Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолог как будущий преподаватель профессионального учебного заведения 1 страница




Проблема элитарного профессионального образования

Особенности организации досуговой и внеучебной деятельности студента-психолога

Особенности построения взаимоотношений студента с сокурсниками

Особенности построения взаимоотношений студента-психолога с преподавателями и администрацией вуза

Чтобы лучше понять существующие отношения и пофантазировать о перспективах развития взаимоотношений студентов и преподавателей, полезно обратиться к истории. Еще в Средневековой Европе фактически закладывались основы современных взаимоотношений профессоров и студентов. "Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастеров и подмастерьев, - пишет А.Н. Джуринский. - Когда юноша 13-14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который в дальнейшем считался за него в ответе. Студент занимался у профессора от 3 до 7 лет и, если учился успешно, получал степень бакалавра … Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, т.е. становился своеобразным подмастерьем. В итоге подобно ремесленнику он публично излагал (показывал) научную штудию, защищал ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, докторанта, лицензианта)" (см. Джуринский, 1999. С. 118).
При построении взаимоотношений преподавателей со студентами-психологами в реальных современных условиях самим студентам важно понять главную идею - не ждать, пока преподаватели сначала "понравятся" студентам, а потом сами "предложат что-нибудь интересное" и "организуют совместную деятельность". Если серьезно, то конечно, преподаватели должны все это сделать, сделать "первый шаг", навстречу студенту. Но не все преподаватели готовы на такой "первый шаг" и тогда сами студенты должны постепенно взять инициативу в этом вопросе на себя. Для будущих психологов очень важно научиться не ждать, что их кто-то будет "развлекать" или "организовывать", а самим проявлять инициативу.
В каком-то смысле получается "замкнутый круг": студенты поступили на психологический факультет с надеждой, что их всему этому научат, а здесь предлагается "не ждать" и самим показывать свои "организаторские" и "коммуникативные" способности. Это один из парадоксов подготовки студентов-психологов. В конце концов студенты ведь пришли именно в психологический вуз - значит, какая-то внутренняя готовность к работе с людьми у них уже должна иметься. Хотя, как мы уже отметили, формально (официально) именно преподаватели и администрация вуза должны выступать "инициатором" построения взаимоотношений со студентами, но мы пытаемся посмотреть на ситуацию реально, а не с бюрократических и официальных позиций.
Давно уже нет студенческих "картошек" и субботников, где преподаватели и студенты вместе выполняли нелепые работы, но зато выстраивали удивительные неформальные отношения. Из-за вечной нехватки времени (по причине необходимости постоянно зарабатывать деньги) стало намного меньше студенческих вечеров творчества, в которых активно участвовали и преподаватели и т.п. Все это требует поиска новых подходов в организации реальных (а не формальных) взаимоотношений студентов-психологов со своими преподавателями. Можно выделить следующие проблемные моменты, возникающие при построении таких взаимоотношений:
Проблема смешения ролей преподавателя, когда он может восприниматься студентами в разных своих "ипостасях", что порождает путаницу и некоторую неопределенность во взаимоотношениях. Можно выделить примерно следующие такие ролевые позиции ("ипостаси") преподавателя психологии:
1) "Преподаватель - специалист в своей области". Здесь нежелательна крайняя позиция, не допускающая никакого неформального (человеческого) общения. Хотя пообщаться с настоящим специалистом для любого студента было бы очень полезно.
2) "Преподаватель - верный друг". Здесь может возникнуть проблема чрезмерного сокращения социальной дистанции между учителем и учеником, когда преподавателя вообще перестанут воспринимать как "специалиста", что, например, случается в некоторых семьях психологов, врачей и педагогов: родные их не воспринимают как "профессионалов" (по этой причине лечить или консультировать родных и близких не рекомендуется). Хотя студент-психолог так нуждается в доброжелательном и "все понимающем" старшем друге.
3) "Преподаватель - психотерапевт". Некоторые студенты полагают, что раз преподаватель владеет техникой психотерапевтической помощи, значит он "обязан" решать их молодежные проблемы или проблемы их знакомых. Иногда преподаватель сам (по глупости и неопытности) соглашается взять на себя такую роль, но часто потом жалеет об этом. Хотя каким-то студентам психотерапевтическая помощь преподавателей иногда и помогает, но задача преподавателя - иная, быть может, даже более сложная, чем традиционно понимаемая психотерапия или психиатрия.
4) "Преподаватель - пример для подражания во всем". Это не самая худшая ролевая позиция, было бы с чего брать пример. Но студент очень сильно переживает, когда вдруг обнаруживает, что любимый и почитаемый им преподаватель в чем-то несовершенен, а то и порочен. Это может стать причиной очередного "кризиса разочарования" в профессиональном развитии впечатлительного студента и неизвестно, чем такой кризис может закончиться. На самого преподавателя это налагает особую ответственность, ведь очень трудно быть "идеальным" и "образцовым", да еще когда за тобой пристально наблюдают "обожающие" и такие "доверчивые" глаза студента (или студентки). В студенческих аудиториях такое "обожание" обычно не остается незамеченным, что может стать причиной различных сплетен и подозрений. Для самого преподавателя это довольно опасные игры - проще сразу жениться или выходить замуж, что иногда и делается (но и в таком замужестве также возможны "разочарования")…
5) "Преподаватель - объект насмешек". И школьники, и студенты часто находят удовольствие в том, что "перемывают косточки" своим учителям и преподавателям. Это нормальное явление. Это одна из форм осмысления того, действительно ли "настоящая личность" проводит с ними занятия. А для самоопределяющегося молодого человека, как мы уже не раз отмечали, очень важен личностный пример старшего человека (учителя). Другое дело, что иногда такие обсуждения своих преподавателей принимают грубую форму и даже переносятся в реальное общение с таким преподавателем. Педагогами замечено, что грубые насмешки и придирки обычно обращены к преподавателям, которые этого даже заслуживают (злые, некомпетентные, позволяющие себе приходить на занятия "навеселе" и т.п.). И наоборот, к преподавателям, которые по-своему любят студентов и знают свой предмет, отношение обычно самое хорошее, даже несмотря на их явные недостатки поведения или одежды. Примечательно, что так называемые "студенческие анекдоты о преподавателях" воспринимаются многими преподавателями без особых обид и даже с благодарностью ("раз про меня анекдот придумали, значит, я вошел в историю факультета или института…"). Но самое презрительное отношение у студентов (и у школьников) к преподавателям, о которых можно сказать, что они "никакие" (им не интересны ни студенты с их проблемами, ни читаемый курс, они сами себе не интересны…).
6) "Преподаватель - полицейский". Студентам с их неорганизованным свободным временем иногда требуется строгий старший товарищ (особенно когда студент живет в общежитии и его некому контролировать). Но студент все-таки уже взрослый человек и самое главное для него - поскорее научиться быть настоящим взрослым, а при постоянном контроле и опеке это сделать очень сложно. И тем не менее некоторые студенты с радостью воспринимают таких "преподавателей-полицейских".
Для самого преподавателя здесь возникает опасная в педагогическом плане ситуация, когда он вместо того, чтобы способствовать формированию подлинного "субъекта учебной деятельности", упрощает для себя задачу и фактически превращает студента в "объект" излишней опеки и контроля. По отношению к будущему профессионалу-психологу - это явно "медвежья услуга". Но если даже студент осознает нежелательность такого к себе отношения (чрезмерной опеки), то ему совсем не обязательно идти на открытый конфликт с преподавателем. Как будущий специалист (в том числе как будущий мастер урегулирования конфликтных ситуаций) он должен воспринимать все спокойно и даже "терапевтично", а с "преподавателем-полицейским" держаться с достоинством, одновременно в чем-то даже подыгрывая ему. Главное, чтобы студент осознал ситуацию и контролировал ее. Как писала известный психотерапевт Э. Шостром, свободный от чьей-либо манипуляции человек ("актуализатор") "позволяет руководить собою там, где он должен быть чувствительным к человеческому одобрению", но "источник его действий - всегда внутреннее руководство" (Шостром, 1992. С. 63).
Более подробные варианты "типологий" психологов и преподавателей можно посмотреть в Разделе 2, темы 2 настоящего пособия.
Проблема несогласия с преподавателем. Вполне возможны ситуации, когда студент считает, что преподаватель "не прав", высказывая на своих лекциях какие-то мысли.
Во-первых, каждый, в том числе и преподаватель вуза, имеет право на свою точку зрения, даже если эта точка зрения не совпадает с мнением некоторых его коллег-психологов или даже с точкой зрения официальной пропаганды на острые общественные проблемы.
Во-вторых, и студент как самостоятельно мыслящий "субъект учебной деятельности" также может иметь свою научную или мировоззренческую позицию.
В-третьих, у преподавателя все-таки имеется фактическое преимущество: именно он ведет занятия, поэтому ему и принадлежит "право первого голоса". Но если преподаватель корректный специалист, то он все-таки должен дать несогласному с ним студенту хотя бы кратко обозначить свою точку зрения или сам заявить перед аудиторией иную позицию студента. Но сделать это лучше либо на перерыве, либо на отдельном семинаре (тогда появится счастливая возможность сравнить и обсудить разные позиции), либо на другом занятии, предварительно подготовившись к ответной реакции на замечания студента.
Далеко не всегда лучшим вариантом является "мгновенная", да еще и "остроумная" реакция преподавателя, которая не позволяет лучше осознать проблему, а лишь дает возможность преподавателю продемонстрировать свои "артистические" способности и ставит студента в позицию "легкого посмешища". Часто такие "остроумные" ответы очень нравятся студенческим аудиториям, которые очень любят такие внешние "остроумные" перебранки любимого "преподавателя-артиста" со "студентом-умником". Но если "артистизм" преподавателя вызывает сомнения у студентов, то их симпатии могут оказаться на стороне сокурсника.
К сожалению, главным здесь становится не содержание обсуждаемой проблемы, а различные сопутствующие моменты (так называемая "эстетика" занятия). Заметим, что сами по себе остроумие преподавателя (или студента), а также различные декоративно-эстетические оформления лекции должны приветствоваться, но не доминировать над содержанием и смыслом самого высшего образования, самого "освоения метода научного познания" - этой главной цели университетского курса (по С.И. Гессену).
Проблема равноправной дискуссии студента с преподавателем. Вполне возможны ситуации, когда студент в каких-то вопросах разбирается лучше своего преподавателя-учителя. Поэтому совершенно естественны и взаимно полезны и дискуссии, и острые споры. Но главное правило здесь - предварительная подготовка к таким спорам и дискуссиям. Научный спор, в отличие от "миленькой болтовни" или спора невежд, должен проходить только на основе логически выстроенных и проверенных аргументов, а также на основе взаимоуважения спорящих. Одной из форм подготовки студента к такому спору является "внутренний диалог" с преподавателем (ранее уже говорилось о возможности организации с преподавателем "внутреннего диалога", когда студент с ним не согласен). Началом корректного спора студента с преподавателем является грамотно сформулированный к преподавателю вопрос, а также четко обозначенная собственная позиция студента, чтобы было ясно, что студент понял точку зрения преподавателя и сам знает, в чем именно он не согласен с ним.

  • Проблема поиска студентом научного руководителя. Иногда поиск хорошего руководителя может стать основой будущей успешной научной карьеры студента, но чаще надежды на это не оправдываются (даже "хороший" научный руководитель не в состоянии "пристроить всех своих учеников). Часто студент делает при этом следующие основные ошибки:
    • ориентация только на модных и популярных преподавателей (проблема в том, что у них достаточно много желающих стать их учениками и просто не хватает времени, чтобы по-настоящему "возиться" со всеми; кроме того, такие популярные преподаватели нередко становятся слишком заносчивыми и сами начинают определять для себя "любимчиков" и "бесперспективных", а то и просто "отверженных");
    • ориентация на "хороших" и "приятных в общении" преподавателей, которые реально плохо разбираются в данном вопросе (в теме дипломника);
    • ориентация на преподавателей, сильно поглощенных своими научными проблемами и мало внимания уделяющих заботам и проблемам самих студентов; правда, если студент - достаточно самостоятельный начинающий исследователь, то ему будет намного проще найти взаимопонимание с таким преподавателем и преподаватель будет уделять время хотя бы на обсуждение содержательных проблемных вопросов диплома, а вопросы, связанные с оформлением и прочими "бюрократическими" формальностям, студент должен уже решать сам;
    • выбор научного руководителя как возможного "психотерапевта" и "няньку"; в большинстве случаев преподаватели это не любят, хотя иногда студент находит то, что ищет; к сожалению, в этом случае из студента, "опекаемого" таким "руководителем", скорее всего, не получится настоящий самостоятельный исследователь.

Проблема интимных отношений преподавателей и студентов. Во-первых, и преподаватели, и студенты - это взрослые люди (естественно, за редкими исключениями), поэтому они вправе сами решать данные вопросы. Во-вторых, все, что происходит между преподавателями и студентами, находится под пристальным контролем со стороны "общественного мнения", которое имеется в каждом учреждении. В психолого-педагогических вузах эти отношения часто являются "примером для подражания" для будущих педагогов и психологов, когда они сами станут преподавателями и начнут работать в различных образовательных учреждениях. Поэтому преподаватель, вступающий в интимные отношения со студентами, должен всегда об этом помнить, помнить о своей, прежде всего моральной (не уголовной и даже не административной) ответственности. Но поскольку, как говорят, "сердцу не прикажешь", то следует хотя бы не выставлять напоказ эти отношения…
Проблема осложняется тем, что в период "рыночного образования" многие преподаватели сами начинают чрезмерно заботиться о своих "рейтингах" и "коммерческой популярности", излишне используя на своих лекциях и занятиях эмоционально-эстетические приемы (часто в ущерб содержательно-смысловой подготовке студентов). А сами студенты, не понимая до конца "рыночно-коммерческого" смысла "очаровывания" со стороны таких преподавателей, воспринимают их "привлекательность" как основу для того, чтобы влюбляться в них (хотя часто для "рыночного преподавателя" важнее, чтобы студент просто "платил" и просил администраторов "приглашать" его на следующие занятия). Нередко и сами "рыночные преподаватели" начинают убеждать себя в том, что для них "любовь студентов важнее денег".
Проблема "наведения порядка" в вузе со стороны студентов в их взаимоотношениях с администрацией. Во взаимоотношениях студента с администрацией основные проблемы сводятся к лучшей организации учебного процесса. Студент может высказывать свои претензии по поводу неудачно составленного расписания, "плохих" преподавателей, устаревшего исследовательского оборудования и технических средств обучения (ТСО), по поводу отвлечения студентов на не относящиеся к учебе работы (раньше это были субботники и "картошка") и т.п. Часто такие претензии студентов, да еще в виде коллективных жалоб и выступлений, выливаются в настоящие конфликты. Заметим, что для многих студентов лучше выступать не "в одиночку" (тогда у студента обычно возникают сильные неприятности), а организовывать именно коллективные протесты, подключая к этому даже некоторых преподавателей.
Иногда претензии студентов к администрации и учебной части именно психологического вуза могут быть связаны с тем, что студент, воспринимающий психологию как науку об "астральных материях" и т.п., не удовлетворяет своих экзотических интересов. Об этом специально приходится говорить, поскольку некоторые наиболее "настойчивые" студенты не хотят мириться с тем, что их весьма неординарные интересы не находят понимания со стороны преподавателей, что может даже послужить причиной отсева таких студентов. Например, выдающийся ученый Г. Селье отмечал, что "из вузов часто уходят весьма талантливые и оригинальные мыслители, не желающие или не умеющие приспособиться к устоявшейся рутине учебного заведения", что "даже в лучших вузах некоторые курсы разработаны из рук вон плохо, ряд лабораторных работ просто не нужны, а экзаменационные вопросы глупы... но в любом случае студент, если он достаточно сильная личность, может приспособиться к своим преподавателям в той мере, в какой это необходимо, и не тратить время на роптания по поводу неизбежного... типичный "кандидат на отсев" не ленив, он просто не гибок..." (Селье, 1987. С. 53-54).
Поэтому главная проблема для студента, выясняющего свои отношения с администрацией вуза, - это понять для себя, что важнее: навести порядки в вузе (с учетом того, что это "вечная" проблема) или же получить качественное образование (приобщиться к научному методу познания) и получить диплом (формальная, но очень важная для будущего профессионала цель). И если уж бороться за свои права, то, как уже было отмечено выше, лучше это организовывать коллективно (и с привлечением самих преподавателей) и проводить в корректной (и даже уважительной по отношению к руководству вуза) форме. Если же такая "борьба" обречена на явную неудачу, то надо разумно взвесить свои возможности, соотнести их с более важными целями своего пребывания в вузе и напрасно не подставлять под удары ни самих себя, ни своих преподавателей.
Хотя сам факт "борьбы за свои права" может стать хорошей школой для формирования чувства собственного достоинства, что для будущего психолога очень важно, ведь ему нередко придется формировать такое чувство у своих клиентов и учеников.
Однако в условиях современной России, когда на нужды высшего образования нынешние правители обращают явно недостаточное внимание, многие претензии к руководству психологических вузов могут быть просто несправедливыми. Все это требует и от студентов, и от преподавателей правильно понимать сложившуюся (явно антидуховную) атмосферу в обществе и направлять свои справедливые претензии более адресно.
Проблема учебной дисциплины и этикета (правил поведения) в конкретном психологическом вузе. Студент обычно сравнивает свое учебное заведение с другими вузами, особенно его волнуют реальные правила взаимоотношений, складывающиеся между самими преподавателями, между преподавателями и администрацией, между преподавателями и студентами, наконец, отношения между самими студентами. Осмысливающий эти правила студент нередко обнаруживает, что в чем-то в его "родном" заведении взаимоотношения "хуже", чем в других вузах (об этом студенты узнают от других студентов или из средств массовой информации). Для формирования профессионального самосознания и просто для самоощущения себя студентом "хорошего" вуза все это оказывает отрицательное воздействие. Самое страшное, когда студент (да еще студент-психолог) видит склоки, неприязнь и откровенную зависть во взаимоотношениях между своими преподавателями (ну просто "замечательный" пример для подражания!).
Как же следует студенту относиться к этому? Хуже всего, когда самого студента втягивают в выяснения отношений между преподавателями. Не менее печально, когда студенты наблюдают за этими сворами как за "увлекательным спектаклем", как за очередной "развлекухой". Более достойная позиция - переживать и даже страдать из-за того, что в "родном психологическом вузе" происходят такие вульгарные вещи.
Заметим, что часто отрицательный пример имеет не меньшее воспитательное воздействие, чем примеры положительные (известный принцип "от противного") - и в этом заключается великий дидактический смысл "зла", "пошлости" и "невоспитанности". Как известно, в педагогике "отрицательные примеры" в воспитательных целях использовали еще в глубокой древности. В этой связи А.Н. Джуринский приводит ставший классическим пример, практиковавшийся в Древней Спарте: "Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница" (Джуринский, 1999. С. 44). Как говорится, "нет худа без добра", что относится и к слабостям некоторых преподавателей психологии, тем более, что и они тоже являются живыми людьми…
Проблема нецензурных выражений преподавателя на лекции. Близкая к только что обозначенной выше проблема - проблема нецензурных выражений преподавателя на лекции, что иногда можно наблюдать не только в психологических аудиториях. Естественно, ругаться "нехорошо" и с этим, вроде бы, нет смысла спорить. Студент, попавший в "храм науки", ожидает увидеть в нем высшие проявления культуры и воспитанности, и он нередко удивляется и даже разочаровывается (один из вариантов "кризисов разочарования", о которых мы уже много писали), когда слышит ругань из уст уважаемых преподавателей. Вопрос: как реагировать студенту на нецензурные выражения? Особенно остро эта проблема стоит в студенческих аудиториях будущих психологов, большинство из которых пока составляют девушки.
Но кто сумеет точно определить, где "нецензурное" выражение, где "жаргонное", а где - "простонародное" или "разговорное"?.. Например, можно ли считать "классикой" и "сокровищницей" нашей национальной культуры некоторые всем известные произведения А. Галича, Б. Ерофеева, Э. Лимонова, И. Бунина и др.? И как относиться к тому, что называется "народным фольклором"? Кроме того, иногда "крепкое словцо" выражает личностную заинтересованность преподавателя и его своеобразное "доверие" к данной аудитории. Часто "нецензурщина" является проявлением так называемого "профессионального эпатажа", что нередко встречается в среде творческих работников (деятелей науки, культуры и искусства, среди артистов и т.п.). Наконец, трудно себе представить, чтобы кто-то запрещал ругаться на работе многим известным деятелем той же психологии и педагогики, хотя сами они в ответственные моменты (при разговоре со своими начальниками или с важными представителями власти) все-таки следят за своей речью.
Мы ни в коей мере не оправдываем невоспитанность некоторых преподавателей, которые своим дурным примером подрывают веру многих студентов в идеалы и образы "благородной" и "чистой" психологии, развеивают "миф" о "настоящем ученом", которому чужды "низкие" человеческие страсти и простонародные способы самовыражения. Но вот что пишет по этому поводу известный ученый Г. Селье: "Случайная оговорка, жаргонное словечко или грамматическая ошибка, встречающаяся в речи образованного человека, не повредят лекции, а, напротив, придадут ей живость и непосредственность" (Селье, 1987. С. 345). Хотя мы не раз замечали, что нынешние студенты-психологи с гораздо большим почтением (почти "благоговением") слушают тех преподавателей, которые проводят свои занятия в меру артистично и грамотно ("по-благородному") выстраивают свою речь. Вероятно, есть у многих студентов потребность хотя бы во внешней культуре и воспитанности в эпоху царящей вокруг пошлости и вседозволенности.
Заметим, однако, что будущему психологу часто придется встречаться в своей работе с невоспитанными людьми и ему (или ей) все равно к этому себя придется как-то морально готовить… Если немного пофантазировать, то можно было бы предложить специально читать в психолого-педагогических вузах спецкурсы, посвященные сквернословию, истории его возникновения и состоянию на сегодняшний день. Как известно, даже "клин клином выбивается" или хотя бы "нейтрализуется". Но пока этого не делается, студенты-психологи самостоятельно пытаются восполнить этот пробел в своей подготовке, иногда даже с помощью не совсем воспитанных преподавателей…
Проблема меры взаимной ответственности студентов и администрации за поддержание элементарного порядка в вузе, за более "эстетическое" оформление учебных аудиторий и различных помещений и т.п. К сожалению, сейчас иногда можно встретить такие высказывания, что школьники (и студенты) в школе должны учиться, а не заниматься различными хозяйственными работами (уборкой и ремонтом помещений, следить за порядком на прилегающих территориях и т.п.). В итоге часто можно наблюдать, как после занятий в аудиториях много мусора, хотя на следующей "паре" (на следующем по расписанию занятии) в этой же аудитории будет заниматься другая группа и т.п. А уборщиц явно не хватает или они делают уборки помещений лишь в конце дня. Иногда грязь и беспорядок, царящий в российских вузах, просто изумляет иностранных гостей. А ведь это тоже элемент чувства собственного достоинства, которое в этом плане у студентов часто не формируется.
Чтобы показать, что такое настоящее достоинство людей, считающих себя истинными аристократами и интеллигентами, мы приведем известный пример. В книге О.С. Муравьевой "Как воспитывали русского дворянина" приводится одна маленькая история, связанная с ситуацией, весьма далекой от быта великосветских салонов и престижных вузов, но тем не менее красноречиво свидетельствующая о сущности подлинного аристократизма. В конце 1940-х гг. на одной из постоянных баз геологов был исключительно грязный общественный туалет. В состав одной из экспедиций на базу должен был приехать потомок древнего княжеского рода. "Мы-то ладно, потерпим, - шутили геологи, - но что будет делать Его Светлость?!". Его Светлость, приехав, сделал то, что многих обескуражило: спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл загаженную уборную… Это и был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи (цит. по: Вульфов, Иванов, 1997. С. 271).

 

В немалой степени взаимоотношения в студенческой среде определяются общим культурно-историческим (и социально-экономическим) фоном общественной жизни. Взаимоотношения студентов как бы отражают сложившуюся культуру отношений между людьми в самом обществе. Поэтому трудно задавать какие-то готовые "образцы" таких отношений. Часто их диктует сама жизнь. И все это приходится грамотно учитывать или тактично (ненавязчиво) корректировать в своих собственным взаимоотношениях с реальными людьми и в реальную эпоху, переживаемую страной.
Кроме того, взаимоотношения студентов постепенно начинают копировать и отношения, складывающиеся среди их преподавателей и научных руководителей, о чем уже много говорилось выше. Поэтому все-таки остается надежда, что будущие психологи-профессионалы смогут взять все лучшее в этих взаимоотношениях своих учителей, а не только будут зависеть от стереотипов поведения, пропагандируемых средствами массовой информации и создаваемых обычными обывательскими примерами.
Условно можно выделить следующие проблемы, возникающие во взаимоотношениях студентов друг с другом:
1. Проблема взаимоотношений со студентами разных курсов. Как таковой "студенческой дедовщины" во многих психолого-педагогических вузах нет, хотя некоторое высокомерие и "покровительственность со стороны старших студентов по отношению к студентам младших курсов иногда наблюдать приходится. Это может провоцироваться и проявляться в несколько больших "льготах" старшекурсникам при расселении их в более "привилегированные" номера общежития, в предоставлении им больших возможностей при пользовании библиотекой, в проведении собственных исследований, в большем внимании к ним со стороны популярных и "модных" преподавателей и т.п. Хотя реально такая "дедовщина" не является существенной (не сравнить с современной российской армией!), но субъективно кем-то из студентов младших курсов это может восприниматься как некая существенная проблема. Самое простое здесь - поскорее вступить в неформальные (или даже дружеские) отношения с кем-то из студентов старших курсов, с молодыми аспирантами или учеными, что обычно и происходит уже на первых курсах.
Как это ни парадоксально, "дедовские" тенденции скорее проявляются среди сокурсников (учащихся одного курса), когда "выясняется", что кто-то сумел вступить в более дружеские отношения с некоторыми "престижными" преподавателями и учеными, обеспечив себе во многом свою будущую "карьеру". Вероятно, и к этому следует относиться с пониманием, поскольку в дальнейшей трудовой жизни от умения налаживать "нужные" деловые контакты во многом зависит и профессиональный, и жизненный "успех" молодого психолога. Психологический вуз является для этого своеобразным полигоном.
Иногда в связи с этим возникают некоторые моральные сложности. Например, поначалу студенты воспринимают "успехи" своего однокурсника в налаживании хороших отношений с преподавателями с "пониманием" и даже радостью, но потом могут обнаружить для себя, что суть этих отношений - не настоящая дружба преподавателей и студентов, а соображения "карьеры" (иногда такое неприятное открытие для себя делает и сам преподаватель, который поначалу также может воспринять "коммуникабельного" студента как возможного "товарища"). Ревность к популярным преподавателям может стать основой некоторой неприязни в самих студенческих взаимоотношениях. Но с этим сложно что-либо поделать и тем более "запрещать" преподавателям выбирать для себя "любимчиков", а для студентов выбирать себе "кумиров". Хотя и сказано - "не сотвори себе кумира".
2. Проблема построения взаимоотношений в преимущественно девичьих студенческих аудиториях. Эта проблема специфична именно для психолого-педагогических вузов (это "родная проблема" психологического образования), где большинство студентов - девушки. Для самих девушек такое положение создает сложности: ими не так восхищаются, как это могло бы быть в мужских (или хотя бы в реально "смешанных") аудиториях, что порождает некоторую неуверенность в себе, которую так важно преодолеть в себе будущим психологам. К сожалению, проблемы возникают и у студентов-юношей, у которых сначала "разбегаются глаза" от обилия девушек вокруг, но после приходит и некоторое "отрезвление", поскольку девушки часто даже не воспринимают своих однокурсников как "настоящих" мужчин.
Для молодых людей все это усугубляется тем, что профессия "психолог" не считается "денежной", и молодой человек, собирающийся стать психологом, нередко воспринимается как жизненный "неудачник" (при нынешней "рыночной" системе ценностей это вполне реальная проблема в молодежной среде). Чтобы не чувствовать свою "никчемность", студент-юноша вынужден нередко серьезно "подрабатывать" на стороне, чтобы хоть как-то показать свою способность "устраиваться" в этой жизни. В более благополучном положении находится те студенты, которые опять же налаживают хорошие деловые отношения с преподавателями и учеными, которые дают им возможность "подрабатывать" в сфере психолого-педагогических услуг.
Проблема "подрабатывания" студентов стара как мир. И постоянно перед творческим студентом стоит вопрос: что для него важнее - образование и диплом или "радости студенческой жизни"? Способность как-то совместить эти моменты является настоящим искусством и требует от студента проявления настоящего жизненного творчества. Иногда это позволяет студенту сформировать у себя готовность эффективно выполнять разные виды деятельности (в частности, хорошо учиться и все-таки зарабатывать себе на "карманные расходы"), но иногда это приводит к серьезному переутомлению и нервным срывам. Важно при этом рассчитать свои реальные возможности и все-таки выбрать приоритеты своего развития.
3. Проблема вхождения в учебно-профессиональную "тусовку". Как известно, во многих "солидных" и "престижных" учреждениях важную роль играет так называемое "общественное мнение", которое и создается неформальными группами студентов и сотрудников ("тусовках"). В этих группах быстро обозначаются свои лидеры, которые стремятся с помощью зависимых от них людей устанавливать свое влияние на ситуацию в вузе, надеясь в перспективе как-то решить для себя и собственную профессиональную судьбу.
Обычно в такие престижные "тусовки" входят наиболее яркие и эффектные во внешнем плане студенты, молодые преподаватели и различные секретари с лаборантами (постоянные и "все знающие" сотрудники). Они быстро "определяют" близких себе по духу и помыслам людей, сами легко "сближаются" и даже "бережно поддерживают" выгодные для себя отношения, даже преодолевая в себе чувство зависти и скрытой ненависти друг к другу. Важную роль в таких "тусовках" играет специально поддерживаемая и культивируемая с помощью определенных эстетических средств атмосфера "избранности" и "элитности" (особая манера разговора, демонстративные позы, ирония по отношению "ко всем остальным" и т.п.). Нам даже представляется, что читатель прекрасно понимает о чем идет речь, поскольку эти "тусовки" существуют в незначительных своих вариациях почти везде и легко опознаваемы.
Часто важную роль в успешной адаптации к вузу играет умение студента включиться в местную престижную социально-профессиональную группу - "тусовку", которая во многом подстраховывает своих постоянных членов и даже оберегает их от гнева преподавателей и администрации. Как уже отмечалось, такие "тусовки" во многом формируют общественное мнение и с ними вынуждены считаться даже самые строгие преподаватели и научные руководители. "Студент в тусовке" имеет гораздо больше шансов на успех в данном учебном учреждении. Но чтобы быть принятым в такую "тусовку", человеку также приходится идти на определенные внутренние (и не только внутренние) компромиссы, ведь в каждой "тусовке" строго расписаны ролевые позиции, и если молодой человек отказывается принять на себя какую-то роль, то в "тусовку" он, скорее всего, не впишется… Но принятие роли, т.е. соответствие ожиданиям окружающих, уже само по себе во многом ограничивает творческое самовыражение личности. И далеко не все готовы на такую жертву.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.