Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины и понятия. Основная философская проблематика




Основная философская проблематика

Интернет-ресурсы

Перечень рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов

 

 

Основная литература

 

1. История философии: учебник для вузов / отв. ред. В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. – 6-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – Разд. II – III.

2. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для вузов / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2010. – С. 25 – 200.

3. Философия: учебник для вузов / В. Н. Лавриненко [и др.];
под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ,
2010. – Разд. II.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Канке, В. А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: учебное пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2003. – 431 с.

2. Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. – 3-е изд., испр. – М.: ЧеРо, 2005. – 187 с.

3. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. – М., 1991.

4. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – В 2 т. – М., 1993.

5. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисер. Т. 1 – 3. – М., 1995 – 1996.

6. Столович, Л. Н. История русской философии: очерки / Л. Н. Столович. – М.: Республика, 2005. – 495 с.

7. Философия Древнего мира: учебное пособие для вузов / Г. И. Иконникова, Н. И. Иконникова. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 247 с.

 

 

 

1. http://eLibrary.ru – научная электронная библиотека – (дата обращения: 25.10.2011).

2. http://filosof.historic.ru/ – цифровая библиотека по философии – (дата обращения: 25.10.2011).

3. http://hpsy.ru/ – экзистенциальная и гуманистическая психология – (дата обращения: 25.10.2011).

4. ftp://mmedia.ustu/pub/Library.EUP/pdf/003/EUPpofil.pdf.139.1...157.8.pdf – (методические рекомендации и указания к семинарским занятиям по философии) –
(дата обращения: 25.10.2011).

5. http://philosophy.pu.ru – философский факультет Санкт-Петербургский государственный университет – (дата обращения: 25.10.2011).

6. http://psylib.org.ua/links/index.htm – психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» – (дата обращения: 25.10.2011).

 

 

 

 

 

Бытие, материя, движение, пространство и время, субстанция, общество, материальное производство, идеология, общественное бытие и общественное сознание, производительные силы и производственные отношения, сознание, гилозоизм, гуманизм, душа, информационное общество, истина, синергетика, сенсуализм, отчуждение, понимание, личность, цивилизация, формация, парадигма, аксиология, ценность.

 

 

Глоссарий к разделу

 

Абсолютизация – придание какой-либо характеристики (признаку, свойству) универсального значения.

Абстрактность – односторонность, частичность, упрощенность.

Антропология (от греч. аnthropos – человек, и logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину, сколько философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру. Необходимость решения вопросов, выдвигаемых философской антропологией, в связи с учетом развития других наук, привели к возникновению целого ряда областей антропологии: социальной, культурной, педагогической, теологической и др.

Антропный принцип – один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных – постоянной Планка, скорости света, массы и заряда протона и электрона).

Атрибут – необходимое, существенное, неотделимое свойство объекта.

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – философско-мировоззренческая установка, абсолютизирующая свободу человеческого целеполагания, волеизъявления и действия рассматривает их как чисто спонтанные, непознаваемые, слепые силы. Субъективистски решает вопрос о роли личности в истории, отрицает объективность исторического процесса.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний в любых материальных системах, а пространство – это форма бытия материи, характеризующая протяженность, структурность, топологию любых материальных систем.

Глобальные проблемы современности – совокупность жизненно важных проблем современного человечества с обобщенной характеристикой важнейших направлений развития общества и его будущего.

Гуманизм (от лат. humanitas) – рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей.

Деятельность – одна из форм проявления активности человека, реализующая его определенные ценностно-целевые установки и направленная на удовлетворение той или иной потребности.

Догматизация – принятие какого-либо положения без учета конкретно-исторической ситуации его формирования.

Дуализм – учение, признающее равноправными и не сводимыми друг к другу два начала.

Дух – всеобщее нематериальное формирующее начало; целостность, включающая в себя все проявления активности человека и мира.

Жизненный мир – сфера первоначальных, не отягощенных никакими научными знаниями очевидностей, мир человеческого повседневного опыта.

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

Закон – форма организации знания об устойчивых, необходимых, повторяющихся связях между различными типами процессов и явлений.

Знание – упорядоченная, определенными методами полученная, критериально (нормативно) оформленная информация, обладающая социальным значением и принимаемая сообществом в качестве необходимого компонента человеческой жизнедеятельности.

Идеальное – специфически человеческая форма отношений, в основе которых лежат репрезентативные связи.

Идея – целостная умопостигаемая форма, лишенная материальности суть и образец вещи; условие упорядоченности и неизменности бытия.

Идентификация (от лат. idem – тот же самый и facere – делать) – уподобление, самоотождествление индивида с другим человеком, группой, образцом.

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержание целей (программ) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных социальных отношений.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Индивидуализм – такое направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человека (в широком смысле – также и жизнь отдельной особо ценной группы, например, семьи) как более важную, чем жизнь больших ассоциаций и общества
в целом.

Индивидуальность – 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; 2) в отличие от личности специфическое, неповторимое в индивиде. Индивидуальность имеет идеальный ценностный характер.

Индивидуум – человек как самостоятельное, наделенное разумом существо, которое может само распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях является носителем общечеловеческих достоинств.

Интенциональный акт – фундаментальная активность сознания, заключающаяся в придании смысла предмету при сохранении различения предмета и смысла.

Интерес – основная причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их поведение.

Интерпретация – в герменевтике постижение смысла путем «перемещения» в психологический и культурный мир автора и реконструкция этого мира внутри собственного опыта исследователя.

Информационное общество – понятие, обозначающее состояние современного общества, основным ресурсом которого является информация, обеспечивающая свое расширенное воспроизводство на основе компьютерной технологии, массовое производство когнитивного систематизированного знания, использование ее (информации) и его (знания) в целях оптимизации процессов во всех сферах общественной жизни.

Истина – адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; содержание знаний, соответствующее объекту познания.

Когерентности теория – гносеологическая позиция, связывающая истину с согласованием элементов знания, отсутствием противоречия между его элементами.

Коммуникация – общественно значимый, содержательный и смысловой аспект социального взаимодействия, в ходе которого с помощью определенных средств (например, языка, текстов) достигается взаимопонимание участников-коммуникантов.

Конвенционализм – философское воззрение, объявляющее содержание понятий, определений, аксиом, гипотез, истину в целом результатом соглашения научного сообщества.

Критерий – средство проверки, мерило оценки.

Личность – 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова); 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия – лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) – терминологически вполне различимы, но они употребляются иногда как синонимы.

Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в ранг истины.

Материализм – направление в философии, которое видит основу и субстанцию всей действительности в материи.

Материя – философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания и отражаемую сознанием; все, противоположное сознанию, душе, духу.

Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания, культуры.

Модус (от лат. modus – мера, способ) – способ существования, вид и характер бытия или события.

Натурализм (от лат. natura – природа) – философская позиция, отождествляющая все сущее с природой и исключающая из теоретического объяснения все сверхъестественное. Человек и культура рассматриваются как часть природного порядка и продукты естественной эволюции.

Наука – особая социально организованная сфера человеческой деятельности, которая направлена на выработку системно организованных и обоснованных знаний о действительности.

 

Научная картина мира – обобщенная форма теоретического знания, посредством которой интегрируются, систематизируются и интерпретируются определенные типы и виды знания, полученные в различных областях научного исследования.

Научно-исследовательская практика – ситуативные состояния активно действующего человека и всей совокупности обстоятельств, в которых (состояниях) имеет место порождение нового (мысли, смысла, понимания, взгляда, открытия, изобретения и т. д.).

Новое – создание, возникновение, рождение какой-либо ранее не существовавшей реальности.

Общество – динамическое системное образование, представляющее собой изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая реализуется в функционировании социальных институтов, организаций, общностей и групп в их историческом изменении.

Онтология – учение о бытии.

Парадигма – совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.

Познание – творческая активность человека, реализующая себя в формах и способах духовного освоения человеком действительности, включая самого себя (самопознание), выраженного в тех или иных формах знания. С прагматической точки зрения познание – деятельность, направленная на получение достоверных знаний о явлениях мира, включенных в эту деятельность.

Поступок – всякое действие человека, в котором принимает участие его организм и за которое он чувствует себя ответственным (в отличие от рефлективных движений).

Практика – материальная, предметно-преобразующая деятельность, направленная на изменение внешнего мира и обстоятельств человеческого бытия. Практика – форма активности человека как социального существа в диалектико-материалистической философии признается первичной по отношению к другим формам активности (духовной, познавательной и т. д.).

Прогресс – тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Психика – свойство души, выражающее чувственную активность и выполняющее функцию связи тела с миром. В некоторых философских концепциях отождествляется с сознанием.

Психофизиологическая проблема – вопрос о соотношении психологических и физиологических процессов в человеческом организме. Существуют два варианта ответа на данный вопрос – психофизическое взаимодействие (Декарт) и психофизический параллелизм (Лейбниц).

Саморефлексия – самонаправленность сознания на собственную активность (мышление, переживание).

Синергетика – отрасль знания, исследующая сверхсложные самоорганизующиеся системы, отличительным признаком которых является срыв их в состояние хаоса при прохождении определенных точек, так называемых точек бифуркации, и способность возвращаться вновь в состояние порядка.

Система – тип соединения частей, характеризующийся единством и целостностью.

Скептицизм – философское воззрение, возникающее в поздней античности и выдвигающее в качестве основного тезиса сомнение в надежности чувств и мышления как источников познания мира, сомнение в возможности достижения истины.

Смысл – конституируемая сознанием целостность, позволяющая осуществлять понимание чего-либо.

Событие – сосуществование, бытие совместно с другими; «поскольку все существует в мире (Бытие-в-мире), мир – всегда тот мир, который я разделяю с другими. Мир существования есть сомир» (Хайдеггер).

Социальное познание – творческая активность человека, направленная на духовное освоение общественного бытия и на выражение последнего в тех или иных формах знания.

Социальное (социальность) – качественная характеристика человеческого бытия, выражающая совокупность свойств и особенностей общественных отношений и связей, в которые включен человек и носителем которых он выступает; характеристика социальной реальности, фиксирующая связи и отношения различных дискретных ее образований.

Социальная общность – сообщество людей, объединяемое устойчивыми связями и отношениями и характеризуемое социокультурными параметрами (язык, обычаи, традиции, интенции сознания, склад характера и т. п.).

Способ познания – единство средств и процедур, последовательно используемых в познавательной деятельности.

Стиль мышления – характер организации мыследеятельности.

Субстанция – сущность, лежащая в основе всего и пребывающая неизменной в противоположность меняющимся состояниям сущего, вещей.

Судьба – предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, народа и т. д.

Сущее – категория онтологии, обозначающая 1) многообразие проявлений бытия, либо 2) абсолют, либо 3) само бытие.

Сущность – то, что составляет суть вещи, совокупность ее качественных свойств, субстанциальное ядро самостоятельно существующего сущего.

Существование (от лат. ex(s)isto – существую) – внешнее бытие вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. В «философии существования» (экзистенциализм) существование соотносится с транценденцией, то есть выходом человека за собственные пределы. Конечность, смертность существования –
не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру существования, пронизывающее собой всю человеческую жизнь. Природа существования выявляется в пограничных ситуациях (страдание, страх, тревога, вина и т. п.).

Технократизм – теоретико-методологическая и прагматическая установка, исходящая из решающей роли техники и технологических процессов в жизни социума.

Тождество – предельный случай совпадения диалектических противоположностей, характеризующий момент зарождения противоречия.

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования человека и общества, – всеобщее условие обмена веществ с природой; главная предпосылка человеческого существования, общая всем формам общественной жизни.

Фатализм (от лат. fatalis – определенный судьбой) – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе.

Феномен – себя-в-себе-самом – показывающее бытие.

Философия науки – направление в философии (или раздел в рамках различных философских течениях), исследующее особенности и специфику научно-познавательной деятельности, включенной в социокультурный контекст своей осуществимости.

Формация («общественно-экономическая формация») К. Маркса – конкретно- исторический тип общества, ступень в развитии истории, представляющая систему общественных отношений, функционирующих и развивающихся на основе способа производства материальных благ.

Характер (от греч. character – отличительная черта, признак) – особенность поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума.

Цивилизация – социально-историческая целостность, объединяемая единым для ее представителей способом отношения человека к миру, общими оценками смысла деятельности, которые выливаются в единые ориентации и ценности.

Эвристика (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – искусство изобретения; руководства к тому, как методическим путем находить новое (иное).

Экологический кризис – понятие (термин, концепт) для обозначения переходного состояния экологических систем и биосферы в целом, вызванного факторами естественного и антропогенного происхождения.

Экстремальная ситуация – понятие (термин, концепт) для обозначения и выражения радикально и часто внезапно изменяющейся обстановки, в которой возникают неблагоприятные и угрожающие человеческому существованию факторы; совокупность данных условий и обстоятельств создают высокую напряженность и риск в реализации целесообразной деятельности человека.

Элита – социологическое понятие, обозначающее высшие привилегированные слои в обществе, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры.

Эпистемология – раздел философии, в котором осмысливаются и исследуются предпосылки и условия познавательного процесса и получаемых в ходе него знаний, изучаются всевозможные связи знания с реальностью, разрабатываются методы и методики преобразования знания и выявляются признаки его истинности.

 

 

Методические рекомендации для студента по изучению раздела

 

Цель: раскрыть специфику описания и осмысления бытия природы, общества, человека, сознания, познания в философии.

Учебные вопросы:

1. Онтология: бытие, формы и способы его существования. Материя как категория философии.

2. Общество как предмет философского осмысления. Особенности философского изучения общества. Общество как самоорганизующаяся система. Философия истории: цивилизации и формации. Общество и природа.

3. Сознание и познание. Бытие сознания и традиции его представления. Познание: возможности и границы. Соотношение знания и реальности. Концепции истины. Познание, практика, творчество. Научное познание, его своеобразие и развитие.

4. Философская антропология: специфика и основная проблематика. Концепции человека. Человек в мире культуры. Личность – свобода – ценности. Человек в информационно-техногенном мире. Перспективы человека.

Изучив раздел, студент должен:

иметь представление:

· о фундаментальных основаниях и принципах бытия;

· о постановке проблемы общества в философии и способах ее разрешения;

· об условиях, возможностях и содержании сознания и познания;

· о постановке проблемы человека в философии и способах ее разрешения;

знать:

· основные формы бытия и их взаимосвязь;

· модели и концепции общества и его развития;

· способы представления сознания, формы чувственного и рационального познания, концепции истины, специфику научного познания;

· основные концепции человека, местоположение в культуре, ценностные ориентации;

уметь:

· ставить и разрешать основные онтологические, гносеологические, социально-философские и антропологические вопросы;

 

· выявить основные черты, проблемы и противоречия современного цивилизационного процесса; вскрыть ведущие тенденции, определяющие становление нового типа цивилизации; понять роль философии в формировании образа будущего и в обосновании его ценностей;

владеть навыками:

· формирования личностного самовыражения во всех сферах социокультурного бытия.

При освоении раздела необходимо:

· изучить раздел 3 из учебного пособия;

· изучить учебный материал из других источников;

· выполнить тест к разделу 3 и задание из практикума по дисциплине;

· ответить на вопросы самоконтроля.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.