Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека




ЗРЕЛОСТИ И СТАРЕНИЯ

ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛЕНИЯ,

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


§



Индивидуальное раз­витие взрослого чело­века представляет со­бой продолжение он­тогенеза с заложенной в нем филогенетичес­кой программой. В пе­риод после р а н н е й юности процесс созре­вания индивида и лич­ности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослос­ти, зрелости и старо­сти. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеет­ся, может наступить и на более ранних этапах, чем старость (неиз­лечимая болезнь, несчастный случай, суицид и т.д.). Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не суще­ствует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей и созревания организма и инволюци­онных процессов в нем. Как показали многочисленные исследова­ния специалистов, для процессов созревания и инволюции ха­рактерны неравномерность и гетерохронность [2, 9, 12, 17, 20, 22, 23, 25]. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий раз­вития содержат разные возможности жизни — от преждевремен-


220 Глава VI. Особенности психического развития человека

ного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком и творчески и физи­чески активным, «молодым» семидесятилетним и старше.

Имеется много различных классификаций возрастов, разра­ботанных специалистами из разных областей человеческого зна­ния (а следовательно, и по различным основаниям). Так, в педи­атрии широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденное™; 3) пе­риод вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) пери­од отрочества; 6) период полового созревания.

В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая и н в о л ю ц и о н н ы й: 1) возмужалый возраст (20—40 лет у ж е н щ и н и 25-45 лет у мужчин); 2) зрелость — до 52 лет; 3) старость, для которой характерно непрерывное на­растание инволюции и завершение естественной физиологичес­кой смертью, вместе с тем антропологическая периодизация раз­вития взрослого человека не является общепринятой в геронтоло­гии и психофизиологии [2, с. 130].

Для более полного и глубокого понимания существа проблем периодизации развития взрослого человека познакомимся с не­которыми дошедшими до нас древними и современными класси­фикациями возрастов.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА1

/. Древняя китайская классификация

 

  Молодость До 20 лет
  Возраст вступления в брак До 30...
  Возраст выполнения общественных обязанностей До 40...
  Познание собственных заблуждений До 50...
  Последний период творческой жизни До 60...
  Желанный возраст До 70...
  Старость До 90...

См.: Краткий словарь по педагогической и возрастной психологии / Сост. Б.М. Петров. Лиепая, 1972. С. 117-120; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. С. 129-136; Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988. С. 25—34; Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чте-цова. М., 1990. С. 17.


§ 1. Специфические проблемы периодизации индивидуального развития 221 2. Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.)

 

  Период становления 0-20 лет «весна»
  Молодой человек 20—40 лет «лето»
  Человек в расцвете сил 40-60 лет «осень»
  Старый и угасающий человек 60-80 лет «зима»



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.