Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тактическая разработка активного тура




Тактической разработкой активного туристского путешествия назы­вается документ, содержащий подробное описание цели, средств, сил и действий, необходимых для полного и относительно безопасного прохож­дения намеченного маршрута. Тактическая разработка (ТР) содержит в себе информацию как о предпоходных тактических действиях, так и час­тично о том, что следует делать группе в ходе самого путешествия.

В коммерческом использовании активных видов туризма тактические разработки маршрутов имеют первостепенное значение и являются само­стоятельным туристским продуктом. Именно завершенная тактическая разработка является начальным этапом подготовки и продажи активного тура как на внутреннем, так и между народном туристском рынке. Без ТР невозможно определить стоимость тура, составить соответствующий прайс-лист, осуществить рекламные мероприятия, подготовку необходи­мого материально-технического обеспечения, соответствующей бригады сопровождения и, наконец, осуществить собственно путешествие.

Безусловно, тактическая разработка активных туров для коммерче­ского использования существенно отличается от ТР спортивного турист­ского похода. Для коммерческого использования, как правило, выбирают­ся маршруты не выше первой категории сложности, но необходимость со­провождения и обслуживания коммерческих групп весьма затрудняет осуществление соответствующих тактических разработок.

Начинать ТР целесообразно с обоснования выбора предлагаемого маршрута по следующим критериям: безопасность, познавательный инте­рес, устойчивость хорошей погоды в летнее время, близость подъездов к начальной и конечной точкам активной части путешествия и т.п. Именно этим критериям отвечают предлагаемые нами горные туристские маршру­ты по Северному Тянь-Шаню, Джунгарскому Алатау и казахстанской час­ти Центрального Тянь-Шаня. Следует более подробно описать памятники природы, истории и культуры на данном маршруте, т.к. это можно исполь­зовать в целях рекламы.

В следующем, втором разделе ТР необходимо описать “нитку” самого маршрута путешествия с его основными физико-географическими пунк­тами и естественными препятствиями (реки, озера, перевалы, ледники, бо­лота, леса и т.п.). Примером такого перечисления основных пунктов и препятствий является начало технических описаний категорийных турист­ских маршрутов, приводимых нами в книге “По Северному Тянь-Шаню. Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей-Алатау” (М, Профиздат, 1991.). Гак, описание маршрута №2 озаглавлено следую­щим перечислением: г.Алматы — урочище “Медео” — горнолыжная база “Чимбулак” — перевал Талгарский(н/к) — река Левый Талгар — перевап Ту­ристов (1а) — перевал Озерный (н/к) — река Чон-Кемин — озеро Жасык-Куль

- перевал Аксу Северный (1а*) — река Чон-Аксу — поселок Григорьевка — озеро Иссык-Куль (8 дней, 124 км. пешком). Далее в ТР приводится гра­фик маршрута с начальным и конечным пунктом на каждый день пути, протяженностью пути в километрах, способом путешествия (пешком или с использованием транспортных средств). Обычно этого для ТР бывает дос­таточно, однако энциклопедическое понятие графика движения по мар­шруту трактуется более широко.

Графиком движения называется последовательное распределение во времени этапов прохождения маршрута, выраженное в табличной или графической форме. В турпрактике различают планируемый и исполни­тельный график движения. Планируемый график движения разрабатыва­ется при подготовке турпохода и в сокращенном виде входит в состав маршрутной книжки; исполнительный график движения составляется во время или непосредственно после похода и включается в отчет о походе. В графике движения указывается начало и конец каждого этапа пути, его протяженность, время прохождения этапов, выраженное в часах и мину­тах, высотные отметки или перепад высот, а также характер пути, приме­нявшаяся техника движения и страховки, опасные места и достопримеча­тельности с привязками по времени и ориентирами (390, 37). В качестве примера приведем график прохождения уже упомянутого нами маршрута №2.

День пути Участок маршрута Средство передвиже­ ния Протяжен­ность в км.
]. г. Алматы — Большое Алматинское ущелье Бол. Алматинское ущелье — оз. Бол. Алматин­ское авто пешком 14,4
2. оз.Бол.Алматинское — слияние рек Озёрная и Кызылсай (заброска) Слияние рек — оз.Бол Алматинское ущ. Бол.Алматинское Ущ.Бол.Алматинскос — г.Алматы — уроч. Медео Уроч. Медео — т/л “ Эдельвейс “ пешком то же авто пешком  
3. Т/л “ Эдельвейс “ — пер. Талгарский — рск.Лев.Талгар — Солнечная поляна — слияние рек Лев.Талгар и Туристов то же  
4. р. Туристов — пер. Туристов — р. Озёрная — пер. ОзСрный пешком  
5. Пер. Озёрный — оз. Жасык-Куль — полудневка пешком  
6. Полудневка — оз. Жасык-Куль ледн.Вост.Аксу пешком  
7. Ледн.Вост. Аксу — пер. Аксу Северн. — р. Чон — Аксу — граница елового леса пешком  
8. р. Чон-Аксу — пос. Григорьевка — оз. Иссык — Куль пешком  
  ИТОГО: пешком  

Четвертый раздел ТР содержит подробное описание маршрута по дням и часам с упором на технику преодоления естественных препятст­вий. К словесному описанию целесообразно приложить кроки и профиль­ные рисунки естественных препятствий. Напомиим, что кроком (от франц.- набросок) называется чертеж участка местности с подробным ото­бражением её важнейших элементов. Обычно кроки создают, используя глазомерную съёмку, заблаговременно составляя их основу по топографи­ческой карте или аэрофотоснимку. Кроки составляют по участкам мар­шрута, имеющим особый интерес (трудные перевалы, переправы через ре­ки и т.п.). Обычные масштабы крока — 1:100000 — 1:25000 и крупнее. На крок наносятся местные ориентиры, возможные пути преодоления препят­ствий, масштаб, направление магнитного меридиана, дату съёмки. Кроки перевалов выполняют в перспективном изображении, условными знаками показывают трещины, лавино — и камнеопасные участки, места возможных ночевок, пути подъёма и спуска, наносят маршрут движения с отметками высот, крутизны склонов и разметкой времени прохождения перевала:

На кроках препятствий на реках для водных маршрутов подробно по­казывают ориентиры на берегу, надводные и подводные камни, направле­ние течения, прижимы и т.п. (390, 59).

Профильные рисунки естественных препятствий, или так называемое перспективное изображение местности, осуществляется зарисовками с на­туры или с фотоснимка.

Кроки наиболее сложных естественных препятствий должны быть информативно связаны с общей картой (схемой) района путешествия, на которую наносится вся “нитка” маршрута, места ночевок и “забросок”. Для этого лучше всего подходят карты в масштабах от 1:100000 до 1:50000. Оптимальной картой такого рода являются т.н. “коридорные” карты, которые с 1990 по 1993гг. выпускало Казахское аэрогеодезическое предприятие (г.Алматы, ул. Есинберлина, 36). На карту наносилась линия маршрута в пятикилометровой зоне, на которой были обозначены основ­ные географические пункты и естественные препятствия. На этом же листе приводился текст словесного описания маршрута на каждый день похода и профильные рисунки основных естественных препятствий. Примером та­кого материала может служить авторская туристская карта по Северному Тянь-Шаню со следующим маршрутом: г.Алматы — урочище Медео — лед­ник Титова — перевал Титова (1а) — перевал М.Маметовой (16) — река Левый Талгар — ледник Дмитриева — перевал Разведочный (16) — река Чон-Кемин — ледник Восточный Аксу — перевал Бозтери Восточный (16*) — река Орто — Долон-Ата- поселок Бозтери (озеро Иссык-Куль).

Масштаб карты — 1:50000 позволяет очень точно нанести ночевки и заброски. В энциклопедической трактовке ночевкой называется место ночного сна туристской группы, а также сам ночной отдых (390, 77). За­броской называется заблаговременная отправка на определенный участок маршрута части груза туристов, предназначенного для прохождения этого участка и не нужного на предыдущих участках, а также сам отправляемый груз. Заброска позволяет уменьшить массу рюкзаков в начале похода, ко­гда туристы ещё не втянулись в ритм движения. Обычно заброске подле­жат предметы целевого назначения (например, часть медикаментов, спе­циальное снаряжение, топливо и непортящиеся продукты). Заброска должна быть надёжно укрыта и защищена от растаскивания её животными и птицами (390, 40).

В пятом разделе разработки должны быть представлены запасный и аварийный варианты маршрута. В первой теме нами была рассмотрена разница между указанными вариантами. Уточним, что запасный вариант маршрута (как правило) бывает один и прокладывается через менее слож­ные естественные препятствия, чем основной, но в тот же конечный пункт.

Запасный вариант маршрута рассчитан на более короткое по времени про­хождение, чем основной. Используется этот вариант чаще всего при рез­ком ухудшении погоды или несоответствии физических (технических) возможностей участников похода сложности или протяженности основно­го маршрута.

При разработке аварийного варианта маршрута следует помнить, что чрезвычайное происшествие (ЧП) может произойти на любом участке маршрута, при этом его вероятность на сложных участках выше. Поэтому аварийных вариантов маршрута должно быть несколько, и все они должны содержать ответы на вопросы, как и какими путями группа сможет макси­мально быстро выйти из любой точки района путешествия.

Разрабатывая аварийные варианты, необходимо для начала опреде­лить так называемую точку возврата — место, с которого эвакуация опти­мальна по пройденному уже пути к исходному пункту маршрута. Это бу­дет первый аварийный вариант маршрута. Остальные подобные варианты высчитываются по признакам максимальной простоты и кратковременно­сти пути к ближайшему населенному пункту или временному пребыванию людей, откуда возможна эвакуация транспортными средствами.

Аварийные варианты маршрута высчитываются до той точки, от ко­торой наилучшим вариантом эвакуации является движение по основному маршруту до конечного пункта. При разработке аварийных вариантов маршрута необходимо иметь в виду, что несчастье может произойти и с руководителем, и он будет не в состоянии руководить спасательными, по­исковыми или транспортировочными работами. Поэтому из числа опыт­ных членов бригады сопровождения должен быть назначен заместитель. Кроме того, заранее должны быть определены члены бригады сопровож­дения, которые будут, при необходимости, транспортировать или сопро­вождать пострадавшего в исходный пункт маршрута.

В седьмом разделе ТР указывается, каким будет или может быть (на­пример, 8-11 человек) количество клиентов в туристской группе. Только максимально точное количество клиентов, с указанием возраста и пола, позволяет выполнить расчеты по остальным (№8-12) разделам ТР. Коли­чество клиентов оптимально, если оно (вместе с бригадой сопровождения) позволяет перевозить всю группу к началу пешеходной части маршрута и вывозить из района путешествия минимальным количеством транспорт­ных средств (автомобилей, самолетов, вертолетов и т.п.). Это важно для сокращения затрат, а следовательно, цены путешествия для каждого кли­ента и укрепления на международном туристском рынке фирмы, продаю­щей данный активный тур.

Для того, чтобы не было осложнений на маршруте, в данном разделе ТР указывается минимальный уровень физической и технической подго­товки клиентов, который позволит им успешно пройти весь маршрут тура.

Если специалист фирмы, составляющий ТР того или иного активного пу­тешествия, верно оценит его категорию сложности, то он сможет исполь­зовать данные о том, какой именно уровень подготовки должен быть у участников данного конкретного путешествия (см. приложение №3).

При рекламировании тура и особенно при его продаже следует обяза­тельно указать те параметры физической и технической подготовки, кото­рые необходимы для успешного прохождения маршрута активного тура. В противном случае возможны не только осложнения на самом маршруте, но и претензии зарубежных партнёров в том, что они не получили заранее информации о реальных условиях эксплуатации купленного тура. А такие прецеденты в современной практике отечественной туристской индустрии уже есть. В этом же седьмом разделе следует подробно описать номенкла­туру и качество необходимого для клиентов личного снаряжения, одежды и обуви. Как правило, всё это клиенты привозят с собой, и об этом пред­ставители наших турфирм должны заранее информировать зарубежных партнёров, а те, в свою очередь, потенциальных клиентов.

Восьмой раздел ТР содержит данные о личном составе бригады со­провождения туристов на избранном маршруте с указанием количества людей, их должностными обязанностями, уровнем физической и техниче­ской подготовки, перечнем необходимого снаряжения, одежды и обуви. Количественный и качественный состав бригады сопровождения зависит от следующих условий: вида туризма, категории сложности путешествия, особенностей региона, в котором оно совершается, количества, возраста и пола клиентов, условий комфорта и безопасности, которые заложены в контракт с зарубежным или отечественным партнером. Бригады сопрово­ждения в практикуемых сейчас горных туристских путешествиях (крекин­гах), как правило, состоят из гида-проводника, переводчика, двух поваров, врача, сирдара (руководителя бригады носильщиков) и носильщиков. Если врач не включается в состав бригады, то кто-нибудь из участников должен иметь необходимый уровень медицинской подготовки. Количество но­сильщиков для горного (пешеходного) маршрута 1-2 категории сложности определяется количеством клиентов, плюс два-три. Например, для группы клиентов в составе одиннадцати человек требуется тринадцать — четырнадцать носильщиков, т.е. по одному носильщику на каждого клиен­та и два-три носильщика для переноски грузов кухни.

Для финансово-экономических расчетов, плана подготовки кадров и заключения контрактов с членами бригад сопровождения необходимо чет­ко определить должностные обязанности каждого члена бригады. Из прак­тики трекинговых походов с иностранными туристами сложился следую­щий перечень обязанностей:

Гид-инструктор обязан: иметь специальную и физическую подготов­ку и формальное (т.е. подтвержденное полномочными государственными учреждениями) право на руководство туристскими походами и восхожде­ниями определенной категории сложности; обеспечивать полное и безо­пасное прохождение группой маршрута в соответствии с графиком, ут­вержденным “Заказчиком”; предоставлять клиентам информацию обо всех объектах туристского путешествия; оказывать при необходимости клиен­там и персоналу медицинскую помощь; быть корректным в общении с клиентами и персоналом; осуществлять руководство и контроль за дея­тельностью всего персонала; информировать “Заказчика” (при необходи­мости) о положительных сторонах и возможных недостатках работы пер­сонала, претензиях и пожеланиях клиентов о работе персонала на маршру­те.

Руководитель бригады носильщиков (сирдар’) обязан: иметь уро­вень специальной и физической подготовки, позволяющий проходить оп­ределенный “Заказчиком” маршрут, переносить контрактный груз (15 кг), продукты питания, личные вещи и снаряжение, необходимые для прохож­дения маршрута; руководить и контролировать деятельность всех носиль­щиков бригады, обеспечивать их прибытие с контрактным грузом в услов­ленный (на каждый день маршрута) графиком пункт не позднее 60 минут после прихода клиентов с гидом, а прибытие головной группы (кухня, го­рючее, продукты питания) — одновременно с клиентами; выполнять все указания гида, касающиеся полного и безопасного прохождения маршрута клиентами и обслуживающим персоналом; распределять груз носильщи­кам на каждый ходовой день.

Кухонные работники обязаны: иметь уровень специальной и физи­ческой подготовки, позволяющий проходить определенный “Заказчиком” маршрут, переносить продукты питания, личные вещи и снаряжение, не­обходимое для прохождения маршрута; готовить пищу для клиентов и об­служивающего персонала в соответствии с технологическими и гигиени­ческими требованиями, по меню и графику (не менее 2-х раз в сутки), ус­тановленному для данного маршрута; содержать кухонный инвентарь в соответствии с правилами гигиены под контролем медицинского работни­ка группы; прибывать ежедневно в установленный графиком пункт мар­шрута одновременно с гидом и клиентами; учитывать в работе все поже­лания клиентов и указания гида, касающиеся времени, качества, ассорти­мента и количества приготовленной пищи.

Носильщики обязаны: иметь уровень специальной и физической подготовки, позволяющий проходить определенный “Заказчиком” мар­шрут, своевременно переносить по маршруту весь контрактный груз (15 кг), продукты питания, личные вещи и снаряжение, необходимое для маршрута; приходить ежедневно в пункт назначения не позднее 60 мин. после прихода клиентов; помогать клиентам устанавливать и сворачивать палатки; в дни, не связанные с переноской грузов, выполнять другие рабо­ты по прохождению маршрута; выполнять все указания сирдара и гида, связанные с полным и безопасным прохождением маршрута.

Коноводы обязаны: иметь уровень специальной и физической под­готовки, позволяющий проходить определенный «Заказчиком» маршрут; уметь управлять тягловым животным (лошадью, ослом, верблюдом, яком и т.п.) так, чтобы своевременно и в полной сохранности переносить по маршруту весь контрактный груз (100 кг), продукты питания, личные ве­щи и, снаряжение, необходимые для маршрута; приводить тягловое жи­вотное с грузом ежедневно в пункт назначения за 60 мин. до прихода кли­ентов; помогать клиентам устанавливать и сворачивать палатки; в дни не связанные с перевозкой грузов, выполнять другие работы по прохождению маршрута; выполнять все указания сирдара и гида, связанные с полным, безопасным прохождением маршрута клиентами и бригадой сопровожде­ния.

Девятый раздел ТР состоит из перечня продуктов питания с указани­ем их количества, общего веса и калорийности меню на каждый приём пищи. Следует сразу отметить, что приготовление пищи, питание клиен­тов и бригады носильщиков в походе осуществляется раздельно, а следо­вательно, набор продуктов до похода также осуществляется раздельно. Составлением меню, покупкой продуктов, их упаковкой и приготовлением пищи в походе для клиентов занимаются 2-3 повара, состоящих в бригаде сопровождения. Те же самые действия для бригады носильщиков осуще­ствляются силами самих носильщиков. По сложившейся традиции с кли­ентами питаются гид, переводчик и сами повара. С учетом этого и произ­водится подбор необходимых продуктов питания. Питание в походе должно покрывать энергетические затраты туристов. В активных походах 1-2 категории сложности энергетические затраты достигают 4000 ккал. Исходя из характера пути на каждый приём пищи, составляется меню, в котором указывается, какие и сколько продуктов нужно для приготовле­ния пищи на каждый ходовой день. Затем составляется общий перечень продуктов питания, подсчитывается их общий вес, производятся соответ­ствующие закупки и упаковка. Подробно процессы подготовки продуктов питания и приготовления пищи в походе будут рассмотрены в главе IV.

Десятый раздел ТР включает в себя перечень, количество, общий вес снаряжения для клиентов и группового снаряжения. К групповому снаря­жению относятся, прежде всего, снаряжение бивачное и средства страхов­ки. В состав бивачного группового снаряжения входят палатки, нагрева­тельные приборы и горючее, варочная посуда, кухонные принадлежности, спички, фонари с запасными батарейками, свечи, хозяйственное мыло, клеёнка обеденная, ремонтный набор и т.п. Обычно в трекинговые путе­шествия с клиентами берут большую палатку-столовую, в которой человек может стоять во весь рост и где одновременно могут принимать пищу 12 -

14 человек. В комплекте с палаткой-столовой берут три легких склады­вающихся стола и 13-15 складных стульчиков. Такой комплект позволяет с комфортом не только принимать пищу всей группой, но и подводить итоги ходового дня или обсуждать планы на следующие дни путешествия. Па­латки для ночлега берут из расчета одной палатки на двух клиентов, члены бригады сопровождения спят по 3-4 человека или в одной-двух больших палатках типа “Зима” с соответствующим полиэтиленовым тентом. При количестве клиентов 11-12 человек в качестве нагревательных приборов берут три газовых горелки (или газовую плиту); бригада сопровождения имеет обычно две газовых горелки.

Из средств страховки на горном маршруте первой категории необхо­димо иметь две основных веревки по 40м каждая, 4-5 карабинов, несколь­ко репшнуров и, если перевалы маршрута имеют достаточно крутые уча­стки с оледенением, то нужны 2-3 ледобурных крюка и один ледоруб. Та­кое же страховочное снаряжение необходимо иметь и бригаде сопровож­дения. Конечно, полная номенклатура группового снаряжения для трекин­гов может изменяться в зависимости от конкретного маршрута, но основа его представлена в приложении №10.

Состав медицинской аптечки приводится в главе №VIII. При этом следует отметить, что отдельно медаптечки подбираются как для клиен­тов, так и для бригады сопровождения. Существенным отличием медап­течки для обслуживающего персонала по сравнению с клиентами является большее количество средств для заклейки мелких ссадин, царапин и по­тертостей. Обычно носильщики, особенно первые дни похода, когда груз максимален, получают большое количество потертостей на ногах.

В качестве общих рекомендаций по составлению ТР и проведению активного туристского путешествия с коммерческими целями отметим следующее:

1) Оптимальным основанием составления ТР и коммерческой эффек­тивности проделанной работы является предварительный заказ отечест­венного или зарубежного партнера. В заказе желательно оговорить район путешествия, категорию его сложности и вид туризма, сроки путешествия и количество клиентов.

2) Далее ТР следует составлять по пунктам 1-7, потом по пункту 8 ориентировочно наметить количество людей в бригаду сопровождения, выполнить расчеты по пунктам 9-11.

3) Суммарный вес личных баулов клиентов, бивачного и группового снаряжения, продуктов питания, горючего и медикаментов составит т.н. контрактный груз, т.е. груз, который должны транспортировать носиль­щики. Обычно по контракту носильщики переносят 15-20 кг. (не считая своего бивачного, группового снаряжения, продуктов питания, горючего и личных вещей). Разделив весь контрактный вес на 15, мы получим необ-

ходимое число носильщиков, после чего можно уточнить все материально — техническое обеспечение группы в походе.

4) Для того, чтобы расчёты в ТР были максимально точными, важно заранее обговорить с фирмой, направляющей клиентов, сколько (по весу) личных вещей может передать каждый клиент для переноски носильщи­кам.

5) Лучшим вариантом, как показывает наш опыт, является тот, когда в контракте бригады сопровождения с “Заказчиком” оговаривается сумма, на которую покупаются продукты питания для носильщиков, а закупка продуктов осуществляется сирдаром.

6) Следует иметь в виду, что “Заказчик”, как правило, не обеспечивает бригаду обслуживания одеждой, личным снаряжением и медикаментами, а иногда и палатками.

В заключение главы отметим, что только заблаговременное и тща­тельное составление тактической разработки позволит “Заказчику” обес­печить активный тур материально-техническими и финансовыми ресурса­ми, а соответствующему туристскому агентству — осуществить в полном объёме план подготовки квалифицированной бригады сопровождения. Де­тали составления ТР будут нами рассмотрены в следующих главах сайта.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.