Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дух человеческий




Душа

Уже из того, что было только что сказано, сам собой напрашивается вывод, что ни о какой «бессмертной душе» не может идти и речи. А потому мы сейчас попробуем отделить все наносное, что облепило это слово.

Еврейскому слову «нефеш» и греческому «псухэ» в Библии был дан следующий перевод: «душа», «жизнь», «люди», «согласие», «его», «каждый», «кто», «животное», «умерший», «скотина», «мертвый», «тело», «мертвое тело», «хотеть», «кого-нибудь», «согласие», «себя», «дыхание», «воля», «алчность», «сердечность», «рыба», «произвол», «всякое существо», «дух», и в нескольких случаях они остались непереведенными.

Отсюда видно, что «душа» – это само живое существо, жизнь его. Знаменитое, «спасите наши души» (SOS), означает, «спасите наши жизни». «Душа» – это совокупность всего того, что составляет личность. Именно по этой причине во многих современных переводах слово «душа» заменено на «жизнь» и на «ты», с его производными. Сравнение Быт.1,20,21,24 с Быт.2,7 показывает, что между «душой» любого животного и «душой» человека нет никакой разницы. Разница между человеком и животным заключается лишь в том, что человек более разумен, ибо сотворен физически по образу Божию (Быт.1,26; см. Занятие 1,2) и тем, что некоторые из них призваны к бессмертию благовестием (2Тим.1,10). Что же касается остального, состава, природы и смертности, то между человеком и любой скотиной, разницы никакой.

«Участь сынов человеческих и участь животных – участь одна (обратите внимание на подчеркивание этого), как те умирают, так умирают и эти… и нет у человека преимущества пред скотом… Все (и люди и животные) идет в одно место (в могилу), все произошло из праха и все возвратится в прах» (Еккл.3,19,20). Богодухновенный Екклесиаст умолял Бога, чтобы Он помог людям понять, «что они сами по себе – животные» (Еккл.3,18). И действительно, очень и очень многим трудно согласиться с этим фактом и смиренно принять, что все мы всего лишь животные, живущие большей частью своими инстинктами самосохранения и продолжения рода. В Еккл.3,18 говорится об «испытании» Божием человека этим вопросом. То есть, тот, кто достаточно смирен, принимает эту истину (что человек подобен животному), непринявший же ее – не проходит этого «испытания». В двадцатом столетии особо стала популярна философия гуманизма, уделяющая человеку, человечеству, особую, привилегированную нишу в системе мироздания. И здесь лежит серьезное «испытание» для нас – насколько сильно влияют «общечеловеческие ценности» на нас с Вами? Однако это испытание помогают пройти простые слова из Пс.38,6: «Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий». И «не в воле человека путь его» (Иер.10,23).

Что мы бесспорно и точно знаем, так это то, что все люди, все человеческие тела, в конце концов, умирают. Получается так, что «душа» - смертна. А потому не удивительно, что в переводе этого слова, встречается и «тело», и «мертвый», и «мертвое тело». Уже одно это показывает, что слово «душа» не может быть чем-то нетленным и бессмертным.

· «Душа согрешающая, та умрет» (Иез.18,4).

· Бог может погубить душу (Мф.10,28). Места подобные этому, Иез.22,27; Пр.6,32; Лев.23,30.

· Все «души» Асора были преданы мечу (Нав.11,11 ср. с Нав.10,30-39).

· «Все одушевленное умерло» (Откр.16,3; ср. с Пс.77,50).

· По многим пунктам за нарушения закона Моисеева полагалось «истребление души» (например, Числ.15,27-31).

· Поимка души в сети или в петлю везде связана с ее смертью (Пр.18,7; 22,25; Иов 7,15).

· «… не могущие сохранить жизни (души) своей» (Пс.21,30).

· Иисус Христос «предал душу Свою на смерть» (Ис.53,10-12; Мф.20,28; Мк.10,45).

 

То, что «душа» означает живое существо, его тело, его жизнь, а не нечто бессмертное, находящееся внутри нас, показывает множество мест, где это слово встречается. Вот некоторые из них.

· «Душа тела в крови… душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Лев.17,11,14) – собственно ничто иное, как определение понятия этого слова.

· «Не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле» (Лев.11,43,44).

· «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя… душа моя… насыщает благами желание твое» (Пс.102,1,2,5).

· «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк.8,35).

 

Думаю, что всё это является достаточным доказательством того, что душа совсем не является чем-то духовным, эфемерным внутри человека. В последнем же примере, «душа» (греч. «псухэ») означает «жизнь», на что в аналогичном месте (Мф.16,25) в синодальном переводе и дается сноска.

К огромному сожалению, не многие отчетливо представляют (если вообще представляют) разницу между понятиями «души» и «духа», чему не мало способствует неверные и путанные представления многих членов окружающих нас «крупных» церквей. Однако в Библии между «душой» и «духом» проложено четкое разделение (Евр.4,12).

Еврейское слово «руах» также переводятся не только, как «дух», но и «прохлада», «ветер», «пустота», «дуновение», «дыхание», «воздух», и греческое «пнеума» – «дух», «духи», «вдохновение».

В Занятии 2.1 мы уже знакомились с понятием «духа». Бог Духом Своим хранит Свои творения, включая и человека. Получается, что находящийся в человеке Дух Божий – это жизненная сила, жизненная энергия - то, что отличает живое от неживого. «Тело без духа мертво» (Иак.2,26). «И вдунул (Господь Бог) в лице его (Адама) дыхание жизни; и стал человек душою живою» (Быт.2,7). Иов говорит, что он дышит до тех пор, пока «дух Божий в ноздрях моих» (Иов 27,3 ср. с Ис.2,22). Во время потопа погибло «все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих» (Быт.7,22). Получается, что дух жизни, дается нам при рождении и остается с нами пока мы дышим. Когда Дух Божий отнимается от кого-нибудь, то (без жизненной энергии) наступает немедленная гибель. «Если бы Он (Бог) обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах. Итак, если ты имеешь разум, то слушай это и внимай» (Иов 34,14-16). Последнее добавление намекает на то, что и это также трудно переваривается человеком.

Когда Бог отнимает от нас Дух Свой, умирает не только наше тело, умирает все наше «я». Давид очень хорошо понимал это, а потому больше полагался на Бога, нежели на хитроумные сплетения человеческие. Слова Пс.145,3-5 наносят сильный удар по людским притязаниям: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою, в тот день исчезают все помышления Его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его».

После смерти «возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12,7). Мы уже говорили о том, что Бог присутствует везде Своим Духом и что, в этом смысле, «Бог есть дух» (Ин.4,24). «Испуская последнее дыхание», мы лишаемся Духа Божиего. Наш дух сливается с окружающим Духом Божиим, дух возвращается «к Богу, Который дал его».

Из-за того, что Дух Божий поддерживает всё живое, то же, что происходит во время нашей смерти, происходит и с животными. Люди и животные поддерживаются одним и тем же Духом, одной и той же энергией. «Участь сынов человеческих и участь животных – участь одна, как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества пред скотом» (Еккл.3,19). И дальше Екклесиаст размышляет, что в общем-то нет никакой разницы, куда уходит дух человека и животных (Еккл.3,21). И то, что у людей и животных один и тот же дух, возвращает нас назад, ко временам сотворения тех и других, к описанию того, как те и другие получили от Бога дыхание, дух жизни (Быт.2,7; 7,15), и после погибли во время потопа: «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы и скоты, и звери и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни… умерло. Истребилось всякое существо» (Быт.7,21-23). Обратите также внимание на то, как в Пс.89,6 смерть уподобляется потопу. Всё, что написано в 7-й главе книги Бытия, приравнивает человека ко всякой плоти, ко всякому существу на земле. А этого не было бы, будь дух, поддерживающий жизнь человека и скотов, различным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.