Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляды В. И. Ленина на государство




Каковы основные положения большевизма?

На II съезде РСДРП в русской социал-демократии, продолжавшей в целом стоять на платформе марксизма, произошел раскол. Образова­лось два (впоследствии далеко разошедшихся) течения - большевизм и меньшевизм Большевиков возглавил Владимир ИлъичЛенин (1870-1924). Основное внимание в теории большевизма было уделено разработке по­ложений о классовой природе государства как официальной политико-организационной формы диктатуры господствующего класса, об ущербности буржуазной демократии и парламентаризма, о сломе буржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, о диктатуре пролетариата, об отмирании государства с развитием социализма. Ленин опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам государства и права, среди которых «Что делать?» (1902), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917), «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918), «Детская болезнь «левизны» в коммуниз­ме» (1920) и др.

Центральное место в многочисленных работах В.И. Ленина (1870-1924) занимала проблема государства - его прошлое, насто­ящее и будущее, сущность и формы, роль государства в жизни об­щества. Особое внимание было уделено обоснованию следующих положений.

Классовая природа государства. Классовость - врожденная, не­отъемлемая и все определяющая черта государства, присущая ему в силу нескольких причин: 1) в государстве воплощен антагонизм клас­сов, расколовший общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономиче­скими интересами; 2) аппарат государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) формируется из представителей господствующего класса, хотя бюрократия (в особенности занятое от­правлением исполнительских функций чиновничество) может рекру­тироваться также из других социальных слоев; 3) государственная машина осуществляет политику, выгодную главным образом господствующему классу, отвечающую его коренным экономическим, поли? тическим и идеологическим интересам.

Диктатура пролетариата. Диктатура определенного класса это власть, осуществляемая им как господство над всеми остальными соци­альными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам действий всех членов общества. Это опора власти господствующего класса непосредственно на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия выделяется в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. Непременным признаком диктатуры класса яв­ляется ее полная свобода от соблюдения каких бы то ни было законов.

Негативное отношение к демократическим институтам. Демо­кратия, свобода, право, принципы гуманизма - в буржуазном обществе малозначащие компоненты общественно-политической жизни, способ­ные лишь прикрывать диктатуру класса внешне привлекательными атрибутами, скрывать угнетательский характер государства и тем са­мым вводить в заблуждение народные массы. Они достойны только ра­зоблачения и отрицания, но некоторые из них (парламентаризм) следу­ет использовать в борьбе против диктатуры господствующего класса.

Разрушение буржуазной государственности. Он видел в этом слом бюрократических и военных институтов государственной власти, лик­видацию репрессивного аппарата, замену на ключевых постах управ­ления государства чиновников представителями рабочего класса. Это также отказ от территориального принципа формирования представи­тельных учреждений, от принципа разделения властей, от равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принадлежно­сти) перед законом и от других начал демократического устройства.

Пролетарское социалистическое государство. Как орудие дикта­туры рабочего класса оно учреждается не для установления свободы в обществе, а для насильственного подавления противников. Диктату­ра пролетариата нуждается в собственном государстве также для ру­ководства социалистическим хозяйством.

Форма диктатуры пролетариата - Республика Советов, сочетаю­щая черты государственной и общественной организации; соединяющая элементы представительной и непосредственной демократии, вовлека­ющая трудящихся в политическую жизнь. Советы законодательствуют, исполняют законы, контролируют их выполнение. Такая республика строится и функционирует на основе демократического централизма (выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и под­контрольность, сменяемость депутатов и т.д.).

Большевистская партия в системе диктатуры пролетариата самостоятельна, но ее персональный состав сращивается с государ­ством.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в осо­бенности на «технологию» осуществления политического господства, его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий междуна­родный резонанс.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.