Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая наука в 1920 –е -30 –е годы. 3 страница




Принцип приоритетности воспитания над образованием обращал знания в средство развития творческих сил ребенка, помощи в осознании свой духовной миссии.

Принцип соответствия целей и средств воспитания этапам духовного становления личности обусловил построение в рамках концепции В.В. Зеньковского динамической системы меняющихся в зависимости от возраста актуальных целей, которые определяли временные педагогические ориентиры (задачи) и адекватные им средства.

 

В данной связи В.В.Зеньковским на основе педагогической психологии были разработаны ступени и формы духовной жизни в ребенке в разные периоды его жизни, Им выделялось четыре основных периода (до 6 лет, с 6 до 12, с 13 до 15 и с 16 до 18), в каждом из которых действовал свой ритм развития. Именно уяснение духовной жизни в ее ритме, он считал необходимым положить в основу педагогики. Другой естественной предпосылкой религиозного воспитания являлось стремление ребенка познать мир в целом, т.е. его миросозерцательная установка. В.Зеньковский исходил из того, что в детской душе изначально внесено духовное начало - образ Бога в нем, поэтому у ребенка имеется духовная жизнь и надо только раскрыть «свет и радостный смысл прикосновения детской души к духовному миру».

Поэтому путь школы виделся в том, чтобы «наблюдать за ростом и ритмом внутренней жизни в детях, видеть во всем внешнем воспитательном и образовательном материале лишь средства раскрытия и укрепления духовных сил в ребенке». Характерно, что в воспитании младших детей В.Зеньковский главное место отводил игре как средству, благодаря которому ребенок, любящий мир, живущий горячим и страстным к нему интересом, проник бы в тайну Смысла и стал бы жить им.

В практическом преломлении все эти теоретические постулаты, по замыслу В. Зеньковского реализовывались следующим образом. Главным звеном выступала церковная школа, но не в плане административного подчинения школы церкви или доминирования религиозных предметов в учебном плане. Речь шла о внутреннем проникновении духа церкви в жизнь школы, освещении ее этим духом, раскрытии целостности христианской жизни во всех формах культуры и творчества. Важнейшим воспитывающим фактором выступала духовная атмосфера школы - ее подлинная, искренняя и целостная внутренняя религиозная установка духовной свободы и религиозного одушевления. Такая религиозная школа должна была стать результатом деятельности церковной общины, благодаря чему школа и церковь сближались и создавались островки целостной религиозной культуры. Ее составляли духовно здоровая семья, школа, проникнутая религиозным духом, нравственная атмосфера церковной общины.

Не задолго до смерти 5 августа 1962 года В. В.Зеньковский написал о себе: «Вот мне 80 лет исполнилось, и в душе моей, когда я думаю о моей жизни, ликование, сколько света было в моей жизни, сколько душ я узнал и полюбил, а музыка, мир идей? Все это от земли, во все входим горячо (порой схватит скорбь), но я благодарю Бога за свою жизнь. Дай вам Бог любить жизнь».

Выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин (1883 – 1954) родился в Москве в дворянской семье.
Окончив с золотой медалью Первую Московскую классическую гимназию, в 1901 поступил на юридический факультет Московского университета, где стал учеником известного правоведа и философа П. И. Новгородцева. С 1909 он приват-доцент Московского университета, Закончил юридический факультет Московского университета. В 1911-12 гг. Ильин был в командировке в Германии, Франции, Италии. В этот период он занимается классической греческой и немецкой философией, пишет двухтомное исследование «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», которое защищает как диссертацию. В 1918 году стал профессором университета.

Октябрьскую революцию Ильин воспринял как катастрофу и активно включился в борьбу с новым режимом. Неоднократно арестовывался. В сентябре 1922 вместе с большой группой философов, ученых и литераторов был выслан из России на пароходе в Германию. В 1922-38 Ильин жил в Берлине, работая (до 1934, когда был уволен нацистами) в Русском Научном институте. В 1938, после того как нацисты наложили запрет на его печатные труды и публичные выступления, Ильин выехал в Швейцарию, где жил в пригороде Цюриха, писал философские книги и выступал с лекциями.

Как оригинальный русский православный мыслитель И. А. Ильин сложился уже в эмиграции.
Философ на проблемы образования переносил сущностные ценности и черты народного характера, русской идеи, которая, по его определению, «есть идея свободного и предметно созерцающего сердца». Он вопрошал: «Что такое русское воспитание без сердца и без интуитивного восприятия детской личности? Как возможна в России бессердечная школа, не воспитывающая детей к предметной свободе?»

В книге «Путь духовного обновления» И.А.Ильин представил целостную картину национального воспитания, построенного на широкой народной культурной основе. По убеждению философа, «надо сделать так, что бы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка... были национально-русскими; и далее: чтобы дети молились и думали русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею - всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых героев, гениев и вождей».

К числу «национальных сокровищ» образования И.А.Ильин относил язык (русский и церковнославянский), русскую песню (особенно хоровое пение), самобытную молитву, национальную сказку, жития святых и героев (национальная святость и доблесть), поэзию, многообразие национального искусства, историю, армию (оплот родины), территорию (необходимо знать и любить просторы своей страны, ее жителей, природные богатства), склонность к добровольному творческому труду (живой интерес к национальному хозяйству, воля к русскому богатству) как источнику духовной независимости и расцвета русского народа.

Обращаясь к вечным ценностям семейного воспитания, И.А.Ильин подчеркивал, что именно «семья призвана поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно - религиозную, национальную и отечественную традицию». Аксиологическими ориентирами воспитания в семье, по его мнению, должны были стать такие общечеловеческие ценности, как любовь, внутренняя свобода, вера, совесть, представляющие исток и содержание духовного богатства.

В своей итоговой работе «Путь к очевидности», законченной за несколько месяцев до смерти, И.А.Ильин сформулировал основные ценностные приоритеты направленности высшего образования: воспитание самостоятельного бытия и мышления, исследовательский подход к предмету, борьба за истину, ведущая личность к духовной свободе. Вместе с тем, высшее образование по замыслу И.А.Ильина, не враждебно религии, это «лаборатория испытывающегося и сомневающегося исследования, которое творится в духе религиозного и сердечного созерцания».

Таким образом, в результате творческого поиска философов Российского зарубежья были определены основания новой философии образования и образовательной политики возрожденного российского государства, установлена иерархия ценностей образования (Православие, Объективное знание, Истинная наука, Свободная творческая личность); намечены приоритетные подходы к реализации этих ценностей в содержании образования.

В сложных условиях эмиграции отечественные философы сохранили и в значительной степени воспроизвели те культурные традиции, духовно-эмоциональный и интеллектуальный потенциал «Серебряного века», которые не были востребованы в СССР и во многом оказались утраченными. Более того, философы придали этим непреходящим ценностям предметно-образовательный ракурс.

 

Глава 17. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны

С первый дней Великой Отечественной войны началась массовая эвакуация учреждений системы народного просвещения из прифронтовых районов вглубь страны, что вызвало ряд серьезных трудностей. Прежде всего, существовала большая нехватка школьных зданий, которые занимались под госпитали, лазареты, казармы, военные заводы.

Это потребовало серьезных изменений в организации и содержании учебно-воспитательной работы. По резолюции Наркомпроса РСФСР «Об изменениях в режиме, учебном плане и программах школ» продолжительность урока сокращалась до 35-40 минут, перемен – до 5 минут, перерыв между сменами - до 30 минут. В период войны было невозможно сохранить единые сроки начала и окончания учебного года. В этой связи в апреле 1942 г. Наркомпросом РСФСР было издано распоряжение, которое разрешало местным органам народного просвещения устанавливать сроки начала и окончания учебных занятий в зависимости от их фактической продолжительности в течение года. Продолжительность занятий сокращалась, а из-за занятости детей на производстве и многих других причин занятия проводились в 2-3, а иногда и в 4 смены.

Несмотря на военные действия, продолжались осуществляться меры по проведению всеобщего обучения. В июле 1942 г. СНК СССР издал специальное постановление «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению». Были приняты все меры по расширению школьной сети и ее восстановлению, постепенно освобождались школы, используемые не по назначе­нию. Наркоматы просвещения всех союзных республик утвердили инструкции об организации учета детей и мерах контроля за осуществлением всеобщего обучения. С этой целью разрешено было устанавливать в школах сниженную наполняемость классов.

Осуществление всеобщего обучения в годы войны было осложнено проблемой безнадзорности. Правительством был принят ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода отцов на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство. В январе 1942 г. вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», на основе которого был утвер­жден план борьбы с детской безнадзорностью. В соответствии с ним в краях и областях были созданы комиссии по борьбе с безнадзор­ностью, организована специальная инспекция, открыта сеть дет­ских приемников и детских домов, организовано трудоустройство детей. Многие семьи брали к себе на воспи­тание детей-сирот. Во время войны возник и особый тип воспитательных учреж­дений. Это детские школьные интернаты для эвакуированных детей.

В годы войны произошел ряд изменений в организации учебно-воспитательного процесса. Большинство юношей – выпускников школы уходило в действующую армию. Это требовало определенной физической и военной подготовки, поэтому в IX-X кл. постановлением Государственного комитета обороны «Об обязательном военном обучении граждан СССР» были введены занятия военно-физической подготовки, а во внеурочное время специального курса «Красная Армия и Военно-Морской Флот в Великой Отечественной войне». В 1942/43 учебном году эти курсы были дополнены новым учебным предметом «Военное дело», введенного в V-X классах.

В 1943/44 учебном году СНК СССР принял постановление «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/44 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов». Эта мера была обусловлена введением военно-физической подготовки юношей и спецификой подготовки юношей и девушек к практической деятельности. В 1954 году это решение было отменено.

Известное позитивное значение имело введение в январе 1944 года цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы. Вместе с тем негативно на деятельности школы отражалась практика социалистического соревнования в учебной работе между учащимися, учителями и отдельными школами, механически перенесенная в школу из сферы производства еще в 30-е гг. Погоня за высокими показателями в соревновании вела к акцентированию внимания лишь на внешней стороне обучения и снижала уровень общеобразовательной подготовки школьников. Также существовали факты искусственного завышения отметок, ослабления требовательности к учащимся и персональной ответственности учителя за качество обучения. Приказом Наркома просвещения РСФСР «О социалистическом соревновании в школе» (1944) эта практика была отменена. Так же запрещалось оценивать деятельность школы и учителей только по процентам успеваемости.

В данной связи в июне 1944 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление «О мероприятиях по улучшению ка­чества обучения в школе». Основное внимание обращалось на необходимость значительного повышения требований к работе учителя и к качеству знаний учащихся. Во всех общеобразовательных школах с 1944/45 учебного года были введены обязательные вы­пускные экзамены в IV и VII классах и экзамены на аттестат зрелости в X классе. Были разработаны меры поощрения для выпускников средней школы: учреждены золотая и серебряная медали, которыми награждались учащиеся, показавшие выдающиеся успехи при сдаче экзаменов на аттестат зрелости. Им предоставля­лось право поступления в высшие учебные заведения без экзаменов. Постановле­ние 1944 г. имело особое значение в условиях, когда промышленность, сельское хозяйство, наука и культура остро нуждались в специалистах, подготовлен­ных на уровне требований времени.

Постановление правительства было обсуждено на Всероссийском совещании по народному образованию в августе 1944 г. Совещание приняло резолюцию по докладу наркома просвещения В. П. Потемкина «Об улучшении качества обучения и воспитания в школе». Директивное письмо Наркомпроса РСФСР «О работе с выпускными классами» определило предметы, по которым будут проводиться экзамены в IV, VII и X классах, правила допуска к экзаменам и условия их сдачи. Руководителям школ и учителям предлагалось обеспечить систематическое повторение пройденного материала, совершенствовать методику обучения и оценки знаний учащихся, организовать индивидуальную работу с ними на протяжении всего учебного года и в период подготовки к экзаменам.

В феврале 1945 г. Наркомпрос РСФСР и наркомпросы союзных республик разослали в школы экзаменационные билеты для оканчивающих IV, VII и X клас­сы. Экзамены проводились в объеме программы 1944/45 учебного года с включени­ем наиболее существенных разделов и тем, изученных в предшествующие годы. Оканчивающие X класс должны были показать на экзаменах не только фактические знания, но и самостоятельность суждений, умение связывать знания с жизнью, теорию с практикой. Единая система экзаменационных биле­тов упорядочивала подготовку школьников к экзаменам, в какой-то мере исключала элемент случайности в оценке их знаний.

В военной обстановке Наркомпросы РСФСР и союзных рес­публик продолжали ранее начатую работу по улучшению про­грамм и учебников для школы. В 1944/45 учебном году были внесены изменения в программу начального образования: вместо преподавания во II и III классах отдельных предметов (естество­знание, история, география) было введено на уроках родного языка объяснительное чтение по книгам, в которых излагались некоторые элементарные сведения по истории, географии, есте­ствознанию, что, несомненно, улучшило работу школы.

В 1944 г. было установлено обяза­тельное семилетнее обучение. Полная средняя школа была десятилетней. Для молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, были организованы (1943) школы рабочей и сельской молодежи.

С 1944/45 учебного года было установлено обязательное об­учение детей с семилетнего возраста. Это мероприятие ликвидировало разрыв между детским садом и школой. Однако для его реа­лизации пришлось преодолеть ряд трудностей: не хватало учите­лей, классных помещений, умения приспособиться к возрастным особенностям детей-семилеток.

На местах была развернута значительная работа по пересмот­ру программ таких предметов, как физика, химия, биология. Со­держанию преподавания был придан более практический харак­тер, устанавливалась более тесная связь школьных курсов с жиз­нью, вводились некоторые военно-оборонные темы. Согласно ука­занию Наркомпроса РСФСР уже с начала 1941 года было уста­новлено преподавание основ сельского хозяйства; в начале же 1942 года Совет Министров СССР вынес решение о введении изу­чения основ сельского хозяйства как одного из предметов школь­ного обучения.

Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах стали открываться учебно-производ­ственные мастерские. В ряде случаев учащиеся старших классов вовлекались в оборонную работу на предприятиях или работали в мастерских бытового обслуживания: по ремонту электроприбо­ров и т.п. В этом принимали участие и учителя как руководители уче­нических бригад. Учащиеся в производительном труде овладевали технологией производства и соответствующими трудовыми навыками. В некоторых школах учителям удавалось связывать работу учащихся на предприятиях с занятия­ми по физике и химии. Как правило, учителя констатировали, что производительный труд учащихся (2—3 часа в день) не только не препятствовал ученью, но весьма благотворно сказывался на дисциплине школьников и способствовал более осмысленному и глубокому усвоению некоторых предметов.

Исключительно важное воспитательное и образовательное зна­чение приобрел общественно полезный труд школьников на полях колхозов и совхозов. При хорошей его организации ученики приносили большую пользу сельскому хозяйству и расширяли свой кругозор. Они приобрета­ли навыки и умения, видели жизнь такой, как она есть, а не только из окна своего класса. Интенсивную деятельность ученики развили по сбору железного лома, теплых вещей для Красной Армии, активно они помогали и госпиталям. Совместный труд учителей и учащихся являлся важным средством воспитания.

Большое внимание было обращено на поведение учащихся. Уже в предшествующие годы в ряде школ вырабатывались мест­ные правила для учащихся. Этот опыт был обобщен, и в августе 1943 года СНК РСФСР были утверждены «Правила для учащих­ся», в которых определялись обязанности школьника по отноше­нию к школе, учителям, родителям, старшим и товарищам, уста­навливались правила культурного поведения учащихся как в шко­ле, так и вне ее. На основании «Правил для учащихся» Россий­ской Федерации были разработаны «Правила для учащихся» и в других союзных республиках с учетом некоторых особенностей их быта и культуры. «Правила для учащихся» стали важным государственным до­кументом, способствовавшим укреплению воспитательной работы в школе. «Правила» повсеместно изучались учащимися, однако нередко к этому изучению подходили формально. Учащиеся хорошо знали правила, но не всегда руководствовались ими в жизни.

В специальном приказе Наркомпроса РСФСР (март 1944 го­да) «Об укреплении дисциплины в школе» подчерки­валось, что дисциплина учащихся воспитывается всем содержа­нием работы школы, умелым преподаванием учебных предметов, четким режимом всей школьной жизни, неуклонным соблюдением каждым школьником «Правил для учащихся», созданием хорошо организованного детского коллектива и разумно применяемыми мерами поощрения и наказания. Отмечалась необходимость укрепления влияния учителя и активной помощи ему со стороны комсомольской и пионерской организаций. В целом, этот приказ ориен­тировал школу и учительство на усиление воспитательной работы. Известное положительное значение имел и ряд мероприятий по установлению порядка посещения учащимися кино, театров и других зрелищных предприятий. В ряде городов исполнительные органы управления выносили особые решения о необходимых совмест­ных мерах школы и семьи по наблюдению за детьми в общест­венных местах. Организация школьных интернатов в военных условиях (на Урале, в Сибири, Средней Азии) не только спасла много тысяч детей, но и помогла органи­зовать их воспитание в относительно благоприятных условиях.

Таким образом, к окончанию Великой Отечественной войны происходила серьезная перестройка системы общего среднего образования. Интересно отметить определенный возврат к традициям классической гимназии конца XIX – начала XX века.

Продолжала развиваться в годы войны и педагогическая наука. В апреле 1941 г., по инициативе Всесоюзного комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР и Наркомпроса РСФСР в Москве было проведено Всероссийское совещание по педагогическим наукам, на котором были подведены итоги деятель­ности научно-педагогических учреждений и кафедр педагогики педагогических институтов за 1930-е г. На Совещании было отмечено серьезное отставание педагогической науки от запросов практики, разрозненность в работе ученых-педагогов, незначительный характер исследуемых проблем, слабую связь со школой и др. Прио­ритетными проблемами были признаны: профессионально-техническое образование, педагогическая психология, дошкольное воспитание, взаимоот­ношения школы и семьи.

Война приостановила выполнение намеченных планов. Многие научно-педа­гогические учреждения временно прекратили свою работу. Ученые-педагоги, работавшие на кафедрах действующих педагогических институтов, переключили свое внимание на исследование проблем, продиктованных требованиями войны: организация учебно-воспитательной деятельности школы в условиях войны, воспитание у учащихся патриотизма, дисциплины и организованности, содержание и организация общественно полезного труда школьников, исследование вопросов физической и военной подготовки учащихся старших классов.

Уже в 1941 г. Государственный научно-исследовательский институт школ издал серию брошюр в помощь учителю: «Организация работы школы в условиях военного времени» (М. А. Данилов), «Элементы военного дела в преподавании физики» (Л. И. Резников), «Воспитание воли и характера» (Н. Д. Левитов). Журнал «Советская педагогика» печатал статьи по проблемам военно-патриоти­ческого воспитания, организации и методики работы школ и интернатов в условиях военного времени, о человеконенавистнической основе фашистской педа­гогики (Н.И. Болдырев, С. М. Ривес, Б. М. Теплов, Э. И. Моносзон и др.).

В конце 1943 г. нарком просвещения РСФСР В. П. Потемкин, выступая на Всероссийском совещании по народ­ному образованию, указывал, что «повышению качества нашей общеобразо­вательно-воспитательной работы мешает несовершенство программ. Излишний концентризм, отсутствие связей между предметами, нарушение принципа историз­ма — всё это встречаем мы в наших школьных программах. Основной порок школьных программ — их чрезмерная перегруженность учебным материалом, без которого легко и без всякого ущерба можно обойтись».

Работа по совершенствованию содержания школьного образования, начатая Учебно-методическим советом (УМС) Наркомпроса РСФСР в начале 40-х гг., активизировалась после принятия СНК СССР постановления «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе» (1944 г.). Предметные секции УМСа Наркомпроса РСФСР провели ра­боту по пересмотру учебного плана и программ, содержания и оформления учебников и методических пособий. Задача состояла в уточнении перечня учебных предметов, подлежащих изучению, освобождении программ от устаревшего и второстепенного материала, приведении содержания школьного образования в соответствие с возрастными особенностями учащихся, преодоле­нии формализма в обучении, повышении идейно-теоретического уровня препо­давания основ наук.

Дальнейшее укрепление и развитие советской школы требова­ло создания научного центра, который разрабатывал бы основные теоретические проблемы педагогики. В октяб­ре 1943 г. Совнарком СССР утвердил постановление правительства РСФСР о создании Академии педагогических наук РСФСР — первого в истории отечественной школы и педагогики научно-исследовательского учреждения, призванного содействовать развитию народного образования в стране, распространять педагогические зна­ния, разрабатывать вопросы общей и специальной педагогики, истории педагогики, школьной гигиены, психологии, методик преподавания основных дисциплин в общеобразовательной школе и педагогических учебных заведе­ниях; планировать и развертывать научно-исследовательскую работу в области педагогических наук; готовить научные кадры по педагогике, истории педагогики, школьной гигиене, психологии, методикам преподавания.

В состав Академии вошли известные ученые, деятели народного образования и культуры. Среди них действительные члены Академии наук СССР И.С. Державин, С.П. Обнорский, В.П. Потемкин, А.Н. Толстой, Л.В. Щерба, члены-корреспонденты Академии наук СССР А.М. Панкратова, А.Я. Хинчин, профессора А.С. Барков, В.Н. Верховский, И.А. Каиров, К. Н. Кор­нилов, Е. Н. Медынский, Н.В. Чехов. Первым президентом Академии педагогических наук РСФСР стал Народный комиссар просвещения РСФСР академик В.П. Потемкин.

Академия начала свою деятельность в составе четырех научно-исследова­тельских институтов: Институт теории и истории педагогики, Институт методов обучения, Институт психологии, Институт дефектологии, а также Музея по народному образованию и Государственной библиотеки по народному образованию. Профиль институтов определил и основные направления педагогической научно-исследовательской деятельности.

Несмотря на тяжелые условия военного времени, изучение и обобщение педагогического опыта оставалось насущной потреб­ностью дальнейшего развития педагогической мысли. Активно проходили научно-педагогические конференции, на страницах журналов «Советская педагогика», «Народное образование», методических журналов публиковались статьи по самым различным аспектам педагогики, психологии и методики.

В годы войны продолжалась активная научная деятельность по систематизации и обобщению результатов педагогических теоретических исследований и практического опыта. Об этом можно судить и по подготовке новых учебников по педагогике, изданных уже после войны. Это учебники и учебные посо­бия: И.А. Каирова (1948), Б.П. Есипова и М.А. Данилова (1949), Б.П.Есипова и Н.К. Гончарова (1950), И.П. Огородникова и П.Н. Шимбирева (1950) и др. Издававшиеся научные труды, учебные пособия, монографии отражали уровень развития научно-педагогической мысли предвоенного и военного времени.

В целом, развитие педагогической науки и школы в годы Великой Отечественной войны было достаточно плодотворным. Во-первых, произошел отказ от недостаточно продуманных реалий школьной практики, введенных в 30-е гг. Например, отказ от идеи социалистического соревнования в учебной работе между учащимися, учителями и отдельными школами, механически перенесенной в школу из сферы производства и, как следствие, от практики оценивания деятельности школы и учителей только по процентам успеваемости. Во-вторых, был осуществлен переход на всеобщее неполное среднее образование, несмотря на такое явление военного времени как безнадзорность. В-третьих, в области развития педагогической теории активно проводились научно-педагогические конференции, публиковались статьи по самым различным аспектам педагогики, психологии и методики, происходила серьезная работа по совершенствованию учебных планов, программ, учебников и учебных пособий. Важнейшим научным центром для разработки основных теоретических проблем педагогики стала организованная в 1943 году Академия педагогических наук РСФСР.

Интересной особенностью данного периода явилось обращение к опыту российской дореволюционной школы, как начальной, так и классической гимназии, что нашло определенное отражение в конкретных изменениях организации процесса обучения, содержания учебных планов и программ. В перечне общеобразовательных предметов была восстановлена логика, психология, объединены русский язык и литература. Начальная школа была перестроена не на основе предметного преподавания, а усвоения информации через родной язык и литературу.

Внимание учителей и воспитателей обращалось на необходимость наблюдать за нравственностью учащихся и их поведением вне школы. Во внешних атрибутах это проявилось в восстановлении школьной формы, ученического билета и учительского билета, золотой и серебряной медалей, в осуществлении раздельного обучения мальчиков и девочек.

 

 

Глава 18. Педагогика и школа за рубежом во второй половине ХХ века

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.