Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восстановление патриаршества на Поместном соборе 1917-1918 гг




Собор был составлен из людей гораздо более церковных, чем рассчитывали либералы. Тем не менее поначалу там заседания шли непросто, потому что общая демократическая стихия, в частности борьба при голосованиях, захватывала людей и на оборе. Поэтому в первую неделю своей работы собор напоминал церковный парламент. И только благодаря глубокой мудрости и такту, пастырям удалось это направление переломить. На соборе начинал преобладать соборный дух, а политиканство все больше отходило и люди начали проникаться сознанием своей ответственности перед Богом и Церковью, а всякие партийные деления ослабли. Хотя чувствовалось (об этом пишет владыка Вениамин), что на соборе действует некая напористая спаянная фракция. Это были либералы, ядром которого стали члены Предсоборного Совета – в будущем многие из них станут обновленцами.

На первых же заседаниях Собора было принято решение организовать отделы, для секционного решения вопросов с последующим пленарным заседанием. Но начались прения по составам отделов. Они были прекращены с принятием установки: в любой отдел принимать на равных основаниях всех членов собора по их желанию. Собор образовал 22 отдела, которые готовили доклады и проекты определений, выносившиеся на заседания. Важнейшими отделами были Уставный, Высшего Церковного управления, епархиального управления, благоустроения приходов, правового положения Церкви в государстве. Большинство отделов возглавили архиереи. [Вводились отделы: законоучительный, о церковно-приходских школах, о единоверии и старообрядчестве о духовных академиях, уставный, о высшем церковном управлении (самый многочисленный), о Богослужении, о проповедничестве и храме, об имущественном и правовом положении духовенства, о монастырях и монашестве, о епархиальном управлении, о правовом положении Русской Церкви в государстве, о духовных учебных заведениях, о внутренней и внешней миссии, о церковном имуществе и хозяйстве, о церковной дисциплине, о устроении Православной Церкви в Закавказье (в связи с объявленной ими автокефалии)].

Собор проходил в очень сложной обстановке. Едва он успел начаться, как произошел Корниловский мятеж. К октябрю обстановка в стране становится еще более напряженной, и хотя работа в отделе о высшем церковном управлении была еще не окончена, архиепископ Астраханский Митрофан (председатель этого отдела) заявляет на соборе в середине октября, что дальше работа в отделе нецелесообразна, пока не будет решен принципиально вопрос о патриаршестве в РПЦ, потому что отдел должен разработать полностью все положения о том, как будет управляться РПЦ, а здесь все упирается в вопрос о патриаршестве. Такого рода вопрос может решить только пленарное заседание собора, что вовсе не предрешает размеры полномочий патриарха, его отношения с Синодом, собором и прочими соборными органами. Часть либералов, которые были в отделе, не согласны с таким решением и просят предоставить им возможность сделать содоклад. Такую возможность им дают. Начинается дискуссия. Для подавляющего большинства т.н. демократов патриаршество несовместимо с самим демократическим строем. Они считают, что это некий пережиток самодержавия. Монархисты же считают, что возрождение патриаршества – в компетенции монарха.

Все, кто так или иначе руководствовался в своей деятельности внешними для Церкви интересами, становятся противниками патриаршества. Восстановлением патриаршества наносится очень сильный удар чаяниям обновленчества. Защитники патриаршества утверждали, что восстановление патриаршества основано на верности традиции, канону. Они раскрывали необходимость восстановления его с канонической стороны и с точки зрения того, чтобы Церковь могла как-то влиять на ход событий, защищать себя. Наибольший резонанс произвели речи в защиту патриаршества митр. Антония Храповицкого и архимандрита Иллариона Троицкого. Последний подчеркивает, что не может быть и речи о самом вопросе – восстанавливать патриаршество или нет, потому что церковный канон требует, чтобы епископы каждой области знали первого среди них и ничего не делали без его совета, равно как и он не должен ничего делать без рассуждения прочих. Это принцип православного патриархизма.

Едва было принято решение о восстановлении патриаршества и собор встал перед необходимостью решить, какими полномочиями должен обладать патриарх, как тут же группа из 70 с лишним членов направляет на собор письмо о том, что пусть отдел решает вопрос о полномочиях патриарха, но к его выборам нужно приступить немедленно, не теряя ни минуты. Это вызывает дополнительные дискуссии, но к 30 октября все решения принимаются, в том числе и решение об избрании патриарха.

Перед выборами патриарха поданными записками были намечены кандидаты: архиеп. Харьковский Антоний (101 голос), архиеп. Тамбовский Кирилл (27), митр. Московский Тихон (23), митр. Тифлисский Платон (22), архиеп. Новгородский Арсений (14), митр. Киевский Владимир, архиеп. Кишиневский Анастасий и протопресвитер Шавельский (по 13 голосов), архиеп. Владимирский (бывш. Финляндский) Сергий (5). Остальные 15 кандидатов получили единичные голоса. Между прочим, А. Самарин, несмотря на то, что он был мирянин, получил 3 голоса.

31 октября из всех намеченных кандидатов были избраны трое: архиеп. Антоний, архиеп. Арсений и митр. Тихон. 5 ноября в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха через жребий (старец Алексий Зосимовский). 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Кремля совершилось настолование (интронизация) митр. Тихона в сан Патриарха Московского и всея Руси. 7 декабря был избран Синод из шести человек в составе: Патриарх и митр. Владимир (по должности), по избранию – митр-ты: Арсений Новгородский, Антоний Харьковский, Сергий Владимирский, Платон Одесский и архиепископы Анастасий Кишиневский и Евлогий Волынский. На случай смерти членов Синода было избрано также шесть заместителей (кандидатов в члены Синода): митр. Петроградский Вениамин, архиепископы Таврический Димитрий, Могилевский Константин, Тамбовский Кирилл, епископы Вятский Никандр и Пермский Андроник.

В качестве «Нижней Палаты» Синода 8 декабря был избран Высший Церковный Совет из представителей белого духовенства и мирян.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.