КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема2.4 Декорация в спектакле и способы ее изготовления
Роль декорационного оформления в создании атмосферы спектакля. Выделение главного в декорационном оформлении спектакля на основе драматургического материала Зарисовки чертежей павильонной рамы. Пейзажные декорации (лесная падуга, лесная арка). Воздушная перспектива и особенности распределения красок на ней. Живописный задник. Ширмы двухстворчатые и трехстворчатые и их устройство. Бутафорское дерево, объемное и полуобъемное. Аппликации, тюлевый занавес и транспарант. Театральная сетка и способ ее изготовления. ЛИТЕРАТУРА Акимов Н. П. Не только о театре. Л.-М., «Искусство». 1966Мюллер В. Н. Декорационное оформление спектакля. М., «Искусство», 1956, с. 43—87. Серебрякова Т. Б. Как писать декорации. М, «Искусство», 1959, с. 58—80. Корягин Н. Н. и Тихомиров Д. Н. Как оформить самодеятельный спектакль. М., Профиздат, 1963, с. 43—61. Шверубович В. В. Режиссер и оформление спектакля. М., «Сов. Россия», 1965, с. 47—56. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Немаловажную роль в спектакле имеет декорационное оформление, которое может быть мягким (и. сукон), жестким (состоящим из павильонных рам) и смешанным (сочетание первого и второго видов). Учащийся должен ясно представить себе с чего начинается формирование внешнего образа спектакля, какие материалы могут помочь режиссеру при подготовке спектакля. Необходимо представить эпоху, время, место действия, социальный уклад жизни героя и т. п. Без знания подлинной жизни действующего лица невозможно работать над внешним образом спектакля. В этом могут помочь различные изобразительные материалы, рецензии на пьесу.соответствующие кинофильмы и т. д. Выделение главного события с помощью декорационного оформления играет немаловажную роль в раскрытии идейного содержания спектакля. Главный герой может быть выделен светом, цветом своего костюма и т. п. Интерьер главного события может быть оформлен в другом необычном ракурсе, выделен художественным освещением, имеющим смысловое значение для спектакля и т. д. Например: ярко-красный цвет сцены и т. п. Но каким бы способом художественного оформления не выделялось главное, в спектакле все должно основываться на идее драматургического произведения. Вспомните пьесу «Враги» в постановке В. И. Немировича-Данченко, когда высокий забор разделял сцену пополам как символ непреодолимой разобщенности двух социальных групп.
Павильонные рамы довольно часто применяют в художественном оформлении спектакля, поэтому следует помнить их размеры, т. к. они учитывают транспортировку декорационного оформления для выездного спектакля. Пейзажные декорации, лесные арки, падуги с воздушной перспективой, как правило, используются при оформлении сцены. Если на сцене имеется 3 падуги (соответственно имеется 3—4 плана), значит можно па падугах изобразить воздушную перспективу с помощью тонкой марли, окрашенной в нужный цвет. Целесообразно применять в декорационном оформлении спектакля двухстворчатые и трехстворчатые ширмы, которые удобны для оформления на малогабаритной сцене. Режиссер должен знать технологию изготовления различного декорационного оформления. Например: дерево можно изготовить плоское — из фанеры, полуобъемное — из деревянных полуколец, скрепленных между собой рейками и обшитых сверху фанерой, объемное — из вырезанных деревянных ко-лец и скрепленных по аналогии с изготовлением полуобъемного дерева. Довольно часто в художественном оформлении используют аппликации (вырезанные предметы или части предметов, нашитые или приклеенные на материал или изделие).
Изготовление транспаранта (просвечивающие вырезанные части нарисованного задника) несложно. Однако необходимо учесть следующее; задник должен быть сшит из плотного непросвечивающего материала, или хорошо закрашен красками, так как за задником на арьерсцене устанавливается прожектор или другое осветительное оборудование. Вырезанные части заклеивают бумагой или цветной пленкой. Например: вечерний город с освещенными окнами. Но в окнах домов не одинаковый свет, зеленый, желтый и т. и. Театральную сетку с успехом можно применить при оформлении спектакля на любой сцене Поэтому режиссер должен знать как ее изготовить в местных условия. На деревянную раму любого размера вбивают гвозди (без шляпок) по размерам ячейки (клетки) сетки. Сетку изготавливают с различными ячейками, в зависимости от ее использования. Натягивать капроновую нить надо, как показано на рисунке. Сетку окрашивают в черный цвет, так как он больше всего не заметен на сцене. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Роль декорационного оформления в создании атмосферы спектакля. 2. Мягкое декорационное оформление. 3. Использование одежды сцены в декорационном оформлении, 4. Театральные станки, их разновидности и применение. 5. Применение двухстворчатых и трехстворчатых ширм в спектакле. 6. Как изготовить дерево (объемное, полуобъемное и плоское). 7. Изготовление мягких и жестких колонн и применение их в спектакле. 8. Художественная обработка декорационного оформления. 9. Применение транспаранта в спектакле. 10. Изготовление апплицированного задника. 11. Как в местных условиях изготовить театральную сетку. 12. Различные приемы декорационного оформления. Тема 10. Художественная обработка различных материалов и тканей для сцены Рисунок, цвет, фактура и их значение в создании художественного оформления спектакля. Материалы, краски и красители, применяемые в обработке различных видов ткани. Трафарет и его изготовление. Роспись от руки. Пульверизация. Тиснение хлопчатобумажных тканей. Тиснение плюша и бархата. Ткани. Муар. Вышивка. Ковры и дорожки. Имитация кожи. Имитация штукатурки каменной стены, мрамора. Тарная ткань, ее достоинства и недостатки. Ткани используемые для декорационного оформления спектакля.
ЛИТЕРАТУРА Серебрякова Т. Б. Как писать декорации. М. «Искусство», 1959, с. 3—63, 82—84. Селиванов В. В. Театральная мебель. М., «Искусство», 1960, с. 25—27. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ В изготовлении драпировок, одежды сцены, отделки мебели, костюмов и т. п. немаловажно, если не основное, значение имеет ткань. Для сцены употребляют самые разнообразные ткани, от легкой шелковой материи до грубых и плотных, какими являются тарная ткань, бумазея, мешковина и т. п. Для художественного оформления подходит тарная ткань, которая хорошо поддается крашению, тиснению и различным видам обработки. Художественная обработка тканей для сцены начинается с определения рисунка орнамента. Разработанный рисунок должен сочетаться с цветом оформления на сцене, но не сливаться с общим фоном декорационного оформления и одеждой сцены. Рисунок может быть симметричным и несимметричным, орнамент повторяться и не повторяться. Раппорт — это повторяющаяся часть орнамента, в котором одна сторона трафарета служит продолжением другой. Как известно, существует несколько способов художественной обработки тканей: по трафарету, от руки, рельефной маетой, тиснением, пульверизацией и т. п. Самый доступный способ обработки тканей с помощью трафарета. Изготовление трафарета начинается с того, что 3—4листа картона пли 8—10 листов плотной бумаги заливают одним литром олифы с добавлением 200 гр сиккатива или скипидара. Через сутки бумагу или картон вынимают и высушивают. Для того, чтобы с эскиза перенести рисунок орнамента на подготовленную бумагу или картон, поверхность натирают мелом, кладут копировальную бумагу и обводят орнамент карандашом. На натертой мелом поверхности хорошо будет виден рисунок или орнамент. Затем вырезают трафарет и покрывают с двух сторон эмалиевой или масляной краской. Орнамент или рисунок, предназначенный для обработки тканей для сцены, необходимо делать крупнее натурального с учетом, чтобы зритель мог рассмотреть его на расстоянии. Иначе мелкий орнамент или рисунок на ткани будет смотреться из зрительного зала сплошной линией.
Хорошо смотрится орнамент на ворсистых тканях: бумазея, байка и т. п. Если по трафарету нанести кистью раствор крахмала на ворсистую поверхность материала, дать высохнуть, получится тисненная ткань с углубленным орнаментом. Такой прием называется тиснением. Достаточно на невысохший орнамент придуть бронзовый или алюминиевый порошок и мы получим золотой или серебряный тисненый орнамент. Способ придувания заключается в том. что кусочек ваты нужно окунуть в бронзовую или алюминиевую насыпь и, поднеся к орнаменту, подуть на него из резиновой груши. Тиснение плюша и бархата производится аналогичным способом по трафарету, только вместо раствора крахмала, применяют воду. Плюш заглаживают через трафарет по направлению зачесанного ворса, а затем, не сдвигая трафарета, зачесывают ворс в обратную сторону. Орнамент на такой ткани хорошо держится только в сухом помещении, иначе тиснение отойдет и ткань примет обыкновенный вид. Интересных результатов можно добиться если при обработке ткани применить способ «Батик». Такой способ заключается в том, что некоторые части ткани, согласно эскиза, покрывают водонепроницаемым составом вэ парафина или воска. Окрашивают ткань анилиновыми красками при помощи большой кисти, проводя ею по всей поверхности материала. Материал будет окрашен только в тех местах, где нет водонепроницаемого состава. Таким образом на материал можно нанести рисунок или орнамент любой сложности. Мраморный узор получится, если поверхность ткани целиком покрыть вышеуказанным составом и, сломав воск после высыхания материала, опустить в таз с холодным раствором анилиновой краски. Краска, проникнув в трещины воска, окрасит материал. Воск снимают следующим образом: ткань помещают между газетной и оберточной бумагой и проглаживают горячим утюгом. При обработке ткани, предназначенной для павильона, применяют резиновые валики с вырезанными на них узорами (накатные валики). Очень удобно обрабатывать ткани способом пульверизации, который дает хорошие теплые переходы цветовой гаммы на материале. Этим способом можно быстро окрасить значительную поверхность обрабатываемого материала. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Как окрасить ткань анилиновыми красителями. 2. Виды красок и их применение. 3. Изготовление трафарета и работа с ним. 4. Применение рельефной пасты и ее изготовление. 5. Обработка ворсистых материалов способом «тиснения». 6. Обработка тканей способом «Батик». 7. Имитация под тафту, штоф, муар. 8. Золотошвейные работы и способ имитации жемчуг 9. Значение художественной обработки тканей для сцены. 10. Различные способы обработки тканей и их отличие. 11. Наиболее простые ткани, употребляемые в художественном оформлении спектакля. Тема II. Бутафорские предметы и их значение в декорационном оформлении спектакля Театральная бутафория как один из компонентов в создании спектакля. Бутафорские предметы-возбудители эмоциональной памяти актера и зрителя. Выделение главного в отделке бутафорских предметов. Выразительность бутафорских предметов. Основные и вспомогательные материалы для бутафорских работ: бумага различной плотности, картон, различные сорта дерева, ткани, мел, жесть, мастика и шпаклевка, гвозди, веревка, нитки, глина, гипс, алебастр и др. Способы изготовления бутафорских предметов: окорок, колбаса, рыба, яблоко из ткани. Бутафорские предметы из папье-маше. Лепка модели из глины шаблонкой. Изготовление предмета по сделанной форме. ЛИТЕРАТУРА К а та ев А. А. Театральная бутафория. М., Госкульгдросветаздат, 1952. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Одним из элементов в художественном оформлении спектакля являются бутафорские изделия, которые способствуют осуществлению замысла режиссера, помогают актерам найти правильное самочувствие на сцене и возбуждают эмоциональную память зрителя и актера. Слово бутафория можно отнести и к реквизиту и к декорационному оформлению. Листья деревьев — к декорации, а шлем или каску — к реквизиту актера. Несмотря на то, что они могут быть изготовлены из одного и того же материала. Бутафорские изделия для сцены должны быть художественными произведениями, а не подражателями действительности. При отделке бутафорских изделий следует опускать мелкие детали, которые все равно не будут видны из зрительного зала. Если изготовить бутафорское яблоко и положить его на сцене рядом с настоящим, мы увидим, что настоящее будет выглядеть серым, невыразительным, а бутафорское хорошо смотрится из зрительного зала, потому что на нем положены краской яркие штрихи. Нужно научиться выдавать на сцене за золото и драгоценные камни простые пуговицы, раковины и т. Для изготовления бутафорских изделий применяют различные материалы и инструмент: бумага, картон, жесть, глина, гипс, пенопласт, паралон и т. д. Для отделки бутафорских предметов употребляются различные мастики и проклейки: — гипсовая мастика применяется, когда требуется быстрое затвердение обрабатываемой поверхности. Состав мастики: 500 гр. заваренной бумажной массы из оберточной бумаги, 200 гр. гипса и 15—20 гр. клея; — клеевая мастика: одну четвертую ведра мела разводят слабым раствором столярного клея, добавляют 2—3 стакана мучного клейстера. Густоту раствора регулируют добавлением мела или клея. Проклейка применяется для разведения сухих клеевых красок, грунтовки и т. п.: 500—600 гр. столярного клея на половину ведра воды. Проклейка готова, если слегка слипаются пальцы рук. Самый простой способ приготовления проклейки: 1 кг клея, 10 литров воды смешать и довести до кипения. Все материалы перед обработкой пропитывают огнезащитным составом, который можно сделать, если на 10 литров горячей воды взять 900 гр. диамония фосфата и 600 гр. сернокислого аммония. Ткань опускают на 20—3° минут и сушат не отжимая. Материал для изготовления листьев или других предметов сначала окрашивают, а затем пропитывают, крахмалят и натягивают на раму для просушки. В крахмал можно добавить краску и огнезащитную пропитку. Бутафорские предметы изготавливают различными способами: — набивной, из сшитого материала по форме изделия и набитого опилками, морской травой, мочалок, ветошью и т. п. Изделия грунтуют и раскрашивают масляной и клеевой краской. Существует два вида изделий, изготовленных из папье-маше: по готовой форме и по форме-слепку. Рассмотрим способ изготовления предметов из папье-маше по готовой форме: бумажную массу (в виде нарезанных кусочков) смачивают в растворе клейстера и равномерными слоями наклеивают на предмет. Чтобы клейстер не пристал к форме, предварительно на нее накладывают бумагу, смоченную в воде. Снимают готовое изделие из формы после высыхания, для чего ножом осторожно разрезаю наклееную бумагу пополам. Затем склеивают две половины вместе.грунтуют и художественно обрабатывают, Цветок сирени можно сделать из двух тонких проволочек, с заложенными между ними обрезками мочалы, волоса или распущенного каната. С этой целью изготавливают вертушку, конструкция которой не сложна. Изготовленному на вертушке цветку сирени придают соответствующую форму, смазывают клеем и обсыпают мелко нарезанными кусочками марли, окрашенной в необходимый цвет. Листья различных пород деревьев изготавливают из окрашенной и накрахмаленной марли, с помощью вырезанных из картона или фанеры шаблонов. Шаблоны листьев одной породы деревьев надо вырезать неодинаковой величины, так как деревья в своем наряде имеют большие, средние и малые листья. Шаблон кладут сверху на марлю, вычерчивают карандашом, вырезают и прокалывают проволокой. Хорошо смотрятся декоративные цветы, изготовленные из различного материала и бумаги. Для склеивания деталей цветка применяют следующие клеевые составы: 2—3 ложечки пшеничной муки заливают '/г стакана холодной воды и варят на медленном огне до обращения густой массы; 30 гр. обезжиренного творога заливают 100 гр. нашатырного спирта и отстаивают 2—3 часа. Хранят раствор в закрытом виде и холодном месте. Также применяется фотоклей, нитроклей и клей для кожи. Все ткани перед изготовлением цветка крахмалят, кроме шелка, который обрабатывают желатином. Бархат крахмалят С изнаночной стороны. Для этого натуральный цветок разбирают на отдельные части, раскладывают на ватманскую бумагу, сверху накрывают промокательной бумагой и кладут под пресс, оставляя в таком виде на сутки. Затем на промокательной бумаге проводят теплым утюгом. Когда детали цветка плотно пристанут к ватману, их вырезают вместе с бумагой и по этой выкройке делают из картона или фанеры шаблоны цветка. Стебли делают из проволоки, обмотанной различной цветной бумагой. Для быстрого высыхания в краску добавляют одеколон, спирт или денатурат. Несложно изготовить в местных условиях бутафорский костер, весь смысл в том, какую функцию выполняет костер на сцене. Для костра требуется деревянная рама, ящик без крышек и одной фронтальной стенки, вентилятор, несколько электролампочек, проволока и легкий шелк или газ. На рис.20 показано устройство бутафорского костра. Необходимо соблюдать правила техники безопасности при установке вентилятора и монтировки электролампочек в ящике, чтобы не получилось загорания материала, расположенною вблизи от электролампочек. Костер закрывают сверху, спереди и сбоку ветвями. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Назначение бутафорских предметов. 2. Виды клеевых растворов для обработки предметов бутафории. 3. Как изготовить бутафорские предметы из папье-маше, набивным способом и по готовой форме. 4 Как изготовить модель с помощью шаблонки. 5. Выпуклый орнамент, выполненный при помощи фунтика. 6. Изготовление бутафорских изделий: полка с книгами, телефон, чернильный прибор, музыкальные инструменты. 7. Изготовление старинного фонаря, шлема, цилиндров, лат и каски. 8 Бутафорский костер на сцене. 9. Бутафорский фонтан. 10. Изготовление декоративных цветов. 11. Особенность отделки бутафорских предметов. 12 Изготовление цветов и листьев различных пород дереиьев но вырезанному шаблону.
РАЗДЕЛ V. СЦЕНИЧЕСКИЙ КОСТЮМ
Тема 2.7. Сценический костюм и его роль в идейно-
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |