Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь и различие стратегического и операционного маркетинга




Концепция стратегического маркетинга является в настоящее время важным элементом встраивания предприятия в изменяющуюся, сложную бизнес-среду. Она ориентирует на изучение как ближайшего рыночного окружения предприятия в лице потребителей, конкурентов, поставщиков, так и неконтролируемых факторов макросреды — политических, социальных, демографических и т. д. Результатом анализа является разработка стратегических решений и их внедрение в деятельность предприятия с целью обеспечения устойчивого конкурентного положения.

Стратегический маркетинг — это направленная на долгосрочный успех деятельность по изучению рыночных возможностей и способностей предприятия, приводящая к разработке соответствующих целевым сегментам маркетинговых стратегий и тактик.

К задачам стратегического маркетинга следует отнести:

• постановку стратегических маркетинговых целей по конкретным товарам или рынкам;

• всестороннее изучение тенденций внешней маркетинговой среды;

• осознание собственных перспектив с учетом имеющихся либо потенциальных навыков и ресурсов;

• выбор привлекательных для предприятия рыночных сегментов;

• разработку конкурентных стратегий;

• нахождение действенного способа отстройки от конкурентов при использовании различных способов позиционирования;

• подготовку стратегических решений по всем элементам комплекса маркетинга.

Как процесс, интегрированный в общекорпоративную систему планирования, маркетинговое планирование включает ряд взаимосвязанных этапов: процесс стратегического маркетингового планирования и процесс оперативного маркетингового планирования.

Процесс стратегического маркетингового планирования включает следующие этапы:

· разработка миссии и целей предприятия, бизнес-подразделения;

· определение целевых рынков и анализ рыночных возможностей;

· разработка конкурентных стратегий для целевых рынков;

· формирование целей и стратегий маркетинга по целевым рынкам;

· разработка стратегий сегментации целевых рынков;

· подготовка концепций позиционирования по целевым сегментам;

· подготовка стратегических решений по элементам комплекса маркетинга;

· прогнозная оценка результатов.

Процесс оперативного маркетингового планирования включает следующие этапы:

· постановка тактических маркетинговых целей;

· планирование детальных маркетинговых мероприятий по целевым сегментам на текущий год;

· разработка бюджета маркетинговых мероприятий;

· реализация запланированных мероприятий;

· контроль достигнутых результатов.

Отличия оперативного и стратегического подходов в осуществлении маркетинговой деятельности представлены в таблице 3.1. Оперативный маркетинг ставит своей целью получение доходов, прибылей от продаж в текущем периоде. Главной целью стратегического маркетинга является достижение положительного результата в долгосрочной перспективе.

 

Таблица 3.1 –Сравнение оперативного и стратегического маркетинга

 

Оперативный маркетинг Стратегический маркетинг
Ориентация на действия Аналитическая ориентация
Существующие возможности Новые возможности
Переменные, не связанные с товарным рынком Переменные, связанные с товарным рынком
Стабильная среда Динамичная среда
Реактивное поведение Упреждающее поведение
Текущий менеджмент Долгосрочный менеджмент
Отдел маркетинга Межфункциональная организация
Заключается в организации «четырех Р» для информирования потенциальных покупателей и демонстрации отличных качеств товара при снижении издержек на поиск покупателей Заключается в оценке привлекательности рынка и конкурентоспособности предприятия
Влияет на краткосрочную рентабельность фирмы Влияет на долгосрочную позицию предприятия

 

Ориентируя на сегодняшний результат, оперативный маркетинг требует решений, диктуемых текущими обстоятельствами. Аналитический характер стратегического маркетинга базируется на оценке текущей ситуации и прогнозировании будущей, нацеливании на принятие взвешенных решений, формирование будущих рыночных тенденций. Мыслящий сегодняшним днем управленец может использовать только существующие возможности, которые значительно ограничены как рамками рынка, так и сформировавшимися пристрастиями потребителей, поведением конкурентов. В то же время менеджер, использующий технику стратегического маркетинга, должен рассматривать будущие возможности, пытаться определить перспективные тенденции, участвовать в их формировании. Среди показателей (переменных), которые анализируются в рамках оперативного маркетинга, главными являются: текущая рентабельность, оборот по производимым товарам. Отсюда стремление больше вкладывать и поддерживать продукты, успешные на сегодняшний день. Стратегический маркетинг интересуют переменные, описывающие новые рынки, товары, способные прийти на смену сегодняшним, принести будущие прибылиI.

Необходимость изучения бизнес-среды, ее мониторинга связана с пониманием изменчивости рыночных процессов в стратегическом маркетинге, тогда как тактический воспринимает бизнес среду стабильной. Если же происходят какие-либо изменения, предприятие вынуждено подстраиваться под них, значительно теряя в оперативной эффективности. Компании, использующие подходы стратегического маркетинга, прогнозируют изменения и готовят альтернативные планы развития, стараясь предвосхитить и извлечь выгоду с будущих тенденций.

В оперативно настроенных компаниях роль маркетинга признается только в качестве функции, осуществляемой сотрудниками отдела маркетинга, что исключает участие маркетинга в создании исключительной потребительской ценности. Стратегический маркетинговый подход работает только в условиях существования информационных, деловых взаимосвязей между различными подразделениями, признания важности маркетингового подхода в определении производственной программы, научно-исследовательских разработках. Маркетинг воспринимается и ценится высшим менеджментов, органично встраивается в структуру управления предприятием.

Среди задач оперативного маркетинга выделяются решения по инструментам комплекса маркетинга, комплексность подхода достигается только при формировании общей концепции, подчиненной строго установленным целям при использовании стратегического маркетингового подхода. Цели маркетинга зависят в таком случае от предварительной оценки привлекательности рынка и конкурентоспособности предприятия.

Стратегический маркетинг заканчивается разработкой тактических мероприятий, поэтому оперативный маркетинг должен являться логическим продолжением стратегического.

 

 

Глоссарий

Наименование понятия, термина Содержание
Стратегический маркетинг направленная на долгосрочный успех деятельность по изучению рыночных возможностей и способностей предприятия, приводящая к разработке соответствующих целевым сегментам маркетинговых стратегий и тактик.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие черты внес маркетинг в стратегический менеджмент?

2. Какие общие условия привели к необходимости маркетингового подхода к управлению?

3. Что представляет собой стратегический маркетинг?

4. Перечислите функции стратегического маркетинга.

5. Какими чертами характеризуется современный маркетинг?

6. Перечислите основные задачи стратегического маркетинга.

7. Перечислите основные этапы стратегического маркетингового планирования.

8. Перечислите основные этапы оперативного маркетингового планирования.

9. Назовите отличительные признаки стратегического и оперативного маркетинга.

 

 

Тестовые задания

1. Маркетинговый подход в стратегическом управлении предполагает:

а) ориентацию на учет интересов поставщика при планировании новых видов продукции;

б) осуществление маркетинга как интегрирующей функции управления, реализующей рыночную ориентацию для всех видов деятельности организации, участвующих в цепочке создания ценностей;

в) базирование управления на результатах анализа и прогноза сильных и слабых сторон окружающей среды, а также существенных условий собственной деятельности организации и деятельности конкурентов;

г) концентрацию исключительно на конкретном потребителе как центре приложения всех усилий.

2. Маркетинговая стратегия представляет собой:

а) комплекс приемов поведения предпринимателей на рынке;

б) комплекс планов изучения рынка, формирования товарного ассортимента, ценовой политики, коммуникационной и сбытовой деятельности;

в) воплощение комплекса принципов, с помощью которых формируются конкретные цели маркетинга на определенный период и организуется достижение этих целей с учетом возможностей конкретного субъекта рынка;

г) результат целенаправленной работы профессионалов маркетологов по формированию цепочки ценностей для потребителя.

3. Профессионально сделанная маркетинговая стратегия гарантирует фирме:

а) правильный выбор рыночных целей организации и основных средств их достижения, с определенными запасными вариантами;

б) единственно возможный путь достижения наибольших коммерческих выгод;

в) непротиворечивость решений конкретных управленческих проблем и оптимальное достижение поставленных целей организации на рынке;

г) завоевание максимальной доли рынка.

4. Маркетинговую стратегию нужно изменять:

а) в зависимости от прогнозов изменения рыночной ситуации;

б) в соответствии с изменениями конъюнктуры спроса на товары;

в) с учетом интересов возможных новых партнеров фирмы;

г) если этого требуют конкретные потребители.

5. Расставьте в правильной последовательности этапы процесса стратегического маркетингового планирования:

а) разработка стратегий сегментации целевых рынков;

б) подготовка стратегических решений по элементам комплекса маркетинга;

в) разработка миссии и целей предприятия, бизнес-подразделения;

г) формирование целей и стратегий маркетинга по целевым рынкам;

д) определение целевых рынков и анализ рыночных возможностей;

е) разработка конкурентных стратегий для целевых рынков;

ж) прогнозная оценка результатов.

з) подготовка концепций позиционирования по целевым сегментам.

6. Расставьте в правильной последовательности этапы процесса оперативного маркетингового планирования:

а) разработка бюджета маркетинговых мероприятий;

б) постановка тактических маркетинговых целей;

в) реализация запланированных мероприятий;

г) контроль достигнутых результатов.

д) планирование детальных маркетинговых мероприятий по целевым сегментам на текущий год.

7. Оперативный маркетинг ставит своей целью:

а) получение доходов, прибылей от продаж в текущем периоде;

б) достижение положительного результата в долгосрочной перспективе.

Ответы к тестовому заданию по теме №3:

             
г в г а в;д;е;г;а;з;б;ж б;д;а;в;г а

Рекомендуемая литература

1. Барановский, С. И., Лагодич, Л. В. Стратегический маркетинг: учеб. пособие / С. И. Барановский, Л. В. Лагодич. — Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. — 299 с.

2. Котлер, Ф. Маркетинг Менеджмент/ Ф. Котлер. Спб.: Питер, 2002. – 480 с.

3. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен: СПб.: Наука, 1996. — 420 с.

4. Портер, М. Конкуренция: пер. с англ.; учебн. пособие / М. Портер. — М.: «Вильямс», 2000. — 268 с.

5. Разумова, С. В. Стратегический маркетинг: учеб. пособие / С. В. Разумова. — Мн: БГЭУ, 2008. — 375 с.

6. Эткинсон, Дж. Стратегический маркетинг / Дж. Эткисон, Й.Уилсон. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 486 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 1992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.