Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение Философии и науки, искусства, религии. Философия и социокультурный контекст




На стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе.

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных отношений между субъектом и объектом, а рост естественно-научной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения (о мире в целом и об отношении человека к этому миру) и ответ на него обрел научную форму. История развития философии в плане отношения всеобщего и частно-научного знания о природе тоже свидетельствует о неразрывной связи Философии и науки. Таким образом на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития Философское знание оказывалось переплетенным с естественно-научным. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания. Система знания считается научной, если она отвечает специальным критериям: 1) объективность - природа, предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть без привнесения в них чего-либо субъективного или сверх-природного. 2) рациональность, доказательность - в научном знании приводится необходимые и достаточные основания истинности содержания 3)эссенциалистская направленность - нацеленность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта. 4)особая систематичность знания - упорядоченность в форме теории. 5)проверяемость – научная истина характеризует знания, кототрые в принципе проверяемы и оказываются подтвержденными. Все отмеченные критерии применяемы к части содержания Философского знания. Таким образом Философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и потому она есть наука. Ее предмет - вопросы мировоззрения. Философия есть и естественная наука и обществоведческая дисциплина, т.к. изучает и общество, но при этом она не сводима ни к той, ни к другой.

Искусство и философия. Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи пронизывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией. Вопрос о соотношении искусства и философии действительно очень сложен, Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостоящая на всем этапе развития культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта познания, эти формы духовной деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и языка. Философия в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости. Искусство и философия - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Взаимоотношения между религией и философией исторически изменчивы и разнообразны. Если материальная линия философии противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистичной философии неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в которых не всегда даже признается различие между философией и религией, как отдельными формами общественного сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия. Однако и в Европейской культуре взаимоотношения между религией и философией неоднозначны. В античности религиозные представления входили в состав философии в качестве ее необходимого компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя философию.

Действительное расчленение философии и религии на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Была официально принята концепция двух истин. Одна от бога, а другая от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается в события мира, и поэтому чел может и должен познавать природу и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в историческую реальность вне зависимости от бога. Впоследствии философия постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религии. Согласно марксизму, религия есть остаточная форма общественного сознания, которая будет сохраняться до тех пор, пока вследствие развития социально-экономических структур общества со стороны других форм общественного сознания и прежде всего со стороны самой философии не будет предложена система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религиозных представлений. Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу религии и философии. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеологические причины вязаны с трудностями истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца 20в. Современные теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями. Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении.

3. Предмет Философии. Философия как «любовь к мудрости», как наука и как игра. Роль и функции философии.

Философия - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия – это все сущее во всей полноте формы и содержания. Философия пытается найти ответы на такие вопросы, как:: «Что такое Душа?», «Что такое Бог?», «Что такое Истина?».

Понятие «философия» происходит от греческого «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость). Ввел это понятие Пифагор в VI в. до н.э. Для него философ – рассуждающий человек, который получает знания только путем собственных рассуждений (т.е. творческим путем).

На сегодняшний день философия является наукой, потому что имеет свой категориальный аппарат, язык, опирается на систему научного знания. Предметом Философии является наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования. Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься, как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также изучали проблемы теории познания. Объектом их изучения выступал и сам человек, его ум, чувства, искусство, мораль, религия и т. д. Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрениям и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе. Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации об объектах. Знание – это результат познания. Та или иная система знания считается научной, если она отвечает определенным критериям: 1. Объективность. 2. Рациональность (в научном знании не просто ч-то сообщается, а приводятся необод. Обоснования, по которым это содержание истинно ).

3. Системность знания (упорядоченность по осознанным принципам: упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия). 4. Проверяемость (путем обращения к научному наблюдению, к практике, и испытания логикой: научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемые и в конечном счете оказываются подтвержденными). Предметная специфика Философии как вида научного знания – в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

Предметом Философии является всеобщее в системе мир-человек. Эта система распадается на две относительно противоположные., но взаимосвязанные подсистемы—мир и человек. Каждая из сторон подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами делятся на 4 аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия выступает в 2-х ипостасях: 1)как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2)как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение функций философии на 2 группы: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческие -Выработка средств мировоззренческой ориентации человека; Выработка системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. К ним относятся: 1)Гуманистическая функция. Философия не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. 2)Социально-аксиологическая функция. Общественная Философия должна указать путь к высшему совершенству и разработать общественный идеал, который может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве. 3)Культурно-воспитательная функция. Знание Философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. 4)Отражательно-информационная функция. Одна из главных задач Философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

Методологические функции - Выработка общеметодологических принципов исследования в области всех частных наук; Выработка системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. К ним относятся: 1)Эвристическая функция. Существо этой функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. 2) Координирующая. координирование методов в процессе научного исследования. 3) Интегрирующая. Объединяющая роль Философии по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовывать целостность. 4) Логико-гносеологическая. Она заключается в разработке самого Философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Задача философии — ответ на вопрос: «Как возможно нечто в качестве упорядоченного? Философия — Мир Возможного, в котором действуют свои правила игры — сверхнеобходимые, — и невозможно случайное, поскольку случайное бывает только в мире «необходимого» (причинного): поскольку есть «потому что», постольку есть и исключения из этого «потому что», связанные с другим причинными рядами «потому что».

4. Онтология – философское учение о бытии. Проблема единства мира.

В философии под бытием обычно понимают реальность, существующую объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие - это материальное существование природной и социальной действительности. Бытие - основополагающая философская категория. Первую философскую концепции бытия выдвинули еще древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид), либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся (Гераклит). Бытие противопоставлялось небытию. Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Бытие в широком смысле слова - это совокупная реальность природного и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всего, что равно существует, будучи объединенным всеобщей связью всего со всем, хотя и в различных формах. Выделяют четыре вида бытия: 1 бытие вещей и процессов; 2 бытие человека; 3 бытие духовного, идеального; 4 бытие социального, общественного. Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды. В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социальные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию "социальное бытие". Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия человека, поскольку он, как живое существо, включен в мир природных тел, т.е. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо. Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент становится общественным бытием, понимается все существующее вне сознания. Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия решать основной вопрос философии. Таким образом, с помощью категории бытия объединяются основные идеи вопроса о существовании мира: 1 мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2 природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3 в силу объективной логики существования и развития мир в различии форм его существования образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Существующие уровни бытия: - существующее возможности (потенциальное бытие) - существующее в действительности (актуальное бытие). Онтология - философское учение о бытии (о сущем) как таковом, о наиболее общих его характеристиках независимо от его частных форм (видов) в отвлечении от логико-гносеологических и методологических вопросов, связанных с его постижением. Под Онтологией в домарксистской философии понималось учение о бытии как таковом, независимых от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике — системе умозрительных всеобщих определений бытия. В эпоху позднего средневековья философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, которое служило бы философским доказательством истины религии. В новое время (16в.) под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всего существующего. Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир - совокупность тел, подчиненных законам механического движения; духовная жизнь — также движение и усилие; вера в бога есть плод воображения), Спинозы, Локка, поскольку положительное содержание этих учений объективно подрывало идею онтологии как философской дисциплины высшего ранга, изолированной от гносеологии и логики. Критика О. представителей немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны О. объявляли бессодержательной и тавтологичной, с другой стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную О. (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель). В западной философии 20в. предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую О.» («трансцендентная О.» Гуссерля, критическая О. Гартмана). В новых онтологических учениях под О. понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции. Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. По способу существования бытие разделяется на 2 мира, 2 способа существования: мир физических состояний (материальный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека). Оба эти мира характеризуются понятием бытия, но их способы существования различны. Физический мир существует объективно независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир чел сознания существует субъективно, т.к. зависит от воли и сознания людей. Способ бытия человека в физическом мире определяется принадлежностью его к психическому миру и наоборот.

Единство мира как философская проблема. Философы обнаружили, что мир с одной стороны неоднороден в его существовании, в бытии: в целом он не переходящий, но отдельные его элементы переходящие. Между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Ед-во мира заключается в его материальности, т.к. в мире нет ничего, что не было бы конкретной ф. материи, ее свойств или проявлений св-в и взаимосвязей. Ед-во мира проявляется в всеобщей взаимосвязи явл-ний и предметов; наличии у всех видов матери таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию; процессах превращения одних форм матери в другие; в локальном масштабе ед-во мира – общность физико-химического строения различных тел/ законов/ и т.д.

Принцип единства мира утверждает, что мир, как и его отдельные фрагменты, есть взаимосвязанное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всех доступных нам связей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 2162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.