Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема2.4 Декорация в спектакле и способы ее изготовления




Роль декорационного оформления в создании атмосферы спектакля.

Выделение главного в декорационном оформлении спектак­ля на основе драматургического материала

Зарисовки чертежей павильонной рамы.

Пейзажные декорации (лесная падуга, лесная арка). Воз­душная перспектива и особенности распределения красок на ней. Живописный задник. Ширмы двухстворчатые и трехствор­чатые и их устройство. Бутафорское дерево, объемное и полу­объемное. Аппликации, тюлевый занавес и транспарант. Те­атральная сетка и способ ее изготовления.

ЛИТЕРАТУРА

Акимов Н. П. Не только о театре. Л.-М., «Искусство». 1966Мюллер В. Н. Декорационное оформление спектакля. М., «Искусство», 1956, с. 43—87.

Серебрякова Т. Б. Как писать декорации. М, «Искусство», 1959, с. 58—80.

Корягин Н. Н. и Тихомиров Д. Н. Как оформить самодеятельный спектакль. М., Профиздат, 1963, с. 43—61.

Шверубович В. В. Режиссер и оформление спектакля. М., «Сов. Рос­сия», 1965, с. 47—56.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Немаловажную роль в спектакле имеет декорационное оформление, которое может быть мягким (и. сукон), жестким (состоящим из павильонных рам) и смешанным (сочетание первого и второго видов).

Учащийся должен ясно представить себе с чего начинает­ся формирование внешнего образа спектакля, какие материа­лы могут помочь режиссеру при подготовке спектакля. Необ­ходимо представить эпоху, время, место действия, социальный уклад жизни героя и т. п. Без знания подлинной жизни дейст­вующего лица невозможно работать над внешним образом спектакля. В этом могут помочь различные изобразительные материалы, рецензии на пьесу.соответствующие кинофильмы и т. д.

Выделение главного события с помощью декорационного оформления играет немаловажную роль в раскрытии идейно­го содержания спектакля. Главный герой может быть выделен светом, цветом своего костюма и т. п. Интерьер главного со­бытия может быть оформлен в другом необычном ракурсе, вы­делен художественным освещением, имеющим смысловое зна­чение для спектакля и т. д. Например: ярко-красный цвет сце­ны и т. п. Но каким бы способом художественного оформле­ния не выделялось главное, в спектакле все должно основы­ваться на идее драматургического произведения. Вспомните пьесу «Враги» в постановке В. И. Немировича-Данченко, ког­да высокий забор разделял сцену пополам как символ непрео­долимой разобщенности двух социальных групп.

Павильонные рамы довольно часто применяют в художественном оформлении спектакля, поэтому следует помнить их размеры, т. к. они учитывают транспортировку декорационного оформления для выездного спектакля.

Пейзажные декорации, лесные арки, падуги с воздушной перспективой, как правило, используются при оформлении сцены. Если на сцене имеется 3 падуги (соответственно имеет­ся 3—4 плана), значит можно па падугах изобразить воздуш­ную перспективу с помощью тонкой марли, окрашенной в нуж­ный цвет.

Целесообразно применять в декорационном оформлении спектакля двухстворчатые и трехстворчатые ширмы, которые удобны для оформления на малогабаритной сцене.

Режиссер должен знать технологию изготовления различ­ного декорационного оформления. Например: дерево можно изготовить плоское — из фанеры, полуобъемное — из деревян­ных полуколец, скрепленных между собой рейками и обшитых сверху фанерой, объемное — из вырезанных деревянных ко-лец и скрепленных по аналогии с изготовлением полуобъемно­го дерева.

Довольно часто в художественном оформлении используют аппликации (вырезанные предметы или части предметов, на­шитые или приклеенные на материал или изделие).

Изготовление транспаранта (просвечивающие вырезанные части нарисованного задника) несложно. Однако необходимо учесть следующее; задник должен быть сшит из плотного непросвечивающего материала, или хорошо закрашен красками, так как за задником на арьерсцене устанавливается прожек­тор или другое осветительное оборудование. Вырезанные ча­сти заклеивают бумагой или цветной пленкой. Например: ве­черний город с освещенными окнами. Но в окнах домов не одинаковый свет, зеленый, желтый и т. и.

Театральную сетку с успехом можно применить при офор­млении спектакля на любой сцене Поэтому режиссер должен знать как ее изготовить в местных условия. На деревянную раму любого размера вбивают гвозди (без шляпок) по разме­рам ячейки (клетки) сетки. Сетку изготавливают с различны­ми ячейками, в зависимости от ее использования. Натягивать капроновую нить надо, как показано на рисунке. Сетку ок­рашивают в черный цвет, так как он больше всего не заметен на сцене.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Роль декорационного оформления в создании атмосферы спектакля.

2. Мягкое декорационное оформление.

3. Использование одежды сцены в декорационном оформлении,

4. Театральные станки, их разновидности и применение.

5. Применение двухстворчатых и трехстворчатых ширм в спектакле.

6. Как изготовить дерево (объемное, полуобъемное и плоское).

7. Изготовление мягких и жестких колонн и применение их в спектакле.

8. Художественная обработка декорационного оформления.

9. Применение транспаранта в спектакле.

10. Изготовление апплицированного задника.

11. Как в местных условиях изготовить театральную сетку.

12. Различные приемы декорационного оформления.

Тема 10. Художественная обработка различных материалов и тканей для сцены

Рисунок, цвет, фактура и их значение в создании художе­ственного оформления спектакля.

Материалы, краски и красители, применяемые в обработке различных видов ткани. Трафарет и его изготовление. Роспись от руки. Пульверизация. Тиснение хлопчатобумажных тканей. Тиснение плюша и бархата.

Ткани. Муар. Вышивка. Ковры и дорожки. Имитация ко­жи. Имитация штукатурки каменной стены, мрамора. Тарная ткань, ее достоинства и недостатки. Ткани используемые для декорационного оформления спектакля.

ЛИТЕРАТУРА

Серебрякова Т. Б. Как писать декорации. М. «Искусство», 1959, с. 3—63, 82—84.

Селиванов В. В. Театральная мебель. М., «Искусство», 1960, с. 25—27.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В изготовлении драпировок, одежды сцены, отделки мебе­ли, костюмов и т. п. немаловажно, если не основное, значение имеет ткань.

Для сцены употребляют самые разнообразные ткани, от легкой шелковой материи до грубых и плотных, какими яв­ляются тарная ткань, бумазея, мешковина и т. п.

Для художественного оформления подходит тарная ткань, которая хорошо поддается крашению, тиснению и различным видам обработки.

Художественная обработка тканей для сцены начинается с определения рисунка орнамента.

Разработанный рисунок должен сочетаться с цветом оформления на сцене, но не сливаться с общим фоном декора­ционного оформления и одеждой сцены.

Рисунок может быть симметричным и несимметричным, ор­намент повторяться и не повторяться.

Раппорт — это повторяющаяся часть орнамента, в котором одна сторона трафарета служит продолжением другой.

Как известно, существует несколько способов художественной обработки тканей: по трафарету, от руки, рельефной маетой, тиснением, пульверизацией и т. п.

Самый доступный способ обработки тканей с помощью тра­фарета. Изготовление трафарета начинается с того, что 3—4листа картона пли 8—10 листов плотной бумаги заливают од­ним литром олифы с добавлением 200 гр сиккатива или скипи­дара. Через сутки бумагу или картон вынимают и высушива­ют. Для того, чтобы с эскиза перенести рисунок орнамента на подготовленную бумагу или картон, поверхность натирают мелом, кладут копировальную бумагу и обводят орнамент ка­рандашом. На натертой мелом поверхности хорошо будет ви­ден рисунок или орнамент. Затем вырезают трафарет и покры­вают с двух сторон эмалиевой или масляной краской.

Орнамент или рисунок, предназначенный для обработки тканей для сцены, необходимо делать крупнее натурального с учетом, чтобы зритель мог рассмотреть его на расстоянии. Иначе мелкий орнамент или рисунок на ткани будет смот­реться из зрительного зала сплошной линией.

Хорошо смотрится орнамент на ворсистых тканях: бума­зея, байка и т. п. Если по трафарету нанести кистью раствор крахмала на ворсистую поверхность материала, дать высох­нуть, получится тисненная ткань с углубленным орнаментом. Такой прием называется тиснением. Достаточно на невысох­ший орнамент придуть бронзовый или алюминиевый порошок и мы получим золотой или серебряный тисненый орнамент.

Способ придувания заключается в том. что кусочек ваты нужно окунуть в бронзовую или алюминиевую насыпь и, под­неся к орнаменту, подуть на него из резиновой груши. Тиснение плюша и бархата производится аналогичным способом по трафарету, только вместо раствора крахмала, применяют воду. Плюш заглаживают через трафарет по на­правлению зачесанного ворса, а затем, не сдвигая трафарета, зачесывают ворс в обратную сторону. Орнамент на такой тка­ни хорошо держится только в сухом помещении, иначе тисне­ние отойдет и ткань примет обыкновенный вид.

Интересных результатов можно добиться если при обра­ботке ткани применить способ «Батик». Такой способ за­ключается в том, что некоторые части ткани, согласно эскиза, покрывают водонепроницаемым составом вэ парафина или воска. Окрашивают ткань анилиновыми красками при помо­щи большой кисти, проводя ею по всей поверхности материа­ла. Материал будет окрашен только в тех местах, где нет во­донепроницаемого состава. Таким образом на материал мож­но нанести рисунок или орнамент любой сложности.

Мраморный узор получится, если поверхность ткани цели­ком покрыть вышеуказанным составом и, сломав воск после высыхания материала, опустить в таз с холодным раствором анилиновой краски. Краска, проникнув в трещины воска, ок­расит материал. Воск снимают следующим образом: ткань по­мещают между газетной и оберточной бумагой и проглажива­ют горячим утюгом.

При обработке ткани, предназначенной для павильона, применяют резиновые валики с вырезанными на них узорами (накатные валики).

Очень удобно обрабатывать ткани способом пульверизации, который дает хорошие теплые переходы цветовой гаммы на материале. Этим способом можно быстро окрасить значи­тельную поверхность обрабатываемого материала.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как окрасить ткань анилиновыми красителями.

2. Виды красок и их применение.

3. Изготовление трафарета и работа с ним.

4. Применение рельефной пасты и ее изготовление.

5. Обработка ворсистых материалов способом «тиснения».

6. Обработка тканей способом «Батик».

7. Имитация под тафту, штоф, муар.

8. Золотошвейные работы и способ имитации жемчуг

9. Значение художественной обработки тканей для сцены.

10. Различные способы обработки тканей и их отличие.

11. Наиболее простые ткани, употребляемые в художественном оформлении спектакля.

Тема II. Бутафорские предметы и их значение в декорационном оформлении спектакля

Театральная бутафория как один из компонентов в созда­нии спектакля. Бутафорские предметы-возбудители эмоцио­нальной памяти актера и зрителя. Выделение главного в от­делке бутафорских предметов. Выразительность бутафорских предметов.

Основные и вспомогательные материалы для бутафорских работ: бумага различной плотности, картон, различные сорта дерева, ткани, мел, жесть, мастика и шпаклевка, гвозди, ве­ревка, нитки, глина, гипс, алебастр и др.

Способы изготовления бутафорских предметов: окорок, колбаса, рыба, яблоко из ткани.

Бутафорские предметы из папье-маше. Лепка модели из глины шаблонкой.

Изготовление предмета по сделанной форме.

ЛИТЕРАТУРА

К а та ев А. А. Театральная бутафория. М., Госкульгдросветаздат, 1952.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Одним из элементов в художественном оформлении спек­такля являются бутафорские изделия, которые способствуют осуществлению замысла режиссера, помогают актерам найти правильное самочувствие на сцене и возбуждают эмоцио­нальную память зрителя и актера.

Слово бутафория можно отнести и к реквизиту и к декора­ционному оформлению. Листья деревьев — к декорации, а шлем или каску — к реквизиту актера. Несмотря на то, что они могут быть изготовлены из одного и того же материала.

Бутафорские изделия для сцены должны быть художест­венными произведениями, а не подражателями действитель­ности.

При отделке бутафорских изделий следует опускать мел­кие детали, которые все равно не будут видны из зрительного зала.

Если изготовить бутафорское яблоко и положить его на сцене рядом с настоящим, мы увидим, что настоящее будет выглядеть серым, невыразительным, а бутафорское хорошо смотрится из зрительного зала, потому что на нем положены краской яркие штрихи.

Нужно научиться выдавать на сцене за золото и драгоцен­ные камни простые пуговицы, раковины и т.

Для изготовления бутафорских изделий применяют раз­личные материалы и инструмент: бумага, картон, жесть, гли­на, гипс, пенопласт, паралон и т. д. Для отделки бутафор­ских предметов употребляются различные мастики и про­клейки:

— гипсовая мастика применяется, когда требуется быстрое затвердение обрабатываемой поверхности. Состав мастики:

500 гр. заваренной бумажной массы из оберточной бумаги, 200 гр. гипса и 15—20 гр. клея;

— клеевая мастика: одну четвертую ведра мела разводят слабым раствором столярного клея, добавляют 2—3 стакана мучного клейстера. Густоту раствора регулируют добавлени­ем мела или клея.

Проклейка применяется для разведения сухих клеевых красок, грунтовки и т. п.: 500—600 гр. столярного клея на по­ловину ведра воды. Проклейка готова, если слегка слипаются пальцы рук.

Самый простой способ приготовления проклейки: 1 кг клея, 10 литров воды смешать и довести до кипения.

Все материалы перед обработкой пропитывают огнезащит­ным составом, который можно сделать, если на 10 литров го­рячей воды взять 900 гр. диамония фосфата и 600 гр. серно­кислого аммония. Ткань опускают на 20—3° минут и сушат не отжимая.

Материал для изготовления листьев или других предметов сначала окрашивают, а затем пропитывают, крахмалят и на­тягивают на раму для просушки. В крахмал можно добавить краску и огнезащитную пропитку.

Бутафорские предметы изготавливают различными спо­собами:

— набивной, из сшитого материала по форме изделия и набитого опилками, морской травой, мочалок, ветошью и т. п. Изделия грунтуют и раскрашивают масляной и клеевой крас­кой.

Существует два вида изделий, изготовленных из папье-ма­ше: по готовой форме и по форме-слепку.

Рассмотрим способ изготовления предметов из папье-ма­ше по готовой форме: бумажную массу (в виде нарезанных кусочков) смачивают в растворе клейстера и равномерными слоями наклеивают на предмет. Чтобы клейстер не пристал к форме, предварительно на нее накладывают бумагу, смочен­ную в воде. Снимают готовое изделие из формы после высы­хания, для чего ножом осторожно разрезаю наклееную бума­гу пополам. Затем склеивают две половины вместе.грунтуют и художественно обрабатывают, Цветок сирени можно сделать из двух тонких проволочек, с заложенными между ними обрезками мочалы, волоса или распущенного каната. С этой целью изготавливают вертушку, конструкция которой не сложна. Изготовленному на вертушке цветку сирени придают соответствующую форму, смазывают клеем и обсыпают мелко нарезанными кусочками марли, ок­рашенной в необходимый цвет. Листья различных пород деревьев изготавливают из окра­шенной и накрахмаленной марли, с помощью вырезанных из картона или фанеры шаблонов. Шаблоны листьев одной по­роды деревьев надо вырезать неодинаковой величины, так как деревья в своем наряде имеют большие, средние и малые листья. Шаблон кладут сверху на марлю, вычерчивают ка­рандашом, вырезают и прокалывают проволокой.

Хорошо смотрятся декоративные цветы, изготовленные из различного материала и бумаги.

Для склеивания деталей цветка применяют следующие клеевые составы: 2—3 ложечки пшеничной муки заливают '/г стакана холодной воды и варят на медленном огне до обра­щения густой массы; 30 гр. обезжиренного творога залива­ют 100 гр. нашатырного спирта и отстаивают 2—3 часа. Хра­нят раствор в закрытом виде и холодном месте. Также приме­няется фотоклей, нитроклей и клей для кожи.

Все ткани перед изготовлением цветка крахмалят, кроме шелка, который обрабатывают желатином. Бархат крахмалят С изнаночной стороны.

Для этого натуральный цветок разбира­ют на отдельные части, раскладывают на ватманскую бумагу, сверху накрывают промокательной бумагой и кладут под пресс, оставляя в таком виде на сутки. Затем на промокатель­ной бумаге проводят теплым утюгом. Когда детали цветка плотно пристанут к ватману, их вырезают вместе с бумагой и по этой выкройке делают из картона или фанеры шаблоны цветка. Стебли делают из проволоки, обмотанной различной цветной бумагой.

Для быстрого высыхания в краску добавляют одеколон, спирт или денатурат.

Несложно изготовить в местных условиях бутафорский костер, весь смысл в том, какую функцию выполняет костер на сцене. Для костра требуется деревянная рама, ящик без кры­шек и одной фронтальной стенки, вентилятор, несколько электролампочек, проволока и легкий шелк или газ. На рис.20 показано устройство бутафорского костра. Необходимо соблю­дать правила техники безопасности при установке вентилято­ра и монтировки электролампочек в ящике, чтобы не получи­лось загорания материала, расположенною вблизи от электро­лампочек. Костер закрывают сверху, спереди и сбоку вет­вями.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Назначение бутафорских предметов.

2. Виды клеевых растворов для обработки предметов бутафории.

3. Как изготовить бутафорские предметы из папье-маше, набивным спо­собом и по готовой форме.

4 Как изготовить модель с помощью шаблонки.

5. Выпуклый орнамент, выполненный при помощи фунтика.

6. Изготовление бутафорских изделий: полка с книгами, телефон, чер­нильный прибор, музыкальные инструменты.

7. Изготовление старинного фонаря, шлема, цилиндров, лат и каски. 8 Бутафорский костер на сцене.

9. Бутафорский фонтан.

10. Изготовление декоративных цветов.

11. Особенность отделки бутафорских предметов.

12 Изготовление цветов и листьев различных пород дереиьев но вырезан­ному шаблону.

 

РАЗДЕЛ V. СЦЕНИЧЕСКИЙ КОСТЮМ

 

Тема 2.7. Сценический костюм и его роль в идейно-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.