Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения экономических форм образовательных организаций




Структурные изменения в системе образовательных организаций

 

Важнейшим направлением решения задач повышения качества предоставляемых образовательных услуг, их гибкости и большего соответствия текущими и прогнозируемым изменениям на рынке труда, роста эффективности использования материальных и кадровых ресурсов является содействие организационно-технологическим изменениям в системах общего и профессионального образования. В числе перспективных направлений таких изменений можно выделить:

■ создание организационных структур, обеспечивающих многоуровневое вариативное образование, – объединений образовательных учреждений, включающих учреждения дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования;

■ интеграцию деятельности общеобразовательных школ и учреждений начального и среднего профессионального образования: создание межшкольных комплексов; комплексов "школа – ПТУ", "школа – ссуз";

■ укрупнение сельской школы путем стимулирования начавшегося процесса создания образовательных центров в сельской местности, организации транспортного обслуживания сельских школ с помощью системы "школьных автобусов", создания интернатов, в том числе пятидневных, на базе сельских школ;

■ интеграцию средних специальных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий;

■ создание университетских комплексов, представляющих собой различные формы интеграции разнопрофильных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного профессионального образования, других образовательных учреждений; позволяющих реализовывать сопряженные образовательные программы разных уровней профессионального образования и повысить качество профессионального образования.

 

Статус юридического лица должны иметь все государственные и муниципальные образовательные организации за исключением малокомплектных школ, расположенных в сельской местности. Одновременно необходимо расширение прав государственных и муниципальных образовательных организаций по распоряжению финансовыми ресурсами, включая обеспечение права самостоятельного планирования и исполнения сметы расходов. Это расширит возможности привлечения внебюджетных ресурсов, а в сочетании с введением нормативного подушевого финансирования создаст условия для преодоления иждивенческих мотивов в деятельности администрации и трудовых коллективов школ и породит у них стимулы к эффективному использованию средств, к экономии и снижению неоправданных потерь на коммунальных и хозяйственных расходах и т.п.

Необходимо обеспечение прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности образовательных организаций и органов управления образованием. В частности, следует ввести практику обязательной публикации годовых финансовых отчетов органов управления образованием и образовательных учреждений и регулярного аудита учебных заведений.

Превращение образовательных учреждений в самостоятельно хозяйствующие субъекты и обеспечение прозрачности их хозяйственно-финансовой деятельности будет содействовать легализации всех фактически получаемых ими доходов от учащихся, родителей, арендаторов и ограничению возможности присвоения части этих доходов руководителями учреждений (следствием чего в настоящее время является занижение арендных ставок и недополучение доходов, которые могли бы использоваться для финансирования основной образовательной деятельности учебных заведений).

Контрольные вопросы

 

1. Почему затраты на одного учащегося при традиционной форме образования имеют тенденцию к росту?

2. Чем объяснить стабильный рост расходов на образование в мире в последние десятилетия?

3. В чем сходство и в чем различие решений о получении образования и об инвестициях в жилищное строительство?

4. Организаций общего образования во много раз больше, чем организаций профессионального образования. Почему же ситуация монополизма образовательных организаций более типична для общего образования, чем для профессионального?

5. Почему сметное финансирование образовательных учреждений наиболее удобно финансовым органам?

6. Проанализируйте сравнительные преимущества и недостатки двух схем ваучерного финансирования образовательных организаций: 1) допускающей и 2) не допускающей возможность доплаты к стоимости образовательного ваучера.

7. Каковы перспективы реформирования системы образования в России?

Литература

Основная

 

Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

Модернизация российского образования: документы и материалы / Ред.-сост. Э.Д. Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001. Гл. 7. С. 322–773.

Ваrr N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993. P. 336–377.

Le Grand J., Propper C., Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992. P. 65-90.

Дополнительная

 

Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред. Т.Д. Клячко. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

Обзор экономической политики в России за 2001 год / Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2002. С. 171–194.

Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие / Под ред. Н. Барра: Пер. с англ. М.: ИКЦ "ДИС", 1997. С. 346-383.

Тихонов А.Н., Абрамишин А.Е. и др. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита-Пресс, 1998.

Johnes G. The Economics of Education. L.: Macmillan, 1993.

 

Глава 4. СФЕРА КУЛЬТУРЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.