Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие местного самоуправления в России




Муниципальные системы зарубежных стран.

Возникновение и развитие местного самоуправления в России.

Темы докладов и рефератов

1. Место и роль муниципального права в правовой системе РФ.

2. Развитие науки муниципального права и её роль в системе юридических наук.

3. Теоретическое и практическое значение курса для слушателей образовательных учреждений ФСИН России.

4. Европейская Хартия как источник муниципального права.


ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Конспект лекции

ПЛАН

Местное самоуправление в России имеет давнюю историю, уходя своими корнями в эпоху становления Российского государства и тесно переплетаясь с формированием, организацией и деятельностью всех важнейших институтов государственной власти, занимает важное место в системе российской государственности.

Этапы становлени я местного самоуправления в России:

Первый период развития местного самоуправления на Руси связан с моментом образования и дальнейшего укрепления Древнерусского государства (IX–XII вв.). Однако источниковая база не позволяет нам достоверно определить, в каких формах и в каком направлении происходило развитие этого института власти. По всей видимости, местное самоуправление на Руси осуществлялось в форме вече, которое не получило широкого распространения на всей территории государства, за исключением Новгорода и Пскова – феодальных республик (XII–XIV вв.). Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что в данный период вече являлось скорее исключением, чем правилом.

Начало второго периода приходится на эпоху зарождения централизованного Российского государства. В 1555 г. упраздняется система кормления и вводятся земские учреждения (органы самоуправления), выбиравшиеся из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства, причем их компетенция распространялась только на посадских людей и крестьян.

Земские уставные грамоты определяли порядок организации земских органов и их компетенцию в финансовой, судебной и полицейской областях. Земская власть осуществлялась земскими старостами, земскими дьяками, целовальниками. На земских органах лежала обязанность раскладки податей, контроль за промыслами, торговлей, питейными заведениями и т. д.

Третий период связан с правлением Петра I. В 20-х гг. XVIII в. в городах были учреждены магистраты – сословно-общинные учреждения городского самоуправления. В их компетенцию входили такие вопросы, как сбор податей, суд, народное образование. Однако для Петровской эпохи было характерно усиление государственного вмешательства в быт народа, рост бюрократической опеки над деятельностью общества.

Четвертый период совпал с правлением Екатерине II. В последней четверти XVIII в. были заложены основы самоуправления, во многом определившие структуру местного управления на весь последующий период, вплоть до введения в 1864 г. земских учреждений. Основы системы местного управления были установлены в таких актах, как Учреждение о губерниях (1775 г.), Жалованная грамота дворянству (1785 г.), Грамота на права и выгоды городов (1785 г.). Местные учреждения были тесно связаны с сословным строем. Они были основаны на самоуправлении, но не земском, а сословном.

Екатерина II стремилась создать из всех сословий ряд местных организаций «сословных обществ», предоставив им известные права «по внутреннему управлению сих обществ», а также возложив на них осуществление большинства задач местного управления. Сословным обществам было предоставлено право замещать по выбору значительную часть должностей губернской, городской и уездной администрации и суда. Были учреждены губернские и уездные дворянские собрания для выбора должностных лиц местной администрации и суда, а также для заведования сословными нуждами. Правом голоса в дворянском собрании пользовались дворяне, имевшие деревни и получившие обер-офицерский чин на военной службе. Дворянские собрания со своими нуждами могли обращаться как к губернатору, так и непосредственно к царю.

В городах, кроме магистратов, за которыми была оставлена судебная функция, были созданы общая городская дума и ее исполнительный орган – шестигласная дума. Общая городская дума являлась представительным органом и состояла из выборных от каждого из шести разрядов городских обывателей. Это были: 1) купцы (трех гильдий), 2) цеховые, 3) посадские, 4) домовладельцы, 5) именитые граждане, 6) иностранные купцы и свободные мастера. Шестигласная дума как постоянно действующая управа избиралась общей городской думой. Городские учреждения Екатерины II просуществовали с некоторыми изменениями до реформ Александра II.

Пятый период протекал в момент проведения земской реформы 1864 г. и городской реформы 1870 г.

В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 01.01.1864 в губерниях и уездах создавались земские органы: выборные земские собрания (губернские и уездные) и избираемые ими соответствующие земские управы. Земское избирательное право ограничивалось имущественным цензом, а выборы строились на сословном начале.

Земское собрание состояло из земских гласных, избиратели которых были разделены на три курии: 1) частные землевладельцы, 2) сельские общества, 3) городские избиратели. Закон определял, что для сельских обществ и частных землевладельцев один гласный должен приходиться на каждые три тысячи наделов, а в городской курии – на равноценную этой земле сумму имуществ. При этом было установлено, что общее число гласных, выбираемых одной курией, не может быть больше, чем общее число гласных, выбираемых двумя другими куриями, вместе взятыми[2].

Причем в выборах не участвовали лица мужского пола моложе 25 лет, лица, находящиеся под следствием или судом, и иностранные подданные. Не могли быть избраны в гласные – губернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры, чины местной полиции.

Относительно компетенции земских учреждений необходимо отметить следующее: земства в своей сфере пользовались самостоятельностью и независимостью от местных административных властей, подчиняясь лишь одному Сенату.

Устройство же городского самоуправления существовало в том виде, в котором было при Екатерине II. Однако в 1870 г. правительство принимает Городовое положение, которое и определило организацию городского самоуправления.

Органы городского самоуправления включали городскую думу под председательством городского головы и городскую управу. Исполнительным органом городского самоуправления являлась городская управа, в состав которой входили от двух до шести членов. Председательствовал в думе городской голова, который также избирался городской думой. Для управления отдельными отраслями городского хозяйства в помощь управе могли избираться особые исполнительные комиссии. Срок полномочий городских органов самоуправления составлял четыре года.

На уровне волости, отдельных сельских поселений действовали органы крестьянского самоуправления.

Органами сельского общества являлись сельский сход и сельский староста. Ведению сельского схода подлежали прежде всего хозяйственные дела, связанные с владением землей и др. Кроме того, на сходе выбирались сельские должностные лица (сельский староста, сборщик податей, смотрители сельских магазинов, сельский писарь и др.), заслушивались их отчеты, а также осуществлялась раскладка податей и повинностей.

На волостном управлении лежала забота об исполнении повинностей, возложенных на крестьян, и надзор за сельскими должностными лицами.

Органами волостного управления являлись: волостной сход (состоявший из крестьян, избиравшихся от каждого сельского общества, по одному от десяти дворов), волостное правление, волостной старшина, писарь, десятские и сотские.

Однако сельское самоуправление также было подконтрольно местной правительственной администрации.

Примерно в таком виде органы земского самоуправления просуществовали в Российской империи вплоть до ее падения в 1917 г.

Шестой период длился с 1917 по 1993 год. Характер и направленность процессов организации власти на местах коренным образом изменились после Октября 1917 г. Был взят курс на ликвидацию старых органов местного самоуправления. Конституция 1918 г. в основу организации власти на местах положила принцип единства системы Советов как органов государственной власти. В соответствии с Конституцией СССР система местных органов государственной власти включала в себя областные, губернские, уездные (районные), городские и сельские Советы, которые избирались непосредственно населением.

После принятия Конституции 1936 г. все звенья представительной системы стали избираться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Срок полномочий Советов постоянно изменялся: от двух лет (1937 г.) до пяти (1989 г.).

Численный состав также постоянно изменялся. Так, в 1989 г. в поселковые и сельские советы избиралось до 50 депутатов, в районные – до 75, в областные – до 200.

В конце 1980-х гг. предпринимались попытки улучшить организационную структуру Советов. С принятием Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991 начался процесс реформирования местных органов власти и системы МСУ. Однако с распадом СССР это процесс стал развиваться на совершенно иных началах.

Седьмой этап развития МСУ связан с принятием Конституции РФ 1993 г., которая признает и гарантирует МСУ, выступает в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса развития новой системы МСУ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.