Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система защиты прав человека в европейских сообществах




В основе европейской системы лежит Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в Риме 4 нояб­ря 1950 г. и вступившая в силу 3 сентября 1953 г. С ноября 1998 г. она действует в редакции Протокола № 11 к ней, модер­низировавшего международный механизм контроля за соблю­дением государствами-участниками ее положений. После всту­пления в силу Протокола № 14 к ней, открытого к подписанию 114-й сессией Комитета министров Совета Европы (КМСЕ), состоявшейся 12—13 мая 2004 г., она будет действовать в новой редакции. ЕКПЧ состоит из введения, ст. 1, закрепляющей в общем виде обязательство договаривающихся сторон обеспечить каж­дому, находящемуся под их юрисдикцией, гарантируемые Кон­венцией права и свободы, и трех разделов. В разделе 1 (ст. 2— 18) дается перечень прав и свобод, раскрывается их содержа­ние, фиксируются пределы пользования ими и условия отступ­ления от их соблюдения. Раздел II (ст. 19—51) устанавливает порядок формирования, организации и функционирования Ев­ропейского Суда, основные параметры процедуры принятия дел к рассмотрению и их судебного разбирательства. В раз дел III (ст. 52—59), помимо заключительных положений, стан­дартных для международных договоров, включены указания на роль Генерального секретаря и КМСЕ в отношении ЕКПЧ.

За годы, прошедшие после принятия Конвенции, она оброс­ла 14 протоколами. Часть из них касались процедурных аспек­тов и компетенции Европейского Суда и были интегрированы в ЕКПЧ. Остальные расширяют и дополняют перечень прав и свобод, гарантируемых ЕКПЧ (протоколы № 1,4, б, 7, 12 и 13).

Высокая эффективность и надежность европейской системы защиты прав человека обусловлена присущими фактически только ей отличительными особенностями. К их числу относятся судебный контроль за соблюдением прав человека государства­ми — участниками ЕКПЧ, коллективный международный над­зор за надлежащим исполнением постановлений ЕСПЧ, широ­кие процессуальные возможности физических и юридических лиц отстаивать признанные за ними права. Центральное место среди них занимает органическая взаимосвязь между различны­ми дополняющими друг друга уровнями обеспечения прав че­ловека, установленное между ними неразрывное единство. Нужно учитывать также, что при составлении ЕКПЧ был опро­бован полностью оправдавший себя прагматический подход. Кроме того, следует принять во внимание, что использованные при конструировании системы организационные и процессу­альные решения оправдали себя благодаря схожести историче­ского опыта стран ЕС, определенной общности разделяемой ими политической и правовой культуры, социально-экономи­ческой модели развития. На самом деле европейская система имеет многоэтажную конфигу­рацию. 1 этаж образуют национальные судебные органы. Они несут основную ответственность за соблюдение Конвенции. От их нормальной работы зависят фактический уровень уважения к правам человека в стране и возможности их восстановления в случае нарушения. ЕКПЧ исходит из того, что национальные судебные органы должны сами, без вмешательства извне, уст­ранять неполадки в функционировании государственного аппа­рата и ошибки в правоприменительной практике. 2 этаж образует ЕСПЧ. Он приходит на помощь госу­дарству тогда, когда национальная судебная система дает сбои или не справляется со своими обязанностями. Он оказывается востребованным и в ситуациях, когда обнаруживаются лакуны в национальном законодательстве, с точки зрения защиты прав человека, и структурные недостатки в функционировании госу­дарственных органов. Типичный пример — сохранение архаич­ных норм права, смешиваемых с национальными традициями, отказ в доступе к правосудию, подмена правосудия квазисудеб­ными процедурами. Роль 3 этажа играет международный надзор за испол­нением государствами-делинквентами постановлений ЕСПЧ. Такой надзор осуществляется Комитетом министров СЕ. Причем он выступает в данном случае в качестве конвенционного института. На кон­троль передаются абсолютно все постановления Суда, в кото­рых констатируются допущенные государствами нарушения. Они остаются на контроле вплоть до того, как Комитет убедит­ся: государства предприняли все ожидаемые от них меры и сде­лали это в полном объеме и добросовестно. 4 этаж — собственно исполнение. ЕКПЧ вменяет его в обязанность государствам, которым адресованы оконча­тельные судебные постановления. Под исполнени­ем понимаются выплата назначенной Европейским Судом справедливой компенсации, устранение юридических последст­вий допущенного нарушения (индивидуальные меры) и реали­зация комплекса мероприятий, призванных предотвратить по­вторение в будущем аналогичных и сходных ситуаций (меры общего характера). В зависимости от обстоятельств могут по­требоваться внесение изменений в действующее законодатель­ство или принятие новых нормативных актов, корректировка правоприменительной практики, акции просветительского или воспитательного плана и т. д. По окончании цикла европейская система защиты прав че­ловека возвращается в первоначальное состояние. Получается, что все уровни обеспечения прав человека, об­разующие европейскую систему, составляют единое целое. Та­кой эффект дает уже сама практика, наработанная в ходе функ­ционирования системы. Постановления ЕСПЧ реально испол­няются. Национальные суды имеют возможность прямо и непосредственно ссылаться на постанов­ления ЕСПЧ при обосновании своей правовой позиции. Между ЕСПЧ и национальными судебными органами, как низшего, так и высшего звена, установлены в большинстве случаев хоро­шие доверительные отношения. Наконец, за практикой ЕСПЧ внимательно следят национальные законодательные органы. В большинстве европейских стран созданы специальные меха­низмы контроля, обеспечивающие предварительную экспертизу законопроектов на их соответствие ЕКПЧ и прецедентному праву.


21. Люксембург обратился в Суд ЕС иском о признании недействительным одного из решений Совета ЕС о введении более высоких требований к авиационному шуму, принятого квалифицированным большинством голосов. …

В данном случае подан иск о законности.

При вчинении такого рода иска может испрашиваться аннулирование любого правового акта ЕС, кроме учредительных договоров или вступивших в силу судебных решений. При посредстве этих исков суд контролирует законность актов, принятых со­вместно Парламентом и Советом, Советом, Комиссией и ЕЦБ. Согласно новой редакции ст. 230 Договора о Сообще­стве, основаниями для рассмотрения споров Судом (они под­тверждены и в Конституции) служат отсутствие должной компетенции у автора акта, нарушение существенных требо­ваний процедурного характера, нарушение самого учредитель­ного акта или любой правовой нормы, обеспечивающей его исполнение, злоупотребление властью. В тех случаях, когда иск предъявляется частным лицом, оспариваться должно ре­шение, принятое в отношении него персонально или затраги­вающее его лично, хотя бы оно и было принято в форме ре­шения, адресованного другому лицу. Срок исковой давности по данной категории дел составляет два месяца. При удовле­творении иска оспариваемый акт объявляется ничтожным. Суд, однако, вправе определить, какие именно последствия аннулируемого акта сохраняют свою силу и не подлежат пересмотру.

Так как есть основание для аннулирования акта, а именно нарушение существенных требований процедурного характера (порядок голосования), Суд ЕС скорее всего примет решение в пользу Люксембурга.

22. Создание европейского Союза

После подписания и вступ­ления в силу Единого европейского акта планы создания Европей­ского Союза перешли в практическую плоскость. В 1990 г. приступили к работе две конференции (по разработке соответственно эко­номического и политического союза). Общим их результатом стал Договор о Европейском союзе, подписанный 7 февраля 1992 г. в ни­дерландском городе Маастрихт.

Поскольку Договор о Европейском союзе повлек новые серьез­ные ограничения государственного суверенитета стран-участниц, что потребовало во многих из них провести конституционные реформы и референдумы, ратификация этого документа заняла достаточно длительный период времени

Маастрихтский договор внес в «интеграционную конструк­цию», создаваемую государствами прежде на основе Сообществ, существенные изменения.

1. Договором была создана новая интеграционная организация - Европейский союз, деятельность которого охватывает все основные сферы общественной жизни. К ним относятся не только экономиче­ская интеграция (уже проводимая с 1950-х гг. в рамках Сооб­ществ), общая внешняя политика и политика безопасности Союза(бывшее ЕПС), но также осуществление правоохранительной функции посредством координации соответствующих действий госу­дарств-членов — «сотрудничество в области правосудия и внутрен­них дел». Одновременно руководящие органы (институты) Европейских сообществ были преобразованы в институты Союза в целом, коих стало 5 (к уже существующим четырем институтам Договор о Евро­пейском Союзе добавил Счетную палату).

Граждане государств-членов отныне наряду с национальным гра­жданством получили также гражданство Европейского союза.

С другой стороны, учреждение Европейского союза не привело к ликвидации Европейских Сообществ. Они продолжают функцио­нировать и поныне, выступая в качестве одного из подразделений (первой «опоры») новой организации.

Договор о Европейском союзе не только соединил и синтези­ровал в рамках единой организационной структуры разные сферы интеграционного процесса. Цель этого документа — обозначить «но­вый этап в создании как можно более тесного союза народов Евро­пы» — обусловила новые ограничения государственного суверени­тета и расширение предметов ведения уже существующих Европей­ских сообществ. Изменения главным образом касались ЕЭС, которое Маастрихт­ским договором переименовано в Европейское сообщество (ЕС). путем дополнений в Римский договор 1957 г. (Договор о ЕЭС, ныне — Договор о ЕС) было уполномочено осуществлять деятельность в таких сферах, как культура, образование, молодежная политика, «трансъевропейские сети», здравоохранение, защита прав потребителей и др.

3. Особое значение имел вклад Договора о Европейском союзе в процесс углубления экономической интеграции. экономический и валютный союз, который предполагает введение единой валюты, заменяющей национальные денежные единицы и находящейся под управлением наднациональ­ных органов и учреждений (главное среди них — Европейский цен­
тральный банк).

4. Маастрихтский договор продолжил реформу институтов Сообществ, выступающих те­перь в качестве институтов всего Европейского союза.

Введение новой законодательной процедуры совместного принятия решения — превратило Европейский парламент во вто­рой наряду с Советом орган законодательной власти Европейского союза. Парламент получил также право утверждать посредством во­тума доверия новый состав Европейской комиссии — главного ис­полнительного органа ЕС (правом выражать ей вотум недоверия он располагал изначально).

В Совете была расширена сфера применения голосования квали­фицированным большинством, т.е. Маастрихтский договор продол­жил процесс лишения государств-членов права вето на законода­тельство и другие акты Союза.5. Наконец, Маастрихтский договор впервые на уровне учреди­
тельных документов признал обязанность Союза в целом соблю­
дать основные права и свободы человека и гражданина, прежде
всего те, которые закреплены в Конвенции о защите прав человека
и основных свобод 1950 г.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.