Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Товар в системе маркетинга. Управление товаром




Лекция 1. Понятие и классификация товара в маркетинге

Основные понятия:

товар; товарная единица; товарный ассортимент; товарная номенклатура; характеристики ассортимента и номенклатуры; потребительские товары; промышленные товары; товары производственного назначения; услуги; товары повседневного спроса; товары предварительного выбора; товары особого спроса; товары пассивного спроса.

 

В основе маркетинговых усилий, осуществляемых любым лицом, либо субъектом хозяйствования, лежит идея обмена. Суть его состоит в том, чтобы каждый из участников данного процесса в результате реализации получил определенный набор выгод, позволяющих удовлетворить потребности сторон-участниц. Выгоды же непосредственно связаны с товаром, так как именно обладание им позволяет стать собственником определенного их набора. Потребители рассматривают сочетание выгод и издержек, исходя из преимуществ использования, основываясь при этом на имеющемся опыте или специальных требованиях, что в совокупности и определяет все те же искомые потребителем выгоды.

Таким образом, можно заключить, что одним из основных объектов маркетингового воздействия является - товар. В маркетинге товар - это управляемая переменная, но посредством которой предприятие или организация само «руководит» потребителем и рынком. Товар - ключевой элемент комплекса маркетинга, который призван удовлетворять функциональные потребности людей.

Рассмотрим основные характеристики товара с точки зрения маркетинга.

«Товар - это все, что может удовлетворять нужду или потребность и представляется рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления». Из определения видно, что среди функций, выполняемых товаром, с точки зрения целесообразности использования его в качестве инструмента маркетинга, выделяют: удовлетворение потребностей, воздействие на потребителя, рекламу. Можно также дать и более краткое определение данной категории «Товаром называют все, что способно удовлетворять нужды потребителей».

Первая трактовка более широка и развернута, и объясняется это тем, что сегодня товар представляет собой совокупность не только технических и экономических свойств, но и эмоциональных, что подразумевает наличие у него спектра широких и разнообразных возможностей и характеристик.

Рассматривая понятие потребности в связи с такой экономической категорией как товар, хотелось сразу обратить внимание на то, что товар в различной степени может удовлетворять потребности, связанные с ожиданием от его покупки. Как мы уже упоминали, с точки зрения того, кто его приобретает, товар, скорее, рассматривается как совокупность неких выгод, нежели как статичная единица, просто обладающая размерами, весом и ценой. В некоторых случаях выгоды, получаемые в результате использования определенного товара, на самом деле не всегда равны тем ожиданиям, которые имеют место до его приобретения.

В маркетинге часто оперируют такими понятиями как: товарная единица, товарный ассортимент, товарная номенклатура, также часто встречаемыми в производстве и торговле. Так как маркетинг является связующим звеном между процессами производства и потребления, то применение здесь данной терминологии вполне уместно.

Итак, товарная единица - это определенное изделие (услуга), имеющее конкретное название, цену и функциональные, технические характеристики - размер (длину, ширину, высоту), цвет и т.д.

Товарным ассортиментом называют группу товаров, тесно связанных между собой, с точки зрения их функционального наполнения, т.е. с точки зрения того, какие потребности могут удовлетворять товары, реализуя функции, заложенные в них.

По сути, определением синонимом для понятия товарного ассортимента служит товарная линия: «Товарная линия - это группа товаров, тесно связанных между собой либо, в силу того, что они удовлетворяют определенный класс потребностей или используются вместе, либо, в силу схожести того, что их продают одной и той же группе покупателей через те же торговые предприятия или в рамках одного и того же диапазона цен». Примерами различных ассортиментных групп товаров (товарных линий) могут служить парфюмерия и косметика фирмы БеЛита, мужская и женская одежда, предлагаемая Белорусским Центром моды, телевизоры, выпускаемые объединением «Горизонт». Естественно, каждая ассортиментная группа имеет свои особенности и требует разработки адаптированной маркетинговой стратегии.

Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп, предлагаемых компанией (подразумевается, что компания может как производить так и продавать их). Так, например, объединение «Белпочта» предлагает услуги как физическим, так и юридическим лицам, диапазон которых весьма разнообразен: телефонные переговоры, пересылка отправлений, осуществление платежей, реклама и т.д.

Работая с категорией товара, необходимо знать, что он представляет собой, с точки зрения особенностей его потребления, назначения его конечного использования, материальной его осязаемости и т.д. Эту роль выполняет классификация.

В маркетинге применяют несколько классификационных признаков, с учетом которых рассматривают следующие группы товаров.

Классификация потребительских товаров и товаров промышленного назначения

Классификация товара по типу пользователя

Потребитель - ключевая фигура рынка и маркетинга, соответственно. Исходя из этого, все товары делятся на такие группы как: потребительские товары и товары промышленного назначения.

Среди потребительских товаров по характеру выбора товара и ожиданиям потребителя выделяют:

· товары повседневного спроса;

· товары предварительного выбора;

· товары особого спроса;

· товары пассивного выбора.

Товары повседневного спроса - это товары, которые потребитель покупает часто, без особых раздумий и с минимальными усилиями на их приобретение. Например, для большинства семей покупка хлебобулочных изделий, включаемых в повседневный рацион.

Товары предварительного выбора - это товары, которые потребитель сравнивает между собой по показателям цены, качества и внешнего оформления и, зачастую, тратит достаточное время на их выбор и приобретение. Например, покупка зимней обуви, телевизора.

Товары особого спроса - это товары, на поиск и приобретение которых потребитель затрачивает значительные усилия. Например, уникальный лекарственный препарат.

Товары пассивного спроса - это товары, о существовании которых потребитель не знает, не задумывается, а если и знает, то в обычных условиях своей жизни не думает об их приобретении. Например, одежда для кормящих матерей.

Используя эту классификацию в практической деятельности, следует учитывать, что в маркетинге один и тот же товар может, в зависимости от условий использования и личностных особенностей потребителя, относиться к разных категориям. Так, для людей, страдающих постоянными головными болями, перепадами давления, мигренями болеутоляющие антиспазматические средства являются товарами повседневного спроса, тогда как для категории, не знакомой с данными симптомами - этот товар может являться товаром пассивного или особого спроса. Кроме того, принадлежность товара к какой-либо группе может меняться по мере пребывания данного товара на рынке.

Данная классификация имеет также принципиально важное значение при разработке маркетинговой стратегии деятельности компании, так как отнесение товара в большинстве своем к определенной классификационной группировке, накладывает отпечаток на характеристики целевого сегмента, а значит на инструменты и процесс позиционирования и другие применяемые маркетинговые технологии.

Классификация товаров промышленного назначения

В основе классификации товаров промышленного назначения лежит то, что основной их характеристикой является их сбыт и цель их конечного применения.

В этой связи выделяют:

· товары производственного назначения;

· вспомогательные товары.

Товары производственного назначения - используются для производства конечного готового продукта.

Вспомогательные товары - это сооружения, вспомогательное оборудование, вспомогательные материалы и услуги, которые закупаются и используются для обеспечения процесса производства конечного продукта:

· сооружения представляют собой строения и стационарное оборудование;

· вспомогательное оборудование включает ручной инструмент и офисное оборудование;

· вспомогательные материалы имеют сходство с потребительскими товарами повседневного спроса, к их числу можно отнести: бумагу, инвентарь для уборки помещений и т.д.;

· услуги представляют собой неосязаемые мероприятия по оказанию помощи промышленному потребителю, например услуги по техническому обслуживанию и ремонту.

Кроме того, рассматривается также и классификация товаров по степени их материальной осязаемости.

Классификация товаров по степени их материальной осязаемости

К таким товарам относятся:

· товары краткосрочного использования;

· товары длительного использования;

· услуги.

Товары краткосрочного использования – это товары, потребляемые за один или несколько циклов использования, например, пакет сока «Моя семья».

Товары длительного использования – это товары, которые выдерживают обычно многократное использование, например, автомобили, телевизоры, осветительные приборы.

Услуги - нематериальные продукты или выгоды, предлагаемые на продажу, например, туристические услуги, маркетинговые услуги и т.д.


Лекция 2. Концепция разработки «нового товара»

Основные понятия:

новый товар; товар рыночной новизны; уровни новизны товара; инновация; изобретение; модификация; классификация новых товаров; концепция разработки нового товара; причины неудачного вывода нового товара на рынок.

 

В современных экономических условиях процессы производства и обращения становятся все более взаимосвязанными и короткими во временном периоде. Это, с одной стороны, приводит к сокращению периода жизни товара, а с другой - к сведению к минимуму затрат времени на разработку новых товаров. Следующим немаловажным моментом, который хотелось бы отметить, является то, что по мере развития экономических, социальных и общественных процессов, требования к выгодам, ожидаемым к получению в процессе приобретения товара, становятся все более сложными и дифференцированными. Это также вынуждает производителя задумываться о периодическом обновлении товарного предложения, обращающегося на рынке, причем, чем быстрее индивидуализируются потребности, тем скорее сокращаются периоды обновления представляемого рынку ассортимента продуктов. Из этого следует, что инновационный характер современного маркетинга, обусловленный вышеперечисленными причинами, отражается, прежде всего, на качественном и количественном составе товарного предложения, разрабатываемого компаниями.

Сегодня предприятие может считаться в достаточной мере успешным лишь в том случае, если оно постоянно представляет покупателям новинки, отвечающие быстро меняющимся потребительским предпочтениям. Конечно, вывод нового товара сопряжен с огромным риском, и далеко не все «новинки» завоевывают свою нишу на рынке. Однако, торможение вопросов обновления товарной номенклатуры чревато потерей потенциальных и реальных рынков сбыта, убытками и банкротством. В этой связи хотелось бы несколько подробнее рассмотреть вопросы, касающиеся понятия нового товара и разработки концепции «товара рыночной новизны».

Прежде чем приступать к изучению сути процесса разработки нового товара попробуем определить разницу между изобретением и инновацией.

Изобретение - это открытие новых идей и методов.

Инновация (или нововведение, новшество) - это коммерциализация изобретения в результате выведения его на рынок.

Далеко не всегда место изобретения территориально может совпадать с внедрением инноваций, основанных на данном изобретении. Так, например, Япония уже традиционно является страной «внедрения инноваций», тогда как собственными изобретениями может похвастаться не так уж часто.

Главная задача инноваций - это обеспечение новых решений, удовлетворяющих запросы потребителей. При этом новаторские решения не всегда требуют серьезных прорывов в области техники и технологий.

Но, не зависимо от того, чем занимается наше предприятие - изобретениями, внедрением инноваций и т.д. - деятельность его все равно будет связана с выведением на рынок нового товара. Каким же образом можно классифицировать новый товар?

Сегодня существует несколько классификаций понятия «новый товар». Приведем некоторые их них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.