Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показ и обсуждение работ 1 страница




Сборка сцен в один проект

Программирование движения

Озвучивание сцен

Коррекция и рисование героев сказки

Рисование элементов фона

Эта работа детям хорошо знакома (см. комментарии к проекту «Живая картинка»). Здесь дети используют все возможности рисования в программе Лого, в том числе набор графических инструментов, набор готовых форм Черепашки, а также набор готовых фонов.

Как мы уже говорили, дети вполне могут нарисовать героев, которые представляют собой простые изображения. Что касается сложных изображений, этот вопрос нужно решать индивидуально с каждым ребёнком, принимая в расчёт его технические навыки и художественные способности. Если кто-то из ребят рисует сложное изображение с нуля, группа должна это принять во внимание при распределении объёмов работы и времени, ведь такого изображения достаточно, чтобы занять ребёнка на весь урок.

Возможно, что нужный группе герой окажется в наборе готовых форм, но он не совсем будет устраивать ребёнка, т. е. необходима будет некоторая коррекция готовой формы. Это может быть уменьшение/увеличение, отражение, поворот, смена цвета некоторых областей или даже поточечное редактирование отдельных элементов изображения. В этом случае, как обычно, нужно скопировать данную картинку в пустую форму, открыть её и редактировать с использованием всех имеющихся в программе Лого возможностей.

На данном этапе дети озвучивают свои роли. Сложность этой работы состоит в следующем. Чтобы звук получился достаточно качественным, в классе должна быть тишина, иначе на записи будет слишком много посторонних звуков. Подумайте, как организовать этот этап. Возможно, будет лучше озвучить роли после уроков, оставив каждую группу в отдельности.

После того как будет проведена вся подготовительная работа — нарисован фон и основные герои, нужно научить основных героев двигаться и создавать мультипликационный эффект. Для этого каждую Черепашку нужно создать и обучить на отдельном листе, используя новые возможности из её рюкзачка (см. «О проекте»).

После того как каждый из членов группы закончит выполнение своей сцены, группа собирает все листы проекта в один файл и смотрит то, что получилось. По ходу дела группа исправляет все недочёты и обсуждает результат своей работы.

Если группы озвучивали свои мультфильмы, то показ работ не требует особой подготовки. Работу демонстрирует один докладчик, который ставит проект в режиме демонстрации и меняет сцены. Если у детей не было возможности озвучить свою работу, то лучше организовать «живую» озвучку. Это придётся сделать заранее — распределить роли и отрепетировать каждую сцену. При таком варианте работу будет представлять вся группа.

Уроки «Дерево всех вариантов»

Применение дерева для перебора вариантов, пожалуй, одно из самых распространённых его приложений. Здесь древесная структура диктуется логикой самой задачи. При этом, строя дерево перебора, мы не просто считаем, сколько должно получиться таких последовательностей (как требуется в классической комбинаторной задаче), а строим все объекты, решая задачу из современной комбинаторики. Если мы перебираем объекты, которые можно представить в виде последовательностей, то решение становится совсем прозрачным. На первом уровне дерева мы помещаем все элементы, которые могут быть первыми в искомых последовательностях. На втором уровне для каждого из элементов первого уровня мы рисуем следующие вершины — элементы, которые могут стоять вторыми в последовательности, при условии что первым выбран данный элемент. Затем рисуем следующие за элементами второго уровня — элементы, которые могут стоять третьими, при условии что первым и вторым выбраны данные элементы. Так мы двигаемся, пока число уровней не станет равно длине искомой последовательности. В результате получаем дерево перебора — дерево, все пути которого представляют собой искомые последовательности. Выписав их, получаем множество вариантов.

Большинство задач, которые мы предлагаем детям на данном уроке, имеют много общего. В частности, одной из классических комбинаторных задач является задача на построение из элементов данного мешка (или множества) всех последовательностей заданной длины. При этом дерево перебора отражает последовательность наших выборов элементов из данного мешка. В классической комбинаторике выборы могут быть двух типов — с возвращениями (повторениями) и без возвращений (повторений). В первом случае мы, выбрав элемент из некоторого множества, затем возвращаем его обратно. Поэтому на следующем этапе этот же элемент может быть выбран снова. Во втором случае мы, выбрав элемент из множества или мешка, изымаем его из дальнейших выборов.

Решение задач 127—140 из учебника

Задача 127. Если у кого-то из ребят возникнут проблемы с построением дерева, попросите его ещё раз разобраться с листом определений (поскольку эта задача в точности такая же, как на листе определений). Если возникнут проблемы с построением мешка цепочек, необходимо вспомнить алгоритм выписывания всех путей дерева. Как и в задаче на листе определений, здесь будет 6 вариантов.

Задача 128. Несмотря на то что условие задачи в точности такое же, как у предыдущей, решения их будут несколько различаться. Действительно, необходимо построить все разные цепочки, но если начать строить дерево так, как на листе определений, — поставив на первом уровне три бусины из мешка, — в дереве могут появиться одинаковые цепочки. Значит, на первом уровне будет здесь уже не три, а две (разные) бусины. Следующие за каждой из них помещаются по тому же принципу — они должны быть разными, чтобы все пути дерева были разными. Поэтому у синей треугольной бусины будут две следующие (разные!) бусины, а у жёлтой круглой — только одна. В результате получаем дерево, у которого всего три пути. Если кто-то из ваших ребят не заметил отличия от предыдущей задачи и построил дерево в точности так же, обратите его внимание на то, что в его дереве есть одинаковые пути, и попросите вычеркнуть некоторые пути, так чтобы условие задачи выполнялось. После этого в дереве окажутся те же три пути. Теперь можно построить дерево в окончательном варианте.

Задача 129. В задаче 128 в мешке были две одинаковые бусины, но никакую из них нельзя было взять в цепочку больше одного раза, здесь же ситуация иная — имеется столько шариков каждого цвета, что их хватит на все сделанные выстрелы. Таким образом, если в первый раз мальчик попал в зелёный шарик, он может попасть в зелёный шарик и во второй раз. На первом уровне дерева будет столько же вершин, сколько может быть цветов шариков, т. е. три, у каждой из них будет по три следующие вершины. Таким образом, в данной задаче имеется 9 вариантов решения.

Задача 130. В этой задаче, возможно, ошибутся многие — здесь впервые происходит выбор с возвращениями. Что значит выражение «используя только бусины, которые есть в мешке А»? В мешке А есть жёлтая круглая, синяя круглая и зелёная круглая бусины. Значит, при построении цепочек нужно использовать только такие бусины: жёлтые круглые, синие круглые и зелёные круглые. Другие бусины брать нельзя, но эти бусины можно использовать сколько угодно раз. Так, если мы построим цепочку из трёх жёлтых круглых бусин, она будет соответствовать условию, потому что каждая её бусина есть в мешке А. После того как ребята разберутся в ситуации, дерево строится легко. На первом уровне будет три вершины, у каждой из них — три следующие и у каждой из вершин второго уровня опять три следующие. Таким образом, в данной задаче будет 27 вариантов решения. Поскольку дерево получится довольно большим, посоветуйте детям рисовать некрупные бусины.

Задача 131. Отличие данной задачи от предыдущих состоит в том, что объекты, из которых строится цепочка, не все равнозначны между собой. Действительно, в задачах 127 — 130 все объекты одинакового вида — бусины, каждый из этих объектов мог находиться на любом месте в цепочке. Здесь ситуация иная: на каждом уровне дерева вершины выбираются не из всех объектов (блюд), а только из объектов определённого вида. Так, в каждом из обедов должен быть один суп, поэтому на одном из уровней все вершины — первые блюда, на другом — вторые блюда, на третьем — десерты. Поскольку блюда в обеде не обязаны быть упорядоченными, то блюда любого вида можно размещать на любом уровне, но дети чаще всего начинают построение такого дерева с первых блюд. В этом случае на первом уровне будет две вершины — борщ и уха. Пусть на втором уровне будут вторые блюда, тогда у каждой вершины первого уровня могут быть три следующие, но надо не забыть, что в обеде не должно быть двух рыбных блюд, поэтому за ухой нельзя ставить рыбные котлеты. Таким образом, у вершины «борщ» будут три следующие, а у вершины «уха» — две. Поскольку десерт в меню только один, у каждой вершины второго уровня ровно одна следующая. Таким образом, из данного набора блюд можно получить 5 вариантов обедов.

Задача 132. Как на первом уровне дерева, так и после каждой вершины каждого уровня, кроме последнего, должны быть ровно две вершины: единица и нуль. Поскольку нужно построить цепочки длины 4, в дереве будет 4 уровня. В результате на втором уровне окажется четыре вершины, на третьем — восемь вершин, на четвёртом — шестнадцать вершин. Такое дерево называется бинарным: на первом уровне дерева две вершины, каждая вершина имеет ровно две следующие, причём все эти пары одинаковые (например, ДА — НЕТ, 1 — 0, чёрный — белый и пр.).

Задача 133. Основная часть этого задания — построение мешка трёхзначных чисел, для каждого из которых истинно заданное утверждение. Для правильного выполнения этого задания необходимо, во-первых, понять, какие числа должны быть в мешке (т. е. уяснить смысл утверждения). Во-вторых, нужно найти определённый принцип перебора таких чисел, чтобы ни одно не пропустить. Уяснению смысла утверждения способствует выполнение первой части задания — работа с числами из мешка Z. В мешке Z оказывается три подходящих числа: 222, 111, 121. Очень полезно в этой задаче переформулировать утверждение без отрицания (без слова «нет»). На самом деле данное утверждение означает, что числа должны состоять только из цифр 1 и 2, при этом цифры могут повторяться. На первом уровне в дереве перебора вариантов будут две вершины — цифры 1 и 2 (возможные первые цифры). За каждой из них будут следовать также две вершины — 1 и 2 (возможные вторые цифры). Наконец, за каждой вершиной второго уровня также будут следовать две те же самые цифры. После построения дерева остаётся выписать все его пути в мешок.

Задача 134. Для начала нужно разобраться в сюжете. Во-первых, нужно понимать, что любой носок (в отличие от ботинка) можно надеть на любую ногу. Во-вторых, когда мы говорим о способе надевания пары носков, мы имеем в виду не только цвет каждого из носков в паре, но и то, какой из них надет на правую, а какой — на левую ногу. Исходя из этого для носка на правую ногу есть ровно 4 варианта (соответствующие четырём цветам) и для каждого из них есть 4 варианта носка для левой ноги.

Задача 135. Необязательная. Решать эту задачу можно с конца, нарисовав на заданном поле ломаную линию из семи звеньев, которую нельзя продолжить. При этом нужно учесть четвёртую бусину, в которой позиция уже нарисована: наша ломаная должна проходить по всей средней вертикали.

Не давайте детям никаких подсказок, понаблюдайте, что они делают. Вот один из вариантов цепочки Z:

Задача 136. Необязательная. Арифметическое выражение в этой задаче по структуре будет довольно сложным, поэтому можно посоветовать ребятам вначале работать карандашом. Кроме того, лучше не стараться записать весь пример сразу, а сначала записать примеры, соответствующие веткам с корневыми вершинами 40 и 20 (третьего уровня) и 34 (второго уровня), а затем составить искомый пример.

Ответ: (17 × 2) × ((4 + 20 + 64: 4): (22 — (37 — 35))).

Задача 137. Здесь впервые от ребят требуется построить дерево вычислений целиком и придумать, как будут обозначаться арифметические действия. При этом может возникнуть следующая техническая трудность: если ребята обычно пользуются фломастерами, то их цвета (особенно синий и зелёный) могут оказаться настолько яркими и насыщенными, что чисел в окнах будет не видно. Как мы говорили раньше, цветовой способ различения в дереве арифметических действий, предложенный на листе определений, — вопрос договорённости. Можно, например, не раскрашивать соответствующее окно, а просто обводить цветом по границе.

Вопрос о специальной упорядоченности дерева вычислений (правильном порядке расположения вершин на каждом уровне и порядке листьев в соответствии с порядком следования чисел в выражении) мы с детьми ещё подробно не обсуждали. По этой причине мы не можем ещё от них требовать обязательного следования данному порядку. Именно самостоятельное построение дерева может подтолкнуть многих учащихся к тому, чтобы задуматься над этим вопросом. Поэтому, когда большинство детей решат задачу (или хотя бы попытаются решить), проведите общее обсуждение того, в каком порядке правильно располагать вершины в дереве вычислений. Но сначала дерево нужно построить. Прежде чем начать рисовать дерево, надо внимательно изучить арифметическое выражение и пронумеровать порядок действий:

Теперь есть два варианта: можно начинать строить дерево снизу вверх, от корня к листьям, или, наоборот, от листьев к корню. В любом случае надо работать сначала на черновике.

1. От корня к листьям. При таком построении порядок действий нужно изучать с конца, начиная с самого последнего.

Уровень 1. В нашем случае последнее, 4-е, действие — сложение. Значит, корневая вершина должна быть помечена как результат сложения.

Уровень 2. Какие числа мы складываем в 4-м действии? Складываем два числа: одно — результат деления (2-е действие), другое — тоже результат деления (3-е действие). Поэтому на втором уровне должны находиться две вершины, помеченные как результаты деления. На рисунке мы пока для простоты поставим в окнах знаки деления и умножения, мы же работаем на черновике. При перерисовывании набело в тетрадь нужно будет эти вершины пометить так, как договорились, а в самих вершинах написать результаты действий. Вот что у нас получилось:

Уровень 3. Одна вершина второго уровня (вообще говоря, любая из двух, но правильнее — левая) у нас соответствует 2-му действию, где мы делим результат сложения (1-е действие) на 3. Поэтому следующими после этой вершины второго уровня будут «результат суммы» и 3. Вторая (правая) вершина второго уровня соответствует результату деления 72 и 8, вот почему следующие за ней вершины — 72 и 8. Данные в примере числа — всегда листья в дереве вычислений, поэтому можно сразу выпустить из них стрелки.

Уровень 4. Остались незадействованными только слагаемые 24 и 6, они расположены на четвёртом уровне и следуют после вершины-суммы третьего уровня. Построение дерева завершено.

2. От листьев к корню. Выпишем все числа данного в задаче арифметического выражения по порядку. Это будут листья дерева. Конечно, наверняка все листья не будут расположены на одном уровне. Но мы же работаем на черновике и поэтому имеем некоторую степень свободы (потом перерисуем и исправим).

Теперь будем выполнять действия арифметического выражения по порядку, начиная с первого, — достраивать соответствующие этим действиям вершины дерева. Выполняем первое действие — рисуем вершину-результат этого действия.

Выполняем 2-е действие. То, что получилось сейчас, конечно, является неправильно нарисованным деревом — вершины расположены не на своих уровнях. Но исправим это потом. Сейчас для нас главное — общая структура дерева.

Выполняем 3-е действие.

Выполняем последнее, 4-е, действие, рисуем корневую вершину.

Теперь надо аккуратно снова нарисовать это дерево (лучше — начиная снизу, с корневой вершины) так, чтобы все вершины были расположены на своих уровнях. При этом правильно, если «горизонтальный» порядок листьев сохранится.

Осталось перерисовать дерево в тетрадь. При этом нужно не забыть соблюсти обозначения арифметических действий и заполнить дерево — вычислить значение выражения. Вычисляем значение выражения в примере, а затем сравниваем результаты (в обоих случаях должно получиться 19).

Оба предложенных варианта построения дерева вычислений имеют свои преимущества и свои недостатки. Построение снизу вверх даёт возможность расставлять вершины сразу на правильные уровни, зато потребует от учащегося рассмотрения процесса вычисления «задом наперёд», от последнего действия к первому. При построении сверху вниз действия рассматриваются последовательно, зато дерево получается сначала нарисованным не совсем правильно, с перепутанными уровнями. Впрочем, второй способ — сверху вниз — обладает ещё одним явным преимуществом: с его помощью легко построить правильное дерево вычислений, в котором «горизонтальный» порядок листьев — такой же, как в заданном арифметическом выражении.

Как видите, эта задача важная и непростая. Неплохо, если дети хотя бы какое-то время потратят сначала на самостоятельное решение, чтобы потом участвовать в общем обсуждении уже сознательно. По вашему усмотрению общее обсуждение может быть как довольно подробным, так и небольшим заключительным подведением итогов.

Задача 138. Необязательная. Как и в других подобных задачах, здесь можно воспользоваться методом перебора, т. е. последовательно заставлять Робика выполнять программу из разных клеток поля. Заметим, что на поле есть «изолированные» клетки, окружённые со всех сторон стенами, они в качестве начальных положений Робика не подойдут. Далее можно отбросить клетки, стартовав из которых Робик не сможет выполнить очередную команду программы. Специфику перебора подсказывает сама программа. Сначала отбрасываем все клетки, из которых Робик не может сделать два первых шага — влево, влево, и вычёркиваем их крестом.

Затем замечаем, что Робик на протяжении всей программы 4 раза выполняет команду «вниз» и только потом один раз — команду «вверх», поэтому необходимо отбросить те строчки, из клеток которых невозможно выполнить 4 команды «вниз» (это 4 нижние строчки).

Осталось 12 возможных начальных позиций. Их придется честно проверить — запустить Робика выполнять программу начиная с каждой из этих клеток. В результате получаем единственно возможное решение:

Сложность данного подхода к решению заключается в том, что в этой задаче перебор достаточно большой, даже в случае, если вначале правильно отбросить «неподходящие» клетки.

Возможно, кто-то из ваших учеников выберет другой подход — сначала выполнить программу на клетчатой бумаге (поле без границ), а потом «вписать» получившуюся фигуру в заданное поле Робика. Решение в этом случае также не будет слишком простым. Видим, что на поле причудливо расставлены стены, а при выполнении программы получается достаточно непростая картинка. Чтобы найти ей место на заданном поле, детям потребуется хорошо развитое геометрическое воображение.

В любом случае лучше не обсуждать сразу задачу со всем классом, а посмотреть, что будет делать каждый ученик самостоятельно. Ваша помощь будет в каждом случае различна — в зависимости от выбранной учащимся стратегии и его продвижения в решении.

Задача 139. Необязательная. Больше всего данная задача напоминает задачу 128. Четыре данных в этой задаче утверждения в точности описывают мешок букв (четырёхбуквенного) слова. Таким образом, задача состоит в построении дерева всех разных слов длины 4 из букв данного мешка, причём в мешке букв есть две одинаковые буквы У. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что все пути должны быть разными, и попросить ребят подумать, как при построении дерева можно обеспечить отсутствие одинаковых путей.

Есть прямой путь решения: построить сначала полное дерево всех слов длины 4 из букв А, З, У и У. Назовем это дерево R (оно приведено ниже). Затем, рассмотрев это полное дерево, нужно найти пары одинаковых путей (таких пар будет 12) и пометить (вычеркнуть) по одному пути из каждой такой пары. Останется ровно 12 путей, как и требуется в условии задачи. Теперь, пользуясь деревом R, нужно постараться аккуратно нарисовать искомое дерево, не рисуя зачёркнутых путей. Вычёркивать пути нужно аккуратно и внимательно — необходимо проследить, чтобы случайно не выкинуть нужные пути.

С другой стороны, рассматривая полное дерево, можно попытаться понять закономерность, как именно нужно строить дерево, чтобы в нём не оказалось одинаковых путей. Этот вопрос уже обсуждался в задаче 128. Напомним выводы, к которым мы при этом пришли: все вершины, следующие за одной вершиной, должны быть разными. Также все корневые вершины должны быть разными. Вот дерево, построенное с соблюдением этой закономерности, и мешок его путей (дерево Q и мешок J).

Несмотря на сложность этой задачи, не стоит помогать детям чрезмерно. Даже если кто-то из ребят поначалу проигнорирует условие различности путей и станет строить дерево так же, как на листе определений «Дерево всех вариантов», в конце концов он сам заметит что-то неладное. Во-первых, листьев у него будет не 12, во-вторых, выписывая цепочки, учащийся увидит, что не все они различны. Вот на этом этапе можно обсудить с таким учеником, почему появились лишние цепочки и что нужно из дерева убрать.

Задача 140. Для решения этой задачи может существенно помочь подсчёт числа закрашенных квадратиков в каждой из фигурок. Оказывается, во всех фигурках, кроме одной, по 7 закрашенных квадратиков, в одной — 6. Это сразу указывает нам ту фигурку, в которой мы должны раскрасить синим один квадратик. Теперь остаётся лишь сравнить эту фигурку-образец с каждой из оставшихся, по ходу отбрасывая (например, вычёркивая) те фигурки, которые заведомо не подходят. Подходит же нам такая фигурка, в которой закрашены все те клетки, что и в фигурке-образце. После того как такая фигурка найдётся, закончить решение оказывается совсем несложно. Таким образом, если в средней фигурке второй строки закрасить третью сверху клетку в последнем столбце, то она станет такой же, как левая фигурка последней строки.

 

Урок «Лингвистические задачи»

Лингвистические задачи принадлежат к особому жанру. Впервые они появились на Олимпиаде по языковедению и математике, проводившейся филологическим факультетом МГУ с 1965 г. Задачи этих олимпиад называются самодостаточными лингвистическими задачами. Это действительно именно задачи, а не просто упражнения, их нужно решать — ответ достигается в результате логических операций, а решивший задачу может (с известной степенью строгости) доказать правильность своего ответа. Самодостаточность такой задачи проявляется в том, что от решающего не требуется специальных знаний и подготовки: все необходимые ему данные содержатся в условии задачи. Кроме того, при решении ученик применяет свои интуитивные представления об устройстве родного языка.

Лингвистические задачи в нашем учебнике, конечно, являются лишь подготовительным материалом для работы над настоящими самодостаточными лингвистическими задачами. Тем не менее, несмотря на свою простоту, они обладают теми же свойствами: являются задачами и требуют интуиции и опыта в отношении родного (русского) языка.

 

Решение задач 141—153 из учебника

Задача 141. Опираясь на буквы, которые имеются только в латинице или кириллице, удаётся без труда отличить русские слова от английских. Что касается греческих слов, то их выявить ещё легче, так как греческие буквы совсем не похожи ни на кириллические, ни на латинские.

Задача 142. В мешке-результате четыре цепочки. Значит, цепочек в мешках по две или в одном мешке четыре цепочки, а в другом — одна. В каждом из мешков-аргументов уже имеется по одной непустой цепочке. Следовательно, если в одном из мешков-аргументов одна цепочка, все цепочки в мешке-результате должны иметь либо общее начало, либо общий конец. В данном случае это не так, поэтому в каждом из мешков-аргументов должно лежать ровно по две цепочки. Остаётся для каждого мешка-аргумента найти одну цепочку, которой в нём не хватает. Так, во втором мешке не хватает пустой цепочки, поскольку в мешке-результате есть такая же цепочка, как данная в первом мешке.

Задача 143. В этой задаче почти нет слов, знакомых детям (например, русских или английских). Поэтому её придется решать, принимая во внимание исключительно различие букв.

Задача 144. Эта задача сложнее предыдущей. Здесь даны слова из языков, письменности которых построены на основе кириллицы. Чтобы отнести такие слова к некоторому языку, недостаточно формальных соображений о различии графики написания букв, придется подключать знания о русском языке. Во-первых, если слово содержит незнакомые символы, значит, оно нерусское. В задаче есть два таких слова. Рассматривая другие слова, можно заметить, что в некоторых из них не соблюдены правила русского языка (ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА и пр., а также буква Ы в начале слова). Это позволит выделить ещё пять слов. Заметим, что относительно остальных слов нельзя с уверенностью сказать, что они не чувашские.

Задача 145. Усложнённая задача на построение дерева перебора вариантов, поскольку при построении дерева придётся принимать во внимание сразу три условия (чётность, количество и состав цифр, отсутствие одинаковых цифр). На первом уровне окажутся 4 данные цифры (поскольку первая цифра искомых чисел может быть любой). У каждой из этих цифр будет по 3 следующие вершины, т. е. на втором уровне окажется 24 вершины. Теперь за каждой из них надо бы поставить по 2 вершины, но так как числа должны получиться чётными, годятся только цифры 2 и 6. Таким образом, после некоторых вершин второго уровня будет по 2 цифры, после некоторых — по одной. Будут и такие вершины второго уровня, после которых ни одной цифры не будет: вершины второго уровня будут листьями. В результате выписывания всех получившихся в дереве путей длины 3 (нам же нужны только трёхзначные числа) получаем 12 искомых чисел: 362, 392, 632, 692, 932, 962, 236, 296, 326, 396, 926, 936.

Задача 146. Достаточно трудная лингвистическая задача. Часть слов можно отнести к одному из языков формально, пользуясь только условием задачи. Дальше придётся привлечь логику и лингвистические соображения. Поэтому можно предлагать эту задачу всем учащимся, но учитывать, что слабому ученику достаточно рассмотреть простые случаи, а все оставшиеся слова просто определить в третью группу (помеченную оранжевой галочкой). В дальнейшем к решению данной задачи можно вернуться ещё раз и некоторые из слов, помеченных оранжевым, определить как русские или украинские слова и пометить их галочкой соответствующего цвета.

Итак, часть слов можно отнести к какому-то языку, ориентируясь только на наличие в слове букв «и», «ы» и «i»: если в слове одновременно встречаются буквы «и» и «ы», то это слово русское; если буквы «и» и «i» — слово украинское; если буквы «ы» и «i» — оно белорусское. Так можно узнать, к какому языку относятся следующие слова:

русские слова: уличный, высокий, извивы, всемирный;

белорусские слова: звiвы, аблiчыць;

украинские слова: улицi.

Для определения следующей части слов нужно учесть не только наличие или отсутствие в слове букв «и», «ы» и «i», но и то, что в них есть дополнительные знаки. Ясно, что слова с дополнительными знаками не могут быть русскими, поэтому в таких словах достаточно найти буквы «и», «ы». Таким образом нетрудно отыскать украинские слова «всевидящеє», «з'ïсти» и белорусское «пасеяўшы». Из этого следует, что буквы «є», «ï» украинские, а буква «ў» белорусская. Используя этот факт, определяем, что слова «дзiўвная», «здароўя» и «купiў» белорусские, а слово «спiває» украинское. Слово «змерыць» не может быть русским, поскольку в русском языке мягкий знак после буквы «ц» не ставится. В нём есть буква «ы», значит, оно белорусское.

Что касается всех остальных слов («вялiкi», «купил», «молоко», «праведный»), то выяснить их принадлежность однозначно не удаётся. Три слова из них точно являются русскими, но при этом слово «праведный» может быть и белорусским, слово «купил» — украинским, а слово «молоко» может принадлежать ко всем трём языкам. Слово «вялiкi» может быть и украинским, и белорусским.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.