Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древней Индии. Зарождение относится к 10-9 веку д.н.э




Зарождение относится к 10-9 веку д.н.э. Древнеиндийская предфилософия исторически восходит к III-II тыс. до н.э. и простирается до III-IV вв. н.э. За это время предфилософская мысль эволюционировала, появились значительные памятники культуры. Внутри этого периода выделяются несколько весьма самостоятельных этапов: ведический (до VI-V вв. до н.э.); послеведический (до III-II вв. до н.э.); период философии сутр (до III-IV вв. н.э.) [1].

В литературе встречается и другая периодизация. В частности, выделяются три периода: ведический, классический и индуистский: 1) ведийский период; 2) классический, или брахмано-буддийский, период - с 6 в. до н. э. до 10 в. н. э.; 3) послеклассический - 10-18 вв.; 4) новая и совр.).

Осн. понятия: Веды – «книги» - весь древнеиндийский эпос (состоят из нескольких книг: а) Самхиты; б) Брахманы; в) Араньяки; г) Упанишады. Наиболее древними источниками выступают Самхиты, состоящие из четырех сборников гимнов, тогда как остальные выступают своего рода комментариями к ним. Каждый из этих сборников со временем обрастал различными комментариям и дополнениями ритуального, (буквально "сидеть около", т. е. у ног учителя, получая наставления) По форме Упанишады обычно представляют собой диалог мудреца-учителя с учеником. В Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия. Это духовное начало - Брахман, или атман. Разделение знания на два вида: низшее и высшее. Низшее знание - это знание эмпирической действительности, которое считается знанием отрывочным, фрагментарным, а потому неистинным. Высшее знание - это знание духовного абсолюта, которое рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретения которого служит, как правило, мистическая интуиция. В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно- созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей. Социальные воззрения в Упанишадах представлены крайне скудно. Главное в них - признание незыблемости кастового деления людей. Брахман –высший бог в ведах; Вишну – бог – хранитель; Шива – бог – разрушитель; Атман – душа; Сансара - учение о переселении душ; Карма - учение о судьбе, воздаянии; Мокша - освобождение и совершенство души как цель.

В Индии формирование философии пролегало через оппозицию брахманизму (религия в период становления рабовладения). Все фил. системы в древней индии разделяют на Ортодоксальные и неортодоксальные 1-е - Признают авторитет вед (веданта, йога, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья) 2-е -не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака). Общие черты инд. фил сис-м 1) Фил рассмотр, как руководство к жизни 2) Начальной стадией фил учений выступ пессимизм. 3) Вера в вечный нравственный закон в карму 4) Важнейшая задача человека - самоконтроль над своим собственным Я. 5) Цель - нирвана (блаженство, счастье ). Краткий анализ брахманизма, джайнизма и буддизма свидетельствует об общей смысловой направленности индийской религиозно-философской мысли. Она предстает как целостная концепция личности, стремящаяся помочь человеку в его волнениях и страданиях.

Брахманизм; Брахман - высшее начало, абсолют. Он вне пространства и времени, вне причинно-следственных отношений. Все, что есть в мире, исходит из Брахмана. Это абсолютное, духовное начало, из которого возникает все сущее. Вне Брахмана нет ничего. В нем, как в зародыше, заключено будущее бытия.

Джанизм возникает в 6 в.д.н.э. это этическое учение указывает путь освобождения души. Источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением. Для джайнизма, как и брахманизма, характерна направленность на индивида, личность. Однако в джайнизме больше элементов рационализма. Он в определенном смысле противостоит брахманизму. Джайнизм отрицает святость Вед, решающее влияние богов на судьбы людей и т.д. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Характерно, что в решении этого принципиального вопроса сторонники джайнизма шли по пути, близкому к брахманизму, йоге, буддизму при всех их конкретных различиях. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который регулирует связь индивидуаль ной души с природой. Сущность личности двояка: она одновременно материальна и духовна.

Буддизм возникает в 6-5 в д.н.э Основатель Сиддхартха Гаутама (Будда – «просветлённый»(563-483 до н.э.)). Благородные истины, открытые Буддой: 1) жизнь есть страдание; 2) причины страданий - наши желания, жажда жизни; 3) от страданий можно избавиться 4) есть путь избавления от страданий: надо избавиться от желаний. В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения (метемпсихоза) живых существ. Смерть в ней означает не полное исчезновение, а распад определенной комбинации дхарм - вечных и неизменных элементов сущего, безначального и безличного жизненного процесса - и образование другой комбинации, что и представляет собой перевоплощение. Новая комбинация дхарм зависит от кармы, которая представляет собой сумму грехов и добродетелей человека в прошлой жизни. Дхармы - своеобразные атомы, которые живут, видоизменяясь, перерождаясь каждый миг, вспыхивая и угасая; их поток и составляет жизнь. Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге.

В области гносеологии:

Мир Майя – чувственно-ложное восприятие мира.

Люди делятся на 4 касты: 1) брахманы; 2) кштарии (воины и гос. мужи); 3) вейши (торговцы и ремесленники); 4)шудры (слуги)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.