Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вооруженные силы СССР и Германии на 22 июня 1941 г. и итоги первых 40 дней войны




Показатели ВС Германии и ее союзников (развернуто против СССР) СССР, в западных округах Потери СССР за 40 дней войны
Численность войск (тыс. человек)      
Танков и САУ      
Самолетов      

(Россия и Германия в годы войны и мира, 1941—1995. М,, 1995. С. 136,176.)

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из выступления У. Черчилля по радио, 22 июня 1941 г.:

«За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем Но все бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем <...> Я вижу русских солдат, стоящих на пороге родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен <...> Я вижу десятки тысяч русских деревень, где средства к существованию с таким трудом вырываются у земли, но где существуют исконные человеческие радости, где смеются девушки и играют дети. Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с ее искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся, подобно тучам ползущей саранчи Я вижу в небе германские бомбардировщики и истребители с еще незажившими рубцами от ран, нанесенных им англичанами, радующиеся тому, что они нашли, как им кажется, более легкую и верную добычу <...>

За всем этим шумом и громом я вижу кучку злодеев, которые планируют, организуют и навлекают на человечество эту лавину бедствий <...> Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером, — наши враги <...> Такова наша политика, таково наше заявление. Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем Мы обратимся ко всем нашим друзьям и союзникам во всех частях света р призывом придерживаться такого же курса и проводить его так же стойко и неуклонно до конца, как это будем делать мы». (Хрестоматия по новейшей истории. М., 1960 Т 1. С. 247.)

Из «Атлантической хартии», 12 августа 1941 г.:

«Президент Соединенных Штатов Америки и премьер-министр Черчилль, представляющий правительство его величества в Соединенном Королевстве, после совместного обсуждения сочли целесообразным обнародовать некоторые общие принципы национальной политики их стран — принципы, на которых они основывают свои надежды на лучшее будущее для мира:

1) их страны не стремятся к территориальным или другим приобретениям;

2) они не согласятся ни на какие территориальные изменения, не находящиеся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов;

3) они уважают право всех народов избирать себе форму правления, при которой они хотят жить: они стремятся к восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем;

4) соблюдая должным образом свои существующие обязательства, они будут стремиться обеспечить такое положение, при котором все страны, великие или малые, победители или побежденные, имели бы доступ на равных основаниях к торговле и к мировым сырьевым источникам, необходимым для экономического процветания этих стран;

5) они стремятся добиться полного сотрудничества между всеми странами в экономической области с целью обеспечить для всех более высокий уровень жизни, экономическое развитие и социальное обеспечение;

6) после окончательного уничтожения нацистской тирании они надеются на установление мира, который даст возможность всем странам жить в безопасности на своей территории, а также обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная ни страха, ни нужды;

7) такой мир должен предоставить всем возможность свободно, без всяких препятствий плавать по морям и океанам;

8) они считают, что все государства мира должны по соображениям реалистического и духовного порядка отказаться от применения силы...» (Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 5 С. 332.)

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как складывались отношения СССР и Германии в конце 1940 — начале 1941 г.?

2. Охарактеризуйте план «Барбаросса»: какие основные цели Гитлера он отразил? (Используйте уже изученные документы.)

3. Какими факторами вы можете объяснить причины невероятных трудностей, с которыми столкнулся СССР в первые месяцы войны на своей территории? Что изменилось в ходе мировой войны после 22 июня 1941 г.?

4. Опишите процесс создания антигитлеровской коалиции. Какие общие интересы объединили ее участников? Что их разделяло?

5. Какую роль сыграла «Атлантическая хартия» в создании антигитлеровской коалиции? Рассмотрите основные принципы политики, изложенные в документе. Как вы думаете, отражали ли они реальные цели политики присоединившихся к ней стран?

6. В чем состояла суть выступления У. Черчилля 22 июня 1941 г.? Как должна была подействовать на слушателей образно нарисованная картина происходящих в Европе событий?

7. Объясните причины вступления США в войну.

8. Каковы были цели Японии в развязывании агрессии в Азии?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.