Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура арабского Халифата 2 страница




Особое место в этой литературе готического периода занимала поэзия вагантов, носителями этой поэзии были бродячие студенты. Их вольнодумная, озорная поэзия была очень далека от аскетических идеалов средневековья; ваганты шли по пути создания чисто светской литературы. Они воспевали беспечное веселье, свободную жизнь: "Бросим все премудрости, побоку учение, наслаждаться в юности - наше назначение...". Очень остро в их поэзии звучали сатирические антиклерикальные ноты; они резко обличали римско-католическую церковь: "Рим и всех и каждого грабит безобразно; пресвятая курия - это рынок грязный!" Иногда в стихах вагантов звучали жалобы на их бесприютную и необеспеченную жизнь. "Не для суетной тщеты, не для развлечения - из-за горькой нищеты бросил я учение".

В XI-XII вв. оформился и был записан героический эпос, который до этого передавался только в устной традиции. Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой народ; в эпических сказаниях воспевались храбрость, сила, верность, воинская доблесть. Величайшим памятником французского эпоса является "Песнь о Роланде", героем которой является патриот Роланд, считающий целью своей жизни служение императору и "милой Франции". Крупнейшим памятником немецкого героического эпоса является "Песнь о Нибелунгах" (1200). В основе эпоса лежат древние германские сказания времен "великого переселения", но весь характер песни связан скорее с феодальной рыцарской Германией XII в., чем с жизнью варварского общества V века. Тогда же создаётся крупнейшее произведение английского героического эпоса "Беовульф" и памятник скандинавского эпического наследия "Старшая Эдда".

На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зависела от сильной императорской власти. Византийские императоры уже с V в. играли важную роль в церковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив, заняла особое положение. Римский папа был одновременно и важнейшей политической фигурой. Между Западной и Восточной церковью существовали и с течением времени углубились противоречия, принимая все более принципиальный характер. В середине IX в. это был спор о филиокве (филокве) - утверждении католической церкови об исхождения Святого Духа не только от Бога-отца (позиция Восточной церкви), но и от Бога-сына (позиция Западной церкви). Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга.

Ко времени раннего средневековья относится возникновение ересей - особых учений, противоречащих основым постулатам христианской церкви. Так, сторонники несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Другое еретическое учение - монофизитство, напротив, видело в Христе только Бога и отрицало в нем человеческую природу. Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция, судебно-полицейское учреждение, созданное католической церковью для борьбы с ересями, которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд. 1229 год принято считать первым годом официального существования инквизиции и годом первого инквизиционного процесса.

В конце XIII - начале XIV века европейская культура стала заметно разделяться на два потока. Один неудержимо стремился к новому мышлению и творчеству, другой все более склонялся к спиритуализму. Первое течение было более характерно для южных, второе - для северных. У последнего поэта средневековья и первого поэта нового времени Данте Алигьери поэтическое новаторство сосуществовало со средневековым взглядом на мир и на саму поэзию. Характерными чертами его поэзии были аллегория и символика. Однако художественные образы Данте открывали путь новому мировоззрению, новому отношению к миру и человеку, открывали новую эпоху в развитии мировой культуры - эпохи Ренессанса. Новое заключалось в интересе к человеческим переживаниям. Характеры стали более индивидуальными и конкретными. Симптомом проторенессанса в живописи (фрески Джотто и Дуччо) является стремление передавать житейские подробности, обстановку, костюмы, естественные расположение персонажей в реальном пространстве, с учетом перспективы и анатомии. Вполне правомерен вывод, что культура Возрождения выросла на фундаменте средневековой культуры.

 

Лекция 6. Культура эпохи Возрождения.

Ринашименто - так по итальянски звучит название нового периода в истории европейской культуры, связанного с утверждением гуманистической философии и попытками воссоздания античного наследия. В русском искусствознании для обозначения эпохи Возрождения принято использовать равнозначное французское слово Ренессанс. Свое название эпоха получила из-за широкого интереса к античному наследию. Процесс распространения античных веяний пережили многие страны Европы, но начался он в Италии, на той же территории, где античность завершила своё существование. Как ни одна другая эпоха, Возрождение богато причудливо переплетенными, противоречивыми и, казалось бы, несовместимыми началами.

Но начиналось Возрождение очень скромно, вполне невинно и уж тем более не повсеместно. Родина Возрождения - несомненно, Флоренция ("Афины Италии"). И это не удивительно. Именно во Флоренции в 1293 г., как раз на заре Возрождения, была принята первая, фактически, республиканская конституция в христианской Европе, причем конституция весьма демократическая. Флоренция была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного количества ремесленников - ткачей, меховщиков. Многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов. На удивление много было юристов - адвокатов, стряпчих, нотариусов. Флорентийские банкиры финансировали римского папу, германского императора, французского короля, флорентийская монета - золотой флорин, чеканившаяся с 1252 г., считалась наряду с венецианским дукатом самой полновесной в Европе.

Именно во Флоренции, а чуть позже - в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Сам термин произошел от названия того круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные флорентийцы: наукам, которые имели своим объектом человека и все человеческое в противоположность науке, изучающей божественное, теологии. Это не значит, конечно, что гуманисты чуждались теологии - напротив, они были знатоками Писания, патристики (работ отцов церкви), а гуманисты более позднего времени - особенно XVI в. сами первоклассные богословы, как, например Эразм Роттердамский или Иоганн Рейхлин. Но ранние гуманисты, - чаще всего политические деятели, адвокаты, правоведы, например, великий Данте, бывший дипломатом и депутатом от партии "белых гвельфов", Франческо Петрарка - не только великий лирический поэт, но и автор политических и исторических произведений.

И все же, главным направлением деятельности гуманистов была филология. Гуманисты начали отыскивать, переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности, в первую очередь - скульптуру. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства. То же самое можно сказать и об античных книгах. Поэты и художники стремятся подражать древним авторам, возрождая античное искусство. Но, как часто бывает в истории, особенно истории искусства, возрождение каких-то давних принципов и форм приводит к созданию совершенно нового. Само слово "возрождение" появилось позже, чем слово "гуманизм" - в труде живописца, архитектора и историка искусств XVI в. Джордже Вазари. При этом Вазари с изумлением говорит о возрождении искусства после тысячелетнего, как он считает, его прозябания.

Всю культуру итальянского Возрождения принято делить на четыре этапа, из которых каждый имеет свои художественные, идеологические и психологические особенности. Каждый этап фиксирует определённое состояние культуры, определённое настроение: XIII век - Дученто - Проторенессанс, Предвозрождение; XIV век - Треченто - Раннее Возрождение; XV век - Кватроченто - Высокое Возрождение; XVI век - Чиквиченто - Позднее Возрождение. Но всякая периодизация условна. Редко творчество и судьба какого-то большого художника укладывается в рамки одного конкретного периода.

В предренессансную пору, то есть в XIII в. повсюду в Европе еще доминирует готика. Но в творчестве некоторых мастеров Флоренции уже просматриваются новые черты. Так, в знаменитом флорентийском соборе Санта-Кроче зодчего Арнольфо ди Камбио заметно стремление вернуться к некоторым принципам древнеримской архитектуры. Крупнейший живописец дученто -Чимабуэ не порывает со старыми традициями плоскостного письма, но стремится к индивидуальной характерности образов. На грани дученто и треченто - два великих имени: поэт Данте Алигьери и живописец, ученик Чимабуэ, Джотто ди Бондоне. Данте в "Божественной Комедии", Джотто в монументальных фресках создали галерею ярких образов, глубоко индивидуальных и психологически достоверных. Эта психологическая достоверность каждого образа - черта ренессансного искусства.

Данте, а также его младшие современники Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо, стали создателями итальянского литературного языка. Их творчество обычно рассматривается как образец раннего гуманизма. Книга новелл "Декамерон" Джованни Бокаччо имела огромный успех у современников. В простых по сюжету историях отражена вера автора в то, что человеческое достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в доблестных деяниях, что человеческая природа не должна подавляться аскетизмом церковной морали, что ум, сметливость, мужество всегда помогают выстоять в жизненных невзгодах.

"Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их… На заре нового времени были отпущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессансом, последствия которого продолжаются и до XIX века.", - пишет в работе "Смысл истории" Н. Бердяев. "Итальянское Возрождение таило в себе все положительные силы, которым мы обязаны современной культурой, а именно: освобождение мысли, презрение к авторитетам, победу образования над высокомерием родовой знати, восторженную любовь к науке и к научному прошлому людей, снятие оков с личности, пламя правдивости и отвращение к пустой внешности и эффекту…То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки", - таково восприятие сущности эпохи Фридрихом Ницше. Хорошо известна позиция Фридриха Энгельса по поводу Возрождения: "…величайший прогрессивный переворот из пережитых до того времени человечеством…". И хотя не все в наши дни так однозначно положительно оценивают эту эпоху(см. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения.), но нельзя не признать существенности для человечества провозглашенного ею гуманизма, философского мировоззрения, основанного на признании ценности человеческой личности, на утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый и как важнейшая часть природы, и как наиболее совершенное её творение. Гуманистическая этика возвеличивала и человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой, деятельной творческой личности. Ярким примером такого универсального человека был Леонардо да Винчи (1452-1519), ставший первооткрывателем не только во многих сферах художественного творчества, но и в различных областях науки. Он был талантливейшим живописцем, разработавшим теорию световоздушной перспективы в живописи, скульптором, поэтом и музыкантом, создателем проектов землеройной машины, подводной лодки, летательного аппарата и т.д. Значение всеобъемлющей деятельности Леонардо да Винчи, научной и художественной, стало ясно только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. Один из первых исследований этих рукописных сокровищ отмечал в изумлении: "Здесь есть все: физика, математика, астрономия, история, философия, новеллы, механика. Словом - это чудо...". Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда и, в то же время, - это произведения высокого искусства. Великий ученый настаивал на тесной связи науки с жизнью. Леонардо по праву считают предтечей современного экспериментального естествознания

В живописи Леонардо воплотил гуманистический идеал человека, духовно и физически совершенного, исполненного жизненных сил. Вечную прелесть и поэзию материнства находим в картине "Мадонна с цветком", неповторимое настроение в "Мадонне в гроте". В мир реальных страстей переносит самая замечательная из монументальных росписей Леонардо - "Тайная вечеря". Шедевром является портрет Моны Лизы ("Джоконда"), отражающий человеческую значимость и таинственность модели. За Леонардо да Винчи и его младшими современниками Рафаэлем и Микеланджело прочно укрепилась слава Титанов Возрождения. Для образов, запечатленных кистью этих мастеров, характерна гармония тела и души, эмоциональным миром и разумом, человеком и природой.

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма с наибольшей полнотой воплощены в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). В картинах, фресках, графике Рафаэля, отличающихся благородной простотой и гармонией, сочетанием реального и идеального, отразилось чувство красоты и радости земного бытия. Величайшее творение Рафаэля - "Сикстинская мадонна". Прославлением духовной деятельности человечества стали росписи Рафаэля в станцах Ватикана. Во фреске "Афинская школа", где художник изобразил всех знаменитых философов античного мира, утверждается мысль о необходимости гармонии и согласия между различными представителями философской мысли.

Удивительным разносторонним мастером был Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564), скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Идеал человека приобретает в его искусстве возвышенно-героические, титанические черты. Вазари (ученик Микеланджело) писал, что гигантская статуя Давида, выполненная Микеланджело, "отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских". Пятиметровый Давид - величественный и прекрасный юноша -воплощение героической личности. человек, каким он должен быть. Художник Суриков, восхищаясь более поздней, статуей Микеланджело, изображающей Моисея, писал, что Моисей скульптурный ему показался выше окружающей натуры... Фрески Сикстинской капеллы... Ни одному итальянскому живописцу не приходилось до этого браться за такую гигантскую роспись: около 660 квадратных метров, на потолке! Более четырех лет труда, сверхчеловеческого напряжения. Микеланджело создает полный драматизма мир, наполняющий душу и восторгом, и смятением. А фреска "Страшный суд" рождает ощущение грядущей мировой катастрофы. Купол собора св. Петра - венец архитектурного творчества Микеланджело. Как и в совершеннейших созданиях его кисти или резца - бурный динамизм, внутренняя борьба контрастов.

Северо-итальянская школа с центром в Венеции славилась богатством и насыщенностью цветовой гаммы. Языческое преклонение перед физической красотой сочеталось с интересом к духовной жизни человека. Венецианская школа живописи достигла расцвета в творчестве выдающихся художников Джорджоне и Тициана Вечеллио. Гармоническая связь человека с природой - важная особенность творений Джорджоне (картины "Сельский концерт", "Спящая Венера", "Юдифь"). Тициан (1477 - 1576) принадлежит к величайшим мастерам Высокого Возрождения. Верность Тициана гуманистическим принципам, вера в волю, разум и возможности человека, мощный колорит придают его произведениям громадную силу. Работы "Даная", "Венера с зеркалом", "Венера Урбинская" являются вершиной колористического мастерства художника, отражающими свойственный ему восторг перед красотой жизни.

Как уже говорилось, фундаментальным принципом новой ренессансной культуры становится антропоцентризм, сменивший средневековый теоцентризм. Творческим началом бытия стал не бог, а человек. Перемена была поистине разительной: вместо столь характерной для изначального христианства заботы верующего о мире вечном, потустороннем на первом плане оказалось сильнейшее стремление человека к земному счастью и прижизненному преуспеванию. Именно в ренессансной культуре идея о безграничном могуществе человека, постепенно стала эквивалентом идеи вседозволенности.

Алхимия, астрология и магия охватили все возрожденческое общество снизу доверху отнюдь не по причинам общественного невежества. Это результат всё той же индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы. Священная инквизиция не случайно получает расцвет в эпоху Возрождения. Охота на еретиков и ведьм, безудержный террор и коллективные психозы, жестокость и моральная деградация являются такими же признаками позднего Ренессанса, как и великие научные и художественные свершения. Всё это - части единого целого, выражение стремления индивида к максимальному самовыражению. Типичными чертами представителей Возрождения становятся жажда приключений и авантюризм, о чем свидетельствует в частности знаменитая поэма Лудовико Ариосто "Неистовый Роланд" (1532). Стихийный индивидуализм здесь уже не связан с какими-либо возвышенными платоническими теориями. Солнечное, гармоничное гуманистическое мировоззрение обернулось вдруг обратной стороной. Титанизм и индивидуализм привели к тому, что итальянское Возрождение прославилось, помимо творений великих художников и поэтов, своим коварством, вероломством и жестокостью, авантюризмом и разгулом страстей. Священнослужители содержат мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома. Неоднократно издаются декреты, запрещающие священникам "ради денег делаться сводниками проституток". Писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами. Папа Александр VI и его сын Цезарь Борджиа собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок; а в Милане герцог Талеаццо Сфорца услаждает себя за столом сценами содомии. И таких примеров можно привести множество. Неудивительно кратковременное возвышение попытавшегося бороться за восстановление нравственных идеалов монаха - доминиканца Джироламо Савонароллы. Объясняя отцу своё решение уйти в монастырь Саванаролла писал, что его побудило к этому "страшное ничтожество света и испорченность людей: разврат, нарушения святости брака, обман, высокомерие, нечестие… проклятия и кощунства всех родов дошли в свете уже до того, что не находишь в нем более честных людей… Я не мог выносить злобу ослепленных народов Италии, где угасли все добродетели и торжествует порок. Этот свет мог мне дать только глубочайшую скорбь".

Проповеди Саванароллы на время возымели действие, но слишком всесильными были его враги. Обвиненный в заговоре против папы Саванаролла был казнен. Его проповеди и труды, тем не менее, произвели неизгладимое впечатление на многих представителей культуры. Известно, что горько сожалел о казни Саванаоллы известнейший флорентийский художник Сандро Боттичелли, посвятив его памяти грустно-просветлённую картину "Рождество". Заветам Саванароллы был верен до самой смерти великий Микеланджело.

Наиболее яркими научными открытиями эпохи Ренессанса традиционно считают гелиоцентрическую систему Коперника и учение "О бесконечности, Вселенной и мирах" Джордано Бруно. Но всё это было передовым и революционным для последующих веков, а мировосприятию Возрождения явно противоречило. Ренессанс беспредельно возвеличил человека, а Коперник и Бруно превратив Землю лишь в песчинку мироздания, вместе с тем показали и человека несоизмеримым с бесконечной темной бездной мирового пространства. Гелиоцентризм и бесконечное множество миров не просто противоречили культуре Ренессанса, но были ее отрицанием. Бруно к тому же был сторонником атомистической теории. Атом и бог для него тождественны. Вселенная и природа совпадают у него с богом. Взгляды Бруно были осуждены церковью, а сам он сожжен в Риме в 1600 году.

В миропонимании Возрождения важным рубежом является творчество Николло Макиавелли. Индивидуалистическая антропоцентрическая концепция мира у него сохранилась, но подверглась серьезным уточнениям. Рядом с проблемой личности в произведениях Макиавелли встали проблемы народа, класса, нации. Его "Мандрагора" - одна из лучших комедий XVI в., а "Сказка о Бельфагоре" не уступает рассказам Бокаччо. Но самым значительным произведением Макиавелли стал преисполненный трагических противоречий политический памфлет "Государь" ("Князь"). Макиавелли считал нужным отделить политику от христианской морали, которую он считал общественно вредной и даже безнравственной, ибо именно христианство "сделало мир слабым и отдало его во власть негодяям". Однако в "Государе" реальная политика сильной личности обособлена от всякой морали, в том числе и от гуманистической. Указывая на практическую невозможность для "нового государя" обладать всеми общечеловеческими добродетелями, "потому что этого не допускают условия человеческой жизни", Макиавелли вместе с тем отмечал и относительность добродетели вообще. Противоречия между общечеловеческой моралью и политикой осознавались им как трагические противоречия времени.

Почва, на которую попадают ренессансные веяния, очень разнообразна. Философия, искусство, поэзия, музыка, вбирая новые тенденции, вместе с тем видоизменяют многое в соответствии со своей местной и национальной традицией. В Италии расцвели все виды искусства. Живопись, архитектура, скульптура, музыка, поэзия, театр достигли высочайшего развития. Но в 1530 г. начинается феодально-католическая реакция (контрреформация), и этот год по праву можно считать конечной датой развития Возрождения. Именно развития, потому что влияние искусства Возрождения распространяется еще на весь XVI, а иногда и на часть XYII века.

В рамках эпохи Возрождения был осуществлен и ещё один переворот в области христианской религии. Речь идет о реформации, широком общественном движении в странах западной и северной Европы, связанном с борьбой за обновление католической церкви. Зарождение в первой половине XVI в. в Германии протестантизма было продуктом все того же необычайного развития возрожденческого свободомыслия. Реформа Мартина Лютера была бы невозможна без распространения в образованных кругах Германии гуманистических идей. Ведь именно гуманистическое движение, гуманистическая литература способствовали расшатыванию авторитета католической церкви, особенно римской курии и, в конечном счете, победе протестантизма. В кругах немецких гуманистов в начале XVI века большим авторитетом пользовался нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1466 - 1536), называвший себя "гражданином Вселенной". В литературе XVI века выдающееся место занимает его произведение "Похвала глупости", в котором он с тонкой иронией и остроумной насмешкой описывает недостатки и пороки современного ему общества. Во всех областях политической, культурной и церковной жизни он видел пошлость, пустой формализм, бессмысленную догматику и, прежде всего, глупость, отсутствие всякого разумного начала. Эразм Роттердамский, также как и другой представитель немецкого гуманизма, Иоганн Рейхлин, к Реформации не присоединились и лютеранами не стали, но именно их рассуждения о приоритете личной веры над церковными обрядами во многом подготовили Реформацию.

Всевозможные злоупотребления католического клира, выкачивание из Германии и вообще Северной Европы денег в пользу папской казны, пренебрежение пап-итальянцев к "северным варварам", наконец, стремление упростить богослужение- все это немаловажные причины успеха реформации. Впрочем, как и незаурядность личности самого великого реформатора - Мартина Лютера (1483-1546), не только вдохновителя, но и организатора новой церкви, талантливого богослова, проповедника, оратора, публициста, поэта, музыканта и политика. Для истории культуры определяющими принципами протестантизма, как называют с 50-х годов XVI в. реформированную Церковь, стали два:

1. Идея личной связи человека с Господом без непременного посредничества священника.

2. Стремление перевести все богослужение на родной для верующих язык. (Начало этому положил сам Мартин Лютер, который совершил, можно сказать, литературный подвиг - за год с небольшим перевел на немецкий язык большую часть Библии).

Реформацию предвосхитило и творчество великих немецких художников XV - XVI вв.: Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Грюневальда. В сущности, в Германии эпоха Возрождения и начинается с творчества Альбрехта Дюрера, которого многие называют немецким Леонардо. Альбрехт Дюрер -великолепный портретист, график, разработчик техники офорта, (гравюра на меди), создатель графической серии "Апокалипсис", автор живописных работ "Адам и Ева", "Мадонна с чётками" и др. Ганс Гольбейн- превосходный портретист, создатель портретов Эразма Роттердамского и его друга, английского гуманиста Томаса Мора, иллюстратор "Похвалы глупости". Лукас Кранах - также портретист и гравер. Еще до Реформации Кранах создавал карикатуры, высмеивающие торговлю индульгенцией, монашество, папскую курию и все то, на что впоследствии обрушится Мартин Лютер. Кисти Кранаха принадлежит портрет самого Лютера. Все они художники одного поколения, составившие славу "Северного Возрождения", культуры Германии, Нидерландов и скандинавских стран, XY -XYI вв., своей эмоциональной обостренностью, философской глубиной оказались чрезвычайно близки лютеровской проповеди о личной, без посредства духовенства и обрядов, связи человека с Богом. Все они были и преддверием Реформации и воплотителями её идей.

В Нидерландах подлинным началом Возрождения можно считать творчество Яна Ван Эйка (1390-1441), творца Гентского алтаря и ряда замечательных портретов. С городом Брюгге неразрывно связано творчество Ганса Мемлинга, прославившего себя лирическими образами мадонн. Общественная жизнь Нидерландов второй половины XV - начала XVI в. была полна острых социальных противоречий и конфликтов. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (1450-1516), создателя мрачных мистических композиций, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму, и к живой конкретной действительности. Острый гротеск его знаменитых работ "Корабль дураков" и "Сад наслаждений", сродни "Похвале глупости" Эразма Роттердамского и книге дидактических стихов Себастиана Бранта "Корабль дураков".

Вершиной нидерландского Ренессанса было несомненно творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525-1569). Особую славу у потомков снискал его "Зимний пейзаж" из цикла "Времена года" (другое название - "Охотники на снегу"). Одним из последних произведений Брейгеля была картина "Слепые": пять калек, не понимая, что с ними происходит, летят в овраг вслед за оступившимся вожаком. Работа несомненно имеет символическое значение. Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых - это жизненный путь всех людей. Таким образом, художник выразил и собственное трагическое мироощущение.

Расцвет испанской культуры: литературы и театра (Сервантес, Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон), а затем живописи (Эль Греко, Ривера, Сурбаран, Веласкес) - не совпал с периодом наивысшего экономического и политического могущества Испании и наступил несколько позднее. Золотым веком испанской живописи и театра является XVII век, а точнее - 80-е годы XVI - 80-е годы XVII столетия. Суровость исторической судьбы испанского народа также оказала влияние на специфику мировоззрения испанцев и их идеалы. Религиозные идеи, которыми, по сути, освящено все искусство Испании, воспринимаются очень конкретно, в образах реальной действительности, чувственный мир удивительно уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет врывается народная, национальная стихия.

В Испании ярко и самобытно развивается театральное искусство. Утверждается новый тип театрального действия, создаётся прекрасная, наполненная жизненной конкретикой драматургия Лопе де Вега (1562 - 1635). До сих пор популярны написанные им "Собака на сене", "Дурочка", "Учитель танцев", "Овечий источник", "Звезда Севильи". В пьесах Лопе де Вега, в независимости от того комедия это, драма или трагедия бьёт ключом жизнь. Из-за длившейся несколько столетий реконкисты, борьбы с мавританским владычеством, испанская культура отличалась наибольшим патриотизмом, самой сильной приверженностью католицизму, основательно выраженными народными чертами, поскольку народ был той силой, которая победила иноземцев. Испания достаточно поздно вступила в русло гуманистических идей, и интерпретировала их по своему, создав великую живопись и великий театр.Знаменитый писатель Мигель де Сервантес (1547 - 1616), автор знаменитого романа "Дон Кихот", в котором гуманистические идеи воплощены в традиционной для испанской литературы форме рыцарского романа, также начинал как драматург, написав патриотическую трагедию "Нумансия" и ряд озорных жизнерадостных интермедий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.