Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданская юрисдикция




Уголовная юрисдикция

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не распространяется на иностранное судно, проходящее через территориальное море. Исключение составляют случаи, когда:

а) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

б) преступлением нарушается спокойствие в стране или порядок в территориальном море;

в) капитан судна, дипломатический представитель или консул государства флага обращаются за помощью;

г) необходимо принять меры для пресечения торговлей наркотическими средствами. Закон о морских водах дополняет последний пункт положением о принятии мер "также для пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами" РФ (ч. 1 ст. 17).

Иное дело, когда судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод. В таком случае прибрежное государство вправе предпринимать любые меры, разрешаемые его законодательством для ареста или расследования на борту иностранного судна. Если иностранное судно проходит через территориальное море, не заходя во внутренние воды, то прибрежное государство не может осуществлять на борту судна арест какого-либо лица или проводить расследование. Исключение составляют случаи, касающиеся защиты морской среды и нарушений норм о защите исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

 

Прибрежное государство не может останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении любого лица, находящегося на его борту.

Меры взыскания или арест по гражданскому делу могут быть применены по обязательствам или в силу ответственности, которые возникли во время прохода или для прохода судна через воды прибрежного государства.

Прибрежное государство также вправе применять меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через него после выхода из внутренних вод.

Иностранные военные корабли и иные государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом и в территориальном море. Тем не менее они обязаны соблюдать правила прохода, установленные прибрежным государством. В противном случае им может быть предложено покинуть территориальное море. За ущерб, причиненный прибрежному государству военным кораблем или иным государственным некоммерческим судном, ответственность несет государство флага.

 

61. Правовой режим прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа

 

Прилежащая зона

- зона, находящаяся за пределами территориального моря, внешняя граница которой находится на расстоянии не свыше 24 морских миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В этой зоне прибрежное государство обладает правом осуществлять контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применять наказания за такие нарушения. Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной и санитарной зонах.

Быстроходность современных судов не дает возможности обеспечить за ними контроль в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право осуществлять специализированный контроль в определенном пространстве за пределами территориального моря. Это один из случаев, когда международное право расширяет юрисдикцию государства за пределы его территории во имя обеспечения его законных интересов.

 

Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона - зона, прилегающая к территориальному морю, на которую международное право распространило специализированную юрисдикцию прибрежного государства.

Исключительная экономическая зона включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль.

Исключительная экономическая зона является частью открытого моря, в которой прибрежное государство осуществляет определенные международным правом суверенные права. Они включают права:

а) на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых;

б) управление этими ресурсами;

в) другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путем использования воды, течений, ветра.

 

Прибрежное государство осуществляет в зоне юрисдикцию в отношении:

а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;

б) морских научных исследований;

в) защиты и сохранения морской среды.

 

В остальном в зоне сохраняется режим открытого моря. Но при этом другие государства обязаны уважать нормы, установленные прибрежным государством в рамках их юрисдикции.

Из сказанного, в частности, следует, что уголовная юрисдикция прибрежного государства ограничена перечисленными сферами (п. п. "а", "б", "в"). Оно может проводить досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство. Однако арестованное судно и его экипаж подлежат немедленному освобождению после внесения залога или иного обеспечения. Налагаемые наказания не могут включать тюремное заключение или иную форму личного наказания. Иное положение может быть установлено договором.

Такой договор имеется, например, у России с Японией. Российская сторона в случае задержания японского судна, занимающегося незаконным ловом рыбы, передает его японским властям, которые обязаны провести судебное и административное разбирательство.

В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство судна о принятых мерах.

Прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок и сооружений, включая таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную сферы, а также вопросы безопасности.

Статус исключительной экономической зоны России определен Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в соответствии с международным правом. Но в ст. 1 юридически оправданный порядок нарушен: на первое место поставлен сам Закон, за ним следуют договоры и на последнем месте международное право. Между тем общепризнанным нормам международного права принадлежит главная роль в императивном определении основ режима исключительной экономической зоны. От этих основ не должны отступать ни законы, ни договоры.

В целом Закон об исключительной экономической зоне воспроизводит положения Конвенции по морскому праву 1982 г. За иностранными государствами признаются все права, предусмотренные международным правом. Осуществляться они должны при соблюдении этого Закона и договоров России. Закон об исключительной экономической зоне определил компетенцию федеральных органов власти в зоне. Специальные главы посвящены рациональному использованию и сохранению живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, научным исследованиям, защите морской среды, экономическим отношениям при пользовании живыми и неживыми ресурсами.

Исключительная экономическая зона является новым институтом, отражающим особенности современного морского права. Инициатива в ее установлении была проявлена развивающимися странами, опасавшимися расхищения прилегающих к их берегам ресурсов морскими державами. Теперь эти ресурсы могут эксплуатироваться только по соглашению с прибрежным государством, предусматривающему выплату соответствующей компенсации прибрежному государству.

 

Континентальный шельф

- естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела.

Последнее положение служит компенсацией тем странам, у которых подводная окраина материка находится недостаточно далеко от берега. При всех условиях границы континентального шельфа не должны находиться далее 350 морских миль от берега. Шельф включает дно и недра.

Согласно Конвенции по морскому праву прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам". Думается, что формула "суверенные права", как и в случае с исключительной экономической зоной, является данью странам, претендовавшим на полный суверенитет в отношении этих пространств. На самом деле речь идет о специализированной юрисдикции, ограниченной международным правом.

В частности, права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. Осуществление этих прав не должно чинить препятствий судоходству. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе.

Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. Начиная с решения 1969 г. по делам о континентальном шельфе Северного моря "ФРГ - Дания", "ФРГ - Нидерланды", Международный суд ООН рассмотрел ряд дел такого рода. В основу решений было положено правило равного отстояния, так как шельф делился посредине. Вместе с тем Международный суд отметил, что в силу географических особенностей применение этого правила может вести к несправедливым результатам. "Справедливость не всегда означает равенство". Указанное правило должно применяться с учетом принципов справедливости.

 

62. Правовой режим открытого моря и Района

 

Открытое море

- части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море.

Это определение не охватывает исключительную экономическую зону, которая является частью открытого моря, но с особым режимом.

Несмотря на все изменения, основой морского права остается принцип свободы открытого моря, правда, с немалым числом новых моментов. Свобода открытого моря означает, что оно открыто для всех стран. Ни одно государство не может претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету. Права государств определяются только международным правом.

Свобода открытого моря означает свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные сооружения, свободу рыболовства и научных исследований. Правомерным является использование открытого моря в мирных целях.

Государственная принадлежность судна определяется его флагом. Условия получения права на флаг устанавливаются законами государства. При этом связь между государством и судном должна быть реальной, а не фиктивной. Известно, что некоторые государства за плату весьма легко предоставляют свой флаг (особенно Либерия и Панама), не обеспечивая элементарного контроля за деятельностью судов под своим флагом. В таких случаях возникают трудности в решении юридических вопросов.

Каждое государство обязано эффективно осуществлять свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Оно должно предпринимать все меры для обеспечения соблюдения общепринятых международных правил и практики.

Военные и другие суда, состоящие на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом.

В случае столкновения или какого-либо другого инцидента с судном, влекущего уголовную или административную ответственность капитана или иного члена команды, преследование может быть возбуждено только перед административными или судебными органами государства флага либо государства, гражданином которого лицо является. Арест либо задержание судна в открытом море возможны по распоряжению властей государства флага.

Подтверждена универсальная уголовная юрисдикция в отношении пиратства. Любое государство вправе преследовать пиратов в открытом море и наказывать их. Пиратские действия, совершенные военным кораблем или воздушным судном, захваченным мятежным экипажем, приравниваются к действиям, совершенным частным судном. Во всех случаях захват осуществляется только судами, состоящими на службе правительства.

Кроме того, состоящие на службе государства корабли вправе подвергнуть иностранное судно досмотру, если есть основания полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг. Если подозрения оказываются необоснованными, осмотренному судну возмещаются понесенные убытки.

Допускается преследование по горячим следам в открытом море в случае нарушения судном законов прибрежного государства во время нахождения во внутренних, территориальных водах и прилежащей зоне. Преследование должно быть непрерывным и прекращается с момента входа преследуемого судна в территориальное море другого государства.

Существенной новеллой являются положения Конвенции по морскому праву о несанкционированном вещании из открытого моря. Введение этих положений стало необходимым, поскольку такое вещание нарушало суверенные права государств, давало возможность избегать уплаты налогов и др. Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может привлекаться к ответственности не только государством флага или регистрации, но и государством, где могут приниматься такие передачи.

 

Специальный раздел указанной Конвенции посвящен сохранению живых ресурсов открытого моря и управлению ими. В нем нашел конкретное выражение статус открытого моря как общего достояния человечества. Этот статус отражен и в ряде других положений. В частности, все государства, осуществляя свободы открытого моря, учитывают интересы других государств. Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к нему и на свободу транзита.

Район

- дно морей и океанов и их недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции.

В правовом режиме Района нашла наиболее полное отражение концепция общего наследия человечества. Конвенция по морскому праву 1982 г. не только объявила Район общим наследием, но и определила основные принципы этой концепции.

Использование Района допустимо лишь в мирных целях. Вся деятельность осуществляется на благо всего человечества. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству. Соответственно ни одно государство не может претендовать на суверенитет над какой-либо его частью. Ни государство, ни физические и юридические лица не могут присваивать его части. Отчуждены могут быть лишь полезные ископаемые, добытые в Районе в соответствии с Конвенцией по морскому праву.

Здесь нашла отражение и концепция устойчивого развития. Деятельность в Районе осуществляется таким образом, чтобы содействовать здоровому развитию мировой экономики, способствовать всестороннему развитию всех стран, особенно развивающихся (ст. 150). Поощряется эффективное участие развивающихся стран в деятельности в Районе с должным учетом их особых интересов. Создаваемый на основе данной Конвенции Международный орган по морскому дну обеспечивает справедливое распределение выгод, получаемых от деятельности в Районе.

Основные подразделения этого Международного органа - Ассамблея, Совет и Секретариат. В состав Международного органа входит также Предприятие. Эксплуатация ресурсов может осуществляться непосредственно Предприятием, а также в ассоциации с ним государствами, их физическими и юридическими лицами.

63. Правовой режим международных рек. Правовой режим реки Дунай

 

Международные реки - реки, протекающие по территории нескольких государств или разделяющие их территории.

Соответствующие участки рек входят в состав территории прибрежных государств, но вместе с тем являются частями единой водной системы, чем и определяется специфика их правового статуса. Принято различать собственно международные реки - судоходные реки, имеющие выход в море. Река, протекающая по территории нескольких государств и не имеющая выхода в море, может быть определена как трансграничная. В литературе она иногда именуется многонациональной. Такие реки либо несудоходны, либо судоходство носит местный характер.

Реки, разделяющие территории государств, называются пограничными. Существует общее понятие пограничных вод. Под ними понимаются участки рек и других водоемов, по которым проходит граница, а также воды в местах, где их пересекает граница.

Наиболее значительна роль международного права в определении статуса собственно международных рек. Первым прецедентом в этом плане явился Заключительный акт Венского конгресса 1815 г., содержавший принцип свободы судоходства по международным рекам Европы. Одновременно была признана юрисдикция прибрежных государств над соответствующими участками рек. Решающая роль в определении режима международных рек принадлежала крупным державам, в том числе и неприбрежным.

В 1921 г. Конвенцию о режиме Дуная разработали и подписали помимо придунайских государств Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Греция. Непридунайские державы вошли и в состав международных дунайских комиссий.

Основы современного режима международных рек были заложены на Белградской конференции по Дунаю 1948 г. Решающую роль в этом сыграл СССР. Кроме придунайских государств в конференции приняли участие Великобритания, Франция и США, которые, однако, отказались подписать разработанную Конвенцию. Конвенция установила свободу невоенного судоходства для всех стран, включая свободу захода в порты. В органы управления Дунаем вошли представители лишь придунайских государств.

Подписанный в штаб-квартире Дунайской комиссии (Будапешт) в 1998 г. Протокол подтвердил полноправное участие в Конвенции 1948 г. всех ее сторон, включая Россию (несмотря на произошедшие территориальные перемены).

 

Режим трансграничных и пограничных рек определяется по взаимному соглашению прибрежных государств.

Если в прошлом режим международных рек касался только судоходства, то сегодня растущее значение приобретает регулирование использования рек в хозяйственных целях: для получения электроэнергии, для обеспечения нужд промышленности и сельского хозяйства. Здесь действует общий принцип: любые способы использования не должны наносить ущерба законным интересам других прибрежных государств. Более того, прибрежные государства совместно и каждое в отдельности должны принимать меры, необходимые для сохранения реки.

Конкретно эти вопросы решаются в двусторонних соглашениях граничащих государств. Такого рода соглашения были заключены СССР и в порядке правопреемств перешли к образовавшимся на его территории государствам.

В качестве примера можно привести Соглашение с Румынией о сотрудничестве в области водного хозяйства на пограничных реках 1986 г. Соглашение подтверждает право каждой из сторон самостоятельно осуществлять хозяйственные мероприятия на пограничных водах на территории своего государства. Вместе с тем стороны обязались не предпринимать односторонних действий на пограничных водах и их притоках по возведению гидротехнических сооружений или иных действий, способных причинить ущерб другой стороне. Каждая сторона будет использовать не более половины согласованной величины водных ресурсов. Стороны обязаны предпринимать меры по предотвращению загрязнения пограничных вод, а также по предотвращению изменения русла пограничных вод.

В наше время серьезное значение приобрела проблема несудоходных видов использования международных водотоков. Ей посвящена Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1997 г.

Водоток понимается как система не только поверхностных, но и грунтовых вод, составляющих единое целое и обычно имеющих общее окончание. Международным водоток является в том случае, если его части находятся в различных государствах.

Конвенция обязывает государства использовать международный водоток "справедливым и разумным образом". Формулировка весьма широкая и неопределенная, но установить более конкретные правила оказалось невозможным. Это означает, что водоток используется и осваивается государствами с целью достижения его оптимального и устойчивого использования при надлежащей защите. При этом должны приниматься во внимание интересы других государств водотока (ст. 5). Государства обязаны сотрудничать в целях защиты и освоения водотока. Каждое из них принимает меры для предотвращения нанесения ущерба другим государствам.

 

64. Значение международных каналов и проливов с точки зрения современного международного права, их правовой режим

 

Международные морские проливы делятся на две основные группы:

а) морские пути, соединяющие открытые моря (например, Гибралтар­ский и Магелланов проливы);

б) морские пути, соединяющие открытое море с замкнутыми морями (например, Балтийские проливы).

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. подтверждается общепризнанная норма международного права относительно свободы транзитного прохода всех судов и пролета летательных аппаратов. Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или экономической зоны и другой частью открытого моря или экономической зоны.

Однако требование о непрерывном и быстром транзите не исключает прохода через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с таким проливом.

Положение о транзитном проходе не применяется, если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью. Данное положение правомерно лишь в том случае, когда в сторону моря от острова имеется удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытое море или в исключительной экономической зоне.

При осуществлении права транзитного прохода суда и летательные аппараты должны без промедления следовать через пролив или над ним. Они обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом. Суда при транзитном проходе соблюдают общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, а также международные правила по предотвращению загрязнения с судов.

При транзитном проходе летательные аппараты должны соблюдать правила полетов, установленные ИКАО, постоянно контролировать радиочастоты, выделенные компетентным органом по контролю за воздушным движением, или соответствующие международные частоты, выделенные для передачи сигналов бедствия.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. разрешает проливным государствам принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через проливы.

Эти акты могут касаться всех или одной из сле­дующих проблем: а) безопасности судоходства и регулирования движе­ния судов; б) предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения; в) недопущения в проливах рыболовства и уборки рыболовных сетей; г) погрузки или выгрузки любых товаров или валюты, по­садки или высадки лиц при нарушении таможенных, фискальных, им­миграционных или санитарных правил.

Иностранные суда обязаны соблюдать такие правила. Однако ука­занные законы и правила не должны допускать дискриминацию по форме или по существу между иностранными судами. Кроме того, применение этих правил не должно сводиться к лишению, нарушению или ущемлению права транзитного прохода.

Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и определять схемы разделения движения для судов. Такие морские коридоры или схемы разделения движения должны соответст­вовать общепринятым международным правилам.

В соответствии со ст. 44 Конвенции 1982 г. государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства в проливе или пролета над ним.

Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда, в том числе морские научно-исследовательские и гидрографические суда, могут проводить какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливом.

Наряду с транзитным проходом в международных проливах существует режим мирного прохода. Однако такой режим применяется в проливах лишь в следующих случаях:

а) если проливы исключены из сферы применения режима транзитного прохода;

б) если такие проливы находятся между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства.

Под мирным проходом понимается такой проход судов, который не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного к проливу государства.

В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков проливов, используемых для международного судоходства. В международном судоходстве наиболее активно используются Гибралтарский, Черноморские, Балтийские, Малаккский, Сингапурский, Ла-Манш, Датские, Па-де-Кале и Дальневосточные проливы.

Правовой режим Гибралтарского пролива определяется Англо-французской декларацией 1904 г., провозгласившей право свободного прохода судов через' Гибралтарский пролив, а также объявившей об отказе обеих стран от размещения стратегических соору­жений на Марокканском побережье. Пролив открыт для плавания торговых и военных судов всех стран.

По рекомендации Международной морской организации (ИМО) в проливе установлена система разделения движения. Провод судов по проливу в ясную погоду затруднений не вызывает.

Черноморские проливы Босфор, Дарданеллы и Мраморное море имеют очень важное экономическое и военное значение для всех черноморских государств.

В настоящее время правовой режим проливов регулируется подписанной в 1936 г. в Монтрё Конвенцией, участниками которой являются Россия, Турция, Болгария, Румыния, Греция, Великобритания, Франция, Украина, Кипр, Италия, Япония и др. Конвенцией провозглашается полная свобода торгового судоходства как в мирное, так и в военное время (если Турция является воюющей стороной, то правом свободного прохода пользуются только суда стран, не оказывающих содействия противнику Турции).

Конвенция 1936 г. разрешает нечерноморским державам проводить через проливы только легкие военные корабли водоизмещением до 10 тыс. т по предварительному уведомлению турецкого правительства. Предельный срок пребывания кораблей нечерноморских держав в Черном море — 21 сутки. Для прохода через проливы военных кораблей черноморских стран ограничений тоннажа не предусмотрено. Подводные лодки должны проходить проливы в надводном состоянии, а линейные и другие крупнотоннажные корабли — поодиночке в сопровождении не более двух миноносцев.

Конвенция 1936 г. не обеспечивает в должной мере законных интересов черноморских государств. Установленный в Монтрё режим проли­вов предусматривает некоторые ограничения для прохода военных ко­раблей черноморских государств, признает за всеми странами — участ­ницами Конвенции право на определение режима Черного моря, несмотря на то что некоторые из них (например, Великобритания, Франция и др.) не являются черноморскими державами.

Порядок прохода судов через проливы регламентируется многочисленными правилами турецкого правительства и обязательными постановлениями портов.

Капитан судна должен заблаговременно, но не менее чем за 24 ч до прихода к проливу Босфор из Черного моря или к проливу Дарданеллы из Эгейского моря, дать радиограмму агентирующей фирме в порт Стамбул, указав название судна, Гринвичское время подхода, следует ли судно проливами транзитом или зайдет в один из турецких портов.

Во время всех последующих рейсов агентирующей фирме в указанный выше срок передается только информация о времени подхода к проливу Босфор (при следовании из Черного моря) и к проливу Дарданеллы (при следовании из Эгейского моря).

Проход судов проливами возможен в любое время суток. В условиях ограниченной видимости запрещается следование судов проливами. Скорость больших судов в проливах Босфор и Дарданеллы не ограничена.

Лоцманская проводка в проливе Босфор обязательна для судов, следующих в порты (из портов) Мраморного моря. Такая проводка обязательна в проливе Дарданеллы между мысом Мехметчиа и портом Гели-болу для судов, следующих в порты (из портов) Мраморного моря.

За проход проливами помимо санитарного сбора одновременно взимаются спасательный и маячный сборы.

В ноябре 1998 г. Турция опубликовала Регламент о порядке морского судоходства в турецких проливах. Цель Регламента — регулирование морского судоходства в интересах обеспечения в Черноморских проливах безопасности судоходства, жизни, имущества и окружающей среды.

Все суда, входящие в проливы Босфор и Дарданеллы, должны быть «пригодными к морю» согласно законодательству государства флага и международным правилам.

На Балтийские проливы (Зунд, Большой Бельт и Малый Бсльт) распространяется особый правовой режим. Порядок прохода судов через Балтийские проливы определен законодательством проливных стран и рекомендациями ИМО.

Правовой режим морских каналов

В отличие от проливов каналы являются искусственно созданными морскими путями. Правовой режим каналов, используемых для между­народного судоходства, обычно определяется международными соглашениями.

Построенный в 1869 г. Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, является одним из важнейших мировых морских путей. Термин «воды канала» означает собственно канал, подходные фарватеры и каналы к нему, воды, примыкающие к собственно каналу и принадлежащие администрации Суэцкого канала (АСК), порты Порт-Саид и Суэц.

Правовой режим канала был определен Константинопольской конвенцией 1888 г., подписанной 10 государствами, в том числе Россией. Канал объявляется как в мирное, так и в военное время свободным и открытым для всех портовых и военных судов без различия флагов. Дого­варивающиеся стороны обязуются ни в чем не нарушать свободного пользования каналом и не применять к нему право блокады.

Правительство Египта в соответствии с актом о национализации канала создало национальную администрацию по управлению каналом, заявило о своем намерении соблюдать условия и дух Константинопольской конвенции 1888 г. и, в частности, обеспечить полное равенство всех пользователей каналом.

Администрацией Суэцкого канала (АСК) установлены максимальные размеры судов, которым разрешается проход по Суэцкому каналу: длина — без ограничений, ширина — 64 м.

С 1980 г. в канале установлена система регулирования движения судов.

Капитаны судов или плавучих средств любого типа, находящихся в водах канала, несут ответственность за любой ущерб, прямой или косвенный, который они могут причинить администрации Суэцкого канала. Причем судовладелец или капитан не могут рассчитывать на то, что эта ответственность снимается с них, если они бросят свое судно, находящееся на плаву или затонувшее.

При следовании судна по каналу капитан (или лицо, его замещаю­щее) обязан постоянно находиться на мостике. Все распоряжения на судне и маневры судна выполняются только под руководством капитана, и только он несет за них ответственность.

Для прохода по каналу капитан обязан зарегистрировать судно, послав уведомление АСК не менее чем за четверо суток до времени предполагаемого прохода. В уведомлении необходимо указать название, государственную принадлежность, тип судна, осадку, валовую вместимость по системе обмера судов Суэцкого канала и дедвейт.

Суда, прибывшие без предварительной регистрации, могут быть включены в караван, если позволит пропускная способность канала. В противном случае они будут ожидать формирования следующего каравана.

Правила запрещают: а) производить выстрелы; б) производить клепку, сварку, резку металлов, кислородную резку или другие по­добные работы, требующие использования тепловой энергии; в) вы­брос загрязняющих веществ; г) направлять ослепляющие огни на мостик другого судна; д) входить без разрешения АСК или портовых должностных лиц на судно или сходить с него; е) обгон судов в водах ка­нала без разрешения Управления регулирования движения; ж) прово­дить шлюпочные учения; з) вентилирование грузовых танков.

Еще до сооружения Панамского канала, соединяющего Атлантиче­ский и Тихий океаны, в 1901 г. Соединенным Штатам Америки удалось добиться от Великобритании заключения договора, признающего за США права на сооружение канала, его управление, эксплуатацию и обеспечение безопасности. Соглашением предусматривалось также, что канал должен быть открытым для торговых судов всех флагов.

Панама уступила США свои суверенные пра­ва в пределах десятимильной сухопутной зоны по берегам канала, при этом США декларировали нейтралитет канала. Канал начал функциони­ровать в 1914 г. и официально был открыт в 1920 г.

Согласно новым договорам между Панамой и США Панама должна была постепенно получить суверенитет над каналом, который полно­стью перешел к ней 31 декабря 1999 г. С 2000 г. в зоне канала нет адми­нистрации США, только Панама ведает управлением и обороной кана­ла, осуществляет полицейскую, пожарную и таможенную службы, от­правляет правосудие. Действуют только панамские уголовные и гражданские законы. Панама в одностороннем порядке провозгласила нейтралитет канала, чтобы он оставался открытым для мирного и абсо­лютно равного прохода судов всех стран.

Каждое судно при плавании в водах зоны Панамского канала долж­но быть укомплектовано командным составом и судовой командой с та­ким расчетом, чтобы обеспечить безопасность управления судном.

Каждое судно по своему оборудованию должно удовлетворять требо­ваниям плавания через Панамский канал. Суда, не удовлетворяющие этим требованиям, к проходу по нему не допускаются.

Ни одно судно не должно проходить по каналу, входить в конечный порт канала и вьгходить из него, а также маневрировать в водах зоны ка­нала, не имея на борту лоцмана Панамского канала.

За нарушение режима прохода судов установлена административная и уголовная ответственность. На судно вместе со снаряжением, снастя­ми и оборудованием накладывается арест, и оно конфискуется в пользу Панамы. Виновные лица могут быть по решению суда подвергнуты тю­ремному заключению сроком до 10 лет или оштрафованы на сумму до 10 ООО долл. США.

Режим Коринфского канала, соединяющего Ионическое и Эгейское моря, регламентируется законодательством Греции. В соответствии с ус­тановленными правилами иностранные суда не имеют права входить в ка­нал без получения на то специального разрешения от администрации ка­нала. В заявке на проход каналом должны содержаться такие данные: на­звание и национальность судна, его размеры, порты выхода и назначения, время прибытия к входным путям канала, необходимость в буксировке ит. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.