Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физические свойства нефтяных газов




Различные углеводороды, входящие в состав СНГ, имеют разные значения давления насыщенных паров. Основными компонентами являются углеводороды с числом углеродных атомов в молекуле от 1 до 4. Этот параметр СНГ имеет важнейшее практическое значение.

Условия эксплуатации. Автомобильная газобаллонная установка рассчитана на подачу топлива к двигателю под давлением паров газа в баллоне. В связи с этим величина давления насыщенных паров сжиженных нефтяных газов имеет важное эксплуатационное значение. При любой температуре окружающего воздуха в баллоне со сжиженном нефтяным газом должно быть избыточное давление не менее 0,35…0,5 кг/см²., достаточное для надёжной подачи топлива к двигателю, а также для обеспечения пуска и прогрева холодного двигателя на газе из парового пространства баллона. Опыт эксплуатации показывает, что давление насыщенных паров сжиженных нефтяных газов для газобаллонных автомобилей должно быть не менее 2,7 кг/см² при температуре -200 C. Так, углеводороды, входящие в сжиженные нефтяные газы различаются по давлению насыщенных паров, что позволяет производить газы, соответствующие времени года и климатическим условиям применения. Так сжиженный газ из пропана, хорошо отвечает требованиям зимней эксплуатации.

 

 


 

 

Таблица 1

 

Показатели Метан СН4 Этан С2Н6 Этилен С2Н4 Пропан С3Н8 Пропилен С3Н6 Н-бутан С4Н10 Изобутан С4Н10 Изобутилен С4Н8 Н-пентан С5Н12
Молярная масса 16,04 30,07 28,05 44,09 42,08 58,12 58,12 56,10 72,12
Температура, 0С: критическая кип ения при 0,1 МПа     -82 -162     +32 -89     +10 -104     +96 -42     +92 -47     +152 -1     +124 -10     +143 -6     +197 -36
Плотность жидкой фазы при 150С и 0,1 МПа, кг/м3 -             -  
Плотность газовой фазы при 00С и 0,1 МПа, кг/м3 0,67 1,356 1,261 2,019 1,915 2,703 - 1,937 3,220
Теплота парообразования при температуре кипения, кДж/кг               -  
Количество воздуха, теоретически необходимого для сгорания 1 кг топлива, кг/кг 14,2 14,6 14,4 15,7 14,8 15,6 15,6 - 14,9
Теплота сгорания, МДж/кг 50,0 48,0 47,0 46,0 46,0 45,5 45,6 - 43,5
Октановое число: по моторному по исследовател.     104,0 -     99,5 116,3     91,0 -     96,3 111,9     84,9 102,6     90,1 95,8     98,0 102,1     88,0 101,0     105,0 -
Коэффициент объёмного расширения при температуре, 0С: -20 +20 +40 - - -     1,043 1,094 1,156 1,236     1,044 1,098 1,164 -     1,033 1,067 1,108 1,155     1,036 1,075 1,121 1,175 - -

Таблица 2

Показатели качества сжиженных газов

 

Показатели Марка сжиженного нефтяного газа
ПБА ПА ЭПА
Массовые доли компонентов: Метан Пропан   Не нормируется 50 ±10 90 ±10 85 ±10
Сумма предельных углеводородов, % не более   Объёмная доля жидкостного остатка при +400 C   Отсутствует     Отсутствует       то же       Следы
Базовая температура (0C) регламентации избыточного максимального давления насыщенных паров 1,6 МПА То же для минимального давления 0,07 МПА   +45   -20   +30   -35   +5   -40
Массовая доля серы и её соединений, %, не более В том числе сероводорода, % не более   0,01   0,003   0,01   0,003   0,01   0,003
Содержание воды и щелочей Отсутствуют

 

Существенной особенностью сжиженных нефтяных газов является большой коэффициент объёмного расширения жидкой фазы (см. табл. 1). Плотность жидкого пропана при 00 C равна 0,53 кг/л., а при +500 C она снижается до 0,46 кг/л., при этом удельный объём возрастает на 15,4 % (объём 1 кг жидкого пропана увеличивается с 1,88 до 2,17 литров). Эта особенность сжиженных нефтяных газов учитывается при заполнении баллонов, а именно, необходимо наличие большого (до 10 %) свободного, не заполненного топливом объёма в топливных баллонах.

В системах смесеобразования в двигатель газ подаётся в паровой фазе. Испарение топлива и подогрев паров, необходимый для компенсации охлаждения при расширении в редукторе, осуществляются в теплообменнике топливной системы. Теплота подводится от системы охлаждения или выпуска отработавших газов.

Для запуска холодного двигателя, когда теплоподвод к газу отсутствует, производят отбор газовой фракции из свободного объёма баллона. Длительная работа двигателя с отбором топлива из свободного объёма недопустима, так как приводит к переохлаждению топлива из-за затрат теплоты на испарение и неравномерному израсходованию компонентов, входящих в топливо. В первую очередь расходуется компоненты, обладающие наибольшим давлением насыщенных паров: пропан и пропилен. Это может привести к перебоям в подаче топлива.

Особенности применения газообразных топлив. Газообразные топлива имеют ряд существенных преимуществ перед жидкими топливами.

а) газообразные топлива являются наиболее дешёвыми видами топлива, так как могут использоваться непосредственно после получения с газовых, нефтяных месторождений без дополнительной переработки, иногда лишь после неглубокой очистки.

Огромные ресурсы газообразных топлив, строительство мощных газопроводов, открытие новых газоносных площадей — всё это свидетельствует о несомненной перспективности газообразных топлив;

б) сжиженные нефтяные газы имеют высокую детонационную стойкость, что позволяет использовать их в двигателях с большой степенью сжатия, и соответственно высокими технико-экономическими показателями;

в) при использовании газообразных топлив в результате лучшего смесеобразования и более совершенного протекания процесса сгорания образуется меньшее количество отложений в двигателе, а в отработавших газах уменьшается содержание токсичных компонентов: в 1,7…2,3 раза по окиси углерода и в 5…7 раз по соединениям серы;

г) применение газообразных топлив повышает долговечность двигателя в 1,25…2,0 раза. Отсутствие жидкой фазы топлива предотвращает смывание масляной плёнки со стенок цилиндра и колец и тем самым значительно снижает износ цилиндропоршневой группы;

д) срок смены масла увеличивается в 2…2,5 раза, угар масла уменьшается на 30…40 %. Межремонтный пробег автомобилей на сжиженном нефтяном газе возрастает в 1,4…2 раза. Улучшаются условия работы свечей зажигания и срок их службы увеличивается в 2…3 раза.

К недостаткам автомобилей, работающих на жидком топливе относят:

а) снижение пробега без дозаправки в 1,5…3,0 раза;

б) уменьшение полезной нагрузки на 5…20 %;

в) уменьшение мощности двигателя на 20 % и в связи с этим ухудшение тягово-динамических свойств автомобиля;

г) ухудшение запуска при низких температурах;

д) повышение пожаро- и взрывоопасности.

Спирты. Альтернативными топливами являются спирты и эфиры (кислородосодержащие вещества). Метил- трет -бутиловый эфир является эффективным компонентом автомобильных бензинов, улучшая их важнейшее эксплуатационное свойство - детонационную стойкость.

Из спиртов наиболее интересен метанол и как самостоятельное топливо, и как компонент нефтяных топлив, в том числе и дизельных. Его можно производить из газа, древесины, биомассы, различного рода отходов. Однако метанол имеет ряд недостатков, над преодолением которых ведутся работы:

- высокая токсичность;

- меньшая теплота сгорания;

- высокая теплота испарения;

- коррозионная активность;

- гигроскопичность.

Спирты обладают высоким октановым числом и низким цетановым числом, благодаря чему их целесообразно использовать в двигателях с принудительным воспламенением. Октановое число по моторному методу у метанола равняется 90, у этанола – 88; по исследовательскому методу у метанола – 110, у этанола – 106. Стехиометрическое количество воздуха (кг воздуха/кг топлива) у метанола – 6,5; у этанола – 9,0.

Высокая гигроскопичность спиртов (они неограниченно смешиваются с водой) оказывает отрицательное влияние на их эксплуатационные свойства. Увеличение концентрации воды повышает плотность, температуру кипения и кристаллизации, теплоёмкость и теплопроводность при одновременном ухудшении его энергетических показателей и значительном увеличении коррозионноё агрессивности. Метанол вступает в химическую реакцию с водой с выделением водорода.

Теплота сгорания спиртов приблизительно в 2 раза меньше, чем у нефтяных топлив (у метанола – 22000 кДж/кг, у этанола – 26000 кДж/кг), поэтому при практически равных энергетических затратах двигателя, работающие на спирте, имеют по сравнению с бензином большие массовые расходы топлива. Спирты по сравнению с нефтяным топливом характеризуются более устойчивым сгоранием. Благодаря этому расширяется диапазон устойчивого горения на бедных смесях до a = 1,5…1,6.

Сгорание спиртов по сравнению с бензинами характеризуется меньшими задержками воспламенения и большими скоростями горения, более низкими температурами и большей полнотой сгорания. Всё это обеспечивает меньший теплоотвод из зоны реакции, пониженную теплонапряжённость деталей цилиндропоршневой группы, уменьшение нагарообразования, повышенный индикаторный КПД, меньшую токсичность отработавших газов по СО и СnHm и оксидам азота.

Высокие значения теплоты испарения спиртов обусловливают снижение температуры заряда, а, следовательно, повышение коэффициента наполнения. Сочетание перечисленных факторов позволяет увеличить мощность двигателя при переходе на спирт на 10…15 % по сравнению с бензином. Использование высоких антидетонационных качеств спиртов позволяет дополнительно увеличить мощность двигателя путём увеличения степени сжатия.

Большая теплота испарения спирта затрудняет пуск двигателя и ухудшает условия внешнего смесеобразования. Для устранения этого недостатка применяют добавку растворимых в спиртах легкокипящих углеводородов – до 20 % бутана, изопентана, диметилового эфира, интенсивный подогрев впускного тракта и карбюратора, частичную рециркуляцию отработавших газов и ввод специальных пусковых систем. Особенностью спирта является малое сажеобразование, а метанол практически не даёт сажи.

Спирты коррозионно активны по отношению к стали, алюминию, магнию, цинку и сплавам на их основе. Они реагируют со свинцом, образуя аморфные соединения, забивающие топливные фильтры и жиклёры. Большинство уплотнительных материалов набухают при контакте со спиртами.

При работе на спиртах возможен повышенный износ двигателя, так как спирты разрушают масляную плёнку на стенках цилиндров. В присутствии воды это действие усиливается. Кроме того, при неполном сгорании этанола образуются органические кислоты, увеличивающие коррозионный износ пар трения. При работе непрогретого двигателя износ увеличивается.

При работе на спиртах токсичность отработавших газов при a = 0,98…1,0 по концентрации СО соответствует бензиновым двигателям; с увеличением коэффициента избытка воздуха свыше 1,0 концентрация СО резко снижается; по мере дальнейшего обеднения смеси оксид углерода в отработавших газах практически отсутствует. Концентрация углеводородов в 10…20 раз меньше, чем в бензиновых двигателях, а оксида азота в 1,5…2,0 раза.

Для работы на спиртах и спиртобензиновых смесях необходимо увеличить объём топливных баков; ввести системы пуска двигателя; изменить тарировку топливодозирующих устройств (жиклёров); заменить уплотнительные материалы; установить свечи с большим калильным числом.

Препятствием для использования метанола является его высокая токсичность, так как он яд, действующий на нервно-сосудистую систему. Отравление возможно при попадании его в пищеварительный тракт, при вдыхании или попадании жидкости на кожу. Предельно допустимая концентрация паров метанола в воздухе 5 мг/м3 (для сравнения у бензина 100 мг/м3). Попадание в организм свыше 10 мл метанола может окончиться тяжёлым отравлением. Смертельная доза 30 мл. При длительном контакте с метанолом возможно хроническое отравление, сопровождающееся нервным расстройством. Поэтому необходима надёжная герметизация топливных баков и топливоподающей системы.

Этанол менее токсичен, его предельно допустимая концентрация в воздухе 1 г/м3. Препятствием для его массового использования является наркотическое воздействие на организм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.