Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса. Факторы эластичности спроса. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу




Тема 4. Эластичность спроса и предложения

1. Эластичность спроса. Факторы эластичности спроса. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу.

2. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения.

3. Зависимость общей выручки продавца от эластичности спроса.

Эластичность(Е) – это чувствительность к каким-либо изменениям или изменение одной величины, как реакция на изменение другой.

В зависимости от вида фактора, воздействующего на спрос, различают:

1. Эластичность спроса по цене;

2. Перекрестная эластичность спроса;

3. Эластичность спроса по доходу.

1.Эластичность спроса по цене – процентное изменение спроса в ответ на изменение цены на 1%, при условии, что другие факторы неизменны.

- коэффициент эластичности спроса по цене;

Существует два метода расчета эластичности спроса:

; ;

Где:

- коэффициент эластичности спроса по цене;
Qd - объем спроса;
Р - цена;
D - спрос (линия спроса);
а - свободный коэффициент в функции спроса, обозначает максимальный объем спроса при Р=0;
α (альфа) – угол наклона линии спроса, определяется между осью цены (Р) и линией спроса (D);
b - коэффициент в функции спроса (), показывает наклон линии спроса; Для расчета коэффициента эластичности - всегда берется с «–».

По коэффициенту эластичности спроса по цене можно определить вид эластичности спроса по цене

Для определения вида эластичности спроса по цене – коэффициент эластичности спроса по цене всегда берется по модулю.

Виды эластичности спроса по цене:

1) > 1 – эластичный спрос

  Изменение цены (∆Р) = 1%, а ответное изменение объема (∆Q) > 1%; Пример: 1. Спрос на товары 2-ой необходимости с большим удельным весом в бюджете (мебель, техника, автомобили); 2. Спрос на предметы роскоши; 3. Спрос на легко заменяемые товары.

 

 

2) < 1 – неэластичный спрос

Изменение цены (∆Р) = 5%, а ответное изменение объема (∆Q) = 1%; Пример: 1. Спрос на товары 1-ой необходимости (продукты питания, лекарства, оплата услуг ЖКХ); 2. Спрос на предметы с малым удельным весом в бюджете (предметы гигиены, канц.товары); 3. Спрос на трудно заменяемые товары (бензин, билеты, эл.лампочки).

 

3) = 1 – спрос с единичной эластичностью

 

Изменение цены (∆Р) = 1%, а ответное изменение объема (∆Q) = 1%;  

 

4) = 0 – абсолютно неэластичный спрос

Изменение цены, может быть каким угодно (∆Р) ≤ ≥1%, а ответного изменения объема не произойдет (∆Q) = const; Пример: 1. Спрос на жизненно необходимые лекарства.

 

5) →∞ – абсолютно эластичный спрос

Цена остается постоянной (∆Р) = const; а объем может изменяться как угодно (∆Q) ≤ ≥1%; Пример: 1. Спрос на одинаковую продукцию различных производителей.

Также можно рассматривать виды эластичности на линии спроса (при условии, что угол наклона будет оставаться постоянным=45*).

 

а – max Qd при P=0

 

Факторы эластичности спроса по цене:

1. Наличие товаров-заменителей (чем их больше, тем более эластичен спрос на данный товар).

2. Удельный вес в доходе потребителя, т.е. сумма, которую потребитель тратит на данный товар (чем она больше, тем эластичнее спрос).

3. Фактор времени (в долгосрочном периоде спрос, как правило, более эластичен).

4. Степень интенсивности потребности (спрос на товар 1-ой необходимости менее эластичен, чем на предметы роскоши).

5. Доступность блага (в условиях дефицита, спрос на данный товар становится неэластичным).

2.Перекрестная эластичность спроса – это изменение объема спроса на один товар (Х), при изменении цены на другой товар (Y).

EPX,Y - коэффициент перекрестной эластичности спроса.

 

;

Где:

∆QDx – изменение объема спроса на товар Х;

∆PY – изменение цены на товар Y;

QDx – объем спроса на товар Х;

PY – цена товара Y;

b - коэффициент в функции спроса для 2- товаров , показывает наклон определенного отрезка линии спроса.

Значение коэффициента перекрестной эластичности спроса используется для определения к какой группе товаров относятся товары X и Y.

Если:

EPX,Y > 0, то товары X и Y – взаимозаменяемые или субституты (рост цен на один товар, приведет к росту спроса на другой товар);

EPX,Y < 0, то товары X и Y – взаимодополняющие или комплементарии (рост цен на один товар, приведет к падению спроса на другой товар);

EPX,Y = 0, то товары X и Y – независимые (изменение цены одного товара не вызывает изменения спроса на другой).

 

3.Эластичность спроса по доходу – это изменение объема спроса на товар при изменении дохода потребителя.

- коэффициент эластичности спроса по доходу

Где: ∆QD - изменение объема спроса; ∆I – изменение дохода потребителя; QD – объем спроса; I – доход потребителя.

Значение коэффициента эластичности спроса по доходу используется для определения к какой группе качества товаров.

Если:

<0, то данный товар относится к так называемым «низшим» товарам (дешевые, низкокачественные, бывшие в употреблении). При увеличении дохода объем спроса на данные товары падает.

0 < ≤ 1, то данный товар относится к так называемым «нормальным» товарам При увеличении дохода объем спроса на данные товары тоже растет.

( <1, для товаров 1-ой необходимости;

=1, для товаров 2-ой необходимости.)

>1, то данный товар относится к так называемым товарам роскоши. При увеличении дохода объем спроса на данные товары тоже растет.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.