Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование сети собственных представительств за рубежом




О праве Беларуси на собственность СССР за границей

ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ЗА РУБЕЖОМ

РАЗВЕРТЫВАНИЕ СЕТИ

Кадры

Первые шаги молодой белорусской дипломатии обозначили главную ее слабость – отсутствие квалифицированных дипломатических кадров. Мало кто из первых сотрудников внешнеполитического ведомства получил классическое дипломатическое образование, то есть закончил МГИМО. Большинство работающих в МИДе были выпускниками минских вузов, прежде всего института иностранных языков. Они имели неплохую языковую подготовку, но не знали специфику дипломатической профессии. Тогдашнее руководство МИДа вполне осознавало остроту кадровой проблемы и предпринимало меры к ее разрешению.
П. Кравченко запросил из базы данных Главного управления кадров МИД СССР сведения обо всех советских дипломатах-белорусах, или родившихся в Беларуси. Таких оказалось 110 человек. Министр проделал значительную работу с целью «перетянуть» их на родину. В Минске в декабре 1991 г. было проведено специальное совещание с приглашением 40 дипломатов-белорусов. Велась и индивидуальная работа с потенциальными кандидатами для работы в белорусском МИДе. Эти старания не увенчались успехом. Ни тогда, ни позднее, когда Беларусь получила дипломатическое признание, ни один из приглашенных на совещание, не согласился вернуться в Беларусь.

На повестку дня встала задача подготовки собственных дипломатических кадров.

 

 

1. По наследству от БССР Республике Беларусь перешли три дипломатических загранучреждения: постоянные представительства при ООН в Нью-Йорке*, при Европейском отделении ООН в Женеве и при ЮНЕСКО в Париже.

После распада СССР проблема внушительного союзного имущества за границей становилась предметом неоднократного обсуждения на уровне министров иностранных дел стран СНГ. В частности, 30 декабря 1991 г. по итогам совещания в Минске главы внешнеполитических ведомств приняли заявление, в котором констатировалось право государств Содружества на зафиксировано справедливую (исходя из удельного экономического веса республик в Союзе) долю в имуществе бывшего СССР за границей. С целью инвентаризации и оценки данного имущества признавалось необходимым создать специальную комиссию.

Начатый в Минске разговор 10 января 1992 г на уровне министров иностранных дел был продолжен в Москве. Итоговым протоколом московского совещания инвентаризацию загрансобственности поручалось провести в трехдневный срок руководителям загранучреждений бывшего СССР.

На всех этапах переговорного процесса Москва, отбросив дипломатический политес, старалась максимально оттянуть принятие решений, добиться максимальных односторонних преимуществ.

Как результат, стоимость имущества бывшего СССР за границей была значительно занижена. Это видно из представленной министрам иностранных дел Содружества информации. Так, по состоянию на 1 января 1992 г. в мире функционировало 133 посольства бывшего СССР, 92 генеральных консульства и 6 представительств при международных организациях. Общий объем государственной собственности СССР за границей составлял 642 гектара земли, 1711 тысяч квадратных метров площади зданий и сооружений. Он был оценен около 1,78 млрд. инвалютных рублей.Сложно датьточную оценку реальной стоимости имущества бывшего СССР за границей, но по мнению,, например, тогдашнего Министра иностранных дел Республики Беларусь П. Кравченко речь должна была идти даже не о десятках, а о сотнях миллиардов долларов.

Тем не менее, исходя из доли взноса БССР в ООН, которая в свою очередь определялась долей Республики в ВВП СССР, то есть 4,11 процента (у России этот показатель составлял 61 процент, у Украины – 16) белорусская сторона подготовила список объектов за границей, на которые Беларусь претендовала. Список включал советскую собственность в 15 столицах, в частности, в Софии, Варшаве, Будапеште, Бухаресте, Праге, Берне, Вене, Париже, Брюсселе и др. Последовавшие весной 1992 г. по этому вопросу переговоры на уровне министров иностранных дел проходили крайне сложно и не дали результата. Россия соглашалась на передачу названных объектов только в пользование, сохранив за собой право собственности.

Дальнейший диалог Минска с Москвой о недвижимости за рубежом проходил уже на уровне глав правительств в контексте общих вопросов судьбы финансовых активов и пассивов Советского Союза. Известно, что в период правления М. Горбачева СССР задолжал Западу свыше 140 миллиардов долларов. И хотя с активами Советского государства ясности было гораздо меньше (таинственное исчезновение 500 тонн золотого запаса, никем не оцененная стоимость алмазного фонда, сто миллиардов долгов стран третьего мира и т.д.), белорусский премьер-министр В. Кебич первым из руководителей стран СНГ предложил российской стороне пойти на так называемый «нулевой вариант». Формула нулевого варианта нашла свое выражение в подписанном Республикой Беларусь и Российской Федерацией 20 июня 1992 г. Соглашении об обслуживании внешнего долга бывшего СССР, согласно которому белорусская доля активов передавалась в счет погашения Беларусью своей части союзного долга.

Правда, по настоянию белорусской стороны вместе с Соглашением был подписан специальный протокол, позволявший вернуться к обсуждению вопросов недвижимости за границей. Однако, данный документ в силу расплывчатости его формулировок носил скорее символический характер, а позиция Москвы по проблеме загрансобственности в последующем становилась все менее компромиссной.

Отечественная дипломатия, таким образом, оставалась без собственных загранучреждений. Решать данную проблему Беларусь была вынуждена самостоятельно – приобретать, арендовать пригодные для этих целей помещения.

 

2. На поиск пути формирования оптимальной сети собственных заграничных учреждений накладывала отпечаток ограниченность валютных ресурсов молодого государства. В декабре 1991 г. Министр иностранных дел Беларуси П. Кравченко предлагал в письме своим российскому и украинскому коллегам рассмотреть возможность аккредитации в отдельных странах «одного лица в качестве Посла РСФСР, Украины и Беларуси, а также одновременно всего СНГ в целом с выдачей такому лицу верительных грамот заинтересованных членов Содружества». Одновременно Министр сообщал, что Беларусь намерена открыть свои представительства в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Швеции, Польше. Чехословакии, США, Канаде, ЮАР, Израиле, Египте и в одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В июле 1992 г. данный список был расширен – включены Россия, Украина, Литва, Китай и Индия.

Белорусские представительства планировалось создавать компактными, в среднем из пяти дипломатов: посол, советник по политическим и культурным вопросам, 1-2 советника по торгово-экономическим вопросам, 1-2 консульских работника. Естественно, формат загранучреждения должен был зависеть от уровня и характера отношений с конкретным государством.

В апреле 1992 г. в Министерстве иностранных дел состоялось рабочее совещание по вопросу развертывания сети загранучреждений с участием руководителей заинтересованных белорусских министерств и ведомств, в том числе Госкомитета по внешнеэкономическим связям и КГБ. На совещании проявилось отсутствие во властных структурах единства взглядов на данную проблему.

МИД Беларуси предлагал ориентироваться на открытие двух видов загранучреждений: дипломатических представительств (в ограниченном числе стран) и консульских учреждений (во всех случаях, когда это потребуют экономические интересы страны). Для учета всего спектра интересов Беларуси за рубежом в диппредставительствах предусматривались должности двойного подчинения. Например, советник по торговым вопросам, военный атташе, офицер безопасности, транспортный представитель. Финансирование деятельности загранпредставительств предполагалось централизованное за счет средств республиканского бюджета, а не заинтересованных ведомств и предприятий. В качестве е одного из аргументов в пользу такого подхода к созданию сети загранучреждений называлась и возможность воспользоваться привилегиями и иммунитетами, предусмотренными международным правом для диппредставительств, их сотрудников и членов семей.

В противовес инициативе МИДа высказывались предложения учреждать за границей ведомственные (торговые, транспортные, культурные и др.) представительства. Госкомитет по внешнеэкономическим связям, например, настаивал на сохранении института торгпредставительств в государствах, с которыми активно развивались торгово-экономические связи. В отдельных странах торгово-экономическую службу предлагалось выделить в самостоятельную структуру посольств во главе с торговым советником.

В конечном счете руководством Республики в качестве основной была принята точка зрения внешнеполитического ведомства. Начался процесс активного развертывания сети загранучреждений. На 14 апреля 1993 г. в подчинении Министерства иностранных дел согласно распоряжения Совета Министров Республики Беларусь уже находилось:

- 5 постоянных представительств при международных организациях – при Комиссии Европейских сообществ, при ЮНЕСКО, при международных организациях в Вене, при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве, при ООН в Нью-Йорке;

- 12 посольств – в Австрии, Бельгии, Германии, Израиле, Китае, Латвии, Литве, Польше, США, Украине, Франции, Швейцарии;

- 4 генеральных консульства – в Софии, Таллинне, Гданьске, Белостоке.

В 2000г. число белорусских посольств достигло 41, генеральных консульств – 5.

 

По состоянию на декабрь 2011 г. Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 169 государствами мира, в 50 из которых открыто 62 дипломатических и консульских представительства, не считая 13 отделений посольства.

Беларусь осуществляет исполнение около 3,5 тысяч международных договоров. Из них более 1900 — двусторонние, около 1500 — многосторонние договоры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.