Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распад ссср и образование снг




Перестройка в ссср

Задачи перестройки:Предложенный Горбачёвым новый курс предлогал модернизацию советской системы,внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные,социальные,политические и и идеалогические маханизмы.Особое значение преобретала кадровая политика.

Демократия политической системы:Происходило оформление политического плюрализма. В 1990г была отменена 6-я статья Конституции. 1987-1990гю стали периодом активизации деятельности оппозиционных движений.

Экономическая реформа 1987г.-осуществлялась с концепцией хозрасчётного социализма.Проект реформ предусматривал

· Расширение самостоятельности предприятий

· Постепенное возрождение частного сектора экономии

· Отказ от монополии внешней торговли

· Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств

· Равенство на селе 5-ти реформ(колхозы,совхозы,агрокамбинаты,фермерские хоз-ва)

Эконом. Рез-ты:начался экономический склад.С 1988г происходило сокращение производства в сельском хох-ве.В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров.

Прог-ма 500 дней:Лето 1990г провозглашён курс к рыночной экономике(быстрый прорыв в различных отнощениях)Данный проект мог привести к социальным последствиям.Горбачёв отказался от поддержки этой программы

Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;обострение национальных противоречий;ослабление центральной власти;авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР: резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения; территория России сократилась на четверть; доступ к морским портам вновь осложнился; уменьшилось население России – фактически на половину; возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР; началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

Создание СНГ.
В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.
ессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.
затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.
21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.
25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного
Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:
- констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;
- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
- создавались высшие органы власти СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств;
- объявлялся открытый характер Содружества.

55) 1. Становление новой российской государственности

РСФСР была крупнейшей союзной республикой СССР. Весной 1990 г. в ней были образованы новые органы государственной власти – Съезд народных депутатов РСФСР и постоянно действующий Верховный Совет РСФСР. 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов большинством голосов была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. 17 марта 1991 г. на республиканском референдуме большинство россиян высказалось за введение в РСФСР поста президента, а 12 июня 1991 г. на первых президентских выборах победу одержал Б.Н. Ельцин. После августовских событий 1991 г. реальные рычаги государственной власти оказались в руках республик, в том числе РСФСР. Учреждения, предприятия и организации переходили из общесоюзного в республиканское подчинение. В декабре 1991 г. после окончательного распада СССР РСФСР стала независимым государством и была признана мировым сообществом в качестве правопреемника СССР. В апреле 1992 г. было изменено официальное название республики. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика переименовывалась в Российскую Федерацию — Россию. Наименования «Российская Федерация» (РФ) и «Россия» признавались равнозначными.

Руководство РФ, занятое борьбой с союзным центром, поощряло сепаратизм, полагая, что это ослабляет союзный центр. Но после декабря 1991 г. оно само оказалось перед серьезной проблемой сохранения государственного единства Российской Федерации, возникла реальная угроза её распада. Начался поиск оптимальной модели национально-государственного устройства, завершившийся после острых дискуссий и споров подписанием 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Этот договор дал статус субъектов Российской Федерации не только республикам, автономным областям и автономным округам, но и крупным административно-территориальным единицам — краям и областям, а также Москве и Санкт-Петербургу (городам федерального значения). С заключением Федеративного договора удалось избежать повторения сценария распада государства, на этот раз России. Окончательно изменилась её государственно-правовая природа как федерации. Во-первых, она стала «полной» федерацией, т.е. все национальные образования являются её субъектами. Во-вторых, она превратилась в смешанную федерацию, сочетающую в своем устройстве как национальные, так и территориальные начала.

 

Работа над новым Основным законом началась еще летом 1990 г., когда I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете и образовал Конституционную комиссию. К осени 1990 г.

После октября 1993 г. работа над текстом Конституции вступила в завершающую фазу. Проект был доработан конституционным совещанием с учетом поправок, предложенных субъектами РФ, общественными организациями, а также специалистами. Спорные вопросы передавались на рассмотрение Комиссии конституционного арбитража из высококвалифицированных юристов. В ноябре 1993 г. проект Основного закона был опубликован. В референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г., приняли участие 54, 8% граждан Российской Федерации, имеющих право голоса; 58, 4% из них проголосовали за новую Конституцию страны. Принятие Конституции Конституция РФ 1993 г. о государственном строе. Федеральные органы власти России

Конституция РФ 1993 г. установила систему органов государственной власти, строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей.

Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит парламенту — Федеральному Собранию, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ.

РФ обладает уникальным федеративным устройством. Из всех субъектов РФ республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Только они в Конституции РФ называются государствами. Республика в составе РФ — это демократическое унитарное правовое государство.

Органы исполнительной власти субъектов РФ отличаются значительным разнообразием. В республиках в систему органов исполнительной власти входят: правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В подавляющем большинстве республик систему исполнительной власти фактически возглавляет президент республики, избираемый населением. Статус президента в республиках неодинаков. В некоторых республиках пост президента не предусмотрен. Главой исполнительной власти в таких республиках является председатель правительства, также избираемый населением. Еще большим многообразием характеризуется система органов исполнительной власти субъектов – не республик. Органом исполнительной власти общей компетенции в крае, области, городе федерального значения, автономной области и автономном округе является администрация, реже именуемая правительством. К отраслевым и межотраслевым органам исполнительной власти субъектов РФ относятся управления, главные управления, комитеты и департаменты. Высшим должностным лицом в крае, области, автономной области и автономном округе является глава администрации. В ряде субъектов РФ он официально именуется губернатором. Глава администрации — выборная должность. Его избирают граждане РФ, постоянно проживающие на территории субъекта РФ. Срок полномочий главы администрации, как правило, четыре года. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ определены в конституциях и уставах субъектов.

Местное самоуправление — это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения.

 

56)социально-эк развитие современной россии (1991-н.в)

Состояние российской экономики в конце 1991 г. Альтернативы экономического развития. Трудности поиска рыночной модели хозяйствования. «Шокотерапия». Начало экономических реформ в России. Либерализация цен. Ликвидация системы централизованного распределения ресурсов. Кризис неплатежей. «Обвальное» падение курса рубля. Рыночный курс и продолжение администрирования экономики. Развитие реформ в 1993–1994 гг. Обмен денежных купюр. Борьба за власть и ее влияние на общеэкономическую ситуацию в стране. Распад рублевой зоны. Натурализация экономических отношений между хозяйственными субъектами. Рост товарных и фондовых бирж.

Проведение массовой приватизации. Легализация частнокапиталистического предпринимательства. Споры по вопросу о сущности и путях проведения приватизации. Первый этап приватизации: ваучерная приватизация. Создание чековых инвестиционных фондов. Второй этап приватизации: переход к денежной форме приватизации и борьба за реальную собственность. Практика залоговых аукционов. Основное содержание третьего (текущего) этапа приватизации. Малая приватизация. Приватизация жилья.

Трудности проведения земельной приватизации. Реорганизация колхозно-совхозной системы. Развитие фермерства и личных подсобных хозяйств. Финансово-экономическая помощь Запада. Проблемы возвращения России в систему мирохозяйственных связей и отношений. Место современной России в мировой экономике.

Итоги проведения реформ в 1990-х гг. Либерализация экономических отношений и изменение роли государства в регулировании экономических процессов. Социальные издержки реформ. Криминализация экономики. Макроэкономическая нестабильность. Глобальный экономический кризис 1998 г. Основные тенденции и ориентиры экономического развития России на современном этапе.

Предпринимательство как важнейший фактор экономического развития общества. Исторические условия предпринимательства в России и его основные виды. Социокультурные традиции и ментальные основы деятельности российских предпринимателей. Торговля и ростовщичество средневековой Руси. Корпоративные организации новгородского купечества. Особенности развития русского предпринимательства в ХVI–XVII вв. Роль предпринимателей в процессе экономического освоения земель Русского государства. Активизация иностранного предпринимательства. Первые правительственные мероприятия по защите отечественного предпринимательства от иностранной конкуренции. Оформление социальной структуры городов. Купеческая иерархия. Мероприятия Петра I по содействию развитию частного отечественного предпринимательства. Политика привилегий и льгот. Формирование механизма государственного контроля над деятельностью предпринимателей. Система налогообложения. Создание первых учреждений для кредитования купечества в середине XVIII в. Оформление сословных разрядов предпринимательства. Политика Екатерины II и активизация промышленного предпринимательства. Провозглашение «свободы предпринимательства» и объективные препятствия для ее практической реализации. Правовые условия развития предпринимательства в конце XVIII в. Оформление купечества как «штатного» предпринимательского сословия. Торгово-промышленное законодательство первой половины XIX в.

Капиталистическая модернизация и индустриализация второй половины XIX в. и российские предприниматели. Основные представители российского предпринимательства в XIX в. Меценатство и благотворительность. Предприниматели и российское общество в начале XX в. Общие итоги развития предпринимательства к началу XX в.: проблемы и перспективы.

Социализм и судьба предпринимательства в России. Возрождение, основные направления развития и облик российского предпринимательства на современном этапе. Правовое положение современного российского предпринимателя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.