КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия проведения беседы
Беседа Типы анкет Анкетирование Анкетирование - одна из наиболее распространенных форм письменного опроса. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетирование обычно проводят с использованием данных наблюдения, которые используют при составлении анкет. Бесспорным достоинством этого метода является быстрое получение массового материала, а также возможность самостоятельного составления анкеты по замыслу исследователя. Недостатком метода является то, что он позволяет вскрыть только самый верхний слой факторов: результаты не могут дать исследователю представления о многих закономерностях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки.
Существуют три основных типа анкет: 1) Анкеты, составленные из прямых вопросов - направлены на выявление осознаваемых качеств испытуемых, предполагают размышление и распространенные ответы на вопросы анкеты самим испытуемым (Например, вопросы: "Как ты думаешь, почему некоторые животные, птицы и растения занесены в Красную книгу?", "Стоит ли хорошо учиться? Почему?"). 2) Анкеты селективного типа, где испытуемому на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов, практически равнозначных между собой. Задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа (Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный для тебя: алгебра, химия, физика, география?"). 3) Анкеты - шкалы, где испытуемому также на каждый вопрос предлагается ряд готовых ответов, но они расположены по шкале, от меньшего к большему; испытуемый выбирает подходящий. Например, "Скучаешь ли ты по школе во время школьных каникул?" В качестве возможных ответов можно предложить пятибалльную шкалу ответов:
1 - да, сильно; 2 - скучаю; 3 - иногда; 4 - не скучаю; 5 - даже не вспоминаю. Между этими типами анкет не существует принципиальных различий. Однако анкеты первого типа дают больше качественной информации о личности, но затруднен количественный анализ материала. Анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования. Беседа и интервью относятся к устному опросу, но между ними есть существенные различия. Беседа - специфичный для психологии метод исследования, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Беседа используется обычно для более глубокого изучения индивидуальных особенностей испытуемых, как самостоятельный метод, так и как дополнительный в других видах исследования. Для успешного проведения индивидуальной беседы очень важным является соблюдение ряда условий: - установление психологического контакта с испытуемым; - принятие испытуемого (положительное и доброжелательное отношение, желание понять); - умение исследователя задавать вопросы и слушать испытуемого (для чего необходимы и личностные качества исследователя, и знание специальных профессиональных приемов ведения индивидуального консультирования); - проведение беседы при наличии в ремени и места (неспешность и непринужденная обстановка способствуют получению достоверной информации об испытуемом).
Достоинством метода является то, что он позволяет " вскрыть" глубокие личностные особенности испытуемого (понять причины, мотивацию поступков). Недостатком метода является затруднительная фиксация результатов: использование аудио- и видеотехники снижает естественность поведения испытуемого. Исследователю приходиться использовать отсроченную запись результатов, что нередко приводит к их субъективной интерпретации. Также метод беседы требует необходимой профессиональной подготовки и профессионально важных личностных качеств самого исследователя.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 5378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |