Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Культура Древней Индии 4 страница




Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в "Остромировом евангелии" (1056-1057), где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие (на перегородчатую эмаль). В "Изборнике" князя Святослава (1073) помещена миниатюра, изображающая семью князя Святослава, а также рисунки на полях, имеющие сходство со светской живописью киевской Софии.

В начале XIII века Древняя Русь уже была страной высокоразвитой христианской культуры. Начала складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в выработке литературного языка, покрывавшего собой местные племенные диалекты, в национальном самоощущении единства, в формировании общих культурных форм. Был задан путь культурно-исторического развития русского государства.

ЛЕКЦИЯ 7. Общие тенденции в развитии культуры XIX века.

XIX век в истории европейской культуры занимает исключительное положение не только выдающимися достижениями в области науки и техники, но и радикальными переменами в сфере художественной культуры. Одно значительнейшее художественно-стилевое направление сменяло другое, отражая стремительно изменяющееся настроение времени, активный поиск путей отражения духовного состояния общества через формы философии и художественной культуры. На смену рационализму Просвещения пришла эмоциональность, экзальтированность и иррациональность романтизма. Победа буржуазной революции не привела к наступлению ожидавшегося царства справедливости и разума. Произошла резкая переориентация общественной психологии. Стал очевиден интерес не к внешней, общественной, деятельности человека, а к внутреннему, духовному, эмоциональному миру личности. Наступила эпоха романтизма, короткий, но яркий и значимый период в истории и философии культуры.

Романтизм - это одно из самых сложных и внутренне противоречивых явлений в истории европейской культуры. Романтизм в литературе, изобразительном искусстве и музыке - стиль, ставящий во главу угла воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника, знаменующийся вниманием к неординарным проявлениям человеческого естества и природы. Эмоции и интуиция превалируют здесь над рациональностью, индивидуальные качества отдельного человека - над обезличенным обществом, естественная природная непосредственность - над классической строгостью и сдержанностью. Главные темы романтического искусства и литературы - это любовь к величественным пространственным неспокойным пейзажам, ностальгия по прошлому, интерес к народным традициям, культ героических личностей, мистицизм, смерть.

В литературе романтизм представлен такими именами как Новалис и Тик (Германия); Вордсворт, Колридж, Шелли, Китс, Байрон и В. Скотт (Англия), Виктор Гюго, Ламартин, Жорж Санд, Мюссе и Дюма-отец (Франция); Эдгар По, Лонгфелло (США). Это сказки и поэмы Пушкина, ранние произведения Гоголя, "Мцыри", "Демон", "Маскарад" Лермонтова, поэмы Жуковского и Рылеева (Россия). В изобразительном искусстве романтическую традицию представляли выдающиеся художники-пейзажисты: Фридрих (Германия) Тернер (Англия), Коро (Франция), Воробьёв и Щедрин (Россия). Ярчайшими художниками романтизма были также Жерико и Делакруа во Франции. Несомненны романтические тенденции в позднем творчестве великого испанца Гойи и работах замечательного русского художника Карла Брюлова. Выдающимся мастером романтического портрета был и Орест Кипренский.

Романтизм верил в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум и, подобно ему, способны создавать новый порядок, новую культуру. Ход развития объективного бытия в представлении романтиков определялся духовной деятельностью отдельной личности. Это было серьезным изменением гражданского общественного идеала. Для романтиков проблема личности - центральна. Познание мира - это прежде всего самопознание.

Романтизм был не только "школой в поэзии", но и "школой в философии". Даже беглый просмотр имён романтиков говорит о том, насколько энциклопедичной была школа. Романтизм складывался как целая культура и был подобен в этом отношении Ренессансу или Просвещению. Романтическая философия была представлена концепциями Фихте и Шеллинга, Шопенгауэра и Кьеркегора.

Родиной романтизма принято считать Германию (поэтическое творчество Новалиса, драматургия, поэзия и теоретические произведения Ф. Шиллера, Л. Тика, Г. фон Клейста, проза Э. Т. А. Гофмана, сказки братьев Гримм). Сам же термин "романтизм" первые был применен относительно живописи рано умершего французского художника Т. Жерико (1791-1824). ("Офицер конных стрелков перед атакой", "Раненый кирасир, уходящий с линии огня"). Появление на выставке его картины "Плот Медузы" открыло новую страницу западноевропейской живописи. Признанной главой романтического движения в живописи стал младший современник Жерико Э. Делакруа (1798-1863). Сюжеты его произведений типичны для романтизма, отвергающего обыденность и прозу жизни. "Резня на Хиосе"- один из эпизодов освободительной борьбы Греции от турецкого ига. "Сарданапал" - тема, заимствованная из одноименной трагедии Байрона о легендарном ассирийском царе. "Бричка Данте" - размышление художника о смысле жизни с помощью величавых образов Античности и Возрождения. Но самое знаменитое произведение Делакруа посвящено событиям Июльской революции 1830 г. Выставленная в Салоне картина "Свобода, ведущая народ" потрясла современников смелостью художественного решения. Повстанцы на развалинах баррикад, среди мертвых тел погибших товарищей, изображены воодушевленными желанием свободы. Идеал свободы воплощён в романтическом образе прекрасной молодой женщины, подобной греческой богине победы Нике.

В музыке термин "романтический" свободно применяется к большинству композиторов XIX века, хотя в основном ассоциируется с понятиями программной музыки, такой как "Фантастическая симфония" Берлиоза, песенного цикла Шуберта и оперы, достигшей своего высшего расцвета в творчестве Вагнера, Верди и Глинки. Музыка занимала важнейшее место в духовной жизни XIX века. Активная деятельность блестящей плеяды композиторов, исполнителей, критиков способствовала бурному расцвету концертной и музыкально-театральной жизни. Творчество композиторов-романтиков (Берлиоз, Верди, Лист, Вагнер, Шуман и др.) отличалось яркой эмоциональностью, непосредственностью передачи внутреннего состояния. Ф. Шопен и Ф. Лист поднял на новую высоту фортепьянную музыку, Николо Паганини - скрипичную. В годы реакции 50-60-х годов не подвластная цензуре музыка стала средством выражения протеста, неудовлетворенности, несогласия. На смену лирическому герою Шуберта пришел герой драматических эпопей Р. Вагнера (1813-1883) - немецкого композитора и дирижера. Его грандиозный оперный цикл "Кольцо Нибелунгов" отмечен новыми принципами соотношения музыки и слова, грандиозностью оркестровой палитры. Вагнер был создателем нового жанра - романтической музыкальной драмы.

В середине века произошел небывалый взлет развлекательно-танцевальной музыки. Знаменитыми стали танцевальные пьесы И. Штрауса - отца. Повсеместные выступления танцевальных оркестров, большое количество балов создавали особую атмосферу праздничности. В 60-е годы особенно славилась музыка И. Штрауса-сына (1825-1899). Он вошел в историю культуры не только как создатель венского вальса, но и венской оперетты ("Летучая мышь").

В архитектуре XIX в. романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30 - 40-х годах XIX в. вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. Так, в 1853 году началась перепланировка Парижа, которая неузнаваемо изменила облик города. Архитектура России, как и в странах Западной Европы, переживала трудные времена. Начиная с конца 30-х годов XIX в. классицизм постепенно себя изживал. Начинался период эклектики в архитектуре, использование выразительных средств, присущих разным художественным стилям путём соединения их в единое целое, длившийся до конца XIX в. и прошедший несколько этапов: 30 - 60-е гг. - увлечение готикой, итальянским Ренессансом, а затем барокко и рококо; в 70 - 90-х гг. главным становится техническая и функциональная целесообразность: строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки, доходные дома, театрально-зрелищные сооружения. Яркое событие этого периода - создание в1889 году инженером Г. А. Эйфелем железной Эйфелевой башни в Париже для Всемирной выставки.

Романтизм был широким движением в духовной жизни европейского общества, просуществовавшим до 40-х годов XIX века и затем не раз возрождавшимся в разнообразных неоромантических произведениях. Их авторы стремились преодолеть общественный пессимизм с помощью воскрешения яркой эстетики романтизма. (Драматургия Э. Ростана во Франции, рассказы М. Горького и т.д.). Во второй половине XIX века на смену романтизму пришли другие направления: реализм, натурализм, символизм, сыгравшие немалую роль в художественной культуре.

Реализм - идейно-художественное направление в культуре XIX века, связанное со стремлением осмыслить действительность во всей её полноте и разнообразии, отобрав при этом наиболее существенные и типические моменты. В более строгом смысле реализм обозначает движение в европейском искусстве и литературе середины XIX в., явившаяся ответной реакцией на романтическую экзальтированность. Для реализма свойственно тщательное объективное изображение повседневной жизни и разносторонний показ человеческих характеров.

В живописи начало реализма часто связывают с произведениями француза Г. Курбе (1819 - 1877). Именно он первым применил понятие "реализм" к особому направлению в живописи. Публика была шокирована вульгарностью его образов ("Прачки", "Купальщицы"), далеких от традиционных эталонов красоты. Критики негодовали на Курбе за обращение к обыденным темам, обвиняли художника в "прославлении безобразного". Произведения Курбе весьма полемичны. Типичным для его творчества является широкомасштабное полотнище "Похороны в Орнане", изображающее в натуральную величину обыкновенных людей, пришедших на похороны. Ярким представителем реализма в живописи по праву можно считать русского художника П. Федотова (1815 - 1852). ("Завтрак аристократа", "Вдовушка", "Сватовство майора", "Анкор, ещё анкор"). В реалистических картинах Ж. Ф. Милле (1814 -1875) проявляется связь человека с природой через его труд на земле. Впервые героями живописных произведений стали трудящиеся крестьяне: "Собирательницы колосьев", "Сеятель", "Человек с мотыгой".

Революционные события во Франции нашли яркое отражение в творчестве О. Домье (1808-1879). Домье не побоялся сделать бойню в рабочем квартале темой изобразительного искусства. На гравюре "Улица Трансионен" художник изобразил сцену расправы правительственных солдат с жителями одного из домов рабочих кварталов. В графике Домье сатирически представлял буржуазное общество, выпуская целые серии карикатур на его быт и нравы ("Карикатюрана", "Супружеские нравы", "Парижские типы").

Реализм стал мощнейшей основой русской живописи 2-ой пол.XIX века. Появилось множество прекрасных художников. Это и В. Перов ("Тройка", "Проводы покойника", "Охотники на привале"). Это и целая плеяда художников - передвижников: И. Крамской ("Христос в пустыне", "Портрет неизвестной", "Неутешное горе"); И. Прянишников ("Шутники"), В. Максимов ("Всё в прошлом"), К. Савицкий ("Встреча иконы"), Н. Ярошенко ("Всюду жизнь"), А. Куинджи ("Берёзовая роща"), А. Саврасов ("Грачи прилетели"), И. Шишкин (серия пейзажей), В. Поленов ("Московский дворик"), Н. Ге ("Царь Пётр и царевич Алексей", И. Репин ("Бурлаки на Волге", "Не ждали"), И. Левитан ("Вечерний звон", "Над вечным покоем"), В. Суриков ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова") и др. Каждый из них - ярчайшее явление в истории изобразительного искусства.

В произведениях реалистов предстает широкая панорама общественной жизни и проблем XIX - начала XX столетий. Реализм тщательно изучал обстоятельства жизни своих героев. Наиболее полное выражение он нашел в жанре социального романа. Писатели-реалисты, в отличие от романтиков, признавали ценность "низкой" действительности, стремились изучить ее и всесторонне изобразить посредством типических образов и обстоятельств. Реализм в европейской литературе представлен произведениями Ч. Диккенса ("Дэвид Копперфилд", "Домби и сын", "Тяжелые времена"), У. Теккерея ("Ярмарка тщеславия"). О. де Бальзака (многотомная "Человеческая комедия"), Стендаля ("Красное и чёрное", "Пармская обитель"), Г. Флобера ("Госпожа Бовари", "Воспитание чувств"), Ги де Мопассана ("Жизнь", "Милый друг"), А. Франса ("Современная история"), Р. Роллана ("Кола Брюньон"), Г. Ибсена ("Враг народа", "Кукольны йдом"), Д. Голсуорси ("Сага о Форсайтах"), Б. Шоу ("Дома вдовца", "Пигмалион") и многих других.

Очень ярко и разнообразно реалистическая традиция представлена в русской литературе. Одним из первых произведений русской реалистической литературы стал роман в стихах А. Пушкина "Евгений Онегин", по выражению В. Белинского - "энциклопедия русской жизни". Выдающимися образцами реализма в литературе являются историческая драма Пушкина "Борис Годунов", его повести "Капитанская дочка", "Дубровский" и др. Он проложил дорогу творениям М. Лермонтова ("Герой нашего времени"), Н. Гоголя ("Мёртвые души", "Шинель", "Ревизор"), И. Тургенева ("Отцы и дети", "Накануне", "Дворянское гнездо", "Дым"), Н. Лескова ("Очарованный странник", "Левша", "Леди Макбет Мценского уезда"), И. Гончарова ("Обломов", "Обрвыв", "Обыкновенная история"), Н. Салтыкова-Щедрина ("Господа Головлёвы", "История одного города"), Н. Некрасова ("Кому на Руси жить хорошо?", "Русские женщины"), Л. Толстого, ("Анна Каренина", "Воскресенье"), Ф. Достоевского ("Братья Карамазовы", "Бесы", "Идиот"), А. Чехова ("Палата № 6", "Человек в футляре", "Три сестры", "Вишневый сад"), М. Горького ("Фома Гордеев", "Васса Железнова", "Жизнь Клима Самгина"). Произведения всех перечисленных авторов - не только факт русской культуры, но и важнейший момент духовного развития человечества. Особое явление в русской и мировой литературе, не имеющее аналогов - роман "Война и мир". В этом уникальном произведении Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и многофигурностью эпической фрески. Поражает глубина нравственных исканий другого великого русского писателя - Достоевского. Впечатление, производимое этим "золотым веком" русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн, говоря о ее "необыкновенном внутреннем единстве и целостности", "тесной сплоченности ее рядов, непрерывности традиций".

Важным направлением в европейской художественной культуре последней трети XIX века был также натурализм, характеризующийся повышенным вниманием к среде обитания людей и настаивающий на предопределенности человеческих пороков влиянием среды. Возникновение натурализма было сопряжено со стремлением писателей внести в литературу методы строго научного исследования действительности, основывающегося на эксперименте, точности описания и документальности. Натурализм исходил из положения, что судьбы людей предопределены наследственностью, средой и общественными отношениями вне зависимости от их воли. Своей философской основой натуралисты избрали позитивизм. Их эстетика созвучна философии Огюста Конта, требовавшего сугубо эмпирического изучения действительности и отказа от обобщений, а также - теориям Ипполита Тэна. В своей "Истории английской литературы" Тэн утверждал, что для понимания художника важнейшее значение имеют три фактора: среда, в которой формируется и творит художник, исторический момент, на который приходится его творчество, и раса - особенности национального склада творца.

Глашатаями натурализма выступили братья Жюль и Эдмон Гонкуры, а наиболее ярким представителем стал Эмиль Золя. В 1868 году писатель приступил к созданию двадцатитомной серии "Ругон-Маккары", которую предворяет характерный подзаголовок: "Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи". Теоретические взгляды Золя зафиксированы в книге "Натурализм в театре". И не удивительно, что влияние натурализма испытали многие крупные драматурги-реалисты: Ибсен ("Привидения"), Горький ("На дне"), Л. Толстой ("Власть тьмы"), Г. Гауптман ("Ткачи") и т.д. Естественно, что и в самом театре натурализм значительно повлиял на формирование режиссуры как средства создания всякий раз особой среды обитания и действия. (Режиссёры А. Антуан во Франции и О. Брамм в Германии).

Художественно-изобразительной системой, которая не копировала, а воспроизводила действительность в соответствии с определенным спонтанно возникшим впечатлением стал импрессионизм. Импрессионизм, сформировавшийся во Франции в конце 60-х - начале 70 гг., стремился запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости. Название произошло от картины К. Моне "Впечатление".(1867 г.) и объединяло группу независимых художников, оппозиционных официальной академической школе: Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро и др. Импрессионисты были уверены, что темой и сюжетом картины может быть непосредственное впечатление от увиденного. И они доказали это своим творчеством. Импрессионизм - это не философия и не техника, это новое художественное видение мира. Правдивость искусства импрессионисты видели не в тождестве с реальностью, а в том, что живопись должна воссоздавать момент, когда человек смотрит на мир непредвзятым взглядом, словно впервые, как ребенок. Импрессионизм - это прежде всего индивидуальные искания. Импрессионистов упрекали в субъективном и непонятном для остальных взгляде на мир. Но их цветовое видение мира не было чисто субъективным. Оно отражало реально существующие природные оптические законы. Состояние атмосферы, воздух -единственный реальный сюжет картины. Дождь, ветер, интенсивность солнечного освещения - всё это неузнаваемо изменяет объект изображения и впечатление меняется. Именно эту изменчивость и стремились зафиксировать импрессионисты. Импрессионистический метод можно увидеть в творчестве прекрасных русских художников В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля.

Художники, которых обычно называют постимпрессионистами ("те, кто пришел после"), - Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген,-не были объединены общим методом, ни общей программой. Каждый их них - яркая индивидуальность. Постимпрессионизм интересен особым вниманием к форме, к декоративной стилизации, символикой использования цвета, новыми приёмами построения пространства и объёма.

Импрессионизм в скульптуре получил блестящее воплощение в творчестве О. Родена (1840-1917), самого значительного скульптора конца XIX века. Наиболее известны его произведения: "Мыслитель", "Адам", "Ева", "Вечная весна", "Поцелуй". Все они создавались скульптором для единого скульптурного комплекса "Врата ада", который так и не был завершён. В скульптурной группе "Граждане Кале" Роден воплотил темы человеческого героизма и стойкости. С импрессионизмом его сближают поиски движения, стремление к "размыванию" объемов, пристрастие к фрагментам, (принцип, использовавшийся в живописи Моне и Дега); Его эмоционально-психологическое искусство оказало большое влияние на все последующее развитие пластики, породив как последователей, так и ярых противников.

Импрессионизм как творческое направление был близок музыке. Для композиторов-импрессионистов - К. Дебюсси и М. Равеля- характерны поиски новых выразительных средств, создающих неповторимое впечатление, новых тембро-красок, необычных комбинаций инструментов.

Ещё одним значительным идейно-художественным направлением конца XIX века стал символизм. Для символизма характерно использование в качестве выразительного средства разнообразных символов. Сформировался символизм во Франции в 80-е годы. В манифесте, написанном поэтом Жаном Мореасом (1886) символисты объявили себя певцами "заката", "упадка", "гибели", художниками безнадежности и разочарования. Внешний образ мира, "видимость" символисты противопоставляли внутренней сущности и говорили, что свою задачу они видят в познании и художественном воспроизведении сущности, которую можно постичь с помощью поэтической интуиции, а не логики. Художники-символисты противостояли реализму и импрессионизму, и стремились выразить настроение и идеи через символику цвета, линии и формы. Сюжеты их произведений были как правило мифологическими, мистическими или фантистическими. В некоторых произведениях к символизму близок великий русский художник М. Врубель. ("Демон лежащий", "Демон сидящий", "Царевна лебедь", "Пан").

Поэты-символисты использовали слова в их символическом, переносном значении, создавая систему образов-символов. Главой французского символизма стал поэт С. Малларме (1842-1898), однако высшей точкой этого течения является творчество поэтов П. Верлена (1844-1896) и А. Рембо (1854-1891). Рембо пытался согласовать лирику с живописью и в знаменитом "Цветном сонете", подыскивая цветовые эквиваленты гласных (А - черный, Е - белый, И - красный, У - зеленый). Возникнув во Франции, символизм быстро распространился по Европе. Европейский символизм выдвинул несколько значительных художников. Среди них швейцарский живописец А. Бёклин, ("Остров мёртвых", "Три грации"), бельгийский поэт и драматург М. Метерлинк, автор пьесы "Синяя птица", впервые поставленной в начале века на сцене Московского Художественного театра К. С. Станиславским, австрийский драматург Гуго фон Гофмансталь. Близок к символистам поэт Р. М. Рильке (1875-1926) - один из величайших лириков Австрии. В лучшей книге Рильке "Часослов" символическая недоговоренность сменяется гениальными прозрениями близящейся мировой катастрофы, краха культуры.

В 80-90-е годы символизм появляется и в Англии, где его самым значительным представителем был О. Уайльд (1854-1900). Он разработал основы эстетики символизма, но занял видное место в истории литературы прежде всего как сатирик и обличитель индивидуализма. (Роман "Портрет Дориана Грея", пьеса "Саломея").

Очень интересно и разнообразно проявляются символистические традиции в русской культуре рубежа веков. Такого количества гениальных представителей эстетики символизма не дала миру ни одна культура. Это творчествто Д. Мережковского, З. Гиппиус и Ф. Сологуба. Это А. Блок, И. Аненнский, А. Белый, М. Кузмин, К. Бальмонт, И. Северянин, В. Брюсов. Девизом своим они считали тютчевскую строку "мысль изреченная есть ложь", и только интуитивно воссоздаваемые образы отражают истину о человеческой душе. Поэтов-символистов объединяло общее миропонимание и видение задач поэтического языка. Наряду с требованиями "чистого", "свободного" искусства символисты превозносили индивидуализм, воспевали таинственный мир подсознания. "Мне нужно то, чего нет на свете", -писала Зинаида Гиппиус. "Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты", - утверждал Брюсов. Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха, что вызывалось стремлением поэтов передать необычность своего мироощущения "одними звуками, одними образами, одними рифмами" (Брюсов). Символисты презирали быт с его духовной бедностью. Реальному миру они противопоставляли умозрительные образы идеальной недостижимой красоты. Этим они отличались от романтиков, которые верили в возможность воплощения своих идеалов.

Русскую культуру середины XIX века принято называть "золотым веком" русской культуры. В литературе, философии, изобразительном искусстве, музыке, театре были одновременно достигнуты поразительные вершины, причем музыка и литература часто находятся во взаимодействии. Михаил Иванович Глинка, основоположник русской музыкальной классической школы сочиняет оперу по пушкинской поэме "Руслан и Людмила". Пушкинские произведения легли в основу опер А. С. Даргомыжского "Русалка" и "Каменный гость", М.П. Мусоргского "Борис Годунов". "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" стали шедеврами П. И.Чайковского. "Сказка о царе Салтане" и "Сказка о золотом петушке" послужили основой одноименных опер Н. А. Римского-Корсакова. Гоголевские сюжеты легли в основу опер "Майская ночь" и "Ночь перед Рождеством" Н. Римского-Корсакова, "Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского, "Кузнец Вакула" ("Черевички") П. Чайковского и т.д. Выдающаяся опера "Князь Игорь" А. Бородина сочинена на основе шедевра древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" и т.д. Русские композиторы создали ярчайшие образцы симфонической музыки: симфонии, концерты, увертюры и симфонические поэмы П. Чайковского, Богатырская симфония А. Бородина, сюита М. Мусоргского "Картинки с выставки", произведения С. Танеева, А. Скрябина, С. Рахманинова и др. Тот же процесс характерен и для живописи, когда лучшие художники стремились создать портреты своих великих современников. В. Перов пишет портреты Достоевского, Тургенева, Островского, Салтыкова-Щедрина; И. Крамской - портреты Л. Толстого, Некрасова, Третьякова; И. Репин - портреты Тургенева, Л. Толстого, Мусоргского, Н. Ге - А. Герцена и Л. Тлстого и т.д.

Одно из первых архитектурных направлений рубежа XIX-XX вв. - модерн. (Ар Нуво - в Бельгии, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии и т. д.), художественный стиль, использовавший наиболее интересные приёмы предшествующих стилей для достижения впечатления изящества, гармоничности, нетрадиционности образов архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Для модерна характерно выявление функционально-конструктивной основы здания, разрушение канонов ордерной эклектики, вообще отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры, использование пластических возможностей "ковкости" (и отсюда широкое введение кривых линий) металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Все это несомненно привело к новому образу зданий, таких, как доходные дома, богатые особняки, банки, театры, вокзалы. Но для модерна характерна и склонность к иррационализму (например, в творчестве знаменитого испанского архитектора А. Гауди - собор Ла Саграда Фамилиа, 1883-1926, Барселона).

Стиль модерн, несмотря на кратковременность своего расцвета, оказал неизгладимое воздействие на русскую архитектуру. Радикально изменился облик русских городов: особняки и доходные дома в стиле модерн, деловые и торговые сооружения сообщили совершенно новый характер историческим центрам городов, сложившимся в XIX веке, придав им новый масштаб и цветовое решение. Стремление стиля модерн к максимальной индивидуализации архитектурного образа проявилось в широчайшем диапазоне архитектурных и декоративных решений. При этом стремление к синтезу искусств, присущее модерну, необычайно расширило выразительность архитектуры. Если в столичном Петербурге одним из самых распространенных типов архитектуры "нового стиля" был доходный дом, то в Москве, по традиции, ведущим остался частный особняк, претерпевший в эпоху модерна серьезную трансформацию. Это можно увидеть на примере лучших творений Ф. Шехтеля - особняк С. Рябушинского (ныне дом-музей А.М. Горького), особняк З. Морозовой (ныне - Приёмная МИД России), особняк А. И. Дорожинской. Большой интерес представляют также и другие проекты этого замечательного архитектора: здание Ярославского вокзала, фасад и внутренне убранство здания Художественного театра, здание скоропечатни А. Левенсона и др.

В истории русской культуры период конца XIX - начало XX в. получил название "серебряного века" русской культуры. Интереснейшее явление этого периода художественное объединение "Мир искусства", созданное в один год с Московским Художественным театром - в 1898. В этом объединении участвовали почти все известные художники - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования "Мира искусства" имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии - импрессарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых "Русских сезонов". Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им "Русские сезоны" в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка "Два века русской живописи и скульптуры", которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания "Мира искусства", а также открытия русской живописи XVIII - начала XX в. западной критикой и настоящий триумф русского искусства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.