Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация социального страхования в России и перспективы его реформирования




 

В нашей стране система социального страхования в узком понимании, являющемся предметом рассмотрения в данной главе, охватывает следующие виды страховых рисков:

■ временная нетрудоспособность;

■ трудовое увечье и профессиональное заболевание;

■ материнство;

■ смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Принципы организации социального страхования в широком его понимании установлены Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" (1999 г.). Принципы организации социального страхования в узком понимании определяются целым рядом законодательных актов.

Застрахованными в системе социального страхования являются работающие граждане. Право на получение пособий и компенсаций в ряде случаев имеют также члены семей работающих. Это касается получения пособий на погребение и компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, семейный отдых и путевок в летние оздоровительные лагеря. Страхователями выступают работодатели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой. Страховщиком в системе социального страхования является государственный страховой фонд – Фонд социального страхования Российской Федерации.

Средства системы социального страхования формируются за счет части социального налога, уплачиваемого работодателями. Применяется регрессивная шкала начисления социального налога. Общий размер социального налога составляет с 2001 г. 35,6% размера оплаты труда, не превышающего 100 тыс. руб. на работника в год; из них четыре процентных пункта предназначается для социального страхования. При более высоких размерах оплаты труда ставка социального налога последовательно снижается вплоть до 2%.

Система социального страхования обеспечивает выплату следующих видов пособий и компенсаций:

■ пособие по временной нетрудоспособности;

■ пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

■ пособие по беременности и родам;

■ единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

■ единовременное пособие при рождении ребенка;

■ ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

■ пособие по уходу за ребенком-инвалидом;

■ социальное пособие на погребение;

■ компенсация расходов на оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей;

■ компенсация расходов на оздоровление работников и членов их семей.

В 1990-е гг. в России существовала также система социального страхования от потери работы. Страховщиком выступал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, страхователями – работодатели, осуществлявшие обязательные страховые взносы в размере 1,5% величины фонда оплаты труда. Из этих средств выплачивались пособия лицам, зарегистрировавшимся в качестве безработных, а также финансировалось их переобучение, создание новых рабочих мест и т.п. С 2001 г. функции выплаты пособий по безработице и реализации других мер по сокращению безработицы были переданы органам системы социального обеспечения, а источником их финансирования стали бюджетные ассигнования. Такое решение было продиктовано стремлением снизить размер совокупного налогообложения фонда заработной платы, а также неудовлетворительной оценкой практики расходования средств, аккумулируемых в Фонде занятости, в частности многочисленными фактами реализации неэффективных программ переобучения безработных, нецелевого использования средств и злоупотреблений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.