КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система защиты прав человека в европейских сообществах
В основе европейской системы лежит Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в Риме 4 ноября 1950 г. и вступившая в силу 3 сентября 1953 г. С ноября 1998 г. она действует в редакции Протокола № 11 к ней, модернизировавшего международный механизм контроля за соблюдением государствами-участниками ее положений. После вступления в силу Протокола № 14 к ней, открытого к подписанию 114-й сессией Комитета министров Совета Европы (КМСЕ), состоявшейся 12—13 мая 2004 г., она будет действовать в новой редакции. ЕКПЧ состоит из введения, ст. 1, закрепляющей в общем виде обязательство договаривающихся сторон обеспечить каждому, находящемуся под их юрисдикцией, гарантируемые Конвенцией права и свободы, и трех разделов. В разделе 1 (ст. 2— 18) дается перечень прав и свобод, раскрывается их содержание, фиксируются пределы пользования ими и условия отступления от их соблюдения. Раздел II (ст. 19—51) устанавливает порядок формирования, организации и функционирования Европейского Суда, основные параметры процедуры принятия дел к рассмотрению и их судебного разбирательства. В раз дел III (ст. 52—59), помимо заключительных положений, стандартных для международных договоров, включены указания на роль Генерального секретаря и КМСЕ в отношении ЕКПЧ. За годы, прошедшие после принятия Конвенции, она обросла 14 протоколами. Часть из них касались процедурных аспектов и компетенции Европейского Суда и были интегрированы в ЕКПЧ. Остальные расширяют и дополняют перечень прав и свобод, гарантируемых ЕКПЧ (протоколы № 1,4, б, 7, 12 и 13). Высокая эффективность и надежность европейской системы защиты прав человека обусловлена присущими фактически только ей отличительными особенностями. К их числу относятся судебный контроль за соблюдением прав человека государствами — участниками ЕКПЧ, коллективный международный надзор за надлежащим исполнением постановлений ЕСПЧ, широкие процессуальные возможности физических и юридических лиц отстаивать признанные за ними права. Центральное место среди них занимает органическая взаимосвязь между различными дополняющими друг друга уровнями обеспечения прав человека, установленное между ними неразрывное единство. Нужно учитывать также, что при составлении ЕКПЧ был опробован полностью оправдавший себя прагматический подход. Кроме того, следует принять во внимание, что использованные при конструировании системы организационные и процессуальные решения оправдали себя благодаря схожести исторического опыта стран ЕС, определенной общности разделяемой ими политической и правовой культуры, социально-экономической модели развития. На самом деле европейская система имеет многоэтажную конфигурацию. 1 этаж образуют национальные судебные органы. Они несут основную ответственность за соблюдение Конвенции. От их нормальной работы зависят фактический уровень уважения к правам человека в стране и возможности их восстановления в случае нарушения. ЕКПЧ исходит из того, что национальные судебные органы должны сами, без вмешательства извне, устранять неполадки в функционировании государственного аппарата и ошибки в правоприменительной практике. 2 этаж образует ЕСПЧ. Он приходит на помощь государству тогда, когда национальная судебная система дает сбои или не справляется со своими обязанностями. Он оказывается востребованным и в ситуациях, когда обнаруживаются лакуны в национальном законодательстве, с точки зрения защиты прав человека, и структурные недостатки в функционировании государственных органов. Типичный пример — сохранение архаичных норм права, смешиваемых с национальными традициями, отказ в доступе к правосудию, подмена правосудия квазисудебными процедурами. Роль 3 этажа играет международный надзор за исполнением государствами-делинквентами постановлений ЕСПЧ. Такой надзор осуществляется Комитетом министров СЕ. Причем он выступает в данном случае в качестве конвенционного института. На контроль передаются абсолютно все постановления Суда, в которых констатируются допущенные государствами нарушения. Они остаются на контроле вплоть до того, как Комитет убедится: государства предприняли все ожидаемые от них меры и сделали это в полном объеме и добросовестно. 4 этаж — собственно исполнение. ЕКПЧ вменяет его в обязанность государствам, которым адресованы окончательные судебные постановления. Под исполнением понимаются выплата назначенной Европейским Судом справедливой компенсации, устранение юридических последствий допущенного нарушения (индивидуальные меры) и реализация комплекса мероприятий, призванных предотвратить повторение в будущем аналогичных и сходных ситуаций (меры общего характера). В зависимости от обстоятельств могут потребоваться внесение изменений в действующее законодательство или принятие новых нормативных актов, корректировка правоприменительной практики, акции просветительского или воспитательного плана и т. д. По окончании цикла европейская система защиты прав человека возвращается в первоначальное состояние. Получается, что все уровни обеспечения прав человека, образующие европейскую систему, составляют единое целое. Такой эффект дает уже сама практика, наработанная в ходе функционирования системы. Постановления ЕСПЧ реально исполняются. Национальные суды имеют возможность прямо и непосредственно ссылаться на постановления ЕСПЧ при обосновании своей правовой позиции. Между ЕСПЧ и национальными судебными органами, как низшего, так и высшего звена, установлены в большинстве случаев хорошие доверительные отношения. Наконец, за практикой ЕСПЧ внимательно следят национальные законодательные органы. В большинстве европейских стран созданы специальные механизмы контроля, обеспечивающие предварительную экспертизу законопроектов на их соответствие ЕКПЧ и прецедентному праву.
21. Люксембург обратился в Суд ЕС иском о признании недействительным одного из решений Совета ЕС о введении более высоких требований к авиационному шуму, принятого квалифицированным большинством голосов. …
В данном случае подан иск о законности. При вчинении такого рода иска может испрашиваться аннулирование любого правового акта ЕС, кроме учредительных договоров или вступивших в силу судебных решений. При посредстве этих исков суд контролирует законность актов, принятых совместно Парламентом и Советом, Советом, Комиссией и ЕЦБ. Согласно новой редакции ст. 230 Договора о Сообществе, основаниями для рассмотрения споров Судом (они подтверждены и в Конституции) служат отсутствие должной компетенции у автора акта, нарушение существенных требований процедурного характера, нарушение самого учредительного акта или любой правовой нормы, обеспечивающей его исполнение, злоупотребление властью. В тех случаях, когда иск предъявляется частным лицом, оспариваться должно решение, принятое в отношении него персонально или затрагивающее его лично, хотя бы оно и было принято в форме решения, адресованного другому лицу. Срок исковой давности по данной категории дел составляет два месяца. При удовлетворении иска оспариваемый акт объявляется ничтожным. Суд, однако, вправе определить, какие именно последствия аннулируемого акта сохраняют свою силу и не подлежат пересмотру. Так как есть основание для аннулирования акта, а именно нарушение существенных требований процедурного характера (порядок голосования), Суд ЕС скорее всего примет решение в пользу Люксембурга. 22. Создание европейского Союза После подписания и вступления в силу Единого европейского акта планы создания Европейского Союза перешли в практическую плоскость. В 1990 г. приступили к работе две конференции (по разработке соответственно экономического и политического союза). Общим их результатом стал Договор о Европейском союзе, подписанный 7 февраля 1992 г. в нидерландском городе Маастрихт.
Поскольку Договор о Европейском союзе повлек новые серьезные ограничения государственного суверенитета стран-участниц, что потребовало во многих из них провести конституционные реформы и референдумы, ратификация этого документа заняла достаточно длительный период времени Маастрихтский договор внес в «интеграционную конструкцию», создаваемую государствами прежде на основе Сообществ, существенные изменения. 1. Договором была создана новая интеграционная организация - Европейский союз, деятельность которого охватывает все основные сферы общественной жизни. К ним относятся не только экономическая интеграция (уже проводимая с 1950-х гг. в рамках Сообществ), общая внешняя политика и политика безопасности Союза(бывшее ЕПС), но также осуществление правоохранительной функции посредством координации соответствующих действий государств-членов — «сотрудничество в области правосудия и внутренних дел». Одновременно руководящие органы (институты) Европейских сообществ были преобразованы в институты Союза в целом, коих стало 5 (к уже существующим четырем институтам Договор о Европейском Союзе добавил Счетную палату). Граждане государств-членов отныне наряду с национальным гражданством получили также гражданство Европейского союза. С другой стороны, учреждение Европейского союза не привело к ликвидации Европейских Сообществ. Они продолжают функционировать и поныне, выступая в качестве одного из подразделений (первой «опоры») новой организации. Договор о Европейском союзе не только соединил и синтезировал в рамках единой организационной структуры разные сферы интеграционного процесса. Цель этого документа — обозначить «новый этап в создании как можно более тесного союза народов Европы» — обусловила новые ограничения государственного суверенитета и расширение предметов ведения уже существующих Европейских сообществ. Изменения главным образом касались ЕЭС, которое Маастрихтским договором переименовано в Европейское сообщество (ЕС). путем дополнений в Римский договор 1957 г. (Договор о ЕЭС, ныне — Договор о ЕС) было уполномочено осуществлять деятельность в таких сферах, как культура, образование, молодежная политика, «трансъевропейские сети», здравоохранение, защита прав потребителей и др. 3. Особое значение имел вклад Договора о Европейском союзе в процесс углубления экономической интеграции. экономический и валютный союз, который предполагает введение единой валюты, заменяющей национальные денежные единицы и находящейся под управлением наднациональных органов и учреждений (главное среди них — Европейский цен 4. Маастрихтский договор продолжил реформу институтов Сообществ, выступающих теперь в качестве институтов всего Европейского союза. Введение новой законодательной процедуры совместного принятия решения — превратило Европейский парламент во второй наряду с Советом орган законодательной власти Европейского союза. Парламент получил также право утверждать посредством вотума доверия новый состав Европейской комиссии — главного исполнительного органа ЕС (правом выражать ей вотум недоверия он располагал изначально). В Совете была расширена сфера применения голосования квалифицированным большинством, т.е. Маастрихтский договор продолжил процесс лишения государств-членов права вето на законодательство и другие акты Союза.5. Наконец, Маастрихтский договор впервые на уровне учреди
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |