КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Театр неделим — это не просто слова, определяющие коллективное, единое в понимании целей и задач отношение художников-единомышленников к своему общему творчеству
Выгородочная репетиция дает возможность художнику-постановщику увидеть актера в реальных размерах сцены, проверить ритм движения, рассчитать количество шагов по планшету или по ступеням лестницы в зависимости от текста, и в случае необходимости (если еще есть возможность) внести в соответствующую деталь изменение. Говоря об изобразительной информации, мы уже коснулись основных форм этого вида проектно-информационных документов. Вся работа над созданием эскизов, макета, чертежей идет в тесном контакте с заведующим художественно-постановочной частью театра, художником по свету, машинистом сцены. По мере необходимости на консультацию приглашаются любые сотрудники театра, чей совет может быть полезен на данном этапе работы: бутафоры, закройщики, столяры, слесари, конструкторы, экономисты. Выяснение всех обстоятельств и условий, диктуемых замыслом будущего спектакля, дает художнику возможность сформулировать принцип оформления спектакля, т. е. решение пространственно-изобразительной темы в конкретных условиях данного действия, данного театрального пространства и жанра данного спектакля. Когда принцип оформления найден (а он всегда включает в себя возможность реализации всех вышеизложенных требований и условий), начинается конкретная разработка оформления художником и его коллегами по художественно-постановочной части. Для художника наступает пора обогащения найденной схемы оформления: внесение поправок и дополнений на основе различных информативных материалов (иконографии, фотоматериалов, описаний), уточнение стилистических особенностей оформления, — происходит приведение замысла к эстетическому завершению.
К моменту нахождения принципа оформления постановщикам становятся ясны основные образно-конструктивные особенности будущего спектакля. Начинается активная работа режиссера с актерами, а художника — с художественно-постановочной частью над уточнением замысла и его практическим воплощением актерами в репетиционных условиях. Но несмотря на это разделение практической деятельности по разным цехам театра, совместная творческая работа режиссера и художника ни на один день не прекращается. Первый этап работы художника с режиссером не требует активного участия специалистов-консультантов: технико-технологическая компетенция постановщиков оказывается в условиях первоначального замысла вполне достаточной для решения вопросов технологии своими силами. Но переход к проектно-расчетной стадии работы — к чистовой выгородке, чистовым эскизам оформления и эскизам персонажей — уже требует ответов на более сложные технологические вопросы, и консультации специалистов происходят все чаще и чаще. Путем постепенного знакомства актеров, работников исполнительских и эксплуатационных цехов с замыслом будущего спектакля коллектив театра начинает жить в атмосфере этого замысла, обдумывает пути его практической реализации и ко дню сдачи макета и эскизов техническому и художественному советам театра оказывается хорошо знакомым со всеми его деталями. Метод такого постепенного «врастания» замысла в сознание коллектива гораздо целесообразнее и плодотворнее противоположного, когда постановщики, желая удивить, потрясти коллег и исполнителей, сталкиваются с неожиданной для них критикой, а иногда и с полным неприятием замысла коллективом театра. После принятия проекта оформления техническим и художественным советами начинается работа по практической реализации замысла.
Художественно-постановочная часть, получив от художника-постановщика и художника-макетчика всю изобразительную информацию, принимается за изготовление чертежей, схем, расчетов (рабочей документации), технологического описания деталей оформления — документа, где поименованы все детали, из которых состоит пространственное оформление спектакля, указаны их габариты, фактура, требуемый расход материалов, их розничная цена и т. д. На основе технологического описания составляется смета. Иногда смета превышает сумму, запланированную на оформление спектакля, и приходится вносить в проект коррективы с целью уменьшить общую стоимость (заменять дорогостоящие материалы более дешевыми, упрощать технологию изготовления и т. д.). После того как проектно-экономическая документация утверждена директором театра, чертежи поступают в производственные цеха театра, где по ним под контролем и наблюдением художника-постановщика изготовляется все то, что составит в конце концов материальную часть пространственного оформления спектакля. Художник-постановщик, одновременно с работой в цехах, регулярно присутствует на репетициях. Застольные репетиции, где режиссер с актерами разбирают текст и логику действия пьесы без мизансцен и вне пространственной среды, проходят обычно без участия художника. Затем актеры переходят в репетиционный зал. Из декорационного подбора устанавливается по габаритам макета выгородка — условное пространственное обозначение будущего оформления, где предусмотрены входы, опорные точки, лестницы, балконы, — все, с чем может быть в этом спектакле связан в той или иной мизансцене актер. Со временем репетиции переносятся на сцену. Сначала и на сцене они проводятся в выгородке, но здесь уже можно начать пробовать свет, проверять те или иные световые переходы внутри спектакля. По мере изготовления на сцену подаются детали оформления. Очередность подачи всегда строго планируется. Сначала на сцене появляются части оформления, непосредственно связанные с актером, с действием: актер должен привыкнуть открывать и закрывать двери, спускаться по лестницам определенной конфигурации, пользоваться «теми самыми» мебелью и реквизитом. Последними на сцену подаются части оформления, впрямую с актером не связанные, отсутствие которых на репетиции ни на поведение актера, ни на проведение перемен не влияет. Такой порядок очередности подачи на сцену деталей оформления установлен для того, чтобы за время репетиций не испачкать, не истрепать эти детали, подав их в хорошем состоянии на световые и генеральные репетиции.
Такая же система принята и в отношении костюмов. Все репетиции в выгородке актер проводит или в своем костюме или в подборе — костюме, взятом из неходового гардероба, но похожем на тот, что должен быть в спектакле. Когда в пошивочном цеху работа в основном заканчивается, на сцене устраивается просмотр костюмов (а часто одновременно и гримов). Актеры впервые надевают свои настоящие костюмы и в них выходят на сцену под свет. Обычно на таких просмотрах обнаруживается большое количество ошибок, недоделок, даже отсутствие ряда деталей. Все эти дефекты аккуратно фиксируются сидящими в зале художником и режиссером, заведующими пошивочными цехами, чтобы затем, в оставшиеся до генеральных репетиций дни, доделать все, что оказалось не соответствующим замыслу художника. Завершающим этапом работы над созданием спектакля является так называемый выпускной период. В театральных планах работы над спектаклем этот период обычно расписывается по репетиционным точкам начиная с конца — до дня премьеры. Это делается для того, чтобы спектакль получил все необходимые творческие и технические выпускные репетиции в положенном количестве. Закончен период создания — начинается период эксплуатации. И от того, насколько ответственно театр будет относиться к каждому показу спектакля зрителю, зависит и жизнь спектакля (долгая или короткая), и репутация его у зрителя. От того, как продуманно и тщательно будут храниться костюмы, реквизит, детали оформления, как бережно будут обращаться монтировщики с оформлением во время проведения спектакля и на стационаре и особенно на выездных гастролях, будет зависеть внешний вид спектакля. А он то — первый показатель культуры театра.
Если артист вникает в мечты художника, режиссера или поэта, а художник и режиссер — в желания артиста, все идет прекрасно. Люди, любящие и понимающие то, что они вместе создают, должны уметь столковаться. Стыд тем из них, кто начинает преследовать не основную, общую, а личную, частную цель, которую он любит больше, чем самое коллективное творчество. Тут смерть искусству и надо прекращать разговоры о нем. Здесь необходимо будет вернуться к самому началу нашего разговора, где уже упоминалось о «странной профессии». Назвав профессию театрального художника-постановщика «странной», Н. П. Акимов, вероятно, имел в виду не только неисчислимость его обязанностей в театре, не только разнообразие форм творческой деятельности в процессе сочинения спектакля, не только отсутствие точного слова, однозначно обозначающего существо его театральной деятельности.., «Странность» была чем-то другим, что давало основания самым близким театральным сотрудникам и коллегам во всеуслышание бросать художникам гневные и жестокие слова. «Вам не нужен ни театр, ни драматург, ни Шекспир, ни Гоголь, ни Сальвини, ни Ермолова. Вам нужна театральная рама, чтобы в ней показывать свои полотна, — писал К. С. Станиславский своему соавтору-художнику. — Вам нужно наше тело, чтобы надевать на него ваши костюмы. Вам нужно наше лицо, чтобы писать на нем, как на полотне. А все вместе — и театр, и мы в нем, — вам нужны только, чтобы прославить себя. Легче всего это сделать в театре, где ежедневно собираются тысячные толпы, тогда как на выставке картин посетители насчитываются десятками». «Одаренный и технически сильный в своей узкой области человек часто делается балластом и обузой для театра только потому, что он не любит театра в целом, не интересуется театром в целом...»— предупреждал молодых театральных художников Н. П. Акимов. «При создании Камерного театра мы уже сразу ясно чувствовали потребность освободиться от стеснительной гегемонии художника, вывести актера из той роли колоритного пятна, в которую он в результате попал, и отнести подальше придвинувшееся почти к самой рампе декоративное панно, высвободив таким образом актера из распластавшего его плоскостного плана и открыв ему арену для свободного выявления своего самодовлеющего искусства»,— вспоминал А. Я- Таиров. А. Н. Бенуа высказался категоричнее всех: «В театре главное: мысль драматурга, которая должна выявиться в разительно конкретной форме. Те же, кому не интересно это главное, кто на сцене собирается писать самостоятельные картины, тому нет места в театре, будь это сам Рембрандт, Веласкес или Милле». Все это не просто производственные споры, изложение личных взглядов на театральное искусство в творческой полемике. Это выражение глубокой озабоченности судьбой театра, тревога, вызванная событиями, происходившими и происходящими по сей день в театрально-декорационном искусстве.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |