Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика и естественнонаучная ориентация в философии милетской школы и Гераклита




Главным вопросом древнегреческой Философии был вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия перекликается с мифологией. Если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанциональное начало – из чего все произошло.

Философия Милетской школы – рационализация мифа (Становл.: 6-5 в. до н. э). Мир объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил. В ч-ке милетцы усматривали прежде всего природное, выводя его из природных стихий. Пытались впервые дать целостную картину мира. Их ф-фия носила стихийный характер, т.к. рассматривали мир в непрерывном движении и изменении.

Фалес Милетский, Анаксимандр и Анаксимен- многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника – изначальной стихии, первоначала – архэ. По мнению Фалеса, архэ – вода. Полагал, что душа разлита во всем сущем. Рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Бога называл универсальным интеллектом: бог есть разум мира. Анаксимандр расширил понятие всего сущего до понятия апейрон – вневременная, беспредельная субстанция. Предметы и люди, порождаемые из нее, не вечны. Они смертны и подвержены разрушению. Это объяснялось тем, что апейрон мстит своим созданиям за то, что они, возникнув, приобретают предел. Апейрон недоступен чувственному восприятию, но постижим разумом. Анаксимен считал образ беспредельного слишком абстрактным. Поэтому для него архэ – воздух, дающий жизнь всему живому. Благодаря воздуху возможна жизнь. Разреженный воздух превращается в огонь, сгущенный – в воду, землю, камень. Душа тоже состоит из воздуха.

ГЕРАКЛИТ. Родом из Эфеса. (530 - 470 днэ). Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь. Выбор огня в кач. первовещества обусловлен взглядами Г. на характер жизни природы. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огонь.

Гераклит: все движется и ничего не покоится. Движение – наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления.

Гераклит: борющиеся противоположности не просто сосуществуют: они переходят одна в другую и переходят так, что при этом их переходе одной в другую сохраняется их общая для обеих противоположностей тождественная основа. Бог есть тождественная основа всех переходов: он есть и день, и ночь, и зима, и лето.

Все изменения у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – Логос (слово, разум, закон). Всегда все совершается по Логосу.Миром правит “логос”. (закон, необходимость) Логос - основа всеобщности и истинности человеческого познания. Первым различил чувственное и рациональное познание. Считал, что познание начинается с чувств, но должно обрабатываться разумом. Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.