцы документов. Первичные документы хранились по-прежнему в библиотеках и архивах. В результате поиска во вторичных документах выдавался адрес хранения первичного документа, т.е. его место в хранилище. Такие системы работали в двух режимах: избирательного распространения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действующими запросами и оповещение пользователя о найденных документах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу. При внедрении ИПС автоматизировалась лишь часть функций информационного обслуживания. Хотя коренных изменений в качестве обслуживания пользователя не произошло, информационно поисковые системы сыграли свою положительную роль как базы дальнейшего развития автоматизации информационных процессов. Следующим шагом, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники — ростом объемов памяти и быстродействия, является появление фактографических информационных систем. Эти системы содержат формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.). Пользователь из таких систем мог получить ответ на свой вопрос, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных, в которых могли храниться также библиографические описания документов и рефератов. Фактографические системы позволили производить обработку информации по указанию пользователя, обеспечивая высокую эффективность в оперативности обслуживания и полноте выдаваемой информации. На начальном этапе развития рынка электронной информации формирование электронных информационных ресурсов в силу высоких стоимостных и трудовых затрат происходило при поддержке государства. По мере совершенствования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) рынок электронной информации расширялся за счет частных инвестиций, что привело к уменьшению доли государственных ресурсов с 56% в 1977 г. до 13% в 1998 г. Достижения в области информационно-коммуникационных технологий, которые еще принято называть ИКТ-революцией, обеспечили условия создания единого мирового информационного пространства, или мировых информационных ресурсов, значительную часть которых составляет электронная информация. В основном на это повлияли следующие факторы: · увеличение объемов накапливаемой информации в электронном виде; · снижение стоимости обработки и хранения информации в электронном виде; · развитие информационной индустрии; · интеграционные процессы; · развитие информационных и телекоммуникационных сетей, объединяющих экономики практически всех стран. В России формирование рынка информационных ресурсов стало возможным только в 1990-е гг. В Советском Союзе существовали такие крупные информационные системы, как система научно-технической информации, государственной статистики, библиотечная сеть, архивный фонд. Но они не были ориентированы на удовлетворение информационных потребностей рыночной экономики. Огромное внимание уделялось научно-технической информации как основе научного и индустриального развития страны. Так, развитие российского информационного рынка сдерживало отсутствие понимания у российских предпринимателей важности доступа к информации. Исследование, проведенное агентством Reuters в 1998 г., показало, что только 28% российских предпринимателей согласились с тем, что информация является критическим фактором, влияющим на принятие решения. Этим объясняется недостаточное внимание к информационным ресурсам как ресурсам производства в нашей стране по сравнению с зарубежными развитыми странами. Мировые информационные ресурсы ориентированы на обслуживание всех видов деятельности человека. В современной литературе обычно мировые информационные ресурсы разделяют на три сектора: деловой информации, специальной и научно-технической информации, потребительской информации. Сектор деловой информации, в свою очередь, подразделяется на следующие группы: биржевая и финансовая информация, статистическая информация, коммерческая информация, деловые новости. Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях и профессиональную информацию для юристов, врачей, работников образования, инженеров и т.д. Сектор массовой, потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т.д.). Классификация мировых информационных ресурсов показывает, что эти ресурсы направлены на удовлетворение потребностей в необходимых сведениях всех категорий граждан мирового сообщества.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |