Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иски, рассматриваемые Судом ЕС и Судом первой инстанции




Международные договоры.

Международные договоры образуют особую группу источников права ЕС. Регламенты, директивы, решения, предусмотренные ст. 249 Договора о ЕС, решения Суда ЕС являются внутренними актами Сообществ. Соглашения, заключенные Сообществами с третьими государствами и международными организациями, выступают в качестве внешних источников, правовой режим которых определяется в значительной мере нормами общего международного права. На них полностью распространяются такие принципы права международных договоров как обязательность соблюдения (pacta sunt servanda), неизменяемость в одностороннем порядке, верховенство по отношению к внутренним источникам права и другие. Специфика международных договоров, заключаемых Сообществами, состоит в том, что их постановления не должны противоречить учредительным договорам. Соответствующий контроль осуществляется a priori, то есть в предварительном порядке Судом ЕС по запросу государств-членов и институтов Союза.

Так, в 1999 г. Суд ЕС дал отрицательное заключение по запросу о возможности присоединения ЕС к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Договоры, заключаемые Сообществами или одним из Сообществ, а равно совместно Сообществами и государствами- членами, образуют интегральную составную часть европейского права и их статус как источников этого права не вызывает сомнений.

Различия в составе участников договора Сообщества (самостоятельно или совместно с государствами-членами) не влияют на обязательность этих актов и на их место в иерархии источников европейского права. Все они, в силу органически присущих им свойств, следуют в этой иерархии непосредственно за учредительными актами.

Несколько иначе решается вопрос о статусе международных договоров, заключаемых государствами-членами с третьими странами или международными организациями и затрагивающих юрисдикцию Сообществ. По общему правилу, они являются источниками европейского права лишь в том случае, если, налагая обязательства на Сообщества, они заключаются в силу прямого уполномочия, содержащегося в учредительном акте, либо по полномочию институтов Сообществ, либо если их подобный статус подтвержден Судом ЕС.

 

Судом ЕС имеет место в строго определенных случаях, которые установлены непосредственно в учредительных договорах. Главными разновидностями исков, рассматриваемых Судом ЕС, являются иски о неисполнении обязательств, иски о бездействии, иски о законности и иски о причинении вреда. Иски о неисполнении обязательств могут быть предъявлены Комиссией или государством(ами)-членом(ами) ЕС в случае, если они полагают, что то или иное государство-член ЕС не исполняет свои обязанности или недостаточно полно или недостаточно добросовестно исполняет свои обязанности, налагаемые на нее учредительными актами и нормативно-правовыми актами вторичного права. Правом вчинения иска пользуются только привилегированные истцы, к которым относятся государства- члены и институты ЕС. Судебному рассмотрению предшествует административная стадия, цели и назначение которой - найти урегулирование спора, не доводя дело до судебного разбирательства. В случае, однако, если подготовленное Комиссией заключение не принимается во внимание соответствующим государством, Комиссия может передать дело в Суд. А в случае, если Комиссия этого не делает, подобное право за собой сохраняет государство-член, возбудившее соответствующий иск. Статистика подтверждает, что примерно от 40 до 50 процентов исков, рассматриваемых Судом по делам прямой юрисдикции, составляют иски о неисполнении обязательств. Если Суд ЕС устанавливает, что государство- член не выполнило его решение, он может принять решение о наложении штрафных санкций.

К числу дел прямой юрисдикции, рассматриваемых Судом, относятся также дела, связанные с предъявлением исков о причинении вреда. Речь в данном случае может идти как о договорной, так и внедоговорной ответственности. Процессуальной правоспособностью обладают в этом случае, прежде всего, физические и юридические лица. С созданием Суда первой инстанции происходит постепенное перераспределение компетенции между Судом ЕС и СПИ. Суд ЕС сохранял в своих руках рассмотрение дел на основе преюдициальной процедуры, а также по искам прямой юрисдикции в тех случаях, когда сторонами в споре выступали привилегированные истцы. Иски, предъявляемые частными лицами, рассматривались, как правило, Судом первой инстанции, который также разрешал споры, связанные с нарушением добросовестной конкуренции и вызванные борьбой с демпингом, как равно трудовые споры. Судебная реформа, осуществленная на основе Ниццского договора, существенно меняет статус СПИ. Он приобретает характер самостоятельного судебного органа и одновременно заметно расширяется его юрисдикция. Важной новеллой является также предусмотренная Договором передача Суду первой инстанции на рассмотрение определенной категории дел в преюдициальном порядке.

 

57. Европейский Совет является высшим политическим органом ЕС. Однако в учредительных и иных правовых актах его полномочия четко не прописаны. На основе анализа практики деятельности данного органа и положений нормативных документов ЕС сформулируйте перечень полномочий Европейского Совета. Европейский совет — это высший орган политической коорди­нации и планирования Европейского Союза. «Европейский совет дает Союзу импульсы, необходимые для его развития, и определяет его генеральные политические ориентиры». Членами данного органа по должности выступают руководители всех государств-членов и Председатель Европейской комиссии, ко­торых сопровождают министры иностранных дел и один из комисса­ров. Поскольку большинство стран Союза по форме правления явля­ются парламентарными республиками или монархиями, то в Евро­пейском совете их обычно представляют главы правительств (премьер-министры), реже — президент (например, Францию).Сессии Европейского совета, по общему правилу, должны соби­раться не реже двух раз в год, на практике — дважды в полугодие. Каждая сессия Европейского совета продолжается два дня, на протяжении которых обсуждаются важнейшие проблемы развития Европейского Союза и мировой политики. По итогам сессии прини­мается итоговый политический документ под названием «заключения». В этом документе излагаются общие оцен­ки и согласованные инициативы, подлежащие реализации на уровне Союза в целом и его государств-членов.

Европейский совет не издает правовых актов, за исключением «общих стратегий» в рамках ОВПБ (см. вопрос № 26). Он также вправе рекомендовать государствам-членам создать «общую оборо­ну», если возникнет такая необходимость (ст. 17 Договора о Евро­пейском Союзе).

Хотя заключения Европейского совета не имеют юридически обязательной силы, на практике они обычно реализуются в жизнь. Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня. Вырабатываемые и принимаемые им решения имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, юридически обязаны их исполнить и обеспечить проведение в жизнь. Европейский совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. После ратификации странами-членами Лиссабонского договора 2009 года Европейский совет приобрел статус института Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно значимость и высокую легитимность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.