Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инженерная деятельность в условиях развития машинного производства 1 страница




 

Со становлением машинного производства происходит дифференциация инженерной деятельности, которая на первых этапах включает в себя лишь изобретательство, конструирование и технологию производства. С возникновением технических наук к ним добавляются еще инженерные исследования и проектирование.

Конструкторская деятельность связана в основном с "рутиной" данной отрасли. Но, как отмечает П.К. Энгельмейер, рутина еще не означает машинального повторения. Конструктор изменяет приемы своей работы в зависимости от каждого конкретного случая, но они не выходят за пределы конструктивных вариантов и представляют собой применение известных, уже выработанных искусственных приемов и простых стандартных расчетов. Поэтому его задача заключается в том, чтобы произвести такое видоизменение, чтобы получилась лишь новая конструкция, а не новое изобретение. Прогресс в технике, по мнению Энгельмейера, как раз и заключается в том, что нововведение усваивается и переходит из разряда изобретений в разряд конструкций. Конструкторская деятельность становится особенно необходимой с развитием серийного и массового производства технических изделий. Проектирование же занимает промежуточное положение между изобретением и конструированием и более тесно связано с научной деятельностью (поэтому не случайно Энгельмейер называет второй акт инженерной деятельности научным). Энгельмейер предугадал все более глубокое проникновение научной деятельности в сферу инженерии, рассматривая ее не только как внешний, но и как внутренний акт инженерной деятельности.

Разобрав, таким образом, проектирование, Энгельмейер переходит к анализу изобретательской деятельности. И поскольку он провозгласил, что между свободным изобретением и проектированием на заданную тему нет существенной разницы, то и к изобретению он применяет все тот же трехакт: акт интуитивный (искусство), в котором зарождается идея, или основной принцип; акт научный, в котором вырабатывается схема, общий план или система будущего технического устройства; акт рутинный, в результате которого создается конструкция, вещественно исполняется в соответствии с первоначальным замыслом и выработанная схема.

Полный цикл инженерной деятельности включает изобретательство, конструирование, проектирование, инженерное исследование, технология и организация производства, эксплуатация и оценка техники, а завершает этот процесс ликвидация устаревшей или вышедшей из строя техники.

Изобретательство. Изобретательская деятельность, как правило, начинает цикл инженерной работы. В изобретательской деятельности на основании научных знаний и технических достижений заново создаются новые принципы действия, способы реализации этих принципов или конструкции инженерных устройств и систем или же их отдельных компонентов. Сложности в изготовлении, конструировании и техническом обслуживании существующих технических систем, а также необходимость создавать принципиально новые инженерные устройства и системы стимулируют производство особого продукта - изобретений, авторство на которые закрепляется в виде патентов. Они имеют широкую сферу применения, выходящую за пределы единичного акта инженерной деятельности, и используются при конструировании и изготовлении новых технических систем или усовершенствовании старого оборудования. Наиболее развернутую характеристику изобретению дает в своей трехактной теории творчества П.К. Энгельмейер.

По Энгельмейеру, анатомия процесса изобретения от первого проблеска идеи до окончательного ее выполнения наделе распадается на три акта: догадки, знания и умения.

Первый акт: создание идеи, акт догадки. Здесь прежде всего осознаются условия задачи - например создание нового приспособления. Откуда ему добывать знания, из каких наук - дело интуиции изобретателя, его прошлого опыта работы. В результате этого акта формируется ясная определенная мысль в качестве предположения, намерения, замысла (внутреннее чтение идеи).

Второй акт: выработка плана, схемы, акт знания. Задача этого акта заключается в том, чтобы заполнить пробелы и устранить из идеи ее гипотетичность. Здесь изобретателю приходится чертить, вычислять, делать опыты, строить модели, испытывать их. На этом этапе включается методическое мышление, проводится рассудочная работа. В результате должна быть доказана осуществимость идеи. Составляется план, схема изобретения, в которой уже содержится все то, что необходимо и достаточно для действия.

Третий акт: выполнение, акт умения. Задача изобретения здесь распадается на столько отдельных задач, сколько частей в изобретении. Чаще всего они берутся готовыми по образцу уже существующих машин. Для решения этих задач не требуется особого творчества, а только апробированные на практике знания, требования практика, который будет использовать машину или систему. Здесь и подключается конструктор. Наконец, натурное исполнение изобретения производится в мастерской или лаборатории. Только теперь можно сказать, что изобретение готово, хотя и в одном экземпляре.

В настоящее время, однако, изобретение редко бывает продуктом деятельности изобретателя-одиночки и, кроме того, часто требует сложной и кропотливой предварительной и параллельной научной работы.

Конструирование. Инженерная деятельность направлена на создание нового, а не на слепое копирование имеющихся образцов, как это было свойственно ремесленной практике. Однако только сформулировать идею еще недостаточно. Идея изобретателя, даже воплощенная в виде опытного образца, требует работы целой армии конструкторов, меняющих детали и их расположение, упрощающих конструкцию и т.д. Результатом конструкторской деятельности является готовая конструкция технического устройства или системы, материализуемая затем в процессе изготовления. Эта конструкция, как правило, состоит из, определенным образом связанных, стандартных элементов, выпускаемых промышленностью. Если каких-либо элементов не достает или их параметры не соответствуют требованиям конструктора, они изобретаются и проектируются заново. Для целей массового производства и варьирования технических характеристик по требованию заказчиков на этой стадии проводятся дополнительные инженерные расчеты и учет ряда таких требований, как простота и экономичность изготовления, удобство использования, соблюдение определенных габаритов и возможность применения стандартных или уже имеющихся конструктивных элементов. Конструктор рассчитывает конкретные конструктивно-технические характеристики создаваемого устройства, учитывающие специфические условия его изготовления на данном производстве. Конструктор создает новые типы машин, имеющие общее устройство, но различающиеся характером отдельных деталей, их расположением, материалом и другими конструктивными особенностями.

Конструкторская деятельность становится необходимой именно с развитием серийного и массового машинного производства технических изделий и заключается в создании, испытании и отработке опытных образцов различных вариантов будущего инженерного объекта, выборе из них наиболее оптимального с точки зрения заказчика варианта и разработке технической документации - руководства для изготовления его на производстве. За конструктором остается расчет конструктивно-технических и технологических параметров технического устройства, разработка же технологии изготовления - задача уже другого специалиста - инженера-технолога. Однако это не снимает с конструктора ответственности за создание технологичной конструкции. Конструктор должен быть хорошо знаком со всеми процессами изготовления и обработки проектируемых машин, сооружений или вообще всяких изделий. Без такого знакомства он может сконструировать детали, которые вообще невозможно изготовить или обработать либо которые окажутся неудобными, дорогими и чрезмерно долгими в изготовлении.

Технология и организация производства. В результате конструирования рождается чертеж готовой технической машины или системы, который является посредником для передачи идеи изобретателя и описания конструкции, разработанной инженером-конструктором, не только исполнителю-рабочему, но и инженеру-технологу, который ру ководит изготовлением деталей и их сборкой. Исходным материалом этого вида инженерной деятельности являются материальные ресурсы, из которых создается изделие, а продуктом — готовое техническое устройство и руководство к его эксплуатации. Функция инженера в данном случае заключается в организации производства конкретного типа изделия и разработка технологии изготовления определенной конструкции этого изделия, а также, если это необходимо, орудий и машин для его изготовления или отдельных его частей. Разработка и усовершенстование новой технологии в той или иной отрасли промышленности, скажем, электронного приборостроения, связана сегодня с научными исследованиями, например новых материалов, и созданием нового наукоемкого технологического оборудования.

Часто крупные инженеры сочетают в одном лице и изобретателя, и конструктора, и технолога, выполняя функции организатора производства какого-либо типа изделий промышленности. Однако современное разделение труда в сфере инженерной деятельности неизбежно ведет к специализации инженеров, работающих в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, на заводах и фабриках преимущественно либо в области инженерного исследования, либо конструирования, либо организации производства и технологии изготовления определенного типа технических систем. Такого рода разделение труда наметилось уже на первых машиностроительных заводах, хотя первые их создатели и руководители совмещали в своей деятельности почти все эти позиции одновременно. Однако в конце XIX в. на них уже действовал более четкий принцип разделения инженерного труда, выделяются в самостоятельные подразделения техническая дирекция, конструкторское бюро, мастерские и технический надзор за исполнением заказов. Инженер в мастерских уже ничего не изготавливает сам, как нередко случалось раньше, а лишь руководит сборкой по чертежам, полученным от инженеров-конструкторов, имея в распоряжении мастеров и старших рабочих. В дальнейшем ни изобретательская, ни конструкторская, ни технологическая инженерная деятельность не обходятся без тщательного научно-технического исследования.

Эксплуатация, оценка функционирования и ликвидация. В настоящее время в сферу инженерной деятельности попадает и эксплуатация технических систем, то есть операторская деятельность, и их техническое обслуживание. Для выполнения этих функций по отношению к сложным техническим, например компь

ютерным, системам требуется достаточно высокая инженерная квалификация. В процессе эксплуатации технической системы проводится также оценка ее функционирования, что весьма важно для постоянного совершенствования и разработки новых таких систем.

В последнее время особенно сложной инженерной задачей становится утилизация и ликвидация отработавших технических устройств и их компонентов, которая может составлять предмет особого научного исследования. Уже на стадии разработки новой технической системы должны быть сформулированы требования к материалам и компонентам, входящим в ее состав, с точки зрения возможности их утилизации с минимальным ущербом для окружающей среды и здоровья людей. Это относится не только к атомным реакторам и к новейшим вычислительным комплексам, утилизация которых обходится весьма дорого и требует специальных инженерных и научных разработок и даже создания особых устройств для их утилизации, но и к таким, казалось бы, простым побочным продуктам технической деятельности, как упаковка отдельных компонентов или устройства в целом. Для переработки всего этого также разрабатываются достаточно сложные технические комплексы, такие, например, как печи для сжигания мусора или очистные сооружения для очистки промышленных вод, бывших в употреблении, например в лакокрасочных процессах в автомобильной промышленности. Научные исследования и инженерные разработки в этой области финансируются в настоящее время во все большем объеме в промышленно развитых странах. Появляются инженеры, ученые и даже целые фирмы и институты, которые специализируются в этой области. Утилизация отходов атомной энергетики требует создания не только специальных наукоемких и дорогостоящих производств, но и специальных транспортных средств, контейнеров и хранилищ для них, представляющих собой вершину науки и инженерного искусства.

Таким образом, развитая инженерная деятельность включает в себя целый набор различных специализаций и видов деятельности, которые и сами составляют сложную систему, требующую исследования и организации. Организация инженерной деятельности сама становится одним из важных видов инженерной деятельности.

Организация инженерной деятельности. Усложнение и развитие сферы производства привели к расслоению и обслуживающей его инженерной деятельности. Конструирование, проектирование, изобретательство, организация изготовления, испытание, отладка, организация обслуживания и эксплуатации, оценка функционирования, ликвидация и утилизация технической системы и ее отдельных компонентов стали осуществляться не только разными специалистами, но и разными инженерными организациями и научно-техническими институтами. Произошли также расслоение и специализация инженерной деятельности по отраслям промышленности и видам обслуживающих их технических наук. Кроме достаточно рано развившегося машиностроения возникли электротехническая промышленность и радиоэлектроника, а затем химическая технология и в самое последнее время биотехнология и другие соответствующие им виды инженерии. Такая дифференциация инженерной деятельности неизбежно выдвинула на первый план задачу ее интеграции в процессе решения сложных инженерных задач, таких, например, как создание сложных радиолокационных систем или шире - противоракетных комплексов, космических систем и т.д. Для их создания требовалось объединить усилия не только специалистов различного профиля и разных наук, но многочисленных коллективов ученых и инженеров-разработчиков.

Во второй половине XX в. инженерная деятельность становится настолько сложной и дифференцированной, сосредоточенной в многочисленных конструкторских бюро, отраслевых научно-исследовательских институтах, институтах Академии наук и лабораториях высших технических учебных заведений, представляющих собой мощные коллективы инженеров-разработчиков новой техники самых различных специализаций, участвующих в одних и тех же больших проектах, что ее организация сама становится важной инженерной задачей и нетривиальной научной проблемой.

Расчленение сложной технической системы и сложной деятельности по ее созданию на подсистемы, разработкой которых занимаются различные группы специалистов, идет по разным признакам. Во-первых, ее можно проводить по типам компонентов проектируемой системы, а во-вторых, по видам и общей последовательности инженерных работ. Чтобы связать воедино этот многоуровневый и многокомпонентный конгломерат кооперантов, необходима особая деятельность по координации как в плане стыковки отдельных подсистем, так и в плане объединения различных процедур инженерной деятельности в единое целое. Именно эта координационная деятельность обеспечивает единство и слаженное функционирование создаваемой технической системы. Для решения этой сложной научно-организационной задачи привлекаются наряду с другими и социально-гуманитарные методы, в том числе здесь определенную роль может и должна сыграть также философия техники, по крайней мере, для подготовки такого рода широких специалистов, или, лучше сказать, универсалистов.

Таким образом, спектр вовлекаемых в орбиту современной инженерной деятельности наук расширяется, начавшись с математики и естествознания и закончившись техническими и социально-гуманитарными науками. Да и сама разветвленная и многоуровневая структура инженерной деятельности включает в себя на верхних уровнях по крайней мере квазинаучные образования - инженерные исследования и проектирование.

Инженерные исследования и проектирование. Сама логика развития инженерной деятельности привела к необходимости вычленения в ней слоя собственных исследований, которые получили название инженерных, или научно-технических, где не только доводятся до практически применимого уровня полученные в науке результаты, но и происходит обобщение, систематизация и даже полутеоретическое осмысление выработанных в ходе инженерной деятельности знаний. Часто имеющихся научных разработок недостаточно и в ходе решения той или иной конкретной инженерной задачи возникает потребность постановки и разработки чисто научной проблемы. В историческом плане это приводит к формированию сначала отдельных технических наук, а затем и целых блоков, семейств технических наук.

Для классической инженерной деятельности характерна ориентация каждого вида инженерной практики на соответствующую базовую техническую науку, а впоследствии даже на целый комплекс научно-технических дисциплин. В современных видах системотехнической деятельности в принципе привлекаются любые методы, средства и знания из любых научных дисциплин; их объединяет лишь общность решаемой сложной инженерной задачи и единство подхода к ее решению. Система сложившихся на сегодня технических наук простирается от теоретических до прикладных исследований, от электроники и машиностроения до промышленной экологии и системотехники. Это значит, что естествознание не перестает контактировать с техникой, а делает это только через технические науки. Атомная энергетика, например, возникла в результате интеграции научного эксперимента с инженерной деятельностью и выросла сегодня в целую самостоятельную отрасль промышленности. Прямым посредником между инженерной деятельностью и производством становятся инженерные исследования и проектирование. Да и само проектирование развилось из простой работы чертежников-рисовальщиков до квазинаучной деятельности инженера - теоретика". Возвращаясь к вышеприведенной схеме трехакта Энгельмейера, необходимо подчеркнуть, что научный акт он отождествляет именно с проектированием. Сейчас, когда компьютерная техника изменила характер многих видов человеческой деятельности и в первую очередь инженерной деятельности, проектирование, поддержанное компьютером, еще в большей степени стало близким научной деятельности, сделало ее подобием теоретического исследования в технических науках.

Прежде, чем перейти к рассмотрению технических наук, учитывая важность проектирования для понимания сущности происходящих в современной инженерии процессов, остановимся на попытке описания процесса проектирования в теории технического творчества П.К. Энгельмейера, которое соответствует этапу машинного производства. Энгельмейер следующим образом обосновывает свое обращение к анализу процесса проектирования: "Я всегда исходил из того положения, что нет существенной разницы между свободным изобретением и так называемым проектированием на заданную тему. Если в проектировании решение как бы подсказано заданиями, то все равно остается некоторое поле для самодеятельности на долю техника, а эта самостоятельность однородна с деятельностью изобретателя, по крайней мере, качественно, хотя количественно участвует в проектировании в различных пропорциях. Но проектирование, как работа методическая лучше поддается анализу, она прозрачнее, чем скрытая и лихорадочная работа изобретателя. Поэтому я сначала проанализировал процесс проектирования, а уж затем проверил полученные данные на примерах изобретения". Энгельмейер имеет в виду статью "Проектирование машин. Психологический анализ", где он впервые изложил свою трехактную теорию технического творчества. Рассмотрим подробнее, как Энгельмейер анализирует трехакт в проектировании.

Однако прежде, чем говорить о проектировании машин, необходимо рассмотреть вопрос о том, что представляет собой машина, которая является одним из центральных общетехнических понятий, характеризующих сущность машинного производства.

Машина - это самое типичное техническое произведение. В течение XIX в. она превратилась, по характеристике Энгельмейера, из средства в цель. Но это совсем не значит, что она перестала одновременно быть и средством, орудием деятельности. Поэтому важно определить соотношение понятий "орудие" и "машина". Энгельмейер выделяет два смысла понятия "орудие":

общий — совокупность всех вообще вещественных приспособлений для выполнения какой-нибудь работы;

частный — та часть приспособления (машины), которая непосредственно выполняет данную работу, то есть инструмент.

К орудиям в общем смысле относятся и машины, но и в самих машинах существует исполнительный орган, называемый орудием в частном смысле. Сами машины также можно разделить на машины-

двигатели и машины-орудия (станки). Таким образом, заключает он, "машина есть орудие, имеющее внутреннее движение частей".

Далее Энгельмейер выделяет три основные точки зрения на машину: технологическую, кинематическую (механическую) и конструктивную.

К этим трем основным точкам зрения на машину он добавляет еще одну — экономическую, но специально ее не рассматривает.

Технологическая теория машин рассматривает их с точки зрения выполняемой работы. Энгельмейер цитирует первое технологическое определение машины, данное римским техником Витрувием в его книге "Об архитектуре": "Машина есть материальная совокупность, преимущественно приспособленная к передвижению тяжестей". Затем эту точку зрения развивали, например, Я.Лейпольд и И.Г.М. Поппе. Я. Лейпольд в своем многотомном сочинении "Театр машин", изданном в 1724—26 гг. в семи томах (посмертно вышли еще два тома), дает следующее определение машине: "Машина или орудие есть искусственное сооружение, с помощью которого можно получить полезное движение, сохраняя время и силу, чего иначе нельзя было бы сделать... Машина отличается от инструмента тем, что с ее помощью можно произвести полезное механическое действие, чего не может сделать инструмент, почему не только мельницы, фонтаны и другие подобные большие машины, но также клещи кузнеца, ножницы портного, топор и клин лесоруба следует считать машинами, поскольку они могут произвести движения, которые имеют свое обоснование в механике".

Кинематическая теория машин рассматривает их с точки зрения движения частей. Эта теория зародилась в Парижской политехнической школе, основанной в 1794 г. Г. Монжем, идеи которого развивали Ж. Ашетт, затем И. Ланц и А. Бетанкур в своем учебнике "Курс построения машин", Д. Борньи, Ж. Кристиан и другие, заложившие основы кинематической школы. Однако наиболее полное развитие эта школа получила в Германии в работе Ф. Рело "Теоретическая кинематика", в которой дается следующее определение машины: "Машина - это соединение сопротивляющихся тел, устроенное так, чтобы принудить механические силы природы действовать для выполнения определенных движений". В каждой машине одной движущейся части должна соответствовать другая часть, делающая ее движение определенным. Совокупность двух таких тел Рело называет кинематической парой, составляющие ее тела - элементами пары. С помощью двух этих элементов можно осуществить различные движения. Несколько кинематических пар образуют кинематическое звено, а несколько звеньев — кинематическую цепь. Механизм является замкнутой кинематической цепью принужденного движения, одно из звеньев которой закреплено. Поэтому из одной цепи можно получить столько механизмов, сколько она имеет звеньев. Если же мы принудим одно из звеньев механизма с помощью некоторой силы изменить первоначальное положение, то мы получим машину. Определение машины, данное Рело, вызвало критику со стороны многих практиков машиностроения. В частности, Теодор Бек в своих статьях «О понятии "машина"» уличает определение Рело в абстрактности (отрыве от реальности), отсутствии указания на искусственность и на выполнение машиной механико-технической работы. Бек дает следующее определение машины: "Машиной называется искусственное соединение сопротивляющихся тел для выполнения определенной механико-технической работы и устроенное с этой целью таким образом, чтобы механические силы, действующие с его помощью, производили определенные движения". Однако, по нашему мнению, Бек соотносит в этом определении технологическое и кинематическое описания машины. При рассмотрении кинематической теории машин Энгельмейер почему-то не упоминает работы английского инженера и ученого Роберта Виллиса, который не только сыграл важную роль в становлении кинематического представления машины, но и установил соотношение кинематической и конструктивной точек зрения на машину, введя различение "конструктивного" и "чистого" механизмов. Первой из них является "продуктом пунктуального описания действительной конструкции машины", второй же - "продукт некоторого обобщения", устройство, движение частей в котором есть следствие их связи безотносительно к существу динамических эффектов, действующих между ними, изображает лишь процесс преобразования движений.

Конструктивная теория машин рассматривает их с точки зрения форм и частей целого. Родоначальником этой школы является крупный немецкий инженер - Фердинанд Редтенбахер, который поставил своей целью создать научное машиностроение, гармонично сочетающее теорию и практику. В 1852 г. он выпустил "Принципы механики", где было изложено теоретическое учение о машинах. В 1862—1965 гг. вышло в свет его главное сочинение "Машиностроение". К машине Редтенбахер подходит как истинный конструктор: "Многообразные механизмы движения, которыми пользуются для устройства рабочих машин, не должны заново изобретаться каждый раз. Однако в свое время это было необходимо, когда были изобретены паровые и прядильные машины, так как тогда были известны лишь немногие механизмы для преобразования движений. Теперь же известно очень много разнообразных механизмов и всегда можно отыскать такой, который подходит для частного случая. Таким образом лишь для совершенно необычных условий движения действительно необходимы новые изобретения, и очень ясное и полное знание изобретенных до настоящего времени передаточных механизмов, служащих для устройства рабочих машин, является необычайно важным". После трудов Редтенбахера конструктивная теория машин под названием "машиностроение" стала обязательным предметом во всех высших технических школах.

В докладе Политехническому обществу от 2 ноября 1907 г. "Что такое принцип системы, конструкция в машинах?" Энгельмейер следующим образом определяет соотношение между этими тремя точками зрения на машину: "Технология определяет характер той работы, которую от машины потребует практика. Для технологии все равно, как осуществить эти условия. Затем вступает в свои права кинематика и предписывает, каким механизмам надлежит осуществить нужные движения. Наконец, выходит машиностроение с конструктором во главе и вырабатывает машину во всех деталях. Стало быть, для того, чтобы осуществить требования технологические, надо осуществить требования кинематические, а для того, чтобы осуществить эти последние, надо осуществить требования конструктивные. Другими словами: конструкция машины зависит от кинематической схемы, а эта последняя зависит от технологического принципа машины". Далее он выделяет принцип, систему и конструкцию всякой машины.

Описание процесса проектирования: принцип, система, конструкция в машинах. "Принцип машины, то есть ее основная суть, определяется технологическими признаками, система определяется кинематической схемой, а конструкция определяется совокупностью и расположением деталей машины". Итак, конструкция — это вещественное выполнение машины во всех деталях. При рассмотрении же системы машин интересуются не всеми деталями, а лишь существенными для системы. Говоря же о принципе, обращают внимание на еще меньшее число самых важных рабочих органов. "Какой разряд машин мы бы не взяли, везде мы различаем, во-первых, принцип, характеризующий целый тип или разряд машин, во-вторых, разные системы, составляющие подотделы типа и, наконец, в-третьих, конструкции, составляющие вещественное осуществление принципа и системы; при этом один данный принцип повторяется в целом ряде систем, а одна система повторяется в ряде конструкций".

Энгельмейер вполне осознанно ставит перед собой задачу анализа и описания процесса проектирования, что диктуется в первую очередь потребностями и методикой преподавания. В настоящее время к этому можно добавить еще необходимость такого описания для рациональной организации самого процесса проектирования, ставшего весьма сложным, и для решения задач автоматизации проектирования. С точки зрения этих последних задач, представляет интерес замечание, которое делает Энгельмейер: "Намереваясь изобрести машину для такой работы, которая до сих пор производится только человеком, прежде всего, необходимо видоизменить саму эту работу на машинный лад". Ведь, автоматизируя проектирование, мы фактически вынуждены предварительно машинизировать проектировочную деятельность человека.

В основу описания процесса проектирования Энгельмейер положил разработанную им трехактную теорию творчества, так называемый трехакт. Рассмотрим, в чем же состоит суть этих трех актов.

По Энгельмейеру, человеческое творчество есть совокупность трех деятелей - желания (интуиции), знания и умения. Различает он и три вида продуктов деятельности: идеи (в сознании), процессы (во времени) и материальные вещи, то есть предметы (в пространстве). В соответствии с этими различениями он выделяет в самом процессе проектирования три стадии: 1) создание общего плана; 2) выработка из этого плана общей схемы; 3) разработка схемы детально, до полных чертежей включительно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.