Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории развития в психологии




Принципы развития в психологии

Принцип и категория развития в психологии

Лекция 2. Методологические и теоретические вопросы психического развития человека.

В Y существует несколько методологических принципов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них являются:

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. всё, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. В Y существовало несколько подходов к объяснению возникающих связей.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды между разными сторонами психики, сферами психического. Он предлагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.

Принцип развития утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом её изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наиболее распространённых психологических методов относится именно генетический.

Кроме принципов, на становлении Y развития влияло формирование её категориального строя, т.е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют её предмет и содержание.

В настоящее время выделяют несколько основных категорий психологической науки: мотив, образ, деятельность, личность, общение, переживание. Необходимо подчеркнуть, что эти категории являются общими для всех областей Y, в том числе и для Y развития (возрастной Y).

Одним из первых в Y появилась категория образа, которая стала ведущей при изучении познания. Ещё в античности учёные изучали, как формируется у человека образ мира; впоследствии в центре внимания психологов оказался образ себя, его содержание и структура.

Образ предмета рассматривался многими учёными как сигнал, на основе которого зарождается и начинает функционировать рефлекс, поведение человека.

В возрастной Y огромная роль взрослого и отношений «взрослый-ребёнок» стала одной из аксиом, указывающей на то, что в изоляции полноценное психическое развитие ребёнка невозможно.

Работы Боулби, так же как исследования других психологов, доказывали тесную связь между мотивацией и переживаниями людей. Т.е. категория мотивов связана с категорией переживания, эмоционального отклика человека на явления внешнего мира, свои поступки и мысли. Ещё Эпикур утверждал, что именно переживания направляют и регулируют поведение, в качестве таковых рассматривают их современные психологи.

Выделяются 2 основных типа развития:

1) Преформирующий тип – когда в самом начале заданы стадии, которые пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие);

2) Непреформирующий тип – когда путь развития непредопределен заранее (историческое развитие, развитие ребенка.

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Данное понятие включает некое изменение, возникновение новых способностей, усовершенствование. Соотнесём три понятия: рост, развитие и созревание. Это разные процессы, хотя они и взаимосвязаны и переплетены между собой.

Рост ­­– количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом.

Развитие ­– процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры. Развитие – это всегда развитие системы, новое качество возникает только как преобразование системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.