Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заказ № 577. 66 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе





66 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

ре возникновения противоречий, разрешение, преодоление ко­торых в процессе обучения и воспитания обеспечивает осуществ­ляющийся в развитии переход от низших форм к высшим.

В зависимости от того, как оценивается соотношение обуче­ния и развития, можно выделить две точки зрения. Одна из них (ее поддерживают психологи женевского направления: Ж. П и а ж е, С.Инельдер и др.) ограничивает роль обучения, считая, что зна­комство с вещами и познание их ребенком происходят сами со­бой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, ко­торое происходит самостоятельно, автономно. Психологи другого направления придают обучению ведущее значение. Они подчерки­вают, что предметы и способы их употребления не могут быть «открыты» ребенком без сотрудничества со взрослыми. Взрослые передают ему знания о предметах, об общественных способах ис­пользования их, обучают.

Обучение — это специально организованное овладение ребен­ком социальным опытом, накопленным человечеством: знания­ми о предметах и способах их употребления, системой научных понятий и способов действия, нравственных правил, отношения­ми между людьми и т.д.

Уровень актуального и зона ближайшего развития. Б о л ь ш о й вклад в разработку вопроса о взаимосвязи обучения и развития внес Л.С. Выготский, подчеркнувший ведущую роль обучения и воспи­тания в развитии личности, считавший их решающей силой раз­вития.

Интересной и значимой для практики управления развитием явилась идея Л.С. Выготского о двух уровнях развития детей: уров­не актуального развития, характеризующем наличные особеннос­ти психических функций ребенка и сложившемся на сегодняш­ний день, и зоне ближайшего развития. Он писал: «То, что ребе­нок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, ука­зывает на зону его ближайшего развития, которая помогает нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития. Таким образом, состояние умственного развития ребен­ка может быть^ определено по меньшей мере с помощью выясне­ния двух его уровней — уровня актуального развития и зоны бли­жайшего развития».

Выдвинув это положение, Выготский подчеркнул, что при обучении и воспитании, с одной стороны, нельзя предъявлять ребенку непосильных требований, не соответствующих уровню его актуального развития и ближайшим возможностям. Но в то же


§ 3. Проблемы возрастной периодизации психического развития 67

время, зная то, что он сегодня может выполнить с помощью взрос­лого, наводящих вопросов с его стороны, примеров, показа, а завтра — самостоятельно, учитель может целенаправленно совер­шенствовать развитие детей в соответствии с требованиями обще­ства. Это положение Л.С. Выготского нашло широкое отражение в психолого-педагогической науке [7, 31 и др.].

Исходя из требований общества о необходимости повышения умственного развития и связанной с этим перестройки всех ос­тальных познавательных процессов, ученые выдвинули проблему повышения теоретического уровня обучения, ориентировку его на зону ближайшего развития школьников. В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых нужно педагогу при обучении и воспитании развиваю­щейся личности. При этом отечественные психологи опираются на положение Л.С. Выготского о том, что возрастная периодиза­ция должна основываться на сущности самого процесса развития. Как указывалось выше, развитие ребенка — это присвоение им исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятель­ности и общения. Исходя из этого, выделяются два основных прин­ципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и прин­цип развития в деятельности. Эти принципы были выдвинуты и раскрыты отечественными психологами Л.С. Выготским, П.П. Блон-ским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др.

Раскрывая сущность принципа историзма, Л.С. Выготский подчеркивал конкретно-историческую природу детства и его пе­риодов. Периодизация детства и содержание каждого периода за­висят от конкретно-исторических условий жизни и социальной обстановки, которые через воспитание и обучение, организован­ное обществом, влияют на развитие ребенка. Всякие изменения в общественной жизни, связанные с техническим и культурным прогрессом, изменяют и образовательно-воспитательный уровень работы в дошкольных учреждениях, и систему обучения подрас­тающего поколения в школе. Таким образом, изменения, проис­ходящие в жизни общества, влияют на развитие детей, ускоряя его, и соответственно изменяют возрастные границы. Общеизвест­на в связи с этим в практике обучения и воспитания проблема акселерации. Так, в связи с тем что психолого-педагогическая наука и практика обучения и воспитания открыла возросшие умствен­ные и физические возможности ребенка, стало возможным обу­чение детей с семилетнего, а сейчас — с шестилетнего возраста.

3*


68 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

Принцип деятельного подхода к развитию психики разрабо­тан в трудах А.Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок рож­дается лишь индивидом, имеет лишь биологические предпосылки стать личностью. И только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность. Исходя из двух вышеизло­женных принципов, отечественные психологи раскрывают каче­ственное своеобразие каждого периода развития ребенка на осно­ве таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

Социальная ситуация развития, как пишет Л. И. Божович, была определена Л.С.Выготским как особое сочетание внутренних про­цессов развития и внешних условий, которые являются типичны­ми для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику пси­хического развития на протяжении соответствующего возрастно­го периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леон­тьева. Каждому возрастному периоду, подчеркивает ученый, соот­ветствует конкретный вид деятельности, который влияет на раз­витие и формирование всех черт личности ребенка и ее познава­тельных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой веду­щей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.

А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению ха­рактерных именно для этого возраста качественных особеннос­тей, или, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

Монографии, посвященные анализу основных, ведущих ти­пов деятельности в онтогенезе, в особенности книги М.И. Лиси­ной, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др., стали достоянием ми­ровой науки. Вопрос об операциональном содержании деятельно­сти разрабатывался П.Я. Гальпериным и А.В. Запорожцем. В иссле­дованиях подчеркивалась роль ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий,


г


§ 3. Проблемы возрастной периодизации психического развития 69

были изучены особенности перехода внешней деятельности во внутреннюю, описаны закономерности процесса интериоризации. Экспериментально эти проблемы были разработаны Л.А. Венге-ром, Н.Н. Поддъяковым, Н.Ф. Талызиной, Н.Г. Салминой и др.

С учетом выделенных критериев, а также исторически сло­жившейся системы воспитания детей в практике отечественной педагогической науки широко принята следующая периодизация возрастов:

Младенческий возраст - 0-1 год жизни

Ранний возраст — 1-2 года жизни

Дошкольный возраст — 3—6 лет

Младший школьный возраст — 7—10 лет

Средний ш к о л ь н ы й, или подростковый, возраст — 11 —14 лет Старший школьный возраст, или ранняя юность — 15—18 лет

Педагогу надо знать, что переход от одного периода развития к другому может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисом). Кризис может возникать на различных этапах разви­тия. Наиболее ярко проявляются кризисы новорожденное™, трех лет и кризис при переходе к подростковому возрасту.

Кризис новорожденное™ признается всеми специалистами по психологии детства как самый настоящий и самый первый кризис в развитии, резкое изменение ситуации развития, пере­ход с биологического типа развития к социальному.

Течение кризиса трех лет связано с первоначальным осозна­нием малышом своей «самости», осознанием себя отдельным че­ловеком, деятелем. Он к этому времени много знает и умеет и требует самостоятельности: «Я сам».

Потребность в утверждении своей самостоятельности может приводить ребенка к целому ряду конфликтов. Иногда конфликт возникает потому, что он хочет получить в своем утверждении помощь от взрослых, а иногда, наоборот, старается противопо­ставить себя им.

Кризис при переходе к подростковому возрасту возникает как результат качественной перестройки личности подростка, когда появляется потребность во взрослости. При учете взрослыми но­вых потребностей ребенка и соответствующей помощи по форми­рованию возможностей их удовлетворения кризисов можно избе­жать, обеспечив бескризисное, литическое развитие личности. Педагогу следует также знать, что в каждом возрасте существуют


70 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

оптимальные возможности для наиболее эффективного развития каких-либо определенных сторон психики. Так, ранний возраст (1 —3 года жизни) является благоприятным, или, как называют в психологии, сензитивным, для развития речи ребенка. Младший школьный возраст благоприятен для развития учебных навыков и т.д. Это связано с определенной готовностью психофизиологичес­кого аппарата для развития именно этой психической функции.

С развитием психолого-педагогической науки углубляется и изучение возрастной периодизации. Об этом свидетельствуют ра­боты Д.Б. Эльконина, который, развивая проблемы, выдвинутые Л.С. Выготским, и исходя из основных принципов периодизации, изложенных выше, подверг тщательному анализу содержательно-предметную сторону деятельности и пришел к выводу об истори­чески возникшем расщеплении единого процесса усвоения обще­ственного опыта на две взаимосвязанные стороны — усвоение мотивов и задач деятельности и усвоение операционно-техничес-кой стороны деятельности.

развитие мотивационно-потребностной сферы; развитие интеллектуально-познава- тельной сферы; П- переходы от эпохи к эпохе; Л- переходы от периода к периоду.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.