КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тактическая разработка активного тура
Тактической разработкой активного туристского путешествия называется документ, содержащий подробное описание цели, средств, сил и действий, необходимых для полного и относительно безопасного прохождения намеченного маршрута. Тактическая разработка (ТР) содержит в себе информацию как о предпоходных тактических действиях, так и частично о том, что следует делать группе в ходе самого путешествия. В коммерческом использовании активных видов туризма тактические разработки маршрутов имеют первостепенное значение и являются самостоятельным туристским продуктом. Именно завершенная тактическая разработка является начальным этапом подготовки и продажи активного тура как на внутреннем, так и между народном туристском рынке. Без ТР невозможно определить стоимость тура, составить соответствующий прайс-лист, осуществить рекламные мероприятия, подготовку необходимого материально-технического обеспечения, соответствующей бригады сопровождения и, наконец, осуществить собственно путешествие. Безусловно, тактическая разработка активных туров для коммерческого использования существенно отличается от ТР спортивного туристского похода. Для коммерческого использования, как правило, выбираются маршруты не выше первой категории сложности, но необходимость сопровождения и обслуживания коммерческих групп весьма затрудняет осуществление соответствующих тактических разработок. Начинать ТР целесообразно с обоснования выбора предлагаемого маршрута по следующим критериям: безопасность, познавательный интерес, устойчивость хорошей погоды в летнее время, близость подъездов к начальной и конечной точкам активной части путешествия и т.п. Именно этим критериям отвечают предлагаемые нами горные туристские маршруты по Северному Тянь-Шаню, Джунгарскому Алатау и казахстанской части Центрального Тянь-Шаня. Следует более подробно описать памятники природы, истории и культуры на данном маршруте, т.к. это можно использовать в целях рекламы.
В следующем, втором разделе ТР необходимо описать “нитку” самого маршрута путешествия с его основными физико-географическими пунктами и естественными препятствиями (реки, озера, перевалы, ледники, болота, леса и т.п.). Примером такого перечисления основных пунктов и препятствий является начало технических описаний категорийных туристских маршрутов, приводимых нами в книге “По Северному Тянь-Шаню. Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей-Алатау” (М, Профиздат, 1991.). Гак, описание маршрута №2 озаглавлено следующим перечислением: г.Алматы — урочище “Медео” — горнолыжная база “Чимбулак” — перевал Талгарский(н/к) — река Левый Талгар — перевап Туристов (1а) — перевал Озерный (н/к) — река Чон-Кемин — озеро Жасык-Куль - перевал Аксу Северный (1а*) — река Чон-Аксу — поселок Григорьевка — озеро Иссык-Куль (8 дней, 124 км. пешком). Далее в ТР приводится график маршрута с начальным и конечным пунктом на каждый день пути, протяженностью пути в километрах, способом путешествия (пешком или с использованием транспортных средств). Обычно этого для ТР бывает достаточно, однако энциклопедическое понятие графика движения по маршруту трактуется более широко. Графиком движения называется последовательное распределение во времени этапов прохождения маршрута, выраженное в табличной или графической форме. В турпрактике различают планируемый и исполнительный график движения. Планируемый график движения разрабатывается при подготовке турпохода и в сокращенном виде входит в состав маршрутной книжки; исполнительный график движения составляется во время или непосредственно после похода и включается в отчет о походе. В графике движения указывается начало и конец каждого этапа пути, его протяженность, время прохождения этапов, выраженное в часах и минутах, высотные отметки или перепад высот, а также характер пути, применявшаяся техника движения и страховки, опасные места и достопримечательности с привязками по времени и ориентирами (390, 37). В качестве примера приведем график прохождения уже упомянутого нами маршрута №2.
Четвертый раздел ТР содержит подробное описание маршрута по дням и часам с упором на технику преодоления естественных препятствий. К словесному описанию целесообразно приложить кроки и профильные рисунки естественных препятствий. Напомиим, что кроком (от франц.- набросок) называется чертеж участка местности с подробным отображением её важнейших элементов. Обычно кроки создают, используя глазомерную съёмку, заблаговременно составляя их основу по топографической карте или аэрофотоснимку. Кроки составляют по участкам маршрута, имеющим особый интерес (трудные перевалы, переправы через реки и т.п.). Обычные масштабы крока — 1:100000 — 1:25000 и крупнее. На крок наносятся местные ориентиры, возможные пути преодоления препятствий, масштаб, направление магнитного меридиана, дату съёмки. Кроки перевалов выполняют в перспективном изображении, условными знаками показывают трещины, лавино — и камнеопасные участки, места возможных ночевок, пути подъёма и спуска, наносят маршрут движения с отметками высот, крутизны склонов и разметкой времени прохождения перевала:
На кроках препятствий на реках для водных маршрутов подробно показывают ориентиры на берегу, надводные и подводные камни, направление течения, прижимы и т.п. (390, 59). Профильные рисунки естественных препятствий, или так называемое перспективное изображение местности, осуществляется зарисовками с натуры или с фотоснимка. Кроки наиболее сложных естественных препятствий должны быть информативно связаны с общей картой (схемой) района путешествия, на которую наносится вся “нитка” маршрута, места ночевок и “забросок”. Для этого лучше всего подходят карты в масштабах от 1:100000 до 1:50000. Оптимальной картой такого рода являются т.н. “коридорные” карты, которые с 1990 по 1993гг. выпускало Казахское аэрогеодезическое предприятие (г.Алматы, ул. Есинберлина, 36). На карту наносилась линия маршрута в пятикилометровой зоне, на которой были обозначены основные географические пункты и естественные препятствия. На этом же листе приводился текст словесного описания маршрута на каждый день похода и профильные рисунки основных естественных препятствий. Примером такого материала может служить авторская туристская карта по Северному Тянь-Шаню со следующим маршрутом: г.Алматы — урочище Медео — ледник Титова — перевал Титова (1а) — перевал М.Маметовой (16) — река Левый Талгар — ледник Дмитриева — перевал Разведочный (16) — река Чон-Кемин — ледник Восточный Аксу — перевал Бозтери Восточный (16*) — река Орто — Долон-Ата- поселок Бозтери (озеро Иссык-Куль). Масштаб карты — 1:50000 позволяет очень точно нанести ночевки и заброски. В энциклопедической трактовке ночевкой называется место ночного сна туристской группы, а также сам ночной отдых (390, 77). Заброской называется заблаговременная отправка на определенный участок маршрута части груза туристов, предназначенного для прохождения этого участка и не нужного на предыдущих участках, а также сам отправляемый груз. Заброска позволяет уменьшить массу рюкзаков в начале похода, когда туристы ещё не втянулись в ритм движения. Обычно заброске подлежат предметы целевого назначения (например, часть медикаментов, специальное снаряжение, топливо и непортящиеся продукты). Заброска должна быть надёжно укрыта и защищена от растаскивания её животными и птицами (390, 40).
В пятом разделе разработки должны быть представлены запасный и аварийный варианты маршрута. В первой теме нами была рассмотрена разница между указанными вариантами. Уточним, что запасный вариант маршрута (как правило) бывает один и прокладывается через менее сложные естественные препятствия, чем основной, но в тот же конечный пункт. Запасный вариант маршрута рассчитан на более короткое по времени прохождение, чем основной. Используется этот вариант чаще всего при резком ухудшении погоды или несоответствии физических (технических) возможностей участников похода сложности или протяженности основного маршрута. При разработке аварийного варианта маршрута следует помнить, что чрезвычайное происшествие (ЧП) может произойти на любом участке маршрута, при этом его вероятность на сложных участках выше. Поэтому аварийных вариантов маршрута должно быть несколько, и все они должны содержать ответы на вопросы, как и какими путями группа сможет максимально быстро выйти из любой точки района путешествия. Разрабатывая аварийные варианты, необходимо для начала определить так называемую точку возврата — место, с которого эвакуация оптимальна по пройденному уже пути к исходному пункту маршрута. Это будет первый аварийный вариант маршрута. Остальные подобные варианты высчитываются по признакам максимальной простоты и кратковременности пути к ближайшему населенному пункту или временному пребыванию людей, откуда возможна эвакуация транспортными средствами. Аварийные варианты маршрута высчитываются до той точки, от которой наилучшим вариантом эвакуации является движение по основному маршруту до конечного пункта. При разработке аварийных вариантов маршрута необходимо иметь в виду, что несчастье может произойти и с руководителем, и он будет не в состоянии руководить спасательными, поисковыми или транспортировочными работами. Поэтому из числа опытных членов бригады сопровождения должен быть назначен заместитель. Кроме того, заранее должны быть определены члены бригады сопровождения, которые будут, при необходимости, транспортировать или сопровождать пострадавшего в исходный пункт маршрута. В седьмом разделе ТР указывается, каким будет или может быть (например, 8-11 человек) количество клиентов в туристской группе. Только максимально точное количество клиентов, с указанием возраста и пола, позволяет выполнить расчеты по остальным (№8-12) разделам ТР. Количество клиентов оптимально, если оно (вместе с бригадой сопровождения) позволяет перевозить всю группу к началу пешеходной части маршрута и вывозить из района путешествия минимальным количеством транспортных средств (автомобилей, самолетов, вертолетов и т.п.). Это важно для сокращения затрат, а следовательно, цены путешествия для каждого клиента и укрепления на международном туристском рынке фирмы, продающей данный активный тур. Для того, чтобы не было осложнений на маршруте, в данном разделе ТР указывается минимальный уровень физической и технической подготовки клиентов, который позволит им успешно пройти весь маршрут тура. Если специалист фирмы, составляющий ТР того или иного активного путешествия, верно оценит его категорию сложности, то он сможет использовать данные о том, какой именно уровень подготовки должен быть у участников данного конкретного путешествия (см. приложение №3). При рекламировании тура и особенно при его продаже следует обязательно указать те параметры физической и технической подготовки, которые необходимы для успешного прохождения маршрута активного тура. В противном случае возможны не только осложнения на самом маршруте, но и претензии зарубежных партнёров в том, что они не получили заранее информации о реальных условиях эксплуатации купленного тура. А такие прецеденты в современной практике отечественной туристской индустрии уже есть. В этом же седьмом разделе следует подробно описать номенклатуру и качество необходимого для клиентов личного снаряжения, одежды и обуви. Как правило, всё это клиенты привозят с собой, и об этом представители наших турфирм должны заранее информировать зарубежных партнёров, а те, в свою очередь, потенциальных клиентов. Восьмой раздел ТР содержит данные о личном составе бригады сопровождения туристов на избранном маршруте с указанием количества людей, их должностными обязанностями, уровнем физической и технической подготовки, перечнем необходимого снаряжения, одежды и обуви. Количественный и качественный состав бригады сопровождения зависит от следующих условий: вида туризма, категории сложности путешествия, особенностей региона, в котором оно совершается, количества, возраста и пола клиентов, условий комфорта и безопасности, которые заложены в контракт с зарубежным или отечественным партнером. Бригады сопровождения в практикуемых сейчас горных туристских путешествиях (крекингах), как правило, состоят из гида-проводника, переводчика, двух поваров, врача, сирдара (руководителя бригады носильщиков) и носильщиков. Если врач не включается в состав бригады, то кто-нибудь из участников должен иметь необходимый уровень медицинской подготовки. Количество носильщиков для горного (пешеходного) маршрута 1-2 категории сложности определяется количеством клиентов, плюс два-три. Например, для группы клиентов в составе одиннадцати человек требуется тринадцать — четырнадцать носильщиков, т.е. по одному носильщику на каждого клиента и два-три носильщика для переноски грузов кухни. Для финансово-экономических расчетов, плана подготовки кадров и заключения контрактов с членами бригад сопровождения необходимо четко определить должностные обязанности каждого члена бригады. Из практики трекинговых походов с иностранными туристами сложился следующий перечень обязанностей: Гид-инструктор обязан: иметь специальную и физическую подготовку и формальное (т.е. подтвержденное полномочными государственными учреждениями) право на руководство туристскими походами и восхождениями определенной категории сложности; обеспечивать полное и безопасное прохождение группой маршрута в соответствии с графиком, утвержденным “Заказчиком”; предоставлять клиентам информацию обо всех объектах туристского путешествия; оказывать при необходимости клиентам и персоналу медицинскую помощь; быть корректным в общении с клиентами и персоналом; осуществлять руководство и контроль за деятельностью всего персонала; информировать “Заказчика” (при необходимости) о положительных сторонах и возможных недостатках работы персонала, претензиях и пожеланиях клиентов о работе персонала на маршруте. Руководитель бригады носильщиков (сирдар’) обязан: иметь уровень специальной и физической подготовки, позволяющий проходить определенный “Заказчиком” маршрут, переносить контрактный груз (15 кг), продукты питания, личные вещи и снаряжение, необходимые для прохождения маршрута; руководить и контролировать деятельность всех носильщиков бригады, обеспечивать их прибытие с контрактным грузом в условленный (на каждый день маршрута) графиком пункт не позднее 60 минут после прихода клиентов с гидом, а прибытие головной группы (кухня, горючее, продукты питания) — одновременно с клиентами; выполнять все указания гида, касающиеся полного и безопасного прохождения маршрута клиентами и обслуживающим персоналом; распределять груз носильщикам на каждый ходовой день. Кухонные работники обязаны: иметь уровень специальной и физической подготовки, позволяющий проходить определенный “Заказчиком” маршрут, переносить продукты питания, личные вещи и снаряжение, необходимое для прохождения маршрута; готовить пищу для клиентов и обслуживающего персонала в соответствии с технологическими и гигиеническими требованиями, по меню и графику (не менее 2-х раз в сутки), установленному для данного маршрута; содержать кухонный инвентарь в соответствии с правилами гигиены под контролем медицинского работника группы; прибывать ежедневно в установленный графиком пункт маршрута одновременно с гидом и клиентами; учитывать в работе все пожелания клиентов и указания гида, касающиеся времени, качества, ассортимента и количества приготовленной пищи. Носильщики обязаны: иметь уровень специальной и физической подготовки, позволяющий проходить определенный “Заказчиком” маршрут, своевременно переносить по маршруту весь контрактный груз (15 кг), продукты питания, личные вещи и снаряжение, необходимое для маршрута; приходить ежедневно в пункт назначения не позднее 60 мин. после прихода клиентов; помогать клиентам устанавливать и сворачивать палатки; в дни, не связанные с переноской грузов, выполнять другие работы по прохождению маршрута; выполнять все указания сирдара и гида, связанные с полным и безопасным прохождением маршрута. Коноводы обязаны: иметь уровень специальной и физической подготовки, позволяющий проходить определенный «Заказчиком» маршрут; уметь управлять тягловым животным (лошадью, ослом, верблюдом, яком и т.п.) так, чтобы своевременно и в полной сохранности переносить по маршруту весь контрактный груз (100 кг), продукты питания, личные вещи и, снаряжение, необходимые для маршрута; приводить тягловое животное с грузом ежедневно в пункт назначения за 60 мин. до прихода клиентов; помогать клиентам устанавливать и сворачивать палатки; в дни не связанные с перевозкой грузов, выполнять другие работы по прохождению маршрута; выполнять все указания сирдара и гида, связанные с полным, безопасным прохождением маршрута клиентами и бригадой сопровождения. Девятый раздел ТР состоит из перечня продуктов питания с указанием их количества, общего веса и калорийности меню на каждый приём пищи. Следует сразу отметить, что приготовление пищи, питание клиентов и бригады носильщиков в походе осуществляется раздельно, а следовательно, набор продуктов до похода также осуществляется раздельно. Составлением меню, покупкой продуктов, их упаковкой и приготовлением пищи в походе для клиентов занимаются 2-3 повара, состоящих в бригаде сопровождения. Те же самые действия для бригады носильщиков осуществляются силами самих носильщиков. По сложившейся традиции с клиентами питаются гид, переводчик и сами повара. С учетом этого и производится подбор необходимых продуктов питания. Питание в походе должно покрывать энергетические затраты туристов. В активных походах 1-2 категории сложности энергетические затраты достигают 4000 ккал. Исходя из характера пути на каждый приём пищи, составляется меню, в котором указывается, какие и сколько продуктов нужно для приготовления пищи на каждый ходовой день. Затем составляется общий перечень продуктов питания, подсчитывается их общий вес, производятся соответствующие закупки и упаковка. Подробно процессы подготовки продуктов питания и приготовления пищи в походе будут рассмотрены в главе IV. Десятый раздел ТР включает в себя перечень, количество, общий вес снаряжения для клиентов и группового снаряжения. К групповому снаряжению относятся, прежде всего, снаряжение бивачное и средства страховки. В состав бивачного группового снаряжения входят палатки, нагревательные приборы и горючее, варочная посуда, кухонные принадлежности, спички, фонари с запасными батарейками, свечи, хозяйственное мыло, клеёнка обеденная, ремонтный набор и т.п. Обычно в трекинговые путешествия с клиентами берут большую палатку-столовую, в которой человек может стоять во весь рост и где одновременно могут принимать пищу 12 - 14 человек. В комплекте с палаткой-столовой берут три легких складывающихся стола и 13-15 складных стульчиков. Такой комплект позволяет с комфортом не только принимать пищу всей группой, но и подводить итоги ходового дня или обсуждать планы на следующие дни путешествия. Палатки для ночлега берут из расчета одной палатки на двух клиентов, члены бригады сопровождения спят по 3-4 человека или в одной-двух больших палатках типа “Зима” с соответствующим полиэтиленовым тентом. При количестве клиентов 11-12 человек в качестве нагревательных приборов берут три газовых горелки (или газовую плиту); бригада сопровождения имеет обычно две газовых горелки. Из средств страховки на горном маршруте первой категории необходимо иметь две основных веревки по 40м каждая, 4-5 карабинов, несколько репшнуров и, если перевалы маршрута имеют достаточно крутые участки с оледенением, то нужны 2-3 ледобурных крюка и один ледоруб. Такое же страховочное снаряжение необходимо иметь и бригаде сопровождения. Конечно, полная номенклатура группового снаряжения для трекингов может изменяться в зависимости от конкретного маршрута, но основа его представлена в приложении №10. Состав медицинской аптечки приводится в главе №VIII. При этом следует отметить, что отдельно медаптечки подбираются как для клиентов, так и для бригады сопровождения. Существенным отличием медаптечки для обслуживающего персонала по сравнению с клиентами является большее количество средств для заклейки мелких ссадин, царапин и потертостей. Обычно носильщики, особенно первые дни похода, когда груз максимален, получают большое количество потертостей на ногах. В качестве общих рекомендаций по составлению ТР и проведению активного туристского путешествия с коммерческими целями отметим следующее: 1) Оптимальным основанием составления ТР и коммерческой эффективности проделанной работы является предварительный заказ отечественного или зарубежного партнера. В заказе желательно оговорить район путешествия, категорию его сложности и вид туризма, сроки путешествия и количество клиентов. 2) Далее ТР следует составлять по пунктам 1-7, потом по пункту 8 ориентировочно наметить количество людей в бригаду сопровождения, выполнить расчеты по пунктам 9-11. 3) Суммарный вес личных баулов клиентов, бивачного и группового снаряжения, продуктов питания, горючего и медикаментов составит т.н. контрактный груз, т.е. груз, который должны транспортировать носильщики. Обычно по контракту носильщики переносят 15-20 кг. (не считая своего бивачного, группового снаряжения, продуктов питания, горючего и личных вещей). Разделив весь контрактный вес на 15, мы получим необ- ходимое число носильщиков, после чего можно уточнить все материально — техническое обеспечение группы в походе. 4) Для того, чтобы расчёты в ТР были максимально точными, важно заранее обговорить с фирмой, направляющей клиентов, сколько (по весу) личных вещей может передать каждый клиент для переноски носильщикам. 5) Лучшим вариантом, как показывает наш опыт, является тот, когда в контракте бригады сопровождения с “Заказчиком” оговаривается сумма, на которую покупаются продукты питания для носильщиков, а закупка продуктов осуществляется сирдаром. 6) Следует иметь в виду, что “Заказчик”, как правило, не обеспечивает бригаду обслуживания одеждой, личным снаряжением и медикаментами, а иногда и палатками. В заключение главы отметим, что только заблаговременное и тщательное составление тактической разработки позволит “Заказчику” обеспечить активный тур материально-техническими и финансовыми ресурсами, а соответствующему туристскому агентству — осуществить в полном объёме план подготовки квалифицированной бригады сопровождения. Детали составления ТР будут нами рассмотрены в следующих главах сайта.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |