Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект воспитания




Процессом в вузе

5.1.Управление воспитательным процессом: объект и

 

Управление воспитательным процессом в вузе на уровне всех основных подразделений, включая преподавателей и кураторов - достаточно ответственный труд, который может быть доверен только профессионалу, стоящему на позиции воспитателя.

Важнейшим качеством воспитательной деятельности является субъект – субъектное (а не субъект – объектное) взаимодействие преподавателя и студента, предполагающее педагогику сотрудничества, сотворчества. Тем не менее, управляющая сторона – преподаватель. Он ставят перед собой цели воспитания, его профессиональная позиция может быть проявлена по отношению к изменению личности студента, как результат воспитания.

Современная деятельность в сфере воспитания открывает интересные возможности для педагогики сотворчества. Субъект – субъектные отношения в творческом процессе позволяют влиять не только на групповое, но и на собственное решение и подталкивать преподавателя к актуализации воспитательного потенциала учебного процесса. Воспитывающим фактором в организации взаимодействия и сотрудничества преподавателя и студента является отсутствие панибратства.

Преподаватель вуза осуществляет свою линию воспитания, следует лучшим традициям отечественной педагогики, экстраполируя их на педагогику высшей школы: «Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, его нужно прежде узнать также во всех отношениях» (К.Д.Ушинский), «только личностью можно сформировать личность» (В.А.Сухомлинский).

Поэтому психолого-педагогическую основу прогрессивного воспитания составляет концепция личностного подхода к студенту. Она выражается в учете и признании права каждого студента на своеобразие, неповторимость, уникальность личности; в принятии его мнений и позиции; в готовности к диалоговому общению, основанному на развитии равноправия личностных позиций преподавателей и студентов; в сотрудничестве, предполагающем не только совместную деятельность, но и обсуждение жизненно важных жизненных и профессиональных проблем.

Меняющиеся условия общественной жизни и требования к образованию и воспитанию личности студента обнаруживают следующие противоречия:

- между возрастающей ролью учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла в формировании гражданской активной личности и ограниченностью их места в учебном плане;

- между высоким воспитательным потенциалом содержания образования в целом и каждого учебного предмета в частности и отсутствием системы, включающей вузовское и вневузовское профессиональное воспитание;

- между авторитарной моделью учебно-воспитательного процесса в вузе и потребностью подготовки востребованного, развитого творчески специалиста, способного мыслить и соответствующего демократическому государству.

При этом нельзя отделять вопросы воспитательной работы со студентами от вопросов личности преподавателя, его морально-нравственных и этических качеств, а также от условий среды обитания, т.е. условий труда и быта в университете.

Основным субъектом воспитания является общество. Оно через окружающую социокультурную среду влияет на личность, являющуюся субъектом воспитания и самовоспитания, а другим субъектом воспитания являются преподаватель и другие специалисты, осуществляющие в вузе процесс воспитания. Куратор, например, осуществляя функцию координации процесса социализации и самовоспитания, должен обеспечивать также совершенствование взаимодействия двух основных социальных субъектов - общества и студента, под воздействием которых формируется личность.

При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором может стать характер субъект-субъектных отношений, от которых зависит результативность воспитания в вузах. Психологическая комфортность в процессе обучения в вузе значительно влияет на настроение студента и его удовлетворенность учебно-воспитательной средой вуза.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.