Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия проведения беседы




Беседа

Типы анкет

Анкетирование

Анкетирование - одна из наиболее распространенных форм письменного опроса. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с цен­тральной задачей исследования. Анкетирование обычно прово­дят с использованием данных наблюдения, которые используют при составлении анкет.

Бесспорным достоинством этого метода является быстрое получение массового материала, а также возможность само­стоятельного составления анкеты по замыслу исследователя. Недостатком метода является то, что он позволяет вскрыть толь­ко самый верхний слой факторов: результаты не могут дать ис­следователю представления о многих закономерностях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ори­ентировки, средство предварительной разведки.

 

Существуют три основных типа анкет:

1) Анкеты, составленные из прямых вопросов - направле­ны на выявление осознаваемых качеств испытуемых, предпола­гают размышление и распространенные ответы на вопросы анке­ты самим испытуемым (Например, вопросы: "Как ты думаешь, почему некоторые животные, птицы и растения занесены в Красную книгу?", "Стоит ли хорошо учиться? Почему?").

2) Анкеты селективного типа, где испытуемому на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов, практи­чески равнозначных между собой. Задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа (Например, для определе­ния отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный для тебя: алгебра, химия, физика, геогра­фия?").

3) Анкеты - шкалы, где испытуемому также на каждый во­прос предлагается ряд готовых ответов, но они расположены по шкале, от меньшего к большему; испытуемый выбирает подхо­дящий. Например, "Скучаешь ли ты по школе во время школь­ных каникул?" В качестве возможных ответов можно предло­жить пятибалльную шкалу ответов:

1 - да, сильно;

2 - скучаю;

3 - иногда;

4 - не скучаю;

5 - даже не вспоминаю.

Между этими типами анкет не существует принципиаль­ных различий. Однако анкеты первого типа дают больше качест­венной информации о личности, но затруднен количественный анализ материала. Анкеты-шкалы являются наиболее формали­зованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Беседа и интервью относятся к устному опросу, но между ними есть существенные различия.

Беседа - специфичный для психологии метод исследова­ния, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психоло­гические особенности другого, называется методом беседы.

Беседа используется обычно для более глубокого изучения инди­видуальных особенностей испытуемых, как самостоятельный метод, так и как дополнительный в других видах исследования.

Для успешного проведения индивидуальной беседы очень важным является соблюдение ряда условий:

- установление психологического контакта с испытуемым;

- принятие испытуемого (положительное и доброжелатель­ное отношение, желание понять);

- умение исследователя задавать вопросы и слушать испы­туемого (для чего необходимы и личностные качества исследо­вателя, и знание специальных профессиональных приемов веде­ния индивидуального консультирования);

- проведение беседы при наличии в ремени и места (не­спешность и непринужденная обстановка способствуют получе­нию достоверной информации об испытуемом).

Достоинством метода является то, что он позволяет " вскрыть" глубокие личностные особенности испытуемого (по­нять причины, мотивацию поступков).

Недостатком метода яв­ляется затруднительная фиксация результатов: использование аудио- и видеотехники снижает естественность поведения испы­туемого. Исследователю приходиться использовать отсроченную запись результатов, что нередко приводит к их субъективной интерпретации. Также метод беседы требует необходимой про­фессиональной подготовки и профессионально важных личност­ных качеств самого исследователя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 5378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.