Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отдельных возрастных групп




Психолого-педагогическая характеристика

Возрастная периодизация

Возраст принято понимать как развитие индивида во времени в рамках той или иной возрастной периодизации.

Под возрастной периодизацией имеется в виду деление целостного жизненного цикла человека на временные отрезки (периоды), измеряемые в годах. Это проблема и педагогики, и возрастной психологии. Существует несколько возрастных периодизаций.

В истории педагогики есть достаточно интересные возрастные периодизации. Рассмотрим некоторые из них.

Аристотель предпринял первую в истории педагогики попытку установить возрастную периодизацию. Он делит жизнь подрастающего человека на три периода: 1 – от рождения до 7 лет, 2 – от 7 лет до наступления половой зрелости, 3 – от наступления половой зрелости до 21 года. В основе его периодизации лежит принцип природосообразности.

Возрастная периодизация Я.А.Коменского (1592 – 1670) великого чешского педагога делится на на четыре равные части: детство, отрочество, юность и возмужалость. Для каждого периода он отводит 6 лет. По его мнению детство длится от рождения до 6 лет, отрочество от 6 до 12, юность от 12 до 18 и возмужалость от 18 до 24 лет.

Ж.Ж.Руссо делит жизнь воспитанника на четыре периода: первый – от рождения до двух лет: время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание ребенка, второй период – от двух лет до 12 лет, период «сна разума», когда нужно развивать главным образом «внешние чувства», третий от 12 до 15 лет. Это время для умственного воспитания и четвертый период – «период бурь и страстей» - от 15 лет до совершеннолетия, период для нравственного воспитания.

В культуре Японии сложилась традиция отношения к ребенку в разные периоды его жизни по-разному, так как от рождения до 6 лет ребенок Бог, от 6 до 12 – Раб, от 12 до 18 - Друг.

Сегодня наиболее известны две научно обоснованные возрастные периодизации.

I. Эмпирическая периодизация:

1. Младенческий - от рождения до 1 года.

2. Преддошкольное детство - 1-3 года.

3. Дошкольное детство - 3 - 6-7 лет.

4. Младший школьный возраст - 6-7 лет - 11-12 лет.

5. Средний школьный возраст (подростковый) - 11-12 - 14-15 лет.

6. Старший школьный возраст (юношеский) - 15 - 17-18 лет.

7. Молодость – до 30 лет.

8. Зрелость - до 55 лет.

9. Пожилой возраст - до 75 лет.

10. Старческий - до 90 лет.

11. Долгожители- свыше 90 лет.

 

II. Возрастная периодизация, принятая конгрессом психологов, проходившем в 1965 г. в Женеве:

1. Новорожденный - от 1 дня до 10 дней.

2. Грудной – 20 дней - 1 год

3. Раннее детство - 1-3 года.

4. Первое детство - 4-7 лет.

5. Второе детство - 8-12 лет.

6. Подростковый - 13-16 лет.

7. Юношеский - 17-21 год.

8.Зрелый первый период - 22-35 лет. Второй период - 36-60 лет.

9. Пожилой возраст - 61-74 года (56-74 ж.).

10. Старческий - 75-90 лет.

11. Долгожители - свыше 90 лет.

 

Младший школьный возраст - это период от 6-7 до 11-12 лет, то есть соответствует годам обучения в начальной школе. К концу дошкольного периода при правильном воспитании у ребенка формируется психологическая готовность к обучению в школе, но не у всех она одинакова. Психологическую готовность можно рассматривать объективно и субъективно.

Объективно готовность к обучению - это живое восприятие, его острота, яркость воображения. Внимание уже относительно устойчиво, ребенок может управлять им. Память достаточно развита, запоминать может все, что его особенно поражает. Речь также развита и довольно грамматически правильна, выразительна. Запас слов достаточно большой. Ребенок может связанно излагать прочитанное или услышанное. То есть, возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начать их систематическое обучение.

В этом возрасте формируются и элементарные личностные проявления: дети уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и стремиться к их достижению; могут оценить поступки окружающих или героев книг, кинофильмов с позиций их общественной значимости; им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Ребенок уже имеет опыт самооценки своих отдельных действий и поступков, может управлять своими чувствами. Уровень психического развития ребенка оценивается с точки зрения возможности начать школьное обучение, как предпосылку систематического, планомерного и целенаправленного обучения. В пределах этого уровня имеются значительные различия: физическое развитие неодинаково, здоровье тоже, индивидуальные условия их жизни и деятельности, и то, как их готовили специально к будущей школьной жизни и т.д.

Субъективно психологическая готовность характеризуется тем, что ребенку свойственно желание и стремление учится в школе, он готов к новым формам взаимоотношения со взрослыми. Сомнения о том, нужно ли учиться, у него нет. Он понимает и охотно признает за определенной категорией взрослых - учителей, родителей и т.д. их особые воспитательные функции и готов усердно выполнять все их предписания. Здесь, конечно, также велики индивидуальные различия. (Одни - рвутся в школу, другие не хотят идти туда: здесь сказывается неправильное воспитание родителей: "вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся" – распространенная «страшилка».

Следует сказать и об анатомо-физиологических особенностях младшего школьника, так как уровень его физического развития должен учитываться при организации педагогической работы: ни в каком другом возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием. В этом возрасте ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника находится в стадии формирования. Нужно заботиться о правильной позе, осанке, походке ребенка. Режим учения и отдыха нужно соблюдать, но надо знать, что его физическое развитие, позволяет ему без особого перенапряжения и утомления заниматься 3-5 часов (3-4 урока + домашнее задание).

С поступлением ребенка в школу основным видом деятельности и основой его дальнейшего развития является учение. Важнейшей общественной обязанностью его становится обязанность учиться, приобретать знания. Учение требует от него организованности, дисциплины, волевых усилий. Теперь ему чаще приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Младший школьник не владеет без специального педагогического руководства правильными приемами учебной работы. Важной стороной воспитания детей в этом возрасте является формирование у них привычки к систематическому труду, умение преодолевать трудности.

Помимо учения, дети включаются в трудовую деятельность, но чтобы труд мог оказывать такое воспитательное влияние, он должен быть правильно организован, мотивирован, детям должен быть ясен смысл их труда, они должны овладеть способами его выполнения и доводить до конца. Важна правильная организация труда и в семье, школе и во внешкольных учреждениях. Игра как один из видов деятельности также имеет место в этом возрасте. Как и дошкольники, они охотно включаются в ролевые игры, участвуют в деловых играх. Учение, труд, игра – тесно связаны между собой.

Младшие школьники включаются в новый для них коллектив, в котором они будут жить, учиться, развиваться в течение длительного времени. Коллектив предполагает: умение жить его интересами, подчинять свои личные желания общим устремлениям, предполагает взаимную требовательность, взаимопомощь, высокий уровень организованности и дисциплины. Приобретаемые навыки жизни в коллективе имеют большое значение для их дальнейшего нравственного развития. В начале у школьника есть лишь потребность в общении со сверстниками, позже они рассматривают себя и других, как членов коллектива, становятся более чувствительными к замечаниям, которые делают им при одноклассниках. Его взаимоотношения с другими людьми: родителями, учителями, членами коллектива - определяются теперь оценкой его учения и поведения в школе и вне ее.

Требования к младшему школьнику возрастают и усложняются. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учителя, коллектив, родители к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению и тем уровнем психического развития, развития качества личности, которые имеются у ребенка. Требования все время возрастают, и имеющийся уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню.

Рассмотрим кратко формирование чувств у младших школьников. В этом возрасте у ребенка происходит значительное развитие высших чувств: духовно-нравственных, интеллектуальных, эстетических и др. При том формирование нравственных чувств опережает осознание ребенком нравственных норм. Часто ребенок не может объяснить, почему следует поступать так, а не иначе, но моральное чувство подсказывает ему, что хорошо, а что дурно.

В психологии детей этого возраста в значительной мере еще сохраняются черты, характерные для дошкольников - недостаточное управление своим поведением. С чем это связано? В этом возрасте недостаточно произвольны отдельные психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение. Поэтому формирование более высокого уровня произвольности и целенаправленности одна из основных задач.

У младших школьников преобладает наглядно-образный характер умственной деятельности, в связи с этим возникает необходимость в развитии у них абстрактного мышления.

Развитие личности в младшем школьном возрасте подчинено включению в новый вид деятельности. Так, учение, предъявляет ряд серьезных требований к учащимся. У них формируется характер, воля, расширяется круг интересов, определяется развитие способностей.

Интерес к учению и другим видам деятельности принято рассматривать как стимулы активности личности. В первые годы обучения в школе очень заметно развиваются интересы, особенно познавательный интерес, интерес к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Как отмечают психологи, развитие интересов идет следующим путем: от интереса к отдельным фактам, явлениям (1-2 кл.), к интересам, связанным с раскрытием причин, связей между явлениями (3-4 кл.). Если в первом классе их интересует вопрос "что такое?", то в 3 кл. "почему?" и "как?".

С развитием навыка чтения развивается интерес к чтению, формируется читательские интересы. Сначала к чтению вообще, а затем - к чтению определенной, с острой и занимательной фабулой, сказкам, позднее - к книгам с несложным научным фантастическим и приключенческим сюжетом.

Быстро формируется интерес к технике (у мальчиков). С 3-го класса начинают дифференцироваться учебные интересы. Если ребенок в 1 классе интересуется чтением вообще, то в 3-м - подчеркнет, что ему нравится читать учебник чтения, решать задачи, рисовать и т.д.

Современные ученые считают, что в этом возрасте на базе познавательных и читательских интересов следует развивать профессиональный интерес.

Итак, под влиянием учения происходят сдвиги в психическом развитии детей. Это готовит их к переходу в подростковый возраст.

 

Подростковый возраст - э то период развития детей от 11-12 лет до 14-15 лет. Несколько десятилетий назад подростковым считался возраст от 12-13 лет до 16 лет. Акселерация -ускорение развития физического и психического развития детей - особенно сказывается в подростковом возрасте.

Подростковый возраст не случайно называют трудным возрастом. Это переломный, переходный возраст от детства к взрослому состоянию и он в идеале завершиться к 15-16 годам. Однако, к этому времени подросток становится зрелым лишь в половом отношении, а его физическая и духовная зрелость наступит позже. Также подростковый возраст считается трудным и для воспитания, и для самого подростка, в сравнении с младшим школьным возрастом и юношеским. Трудности, как правило, происходят от того, что нередко воспитатели: родители, педагоги, другие взрослые люди либо не знают особенностей данного возраста, либо их не учитывают.

Этот возраст, по мнению физиологов, отличается резким подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. Если изобразить графически, то можно это представить так: до 10-11 лет идет довольно спокойное развитие - рост физического, психического развития, затем резкий и неравномерный подъем, затем на рубеже 15 лет кривая снова переходит в кривую с пологим, мягким развитием. В чем выражается эта перестройка? Прежде всего в том, что в этом возрасте значительно увеличивается в размерах сердце, а сосуды пока отстают в развитии. Это приводит к временным нарушениям, расстройствам кровообращения, изменению давления, у подростка может кружиться голова, учащаться сердцебиение и т.д. Начинают активно работать железы внутренней секреции (щитовидная железа) - это влияет и на нервную систему. Это может выражаться в повышенной возбудимости, раздражительности, вспыльчивости. Это следует учитывать в работе с подростками. Быстрый рост, нескладность, угловатость - приводят иногда к тому, что подросток чувствует себя не совсем уютно в обществе. Маскирует это напускной грубостью, бравадой.

Половое созревание - важный факт физического развития в подростковом возрасте. Согласно трактовке западных ученых, половые инстинкты и влечения определяет все поведение подростка, лежат в основе его чувств, интересов, желаний, мыслей, поступков. Будто бы половое созревание является столь тяжелой нагрузкой на сознание, что вызывает бунтарство, срывы в поведении, тяжелые кризисы. Если следовать Фрейду, то ведущими становятся биологические факторы развития личности – «главные подсознательные потребности и влечения».

Американский психолог Р.Кулен, игнорируя биологические факторы, считает, что подростковый возраст - категория социально-этическая. По мнению Р.Кулена в подростковом возрасте имеются три основные социально-этические тенденции: 1.Освобождение (эмансипация) от влияния взрослых, приобретение самостоятельности; 2. Серьезный подход к проблеме выбора жизненного пути, профессии; 3. Овладение некоторыми социально-этическими нормами.

Если ребенок еще не ставит перед собой эти проблемы, он находится в периоде детства, независимо от числа прожитых лет. Таким образом, усматриваются лишь социальные факторы, биологические отрицаются.

Отечественные педагоги и психологи (Крутецкий, Кон, Лукин и др.) считают, что половое созревание не оказывает определяющего влияния на формирование личности подростка, хотя безусловно вносят существенное своеобразие в его психическое развитие. На это влияют другие факторы: 1. Изменение его положения в обществе; 2. Новый характер и более высокий уровень требований к нему; 3. Усложнение и изменение характера его учебной деятельности; 4. Участие в общественно-полезном труде; 5. Интенсивное умственное развитие.

Именно умственное развитие подростков тесно связано с изменением характера и форм учебной деятельности и его активной социализации. Подросток переходит к систематическому изучению основ наук, что непременно ведет к систематизации знаний, формированию мировоззрения. Он уже может устанавливать связи между явлениями и знаниями в одной области, а также между знаниями и явлениями из различных областей, с практикой. Все это отражается на трудовой и учебной деятельности. Вызывает пытливость ума, требует от подростка более высокой и организованной умственной деятельности.

Он уже способен к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Наблюдение, начинает занимать все большее место в умственной деятельности подростка. Он учится самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие выводы и обобщения. У него развивается способность к абстрактному мышлению. Внимание становится более организованным и носит произвольный характер.

Основные виды деятельности в этом возрасте – учение и физический труд. Кстати сказать, воспитательное значение физического труда в этом возрасте очень велико.

Процесс становления личности в подростковом возрасте сложен и противоречив. Для нравственного развития подростка характерно формирование нравственных убеждений, которыми он начинает руководствоваться в своем поведении и которые формируются не только в семье и школе, но и за их пределами.

Формированию у подростка правильного отношения к действительности, нравственного сознания необходимо придавать первостепенное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы сознательного и принципиального поведения в обществе. Нравственные убеждения подростка могут быть искаженными. Поведение подростка, особенно включенного в группу сверстников, нередко отличается своеобразием и противоречит принятым в обществе нормам и принципам. По этому поводу много говорится в различных средствах массовой информации.

В подростковом возрасте начинается и процесс самовоспитания, как важное условие формирования личности.

Очень важный момент в процессе формирования личности – это развитие интересов. Интересы в структуре личности занимают не последнее место. В подростковом возрасте область интересов становится более широкой, сами интересы отличаются большей глубиной и устойчивостью по сравнению с младшим школьным возрастом. Особенно характерны для подростка познавательные интересы: интерес к спорту, к технике. В этом возрасте расширяется и круг чтения. Переход из подросткового возраста в юношеский достаточно плавный.

Юношеский возраст имеет достаточно условные границы. Мнение по поводу данного возраста различны, но чаще всего к нему относят юношей от 17-21г., девушек от 16-20 лет Данный возраст характеризуется развитой степенью психической и физической зрелости. Это делает человека вполне способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности. Личность девушек и юношей складывается под влиянием нового положения, которое они начинают занимать в обществе, в системе общественных отношений.

Основными видами деятельности в юношеском возрасте является учение и производительный труд, под влиянием которых происходят характерные изменения в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии юношей и девушек. Растет сознательное отношение к труду и учению.

К этому периоду, как правило, относят молодежь студенческого возраста. Однако это не совсем так. В вузах на дневном отделении обучаются люди до 35-40 лет, а на заочном отделении значительно старше. Кроме того, в вузы поступают для получения образования люди с ограниченными возможностями физического развития, проще говоря, инвалиды. Рассмотрим кратко особенности этой группы студенчества.

Важным фактором реабилитации студентов, имеющих ограниченные возможности физического здоровья, является среда. В идеале студенческая среда - это тот фактор, который оказывает влияние на раскрепощение студента, имеющего определенные проблемы с физическим здоровьем, изменяет его сознание, позволяет чувствовать себя полноценным человеком, способствует успешной социализации не только в студенческой группе, но и в университетской среде в целом.

Формирование оптимальной среды на уровне образовательного учреждения зависит, прежде всего, от той установки, которая задается и сказывается на взаимоотношениях в системе «здоровый - инвалид».

Как известно, у каждого народа есть свои духовно-нравственные идеалы, определяющие принципы, правила и нормы межличностного общения, отношения к людям «особенным». Они и влияют на интеллектуально-эстетическое развитие личности каждого человека, в том числе и в студенческом возрасте, на его отношение к инобытию, то есть инвалиду. И это вполне понятно, так как культура общества, социума настолько высока, насколько люди, составляющие его, духовно богаты, нравственно здоровы, умеют сострадать чужой боли, беде.

Влияние этнокультурных условий на реабилитацию виктимных студентов мало изучено и отражено в научной литературе. Вместе с тем, опыт показывает, что благотворное влияние студенческой среды на психофизическое, духовно-нравственное и творческое развитие студентов-инвалидов, огромно. Среда - важный микро-, мезо-, и макро-фактор, формирующий социальное поведение каждого. Примером, подтверждающим различия социального поведения, является отношение к инвалидам вообще. Одни народы считают их изгоями общества, презирают, сторонятся их. Существует много предрассудков, подкрепляющих нежелательность общения с людьми, имеющими какое-либо физическое уродство.

Всем известно, что в России всегда было сострадательное отношение людей к «убогим». В современной высшей школе к людям, имеющим ограниченные возможности физического здоровья, отношение гуманное. Примером этому служит МГУКИ, где наравне со здоровыми студентами учатся те, кто имеет ограничения в физическом здоровье. Для них, создаются оптимальные условия и благоприятная среда для их личностного и творческого развития в процессе профессиональной подготовки.

По нашему мнению, студенческую среду, способствующую развитию личности студента-инвалида, можно относить, с одной стороны, к витальным, то есть жизненным, физиологическим факторам реабилитации, с другой - к ментальным, то есть имеющим духовно-нравственные свойства. Так или иначе, студенческая среда, способствуя психофизическому развитию будущего специалиста в области библиотечного дела, и имеющего ограничения физического здоровья, влияет на его духовно-творческий рост, а это позволяет ему осознавать себя «равным среди равных».

На заочное отделение библиотечно-информационного факультета Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) ежегодно поступает несколько человек с нарушениями физического здоровья (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи и другими проблемами). Эти студенты нуждаются в особом подходе в процессе профессионально-педагогической подготовки: создании оптимальных условий, оптимальных технологий обучения, а также стиля общения в системах «преподаватель студент», «студент-студенты».

Так, например, вузовская среда для студентов-заочников с проблемами физического здоровья как важный фактор социализации личности, дает возможность организации межличностного общения не только в процессе аудиторного изучения какой-то одной учебной дисциплины, но и на неформальном уровне, вне занятий.

Студенты заочного отделения реже, чем обучающиеся стационарно, имеют возможность погружаться в студенческую среду. Как показывает многолетнее наблюдение эта среда благотворно влияет на развитие личности, и прежде всего на тех студентов, которые имеют ограниченные возможности физического здоровья.

Студенты этой категории более замкнуты, отстранены от окружающих, реже идут на контакт как с преподавателями, так и с однокурсниками. Раскрепощенность их во многом зависит от работников деканата, преподавателей, создающих оптимальную среду общения, от позитивного отношения к ним однокурсников, от желания окружающих людей помочь им, быть более терпимыми.

Болезнь накладывает отпечаток на личность студента, имеющего проблемы с физическим здоровьем, они ранимы в общении, некоторые субъективно оценивая свое состояние, чувствуют себя «изгоями» общества. Однако, как показывает исследование, примерно 90%, обучающихся на заочном отделении и их близкие (родители, родственники, опекуны) обучение в вузе рассматривают не только как возможность получить высшее образование, но прежде всего, как возможность окунуться в среду, которая помогает им ощутить себя равными другим, не имеющим особых проблем с физическим здоровьем.

Результаты исследования (наблюдение за поведенческими проявлениями в системе профессионально-педагогической подготовки, беседа) показывают, что примерно 30% студентов, обучающихся на библиотечно-информационном факультете МГУКИ, имеющих ограниченные возможности физического здоровья, склонны к самоанализу, результатом которого, как правило, является занижение собственных дидактических и духовно-творческих возможностей, а около 70% - к анализу поведения и деятельности окружающих (однокурсников и преподавателей), которые либо способствуют их адаптации в студенческой среде, либо ущемляют их человеческое достоинство.

Оптимальные условия (вузовская, студенческая среда), функции

(развивающие образовательные, воспитательные, психолого-терапевтические), методы (игровые и дискуссионные), формы организации обучения

(индивидуальные и групповые) способствуют коррекции познавательной, эмоционально-волевой, духовно-личностной сфер студента, имеющего ограниченные возможности физического здоровья, их дидактической адаптации.

Коррекция разносторонних отношений в системе «преподаватель-студент» предполагает, в основном, диалогический стиль общения, создающий условия для взаимопонимания, помощи студенту в утверждении чувства собственного достоинства, самоутверждения и самоуважения, снятия эмоционального напряжения.

Для студентов, имеющих ограничения физического здоровья и их родителей, которые сопровождают своих детей в вуз, важными признаками оптимального общения в процессе профессионально-педагогической подготовки являются: включенность преподавателя в общение; наличие обратной связи в общении; положительная оценка информации, полученной от студента в ходе диалогического общения; тактичность в общении; терпимость, проявляющаяся в отсутствии давления на студента с целью изменить ход и темп изложения им информации; учет психофизических особенностей студента, специфики его заболевания; проявление удовлетворения от общения со студентом-инвалидом

Технология обучения в вузе культуры - мастерство преподавателя в организации воспитательно-образовательного, обучающе-развивающего процесса, целью которого является не просто выбор методов, средств, форм воздействия на студентов с помощью информации, личного примера и т.д., а соучастие в совершенствовании личности студента, имеющего ограничения физического здоровья - будущего специалиста.

В этом отношении современные требования к образовательному процессу в вузе не позволяют преподавателю сводить технологию обучения сугубо к техническим средствам обучения и применению их в учебном процессе. Сегодня технология предполагает системный подход к процессу обучения в вузе, как целостному, направленному на общее и профессиональное развитие личности будущего. Исходя из системности, она является важным звеном учебно-воспитательного процесса как системы, в которой каждый компонент имеет свое значение, свою специфику и работает слаженно вместе с другими составляющими, так как ей, свойственна синхронность и гармония.

В отборе оптимальных педагогических технологий на первом плане остаются дидактические отношения в системе "преподаватель-студент". Это центральное звено обучения в современной высшей школе претерпевает значительные изменения. Основная тенденция - переход от субъектно-объектных отношений к субъектно-субъектным, от репродуктивного типа взаимоотношений в процессе обучения к творческому.

В МГУКИ уже давно и достаточно активно разрабатываются новые технологии обучения, прогнозируются технологии будущего, которые могли оптимизировать процесс обучения студентов-инвалидов, интегрированных в учебный процесс профессиональной подготовки..

Так, например, ученые кафедры педагогики и психологии продолжают разрабатывать педагогическую технологию эвристического типа, сочетая ее с традиционными технологиями, при этом выделяют ряд проблем, нуждающихся в решении и модернизации. Особенности данной технологии заключаются в том, что рассматривая обучение в высшей школе, как процесс делового общения, а преподавателя и студентов, в том числе и инвалидов, как партнеров в нем, они предлагают считать приоритетным решение дидактических проблем на уровне делового и межличностного общения. Специфика применения данной технологии в вузе культуры, заключается в том, что общение между студентами с ограниченными возможностями физического здоровья и здоровыми рассматривается в контексте культуры делового общения. В связи с этим, технологию эвристического типа обучения в процессе профессиональной подготовки студентов-инвалидов можно рассматривать как развивающую дидактическую систему.

К относительно новым технологиям, сочетающим в себе элементы традиционных, можно отнести, те которые направлены на интеграцию в учебном процессе студентов здоровых и инвалидов, - это технологии игрового обучения; исследовательских методов обучения; проблемного обучения; использования наглядных средств в обучении; реализации педагогических идей в культурном образовательном пространстве обучения и воспитания.

К современным технологиям, применяемым в вузах культуры можно отнести технологию компьютерного ( компьютеризированного) обучения, способствующую преобразованию учебно-воспитательного и развивающего процесса в вузе в таких направлениях как: расширение информационного и культурно-образовательного пространства студентов здоровых и инвалидов; повышение качества знаний по специальным и общенаучным предметам; развитие познавательных способностей творческой личности; появление возможностей в выборе альтернатив получения образования в вузе, в том числе и дистанционное обучение.

В МГУКИ разрабатываются электронные учебники и учебные пособия, составляются электронные энциклопедии. В связи с этим для студентов-инвалидов появляется возможность получить любую информацию нужную для научной или учебной работы. Дистанционное образование с помощью Интернет пока еще мало распространено в вузах культуры, но за ним будущее. С его помощью студенты с ограниченными возможностями физического здоровья смогут решать многие информационные и коммуникационные проблемы, в том числе и образовательного характера.

Теперь уже можно констатировать, что в образовательный процесс, имеющий отношение к высшей школе, стала внедряться новая технология - виртуально-тренинговая. Считается, что скорость усвоения знаний при использовании электронных учебных пособий увеличивается примерно на 40% по сравнению с изучением материала по традиционным учебникам. Данная технология позволяет равномерно распределить нагрузку на студентов-инвалидов, в том числе и контрольно-экзаменационную. Эта технология обучения ценна тем, что позволяет доступно и эффективно донести знания до студентов с помощью преподавателей, участвующих в виртуально-тренинговых занятиях, дает свободу студенту-инвалиду в проведении самостоятельной работы.

Мастерство преподавателей вузов культуры и искусств отражается в умении выбрать такие технологии, принципы и методы обучения, которые способствовали бы развитию творчества студента как здорового, так и имеющего проблемы с физическим здоровьем, формированию самосознания, а также делали бы процессы обучения и воспитания интересным и увлекательным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.