Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Культура и цивилизация




Вопросы для самостоятельной работы

1.Обясните, в чем заключается разница между понятием «культуры» и «культурность»?

2.Перечислите основные признаки, по которым деятельность человека отличается от деятельности любого животного.

3. Поясните, на чем основываются утверждения о взаимосвязи природы и культуры?

4.Считается, человек, благодаря разумности и созданию культуры, преступил «пределы природы». Перечислите то, что явилось следствием.

5.Объясните, почему существует такое большое количество определений культуры и насколько они достоверны?

6.Определение понятия «культура» дается в разных аспектах. Перечислите основные.

7.Объясниете, в чем состоит особенность информационно-семиотического подхода к понятию «культура»?

8. Какое единство позволяет нам увидеть рассмотрение культуры как «мира знаков»?


2.1. О смысле понятия «цивилизация»

Следует обратить внимание на то, что обращение к цивилизационной проблематике в современной научной мысли происходит на фоне крайней размытости смысла самого термина «цивилизация». Понятие «цивилизаци я» нередко воспринимается как синоним понятия «культура ». Однако слово цивилизация латинского происхождения и означает civilis - гражданский, государственный. И поэтому его также нередко употребляют как синоним государства. Когда ученые пишут о первых государствах, зародившихся в 5-3 тыс. до н.э. на Востоке, (Шумер, Египет, Китай и т.д.), то называют их цивилизациями. Именно там зарождается письменность, происходит разделение труда, появляются научные знания и технические устройства. Но надо понимать, что полного отождествления государства и цивилизации не должно быть, поскольку известны некоторые уникальные народы, которые не знали ни государственного устройства, ни письменности, и. тем не менее, создавшие удивительные цивилизации, как, например, народ нуагары.

Итак, в своем происхождение, термин «цивилизация» восходит к качествам «гражданина» как «городского жителя». В наше время это значение сохранилось в слове «цивильный», по-прежнему несущем в себе качества, подобающие гражданину – учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде. И в этом смысле оно близко к понятию культуры.

Однако этимология этого слова и его раннее употребление разительно отличается от тех смыслов, которое оно приобрело впоследствии. И если в ХУ11-ХУ111 веках «цивилизованность» понималась как противоположность «дикости», то в Х1Х веке под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л.Морган и Ф. Энгельс и другие философы стали рассматривать цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. А так как на этой ступени возникают различные формы общества, то в историко-философской литературе получила признание мысль о существовании различных цивилизаций. Наиболее развитой цивилизацией представлялся тип общества, сложившейся к тому времени в европейских странах.

К концу Х1Х века вера в прогресс европейской цивилизации была поколеблена. Маркс, Ницше и другие философы стали говорить о ее неискоренимых пороках. Постепенно цивилизацию стали отличать то культуры. Возникло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемы человеку развитием общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривая их как противоположности. Таких взглядов придерживались и многие философы, включая П.Флоренского, Г.Зиммеля, Г.Маркузе, Шпенглера и др.

Согласно их точки зрения, культура есть внутренне духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры. Если культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке и направлена на удовлетворение духовных потребностей, то цивилизация снабжает людей средствами существования, направлена на удовлетворение практических нужд. Так П.Флоренский, говоря о культуре как о «второй природе», указывает на то, что «вторая природа» включает в себя акты простого воспроизведения, копирования. Он пишет о том, что человек, который изобрел колесо, - творец культуры. Работник, который прилаживает колесо на оси – человек цивилизации. Поэтому он утверждает, что цивилизация, - это, условно говоря, вещественное воплощение культуры.

О.Шпенглер, характеризуя соотношение между культурой и цивилизацией, пишет, что культура и цивилизация – это живое тело душевности и ее мумия. При сравнении этих взаимосвязанных понятий, у Шпенглера четко просматривается то, что мы сегодня можем характеризовать как различный по своей природе характер культуры, в которой проявляются гетерогенные тенденции, и цивилизации, с проявлением гомогенных тенденций. Так Шпенглер указывает на то, что:

- культура творит многообразие, она предполагает неравенство, индивидуальную неповторимость личностей; цивилизация стремиться к равенству, унификации и стандарту;

- культура элитарна и аристократична, цивилизация демократична;

-культура нацелена на духовные идеалы; цивилизация утилитарна, она ориентирует людей на достижение практически полезных результатов;

- у культурного человека энергия обращена вовнутрь, к развитию его духа; у цивилизованногововне, на покорение окружающей среды;

- культура привязана к земле, к ландшафту; царство цивилизации – город;

- культура национальна, цивилизация интернациональна;

- культура связана с мифом, культом, религией; цивилизация атеистична.

Ученый отмечает, что цивилизацию вообще отличает экспансия: для нее характерны гигантские империи, гигантские города, гигантские машины, гигантские предприятия. Цивилизация стремиться распространиться на все человечество, превратить мир в один громадный город, неизбежно порождающий империализм. В этом мире искусство вырождается в массовые зрелища, в арену сенсаций и скандалов. Философия становится никому не нужной. Наука превращается в служанку техники, экономики и политики. Интересы людей сосредотачиваются на проблемах власти, насилия, денег, удовлетворения материальных потребностей. Таким образом, цивилизация по Шпенглеру, есть не что иное, как умирающая культура, ее завершение, последняя стадия развития всякого социокультурного мира.

Однако в английском языке такое толкование слова «цивилизация» не закрепилась. У одного из крупнейших историков XX века А.Тойнби цивилизациями называются различные типы общества, которые выступают как относительно самостоятельные социокультурные миры. Данное А.Тойнби определение культуры стало наиболее популярной научной дефиницией. И под цивилизацией начинают понимать крупное межнациональное сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее особые устойчивые черты в социально - политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. Современный американский исследователь С.Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга.

Итак, понятие цивилизация в различных философско-культурологических концепциях может означать:

- исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах );

-образ жизни общества после выхода из первобытного, варварского состояния (Морган );

-материальную, утилитарно-технологическую сторону общества, противостоящую культуре как сферу духовности, творчества и свободы ( Зиммель );

-последнюю, завершающую фазу эволюции какого-то типа культуры ( Шпенглер );

-социальную общность, представляющую собой самый высший уровень культурной идентичности людей ( Хантингтон ).

Таким образом, понятие цивилизация рассматривается или в «узком» смысле, как материально составляющая культуры, или в «широком» смысле, как наиболее широкую социокультурную общность. Но надо понимать, что полного противопоставления культуры и цивилизации не должно быть, так как они являются разными сторонами одного и того же процесса. Существенная разница между ними заключается только в том, что в принятых трактовках культура всегда связана с этнической составляющей. Так, можно говорить об ирландской, узбекской, украинской и т.п. культурах. Цивилизация понятие внеэтническое и ее особенности определяются не этническим составом населения, а характером социокультурного устройства. И для того, чтобы уточнить понятие цивилизации, нужно раскрыть сущность самой культуры в рамках деятельностного подхода.

2.2. Соотношение понятий «культуры» и «цивилизации» в рамках деятельностной концепции культуры.

Согласно деятельностной концепции культуры, в человеческой реальности существует два слоя: творчески-продуктивный и утилитарно-репродуктивный. Когда мы говорим о культуре, мы обязательно имеем в виду один из трех способов или форм ее бытования. Мы понимаем культуру

1. Культуру как продукт деятельности, как некоторую предметную реальность.

2. Культуру как деятельность, которая может быть: внутренней и внешней.

Так, например, книга – культура как предметная реальность. Ее написание или чтение – культура в качестве деятельности. То же написание книги – внешняя деятельность. А вот пребывающие в человеке, приходящие на ум образы, идеи – это внутренняя деятельность. Таким образом, ничего помимо предметной реальности, внутренней и внешней деятельности примыслить к культуре невозможно

Культура как деятельность и как предметная реальность всегда представляют собой процесс и результат двух взаимодополнительных видов деятельности: опредмечивания и распредмечивания.

Опредмечивание (воплощение) – это превращение внутреннего мира человека во внешнюю (предметную) реальность. При этом внутренняя деятельность человека сначала превращается во внешнюю деятельность, а затем «застывает» в предмете. В акте опредмечивания человек всегда пользуется тем или иным природным материалом, но оформляет этот материал таким образом, что он становится внешним выражением души.

Очень важно понять, что опредмечивая свой внутренний мир, человек опредмечивает нечто уникальное. Каждый человек неповторим, в каждом есть что-то несводимое ни к кому другому. Это аксиома. Но из этой аксиомы вытекает уникальность, неповторимость всего, что составляет мир культуры. Культура возникает только тогда, когда человек оказывается способным пробиться к самому себе, и не только пробиться, но и подобрать внешние формы его выражения.

Распредмечивание (развоплощение) представляет собой превращение внешней реальности во внутренний мир человека, расширение и углубление внутреннего мира человека, расширение и углубление внутреннего мира до внутреннего мира, воплотившего себя в предметной реальности творца. Распредмечивание – это еще и самосозидание, когда из внешней реальности созидается внутренний мир человека.

Опредмечивание – распредмечивание образуют единую цепь творчества и сотворчества и в явном или не явном виде представляют собой общение, коммуникацию.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Если процесс деятельности человека «запечатлевает» его уникальность, то мир культуры - это мир не мертвых вещей, а живых личностей, индивидуальностей.

Отдавая или не отдавая себе в этом отчета, мы подходим к явлению культуры с вопросом, кто это, какая душа воплотилась в этом предмете. И здесь становится ясным, почему О.Шпенглер, рассматривая культуру не на индивидуальном, а на национальном уровне, утверждал, что всякая национальная культура несет в себе особую идею, составляющую душу культуры, и мир культуры – это всегда мир, соотнесенный с определенной душой.

Из вышесказанного мы может сделать выводы: во-первых, что всякая культура по своей природе уникальна, во-вторых, она базируется на творчестве, охватывая преимущественно духовное производство, в-третьих, культура разворачивается в пространстве коммуникации. Это ее определяющие, доминантные черты.

Проникнув в существо культуры до некой минимально необходимой грани, мы можем теперь уточнить понятие цивилизация. Для цивилизации, раскрытия ее смысла, ключевыми являются иные понятия. Это понятия «производство», «потребление» и «обмен информацией».

Производят обычно на основе образца, то есть нечто уже в принципе найденного. При этом производство как таковое не опредмечивает внутренний мир производящего человека. Оно может быть имитированием, тиражированием, штамповкой. Поэтому производство безлично и анонимно, в нем созданное ничего не говорит о создателе.

Потребление, как и распредмечивание, предполагает освоение и восприятие. Но здесь важно отметить: потребление восстанавливает равновесие человека с самим собой и со средой. Внутренний мир человека не меняется, не расширяется, не углубляется. Обмен информацией объединяет с производством и потреблением его безлично-анонимный характер. У информации, в отличие от общения, нет носителя в том смысле, что она добывается и распространяется таким образом, что не несет на себе индивидуально-личностного отпечатка. В принципе, обмен информации может осуществляться вне человека и помимо него. Наличие информационных систем вовсе не обязательно предполагает межличностные контакты. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что в обмене информацией люди задействуют свои собственные качества. Получается, что цивилизация в спектре от производства до обмена информацией все менее очеловечена.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в основе цивилизации доминирует материальная составляющая. А так как итогом материального развития общества становится производство и потребление, то возникает тенденция к их унифицированным формам. Этому способствует и развитие науки, которая все более ориентируется на создание новых форм для удовлетворения потребностей человека и их стандартизацию. Информационные потоки в условиях цивилизации становятся доминирующими в системе личных и общественных контактов.

И все же, проведенный анализ терминов говорит о тот, что культура и цивилизация - это понятия, неразрывно взаимосвязанные и взаимообуславливающие друг друга. Это две стороны одно и того же явления, сопровождающего становление социальной общности людей.

Разграничение между ними можно свести к следующим параметрам.

1. Время возникновения:

- культура предшествует цивилизации, является ее матрицей, кодом;

- цивилизация на определенном этапе эволюции общества;

2. Базисные понятия:

- в культуре – это универсальные, общечеловеческие ценности и, прежде всего, духовность;

- в цивилизации - прогресс, польза, выгода, рационализм;

3.Соотношение со сферой культурной деятельности:

- культура связана с духовно-теоретической деятельностью: искусством, религией, философией, наукой;

- цивилизация связана с предметно-практической деятельностью: экономикой, политикой, техникой.

4. Функциональное назначение:

- культура выражает человеческую деятельность как явление позитивное, творческое и уникальное;

- цивилизация обеспечивает технологические и социально-организационные средства развития культуры на основе массового тиражирования.

5. Результаты воплощения:

- в культуре – в шедеврах и памятниках культуры, становящихся народным достоянием;

- в цивилизации – в достижениях научно-технического прогресса, в росте индустриализации, росте индустрии, атеизме, продуктах массовой культуры.

6. Значение:

- культура способствует росту духовности, увеличивает степень внутренней и внешней свободы человека;

- цивилизация способствует подъему материального благосостояния, комфортабельности и стандартизации жизни, увеличению численности населения, урбанизации и т.д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.