Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дербісалина Г.А., Махаметова М.Г., Ахметова Д.Н., Бекбергенова Ж.Б




Дж. Боффа в эпилоге книги «От СССР к России» признает: «Действительно, Запад несет немалую долю исторической ответственности за нынешнее положение дел в России». (Эти слова относятся к событиям времен распада СССР). Прокомментируйте данное высказывание. В чем историческая ответственность Запада за то, что произошло в России?

Россия в начале XXI века. Какова ваша точка зрения на место нынешней России в цивилизационном процессе? По какому пути должна идти Россия сегодня? Каковы ценностные ориентиры развития современной России?

Назначение и основные направления деятельности ЕЭС и других финансовых и экономических организаций. Назовите примеры участия России в процессах европейской интеграции, раскройте сложившиеся тенденции экономического сотрудничества России со странами СНГ, приведите конкретные примеры.

Европейское экономическое сообщество (сокр. ЕЭС) — региональное интеграционное объединение двенадцати европейских государств, существовавшее с 1957 по 1993 год. Целью создания являлась дальнейшая Экономическая интеграция, включая создание общего рынка. Официальной целью создания ЕЭС было объявлено достижение «всестороннего развития экономической деятельности» в масштабах всего сообщества, «постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет», путём создания «Общего рынка». Под «Общим рынком» мыслится такое объединение (интеграция) национальных рынков стран-участниц, в котором предусматривается: постепенное устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения «лиц, капиталов и услуг»; проведение общей политики в области транспорта и хозяйства; разработка принципов согласования экономической политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств стран-участниц. Реализация этих мероприятий должна осуществляться постепенно, в течение т. н. переходного периода в 12 лет. Взаимоотношения между Европейским Союзом и современной Россией имеют небольшую историю, можно сказать эта история только началась. На мой взгляд, пятнадцатилетний период попыток, направленных на эффективное сотрудничество России и государств членов Евросоюза это еще не срок. И Европейский союз, и Россия заинтересованы в дальнейшей интеграции, но подходят к решению этого вопроса осторожно, не спеша, поскольку находятся в поисках взаимовыгодных путей сотрудничества. По мнению ЕС “основой отношений между ЕС и РФ остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в Европе, имеющее целью способствовать интеграции между Россией и расширяющейся зоной сотрудничества в Европе. А также создание необходимых условий для формирования в будущем зоны свободной торговли между ЕС и РФ”.

Международный валютный фонд, МВФ — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам. Официальные цели МВФ:

«способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

«содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

«обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Основные функции МВФ:

содействие международному сотрудничеству в денежной политике

расширение мировой торговли

кредитование

стабилизация денежных обменных курсов

консультирование стран-дебиторов (должников)

разработка стандартов международной финансовой статистики

сбор и публикация международной финансовой статистики

Всеми́рная торго́вая организа́ция — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. В ходе переговоров возник конфликт между стремлением к свободной торговле и стремлением множества стран к протекционизму, особенно в плане сельскохозяйственных субсидий До сих пор эти препятствия остаются главными и мешают любому прогрессу для запуска новых переговоров в рамках Дохийского раунда. По состоянию на июль 2012 года, существуют различные группы переговорах в системе ВТО для решения текущих вопросов в плане сельского хозяйства, что приводит к застою в самих переговорах.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности. Цели и принципы ВТО

 

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.

Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение "проблемы безбилетника"

Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-то стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах

Защитные клапаны. В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений

Есть три типа деятельности в этом направлении:

* Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей;

* Статей, направленных на обеспечение "справедливой конкуренции";. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики

* Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам.

Исключения из принципа НБН также составляют развивающихся странах, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы

Организация стран — экспортёров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращённо ОПЕК., англ. OPEC) — международная межправительственная организация (также называемая картелем), созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола.

Россия и ОПЕК

С 1998 года Россия является наблюдателем в ОПЕК. Проходят регулярные встречи российских министров с руководителями ОПЕК и коллегами из стран ОПЕК. Россия выступила с инициативой организовать регулярный Энергодиалог Россия — ОПЕК, заключить Соглашение (Меморандум) об Энергодиалоге, с российской стороны уполномоченным органом будет Министерство энергетики Российской Федерации. Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран-участниц организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти.

Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (МБРР)— основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Цели МБРР

оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;

содействие частным иностранным инвестициям;

содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;

сбор и публикация статистической информации,

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Основные направления деятельности МБРР

Кредиты от МБРР и МАР в 2005 году

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса.

Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных кап. стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 г. экономику Ирана и в 1954 г. экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить (!) дальнейшие вложения гос. средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.

В условиях глобализации, геоцивилизационных процессов, заметна категоризация общероссийской идентичности, прежде всего на идеологическом и социально-психологическом уровнях. Это определение места России в мире; в отношении к традиционной российской идентичности; в отношении к национальной (многонациональной) самобытности России; в отношении к российскому народу и русским; в отношении к модернизации и особенностям интеграции страны в мировое сообщество; в отношении к особенностям демократизации России и в том, как сформулировать новую российскую идентичность1.

 

При этом актуализируется проблема «Русского мира» в цивилизационном развитии. После политического разделения СССР на самостоятельные государства понятие «Русский мир» распространилось не только на дальнее, но и на «ближнее зарубежье», ибо за пределами Российской Федерации оказалось 25 миллионов русских или 35 миллионов русскоязычных, включая представителей других народов2.

 

Положение русских внутри России и в ближнем зарубежье привело к заметному росту и активизации самосознания русских. Однако рост национального самосознания русских зачастую политизируется, рассматривается как «национализм», шовинизм, хотя это и невозможно в силу специфики образования российского государства и социоинтегрирующей исторической роли в нем русского народа.

 

Проблема русских в 90-годы все чаще стала выдвигаться на государственный уровень. Она нашла отражение в «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 909 от 15 июня 1996 года. Ее основная идея сформулирована так: «Межнациональные отношения в стране во многом будут определяться тенденциями и перспективами развития русского народа, являющегося опорой российской государственности. Потребности развития русского народа должны в полной мере найти отражение в общегосударственных и региональных программах». Отношения русского этноса с другими не были идиллическими. Однако в России ни один народ, доверивший российскому государству свою судьбу, не исчез с этнографической карты, как это произошло не только в Америке, но и в Западной Европе.

 

Проблема этнонациональной идентичности в России в настоящее время исследуется в аспекте формирования российской нации как гражданского полиэтнического общества. Укреплению национальной идентичности России в современном глобализирующемся мире способствуют задачи, сформулированные в Послании Федеральному Собранию Президента РФ В.В. Путина (2007 г.), в котором, в частности, обращается внимание, что «Решая стоящие перед нами задачи и используя при этом самое современное, все самое новое, генерируя эту новизну, мы вместе с тем должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю. Только в этом случае мы сможем правильно определить ориентиры развития страны».

 

Эти тезисы, как основа идеологии национального развития России подтверждаются и в Послании Президента РФ Д.А. Медведева в котором выдвигается задача поддержки национальных традиций и культур народов России, как условия укрепления федеративных основ государства, условия согласия в нашем обществе, единства российской нации – как залога стабильности, цивилизационного развития всей страны1.

 

Таким образом, модель этнонациональной идентичности предполагает развитие, опираясь на лучшие достижения человечества, на самобытность народов, на национальную культуру и традиции государства, носителем которых являются все народы, т.е. российский народ. Формирование российской идентичности в условиях демократии, определяющей новую ступень цивилизационного развития – процесс многосложный, связанный с осмыслением истории, политических трансформаций, этнонационального развития, традиций, социокультурных факторов, тенденций укрепления российского федерализма и др. Рассматривая Россию как локальную цивилизацию, следует отличать идею замкнутых цивилизаций от идеи локальных цивилизаций. Если идея замкнутых цивилизаций потеряла всякий рациональный смысл, то идея локальных цивилизаций, живущих природой своей локальности в пространстве интенсивного межцивилизационного взаимодействия - это единственно разумное основание для рационального объяснения сложившейся цивилизационной исторической реальности и перспектив ее развития.

Каждая цивилизация как относительно самостоятельная единица (подсистема) единого процесса развития человечества имеет свою собственную внутреннюю логику развития, определяемую внешними природными и социальными условиями становления данной цивилизации.

Сегодня Россия нуждается в системном реформировании, которое привело бы к качественным изменениям, т.е. модернизации. Задача модернизации состоит в том, чтобы добиться таких изменений, которые гарантировали бы устойчивое развитие в экономической, социально-политической, научно-технической и культурной сферах. В России модернизационный процесс происходит как последовательность больших исторических и социокультурных процессов, находящихся в отношениях преемственности и одновременно предполагающих разрывы, что придает всему процессу дискретный характер.

Одна из важнейших задач России в современном мире - стать для самой себя принадлежностью к наиболее развивающейся части современной цивилизации, сохранив при этом собственные культурные и духовные ценности. Сохранение базовых черт российской самобытности при этом будет способствовать прямо и опосредованно здоровому, плодотворному плюрализму в рамках общего цивилизационного процесса.

59. Место Российской Федерации в современном мировом сообществе. Назовите геополитический характер вызовов, с которым столкнулась Россия на рубеже XX-XXI вв. Какие достижения и просчеты России в области внешней политики Вы могли бы отметить?

Территориально Российская Федерация непосредственно соприкасается с тремя мировыми цивилизационными центрами – Западной Европой,Китаем и Японией. При этом Россия обладает «набором» ресурсов, включающим дефицитные для указанных центров. Это – территориальный ресурс (причем речь идет не столько о том, что Россия самая большая по

площади страна, сколько о том, что «граничные» с названными цивилизационными центрами территории России наиболее удобны для проживания). Нельзя забывать, что Россия обладает и крупнейшими в мире запасами лесных ресурсов, морепродуктов, питьевой воды и экологически чистых территорий,пригодных для сельскохозяйственного (аграрно-промышленного) освоения

(особенно в своей азиатской части).

Специфика нынешней ситуации для каждого из граничащих с Россий-

ской Федерацией цивилизационных центров такова, что потребности их

развития, с одной стороны, и геополитическое положение этих центров – с

другой, определяют их экспансию в отношении того или иного ресурса,

которыми обладает Россия. Борьба за занятие стратегически приоритетных

позиций на российском пространстве неизбежно становится одной из стратегических целей названных цивилизационных центров. Ясно также, что

США не будут сторонними наблюдателями борьбы за российские ресурсы.

Таким образом, геополитическое положение России таково, что она является «яблоком раздора» между основными цивилизационными центрами

современного мира. В этом свете изначально безуспешными являются попытки «разъяснить» (западной) Европе, что Россия ныне другая и потому должна стать

полноправным членом европейской интеграции. Такие попытки предпринимались и в позапрошлом веке. Это, конечно, не означает какого-либо «запрета» на вхождение

России в различного рода политические, экономические и даже военные

союзы с Западом. Да иное и невозможно в силу глобализации экономической жизни. Наоборот, можно предположить, что такого рода развитие событий будет даже инициироваться и стимулироваться Западом. Другой вопрос, что вхождение России в эти союзы, её интеграцию в их рамках Запад

неизбежно (в силу присущей его цивилизации исторической траектории)

будет рассматривать как механизм «освоения» России в ходе своей ресурсной экспансии, соответственно «приспосабливая» к этой экспансии

конфигурацию российской социально-экономической системы и её материально-технической базы. В процессе становления российского гуманистического общества должна осуществляться переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. В новом обществе должно гармонично сочетаться духовное и материальное богатство личности и общества при приоритете, разумеется, духовного совершенствования человека.

 

Россия - уникальная евразийская цивилизация, центр устойчивости и неустойчивости геополитического, глобального развития человеческой цивилизации. Такая функция России в механизмах социально-глобального развития человечества обусловлена особенностями Евразии как единственного места, где на единой территории происходит соединение Запада и Востока. В остальных местах Запад и Восток разделены горами и водоразделами. Именно Евразия как "этногенетический вулкан" определяла этногенез Европы, Америки, в значительной степени Азии и Северной Африки на протяжении всей истории. Становление российского государства на евразийском континенте защитило Европу от "этнических войн" с Востока, обеспечило стабильность ее этногенеза в последнем тысячелетии. Именно "сильная" Россия вместе со сформировавшимся на ее территории суперэтносом стабилизировала "глобальный мир" с позиций взаимоотношений Восток - Запад. Необходимость военного могущества России, ее евразийская масштабность, сложившиеся духовно-культурные основания русского народа как основного "скрепа" российского суперэтноса, уникальный опыт взаимодействия более 100 народов и национальностей обусловлены исторически, определяют Россию как уникальную евразийскую цивилизацию общинного типа с доминантой ценностей коллективизма, соборности и державности.

 

Историческая миссия России - стать центром, объединяющим Восток и Запад на духовной основе, т.е. новой целостной идеологии гуманизма. В этом суть великой русской идеи, объединяющей идеи мира. Мировая идея социализма являлась разъединяющей идеей, она разорвала мир на системы капитализма и социализма, ведущих между собой бескомпромиссную идеологическую борьбу. Говоря о человеческой цивилизации, ее будущем, следует отметить, что равнодействующая прогресса человечества ведет к возникновению цивилизации глобального гуманизма. Будущее России и человечества в целом не за обществом техники, даже гуманизированной, не за обществом всеобщего потребления, не за обществом казарменного социализма, а за подлинно человеческим обществом гуманизма. В целом Россия по меньшей мере тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным – к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому интерес для России представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы, а также ближнее зарубежье. Не только для России, но и для мирового баланса сил в целом большое значение имеют отношения по линиям Россия – страны Европейского союза, Россия – НАТО, Россия – США, Россия – Китай, Россия – Япония, Россия – страны Ближнего Востока, Россия – СНГ и др. И на западном, и на восточном, и на южном направлениях внешняя и, следовательно, военная политика России приобретает стратегическое измерение как в её отношениях с соседними странами и регионами, так и в их отношениях с ней. Особое значение геополитическое положение Россия приобретает из-за её близости к некоторым наиболее опасным зонам и эпицентрам этнотерриториальных и других конфликтов.

В силу сложившегося положения, первоочередные задачи России в области обеспечения безопасности состоят в естественном сохранении своих исторических рубежей и отстаивании национальных интересов, обеспечении надежной защищенности своего военно-стратегического пространства. Национальная безопасность России в 21 веке все теснее будет увязываться с безопасностью глобальной и региональной. При этом, с точки зрения национальных интересов, военная безопасность все меньше рассматривается в чистом виде: она неразрывно связана и неотделима от всех других аспектов национальной безопасности – экономической, социальной, политической, информационной, экологической и других.

Национальные интересы отражают объективные потребности народов Российской Федерации в самосохранении и развитии. Эти потребности, в свою очередь, определяются не только геополитическим положением государства, но и историческими традициями, национальными ценностями, образом жизни людей, а также проявлением факторов, влияющих на национальную безопасность.

Национальные интересы Российской Федерации отражают высшие приоритеты государства и всего общества, осознанные и выраженные в виде целевых установок. Россия должна исходить из того, что её политика, в том числе военная, определяется её собственными национальными интересами и ценностями. Осознавая свои интересы, Россия, как великая держава, должна стремиться не только сочетать, но и решительно отстаивать их с интересами других стран и народов.

Для западных элит распад СССР означал их победу в «холодной войне». События такого масштаба, когда равный по военной силе и экономическому потенциалу непримиримый идеологический противник капитулировал без единого выстрела, ещё не случалось в мировой истории.

 

Даже через двадцать лет Россия, как правопреемница Советского Союза, представляется для Запада проигравшей стороной. Отношение к нашей стране выражается в древней формуле Vae victis! (Горе побеждённым!).

 

Запад выстраивает свою политику так, чтобы на пространстве бывшего СССР никогда больше не возникло нового конкурента, новой сверхдержавы, нового цивилизационного проекта.

 

Двадцатилетие распада СССР находится в фокусе внимания западных средств массовой информации. Естественно, что это событие подаётся с точки зрения владельцев СМИ и тех кругов, мнение которых эти СМИ отражают. крушение двадцать лет назад Советского Союза – империи, которая на протяжении семидесяти лет соединяла республики от Европы до Азии, ощущается и сегодня в виде череды развязанных конфликтов, нестабильности и бедности.

 

После года протестов и экономического кризиса 25 декабря 1991 года Михаил Горбачёв покинул пост президента страны, страны, которая уже прекратила своё существование, страны, от которой уже откололись союзные республики. В ту же ночь красный флаг был спущен над Кремлём. Запад, в свою очередь, тоже сделал несколько гигантских "ошибок". В кавычках, потому что это были не ошибки как таковые, а влияние империалистической идеи превосходства Запада и идея о том, что Запад вправе экспортировать американскую модель общества по всему миру.

Этот урок еще до сих пор не усвоен. И сейчас Запад - по крайней мере, значительная его часть - считает себя по-прежнему центром Земли, в то время как становится все очевиднее, что центр сместился на Восток.

Ни российские "демократы", ни западные советологи не понимали, что история будет продолжаться. Ни одна из сторон не думала, что развал советско-российской империи, "империи зла", к созданию лучшего мира не приведет. Мы по-прежнему имеем дело с жуткими последствиями тех ошибок и просчетов. А тот мир, в котором мы живем сейчас, 20 лет спустя, еще более хрупок, чем во времена холодной войны.

Исчезновение Советского Союза привело к очень большим психологическим изменениям на Западе. И все чувствовали на Западе – в основном в США – что они выиграли… И они начали действовать уже как самостоятельная и единственная сила. И это по-моему стало фундаментальным источником нынешнего кризиса. Они зашли слишком далеко в своей иллюзии доминирования в мире.

ДӘЛЕЛДІ МЕДИЦИНАДАҒЫ СҰРАҚТАР МЕН ОНЫҢ ЖАУАПТАРЫ

Оқу әдістемелік құралы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.