Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и источники информационного права




1. Информационная норма: понятие, особенности, виды

Информационно-правовые нормы регулируют обособленную группу общественных

отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационно-правовая

норма задает содержание прав и обязанностей субъектов, участвующих в правоотношении.

Особенности информационно-правовых норм способствуют реализации информационных

прав и свобод, а также реализуют информационные процессы при обращении информации.

Структура информационно-правовых норм не отличается от классического определения и

представляет собой:

- гипотезу;

- диспозицию;

- санкцию.

Выделим виды информационно-правовых норм по способу воздействия.

1. Диспозитивные (автору принадлежит право на использование произведения, информация

может быть накоплена в государственных и негосударственных ресурсах, информация - товар).

2. Императивные:

а) нормы-определения (ст. 2 Закона об информации);

б) нормы-принципы (ст. 5 Федерального _____закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О

государственном земельном кадастре");

в) нормы-цели (преамбула Закона);

г) нормы-санкции (КоАП, УК РФ);

д) обязывающие нормы (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об

обязательном экземпляре документов").

Виды информационно-правовых норм:

по содержанию:

- материальные;

- процессуальные;

по масштабу действия:

- федеральные;

- субъектов Федерации;

- местные.

2. Информационно-правовые отношения: понятие, виды,

соотношение с правовой нормой, структура и защита

Правовые отношения есть урегулированные правом и находящиеся под охраной государства

общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно

корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей <*>. Таким образом, можно

попытаться дать определение информационных правоотношений - это общественные отношения,

урегулированные правом, субъекты которых являются носителями взаимных информационных

прав и обязанностей.

--------------------------------

<*> См.: Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2004. С. 515.

Т.Ш. Иззатов дает более конкретное определение, понимая под информационными

правоотношениями процесс целевого перераспределения в обществе сведений о лицах,

предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления <*>.

--------------------------------

<*> См.: Иззатов Т.Ш. Механизм реализации конституционного права граждан на

информацию в РФ: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 11.

Регулирование информационных отношений с помощью права осуществляется посредством

установления определенных информационно-правовых норм, т.е. путем установления правил

поведения субъектов информационных отношений и применения норм информационного права.

Информационно-правовые нормы регулируют взаимоотношения граждан, СМИ, организаций,

фирм между собой, их взаимные права и обязанности и вследствие этого придают этим

регулируемым отношениям особый характер - характер информационно-правовых отношений.

Субъекты данных отношений выступают в качестве носителей специфических информационных

прав и обязанностей. Поэтому можно сказать, что информационные отношения между самыми

разнообразными участниками - гражданами, редакциями газет, телестудиями, предприятиями,

организациями, фирмами и другими, в которых последние участвуют в качестве носителей прав и

обязанностей, установленных нормами информационного права, называются информационно-

правовыми отношениями или информационными правоотношениями.

Информационные отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной

сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых

отношений, они выражают все основные признаки правового отношения <*>, а именно:

--------------------------------

<*> Правоотношение - это вид общественных отношений, в которых реализуются

урегулированные правом взаимодействия двух и более субъектов (см.: Бачило И.Л.

Информационное право: основы практической информатики: Учеб. пособие. М., 2003. С. 178).

- первичность информационно-правовых норм;

- идеологический (мировоззренческий) характер, так как возникновение, изменение и

прекращение информационных отношений проходит через сознание людей, прежде всего такую

его сферу, как правосознание;

- волевой характер, так как информационные отношения всегда являются результатом

волеизъявления его сторон или одной из сторон;

- двусторонний _____или многосторонний характер, т.е. это всегда связь между его участниками

через их субъективные права и юридические обязанности;

- взаимосвязанный, корреспондирующий характер отношений сторон, т.е. эти отношения

выражаются во взаимных правах, обязанностях и юридической ответственности;

- наличие информационной правосубъектности сторон в информационных отношениях;

- регулирующая роль, заключающаяся в том, что информационные отношения определяют

конкретное поведение сторон и вносят элемент урегулированности и порядка в общественную

практику, формируя или определяя общественную волю.

Что же касается особенностей информационных отношений, то, как полагает Копылов В.А.

<*>, они сводятся к тому, что эти отношения:

--------------------------------

<*> Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ,

2005. С. 98.

- возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении

информации;

- опосредуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных

прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;

- отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов

правового регулирования при осуществлении информационных прав и свобод с учетом

специфических особенностей и юридических свойств информации и информационных объектов.

Правоотношения - это функция, в которой абстрактная норма приобретает свое реальное

бытие.

Виды правоотношений

1. Правоотношения, возникающие в области поиска, получения и потребления информации

(например, правоотношения, регулируемые ст. 29 Конституции РФ).

2. Информация, связанная с производством и распределением исходной и производной

информации (правоотношения в сфере СМИ, авторские права в гражданском праве).

3. Информация в области формирования информационных ресурсов и предоставления

информационных услуг (например, правоотношения, регулируемые Законом об обязательном

экземпляре документа <*>, Законом о библиотечном деле <**>, Законом об архивном деле в

Российской Федерации <***>).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1; 2002. N 7. Ст. 630; 2005. N 23. Ст. 2203.

<**> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2; 2004. N 35. Ст. 3607.

<***> СЗ РФ. 2004. N 43. Ст. 4169.

4. Правоотношения в области создания и применения информационных технологий, их сетей

и средств их обеспечения (например, право на создание информационных сетей, обязанность на

заключение договоров на создание таких объектов для государственных нужд).

5. Информация в области обеспечения информационной безопасности (например, право на

защиту личной жизни, информации от несанкционированного доступа, защита различных видов

тайны).

Кроме того, по степени конкретизации и субъектному составу можно выделить следующие

информационные правоотношения: абсолютные, относительные и общерегулятивные. В

абсолютных точно определена лишь одна сторона (например, собственник информационных

ресурсов, информационных систем, технологий и средств обеспечения, которому противостоят

все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его

право), и в этом смысле право собственности есть право абсолютное. В относительных строго

определены обе стороны (например, учредитель средства массовой информации и главный

редактор этого же СМИ: они в соответствии с требованиями закона обязаны заключить между

собой договор и утвердить устав редакции СМИ) <*>. Общерегулятивные правоотношения

выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также

последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод

личности, а равно обязанностей. Они возникают, таким образом, на основе норм Конституции,

других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых

правоотношений <**>. В нашем случае это гарантированное в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ право:

"Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять

информацию любым законным способом".

--------------------------------

<*> См.: статья 18 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации".

<**> См.: Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2004. С. 513

- 514.

Рассмотрим структуру информационного правоотношения.

Субъекты:

- физические лица;

- юридические лица всех форм собственности;

- органы государственной власти;

- должностные лица;

- общественные организации;

- другие субъекты, признаваемые субъектами права.

Информационное право призвано обеспечить достаточность правового регулирования с

учетом специфики субъектов, которые участвуют в правоотношении (использование блокиратора

на телевидении от детей).

Объект правоотношений - это те явления (предметы) окружающего мира, на которые

направлены субъективные юридические права и обязанности. Объектами правоотношений

выступают явления (предметы) материального и духовного мира, т.е., иными словами,

разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворять потребности

субъектов <*>.

--------------------------------

<*> См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 154.

Объект информационного права - это все те материальные, духовные и иные социальные

блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в

информационно-правовые отношения, и что является предметом их интересов, прав и

обязанностей <*>.

--------------------------------

<*> См.: Рассолов М.М. Информационное право. М., 1999. С. 47.

Если говорить более определенно, то объектом информационных правоотношений является

сама информация в ее многочисленных и многообразных формах, таких, например, как

документированная информация: документ, информационные ресурсы, средства обеспечения

автоматизированных информационных систем, различные виды конфиденциальной информации.

В информационных правоотношениях основными объектами являются разнообразные

информационные ресурсы: печатные издания, газеты, журналы, книги, аудио- и аудиовизуальные

материалы, рекламная продукция, компьютерные программы, базы и банки данных,

информационные сети и системы, средства связи и т.п. Именно они наиболее часто попадают в

поле зрения информационных споров, сделок, договоров.

Поведение субъектов права, их поступки и действия в информационных отношениях также

могут быть объектом права. Это может быть, если норма информационного права, регулирующая

определенные отношения, закрепляет какие-либо действия. Например, Федеральные закон "О

библиотечном деле" запрещает соответствующим государственным органам и должностным

лицам принимать решения, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей под

угрозой обращения в суд (ст. 15).

К особой группе объектов информационного права относят нематериальные блага, т.е. не

имеющие экономического содержания и не отделимые от личности их носителя блага и свободы,

признанные действующим законодательством <*>. Проявление нематериальных благ в качестве

информации возможно в тех случаях, когда необходимо защищать честь, достоинство и личную

репутацию гражданина, т.е. об информации, которая искажена и не соответствует личностным

качествам данного человека. Нематериальные блага характеризуются двумя признаками:

отсутствием материального содержания и неразрывной связью с личностью носителя.

--------------------------------

<*> См.: Туманова Л.В., Снытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. М.,

2001. С. 129 - 130.

Таким образом, основным объектом правоотношений в информационной сфере является

информация в ее многочисленных и многообразных материализованных формах, т.е.

информация, находящаяся в гражданском, административном или ином общественном обороте, в

зависимости от которой возникают общественные отношения, подлежащие правовому

регулированию.

Предмет - само произведение, документ, т.е. информационный продукт (информационная

технология). Но в некоторых случаях - права и обязанности.

Юридический факт (событие или действие)

Чтобы факт (совершившееся действие, событие) превратился в факт юридический, должны

быть определенные условия и важнейшее из них связано с состоянием нормативно-правовой

системы: национальной, корпоративной или международной. Факты, которые не попадают в

правовое поле действующего законодательства, остаются таковыми, существуют, но не

превращаются в юридические факты. Например, если нет закона, устанавливающего правовой

режим программ для электронно-вычислительных машин, то факт создания таких программ, их

использования будет неюридическим до тех пор, пока законом не будет легитимировано

существование такого предмета отношений. В Российской Федерации Закон РФ от 23 сентября

1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз

данных" <*> был принят в 1992 г., но это не означает, что такие предметы ранее не производились

и не потреблялись. Однако строить правоотношения в данной области было сложнее, чем при

наличии специального нормативно-правового акта по этому поводу.

--------------------------------

<*> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2325; СЗ РФ. 2002. N 52 (часть I). Ст. 5133;

2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 6. Ст. 636.

Следовательно, для возникновения и реализации правоотношений, в том числе в области

информационной сферы, необходимо в качестве объективных условий, во-первых, наличие

реальных фактов, связанных с интересами различных субъектов общества, и, во-вторых, наличие

нормативно-правовой основы, соответствующих правовых норм, позволяющих ввести отношения

по конкретному факту в систему юридических фактов и правовых отношений. Например, ряд

ситуаций, возникающих в сетях и системах Интернета, нуждается в правовом регулировании.

Отсутствие каких-либо общих международных норм в этой области осложняет дело.

Один юридический факт может породить множество правоотношений (уголовно-правовые

отношения, административные, межгосударственные правоотношения) и наоборот: множество

правоотношений - один юридический факт (регистрация рождения ребенка - данные о браке,

родителях, медицинские документы).

Содержание правоотношения: права и обязанности субъектов. Они зависят от вида

информационных правоотношений. Так, например, при производстве такой информации у

субъектов - ее производителей возникают следующие права и обязанности <*>:

--------------------------------

<*> Перечисленные здесь и ниже перечни прав, обязанностей и ответственности являются

приблизительными и могут дополняться и развиваться в реальных условиях.

- право на создание произведений науки и литературы, иной подобного рода информации;

- право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и право

вещной собственности на документированную информацию, отражающую эти результаты (право

передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);

- ограничение права на создание документированной информации ограниченного доступа;

- ограничение права на создание вредной, опасной для общества информации;

- обязанность по созданию информационных ресурсов в соответствии с установленной

компетенцией и предоставлению информации из них потребителям информации;

- обязанность исполнения условий авторских договоров;

- ответственность за непредоставление информации;

- ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и

ложную информацию и дезинформацию;

- ответственность за качество информационных ресурсов, информационных продуктов,

предоставление информационных услуг;

- ответственность за создание и распространение контрафактных экземпляров.

При производстве массовой информации возникают следующие права и обязанности

участников информационных отношений:

- право на создание массовой информации (журналист, редакция);

- право на защиту чести и достоинства (любой член общества);

- право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой

деятельности (автор распространяемой информации);

- обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения

(пользователей Интернета) (редакции и журналисты);

- обязанность по обеспечению гарантий свободы слова (государство);

- ограничение права на распространение информации ограниченного доступа (все участники

производства и распространения массовой информации);

- ограничение права на распространение вредной, опасной для общества информации (все

участники производства и распространения массовой информации);

- ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и

ложную информацию и дезинформацию, введение цензуры (все участники производства и

распространения массовой информации).

В процессе производства, передачи и распространения такой информации возникают

следующие права и обязанности участников таких правоотношений:

- обязанность по производству и распространению (или обеспечению распространения)

нормативных правовых актов в соответствии с установленной компетенцией;

- обязанность за предоставление информации из таких документов;

- ответственность за создание официальных документов неудовлетворительного качества.

В информационных процессах по обращению информации с ограниченным доступом

возникают следующие права и обязанности:

- обязанность по установлению состава информации ограниченного доступа;

- обязанность по установлению информации, которая не может относиться к категории

ограниченного доступа;

- ограничение имущественных прав при отнесении созданной автором информации к

государственной тайне;

- обязанность лицензирования деятельности по обработке информации ограниченного

доступа;

- обязанность по установлению ограничений по доступу к информации ограниченного

доступа;

- обязанность _____по обеспечению защиты информации и информационных ресурсов,

содержащих такую информацию, от несанкционированного доступа;

- ответственность за нарушение условий ограниченного доступа, за разглашение

информации ограниченного доступа.

Информационные отношения, возникающие при создании и применении информационных

систем, их сетей, средств обеспечения, основываются на следующих правах и обязанностях их

участников:

- право на создание и применение информационных систем, их сетей, средств их

обеспечения (все участники этих процессов);

- право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности при

создании таких объектов (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и

местного самоуправления);

- ограничение права на создание таких объектов для информации ограниченного доступа;

- обязанность создания и применения информационных систем, их сетей, средств их

обеспечения в соответствии с установленной компетенцией (государственные структуры);

- обязанность по заключению и исполнению договоров на создание таких объектов для

государственных нужд (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и

местного самоуправления);

- ответственность за недоброкачественность созданной продукции, нарушение сроков

исполнения договора, другие нарушения.

Информационные отношения в сфере обеспечения информационной безопасности

основаны на следующих правах и обязанностях их участников:

- право на защиту личности от воздействия недостоверной, ложной информации;

- право на защиту информации, информационных ресурсов, продуктов от

несанкционированного доступа;

- право на защиту интеллектуальной собственности;

- право на защиту информационных систем, информационных технологий и средств их

обеспечения как вещной собственности;

- право на защиту информационных прав и свобод;

- ограничение права на раскрытие личной тайны, а также иной информации ограниченного

доступа без санкции ее собственника или владельца;

- обязанность по защите государства и общества от вредного воздействия информации,

защите самой информации, по защите прав личности, по защите тайны;

- ответственность за нарушение информационной безопасности, в том числе прав и свобод

личности, тайны и других ограничений доступа к информации, за компьютерные преступления.

Существуют два способа защиты информационных правоотношений:

- защита в административном порядке;

- защита в судебном порядке.

3. Система информационного права

Система информационного права как учебной и научной дисциплины включает в себя 4

раздела.

1. Общие положения. Включает в себя такие составляющие, как понятие и виды

информации, субъекты информационного права, система информационного права, взаимосвязь

информационного права с другими отраслями права и т.д.

2. Государственное регулирование информационной сферы.

Правовые режимы информационных ресурсов, порядок создания и применения

информационных технологий, международный информационный обмен, информационный рынок

(электронная коммерция), внутриорганизационное управление с использованием

информационных систем, регулирование средств массовой информации, права граждан в

информационной сфере, архивное и библиотечное дело.

3. Информационная безопасность.

Обеспечение безопасности личности, государства, общества и в глобальном

информационном пространстве.

4. Ответственность в информационной сфере:

- уголовная;

- административная;

- дисциплинарная;

- гражданско-правовая.

4. Виды источников информационного права

В связи с тем что главными особенностями информационного права являются его

комплексный и международный характер, источники информационного права можно разделить на:

- международно-правовые нормативные акты;

- Конституцию РФ;

- нормативно-правовые акты в составе информационного права;

- нормативные акты других отраслей права.

Информационное законодательство имеет свою систематизацию в государственном

классификаторе.

Различают следующие классификации.

1. Законодательство, регулирующее общие положения.

2. Управление в сфере информации и информатизации.

3. Информационные ресурсы пользования.

4. Информатизация, использование информационных технологий.

5. Средства массовой информации.

6. Реклама.

7. Информационная безопасность.

Проанализировав существующую систему информационного права и действующего

законодательства, можно сделать вывод о том, что _____подавляющая часть источников

информационного права - это нормативные акты других отраслей права. Поэтому

информационное законодательство логично разделить на следующие группы.

1. Об осуществлении права на поиск, получение информации (нормы конституционного

права).

2. О гражданском обороте информации.

3. О формировании информационных ресурсов, их подготовке и предоставлении

информационных услуг.

4. О создании и применении информационных систем, их сетей, информационных

технологий и средств их обеспечения.

5. Об информационной безопасности.

6. О средствах массовой информации.

7. О библиотечном деле.

8. Об архивах.

9. О государственной тайне.

10. О коммерческой, служебной тайне (отсутствует).

11. О персональных данных.

5. Принципы информационного права

Принципы - это зафиксированные в правовых нормах основные начала, определяющие

сущность и содержание данной отрасли права, придающие ей системный характер и позволяющие

ей говорить о целостности механизма правового регулирования.

Под принципами информационного права будем понимать основные исходные положения,

юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни, проявляющиеся в

информационной сфере. Принципы информационного права позволяют формировать это право

как самостоятельную отрасль и в этой связи являются системообразующими.

Принципы информационного права базируются на:

- Конституции РФ;

- федеральных законах и других нормативных актах.

Принципы, базирующиеся на Конституции РФ, - общеправовые, а все остальные -

специальные.

Выделяют следующие общеправовые принципы.

1. Принцип приоритетности прав.

В информационном праве возможен как приоритет прав личности (ст. 2 Конституции РФ), так

приоритет прав государства, например при столкновении интересов государства и личности в

правоотношениях, когда требуется установить пределы осуществления права на тайну

государства и тайну отдельно взятой личности.

2. Принцип законности.

3. Принцип ответственности (за нарушение прав и обязанностей).

Специальные принципы делят на две категории:

- принципы, обеспечивающиеся Конституцией РФ, но имеющие свою специфику в

информационном праве;

- принципы, которые формулируются на основе свойств информации.

Принципы, обеспечивающиеся Конституцией РФ, но имеющие свою специфику в

информационном праве:

1) принцип свободного производства, распределения, доступа к информации;

2) принцип запрещения производства и распространения информации вредной и опасной

для развития личности, общества и государства. Он реализуется через нормы безопасности

государства.

Обозначим принципы, которые формулируются на основе свойств информации.

Принцип информационных отношений как отношений, образующих комплексную отрасль

информационного права, означает, что информационные отношения, возникающие исходя из

особенностей и юридических свойств информации и ее многофункциональности как основного

объекта информационного права, обладают на этом основании спецификой, отличающей их от

других общественных отношений, и составляют основу общественных отношений в

информационной сфере.

Принцип информационной собственности означает, что при передаче и распространении

информации как основного объекта информационного права объективно существуют особые

категории субъектов информационного права (создатели, обладатели и потребители информации)

и их поведение реализуется на основании информационных правомочий - права знать, обладать и

применять информацию.

Принцип неотчуждаемости информации от ее создателя, обладателя и потребителя

(невозможность лишить субъекта полученных знаний) означает, что механизм отчуждения

информации должен заменяться механизмом добровольного отказа от определенных

информационных правомочий через установление по договору прав, обязанностей и

ответственности по использованию этой информации после ее передачи указанными субъектами.

Принцип информационной вещи, основанный на двуединстве материального носителя и

информации, отображенной в нем, означает, что при обращении информационных вещей

объективно существуют особые категории собственников информационных вещей (собственники -

создатели информационных вещей, собственники - обладатели информационных вещей и

собственники - потребители информационных вещей), которые реализуют традиционные

правомочия собственников, однако при обязательном соблюдении ими информационных

правомочий.

Статья 3 Закона об информации устанавливает следующие принципы правового

регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты

информации:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации

любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного

самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных

федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных

систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем,

их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и

распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ

применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность

применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации

государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Принципы, устанавливаемые законодательством для информационных правоотношений, не

являются тождественными принципам информационного права, однако именно они определяют

характер информационно-правового регулирования.

Глава 3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

1. Понятие субъектов информационного права

(общая характеристика)

Правовой статус субъектов информационного права включает в себя:

- информационную правоспособность;

- информационную дееспособность.

Правовой статус субъектов определяется информационной правосубъектностью, а также

правами и обязанностями субъектов, ответственностью, гарантиями осуществления своих прав.

При осуществлении своих информационных прав субъекты информационных

правоотношений обязаны действовать разумно и добросовестно (ст. 157, 220, 234 ГК РФ),

соблюдая _____основы нравственности (ст. 169 ГК РФ) и другие принятые в обществе нормы (ст. 241 ГК

РФ).

В законах и иных нормативных актах закреплены в настоящее время официальные

определения субъектов информационных правоотношений. Например, в ст. 2 Закона об

информации используются понятия:

- обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее

на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации,

определяемой по каким-либо признакам;

- оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие

деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации,

содержащейся в ее базах данных.

В Законе об обязательном экземпляре документа применяются понятия "производитель

документов" и "получатель документов" (ст. 1). В Основах законодательства РФ о культуре от 9

октября 1992 г. приводится определение "Творческий работник - физическое лицо, которое

создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность

неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого

работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет

членом какой-либо ассоциации творческих работников" <1>. В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N

2124-1 "О средствах массовой информации" <2> (далее - Закон о СМИ) закреплены понятия

"главный редактор", "журналист", "издатель", "распространитель", "редакция". В авторском праве

используются понятия "автор", "изготовитель аудиовизуального произведения и фонограммы",

"исполнитель". В Федеральных законах "О связи" (далее - Закон о связи) от 7 июля 2003 г. N 126-

ФЗ <3> и "О библиотечном деле" применяются понятия "пользователи сети" и "пользователь

библиотеки" соответственно. В статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О

рекламе" <4> закреплены понятия "рекламодатель", "рекламопроизводитель" и "потребитель

рекламы".

--------------------------------

<1> См.: Статья 3 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. // Ведомости

СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.

<2> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 2005. N 30 (часть I). Ст. 3104.

<3> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 6. Ст. 636; N 10. Ст. 1069.

<4> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

По отношению к информации все субъекты можно разделить на три группы.

1. Производители.

2. Обладатели, собственники информации.

3. Потребители_____.

По общеправовому критерию:

- Российская Федерация;

- субъекты РФ;

- муниципальные образования;

- граждане и другие физические лица;

- общественные объединения;

- коммерческие организации.

Субъектами информационного права могут выступать лица, обладающие только

информационной правоспособностью. Но субъектами информационных правоотношений могут

выступать только те, которые обладают информационной дееспособностью:

- органы государственной власти и их должностные лица;

- местные органы власти и их должностные лица;

- физические лица;

- юридические лица.

2. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные

образования как субъекты информационного права

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования обладают только

информационной правоспособностью, т.е. они являются субъектами права, но они не могут

являться субъектами информационных правоотношений, так как реализуют их права и

обязанности, т.е. обладают информационной дееспособностью, - органы государственной,

местной власти и (или) их должностные лица.

Их правовой статус устанавливается Конституцией РФ и федеральными законами. Являясь

гарантом защиты прав и свобод, органы государственной власти обязаны обеспечивать и

защищать все без исключения информационные права физических и юридических лиц. Так,

Конституция РФ вменяет в обязанность органам государственной власти:

- обеспечивать свободу слова;

- обеспечивать достоверное информирование граждан о состоянии экологии;

- обязательно публиковать нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности

человека и гражданина;

- обеспечивать свободу массовой информации и не допускать цензуры;

- пресекать действия, направленные на сокрытие данных о фактах и обстоятельствах,

создающих угрозу для жизни и здоровья людей;

- обеспечивать бесплатный доступ к знаниям при обучении в государственных и

муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

- не допускать использование не по назначению конфиденциальной информации,

полученной в ходе служебной деятельности.

Органы государственной власти субъектов Федерации обязаны:

- обеспечивать соблюдение принципа идеологического многообразия в общественном

сознании жителей региона, т.е. плюрализма идеологий в России и ее регионах <*>;

--------------------------------

<*> См.: Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М.,

2003. С. 159.

- обеспечивать соблюдение принципа отделения религии от государства;

- не допускать пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, религиозную, расовую

или национальную ненависть и вражду, а также пресекать пропаганду социального, расового,

национального или религиозного превосходства (эта обязанность исходит из ч. 2 ст. 29

Конституции РФ);

- в ходе предвыборной кампании обеспечивать кандидатам равные условия в

информационной сфере;

- обеспечивать полноту, достоверность, своевременность, открытость статистической

информации по всем направлениям жизнедеятельности региона.

Важнейшей информационной обязанностью субъектов РФ является создание региональной

государственной информационной системы, интегрированной с Федеральной информационной

системой и аналогичными системами других регионов.

Информационной обязанностью субъектов РФ является создание и обеспечение

целостности, сохранности, функционирования и развития различных информационных фондов

(библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, художественного и т.п.).

Правила соотнесения информационного поля и полномочий органов власти: применительно

к органам власти, к должностным лицам важно установить структуру информационных ресурсов,

способы получения информации и использование информации в процессе служебной

деятельности.

Задачи деятельности органов власти в информационной сфере:

- информационное обеспечение деятельности органов (работа по структуризации

информации и выбор наиболее правильных легитимных средств обработки информации);

- предоставление каждым органом власти информации другим пользователям.

Штат Иллинойс, США. Конституция, ст. Б, раздел I: губернатор, секретарь, контролер,

казначей должны обеспечивать хранение официальных документов и постоянно проживать в

месте пребывания правительства штатов с целью сохранения документов.

Документ "Постоянные правила Сената США" в редакции 1979 г. предусматривает строгий

режим конфиденциальности по вопросам, обсуждаемым Сенатом по предложению

исполнительной власти.

"Правила административной процедуры" информации:

- бесплатная;

- копируется ограниченно;

- режим допуска.

Выделяют основные направления деятельности органов власти.

1. Отбор информации, необходимый для обеспечения деятельности.

2. Систематизация информации.

3. Подготовка и ведение банков информационных данных.

4. Ответственность за адекватность информационных ресурсов задачам органов власти, а

также ответственность за полноту и своевременность сведений и ответственность за

использование информации по назначению.

5. Организация информационной системы.

6. Обеспечение безопасности.

3. Граждане и другие физические лица

как субъекты информационного права

Субъект права - это лицо, участник общественных отношений, которое характеризуется

такими главными признаками, как способность быть носителем субъективных юридических прав и

обязанностей, а также способностью участвовать в правоотношениях в силу действующего

законодательства <*>. В качестве субъектов информационных правоотношений могут выступать

либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды - это

могут быть не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства.

Конституция РФ в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" признает и гарантирует права

согласно общепринятым принципам и нормам международного права. Статья 62 Конституции

устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и

несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными

законами или международным договором РФ. Для осуществления своих информационных прав и

реализации обязанностей конкретные лица должны обладать правоспособностью и

дееспособностью. Правоспособностью здесь будет называться способность лица (журналиста,

автора программы для ЭВМ и др.) иметь информационные права и обязанности. Дееспособность

будет характеризовать способность лица претворять в жизнь, на практике своими действиями

имеющиеся у него информационные права и обязанности.

--------------------------------

<*> См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 138.

Очевидно, что правоспособность в информационной сфере имеют все граждане независимо

от их пола, возраста_____, расовой принадлежности, национальности, вероисповедания и

происхождения. Однако в информационной сфере правоспособность может быть дополнительно

ограничена. Например, Закон о СМИ устанавливает, что не может выступать учредителем

средства массовой информации гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо

отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной,

признанный судом недееспособным <*>.

--------------------------------

<*> См.: часть 2 ст. 7 Закона РФ "О средствах массовой информации" // Ведомости СНД и ВС

РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

Дееспособность в информационной сфере возникает не у каждого лица, а лишь у тех лиц,

которые в силу своей подготовки, способностей, должности и т.п. получают по информационному

законодательству возможность лично использовать свои права и принимать на себя

обязательства. Например, граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут лишь с согласия своих

родителей или законных представителей совершать сделки с программными продуктами, с

компьютерной техникой, т.е. обладают ограниченной дееспособностью.

Однако правоспособность может наступать до рождения (право наследования). Права

нерожденных в информационном праве:

1) право на доступ к завещанию;

2) право на защиту здоровья матери от вредной информации.

До 6 лет физическое лицо может иметь следующие права:

1) выходить в Internet с разрешения родителей;

2) пользоваться телефонными услугами с соглашения родителей.

Следует иметь в виду, что на информационно-правовой статус гражданина оказывают

влияние специальные административные статусы.

Среди гарантий информационных прав граждан можно выделить следующие:

- создание условий для предотвращения методов психопрограммирования (например, 25-й

кадр) в средствах телекоммуникации;

- школьные программы - единообразный информационный ресурс школьникам;

- государственные образовательные стандарты;

- государственные гарантии удовлетворения интересов потребителей средств массовой

информации.

4. Правовой статус общественных объединений и коммерческих

организаций как субъектов информационного права

Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов информационных правоотношений

могут выступать и организации (юридические лица). Это коллективные субъекты информационных

правоотношений. За юридическим лицом как субъектом информационного права всегда стоит

определенным образом организованный коллектив людей, который, однако, не всегда может или

должен быть юридическим лицом. Статья 30 Конституции РФ утверждает право граждан на

объединение для защиты своих интересов. Это может быть, например, национальная община,

которая также становится субъектом информационных отношений.

Л.В. Туманова и А.А. Снытников выделяют особую группу субъектов - физические и

юридические лица, профессионально занимающиеся сбором и обработкой информации (частные

детективы, действующие как предприниматели без образования юридического лица, брокеры,

патентные бюро, пенсионные фонды и т.д.) <*>.

--------------------------------

<*> См.: Туманова Л.В., Снытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. М.,

2001. С. 129 - 130. С. 110.

Правовой статус организации реализуется через права и обязанности, установленные для

всех видов организаций, - общий статус, а также через права и обязанности, установленные для

отдельных видов юридических лиц, - специальный статус.

Общий информационный статус юридических лиц связан с информационным обеспечением

юридических лиц; информационное обеспечение включает в себя создание и приобретение

информационных ресурсов и информационных технологий, учет своих информационных ресурсов

и распространение своими информационными ресурсами. Для устранения проблем, возникающих

в сфере информационного обеспечения организаций, требуется унификация этих процессов.

Общий статус организаций реализуется в том числе и через субъективные права юридических лиц

(объекты информационных ресурсов могут входить в состав уставного капитала).

Специальный статус организаций, наделенных определенными полномочиями по сбору,

обработке и хранению информации, обязательно закрепляется законом (библиотеки, архивы и

др.).

Например, обязательное лицензирование деятельности данных юридических лиц. Так,

лицензированию подлежат:

- работы с информацией персонального характера;

- проектирование права средств защиты информации и обработки персональных данных, а

также деятельность, в результате которой выводятся за пределы РФ государственные

информационные ресурсы либо ввозятся.

В связи с развитием интернет-технологий специальные статусы субъектов, участвующих в

международном информационном обмене, требуют серьезных уточнений.

Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ

Глава 4. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.