Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель программы «пусть говорят» А. А. Малахова




Э.Р. Киямова

студент 3 курса ФБФиЖ БашГУ, г. Уфа

Научный руководитель: Н.А. Ахметьянова

к.ф.н, ст.преподаватель БашГУ, г. Уфа

 

 

Новый телесезон 2005г. Андрей Малахов начал в качестве ведущего программы «Пусть говорят». Проблематика телепередачи, как и в предыдущих его ток-шоу («Большая стирка», «Пять вечеров»), все та же «настоящая», невыдуманная жизнь. Расчет на аудиторию точен: обывателя по-прежнему больше интересуют проблемы общества, чем беседы на отвлеченные философские темы. Особенно если это программа с налетом скандальности и предложением к аудитории – «говорите и судите» сами.

Шоу «Пусть говорят» позиционируется, как «шоу прямого эфира», но, на самом деле, это, конечно же, не так. Съемки начинаются примерно за 2-3 часа до вещания, около 12-13 часов, после этого – короткий монтаж, нарезка, далее – через систему «Орбита» передача отправляется на вещание на восточные регионы России, и только после фиксации рейтингов на востоке, делается окончательный монтаж, и в вечерний прайм-тайм в эфир выпускается то, что мы видим в Петербурге и Москве. Операторы, как и подобает хорошим операторам ток-шоу, показывают участников передачи по схеме «он спросил, она ответила, он бросил реплику», используется кинопринцип «восьмерка», когда две камеры снимают диалог, фиксируя не только слова говорящего, но и реакцию оппонента. То есть мы смотрим со стороны на всех участников диалога по мере поступления их реплик. Дизайнеры тоже внесли свой вклад: преобладание красного цвета в студии как будто возбуждает участников, которые сидят друг напротив друга, на спор, ссоры и скандалы.

По наблюдениям, можно сказать, что приглушенный свет и не очень яркие софиты создают иллюзию вечернего общения. Однако свет динамических прожекторов дает возможность без проблем всмотреться в каждое лицо, при этом, не давая отсветов и бликов. С моей точки зрения, для конфликтного шоу свет на героев должен был бы быть гораздо ярче и резче, это лучше бы отражало ту задачу, которую ставит перед собой эта передача.

Ток-шоу «Пусть говорят» - это файт-шоу. Смысл файт-шоу вкратце заключается в следующем: две оппозиционных стороны, между которыми к моменту передачи имеется серьезный конфликт, вопрос или проблема, которые могли бы заинтересовать телезрителей своей актуальностью или же наоборот – своей экстравагантностью. Несмотря на то, что проблема должна иметь повседневный характер, в то же время – она должна быть яркой. Сделать ее яркой и значительной хотя бы на время эфира пытается творческий коллектив передачи, и чаще всего, ему это удается. Любую, даже самую тривиальную и обыденную проблему в «Пусть говорят» профессионально преподносят таким образом, что она захватывает любого, даже самого инертного человека. В этом то и состоит главная задача телеведущего, режиссера, звукооператора и художника, то есть творческого коллектива в целом.

Прежде всего, программа «Пусть говорят» имеет цель создать некую иллюзию соучастия для социально инертной массы. Интересно заметить, что по моим наблюдениям (весьма неполным), есть практически полное совпадение наиболее активной категории избирателей с аудиторией передачи. Тем самым, передача косвенно влияет на предвыборные процессы, хотя ни в какой мере не является политической. Проблемы, поднимаемые в таких родах телепередачах тривиальны, злободневны и, хотя совершенно не обязательно актуальны для среднестатистического россиянина, они воспринимаются исключительно эмоционально и лично той публикой, которую я описала выше. Телезрители видят, что на экране «изливают душу» точно такие же люди, как и те, кто на них смотрит (или им так кажется). Возникает устойчивая «общественная галлюцинация» - зрители становятся членами общества, персонажами, которой они не являются ни в какой мере.

Характерными чертами программы можно выявить следующие компоненты:

1.Содержание речи, высказываний

А) Соответствие теме

Тема ток-шоу должна быть актуальна и отвечать вопросам своего времени, а так же выражаться в заглавии. В каждой новой теме «Пусть говорят» очень умело отражена главная мысль.

Б) Фактическая правильность

Если тема программы посвящена жизни, творчеству какого-то человека, то приводятся правильные данные, но когда переходят к обсуждению темы, то появляются разные точки зрения и здесь уже нельзя рассчитывать на фактическую правильность.

В) Логика высказываний

Сразу возникает вопрос – а можно ли в такой передаче продумать и построить логику высказываний?! Вряд ли данное ток-шоу на это рассчитано. Здесь, наоборот, парадоксы, столкновение мнений, конфликтные ситуации, неожиданные появления.

Г) Столкновение мнений

Это составляющая всех программ данного ток-шоу. Две оппозиционных стороны, между которыми к моменту передачи имеется серьезный конфликт, вопрос или проблема, втягивают за собой в дискуссию и аудиторию.

Д) Учитывание речевой обстановки (возраст слушателей, их интересы, информации, которой располагают слушатели, количества присутствующих)

2.Языковое оформление

А) Грамматическая правильность употребления форм слов, построения словосочетаний и предложений.

Если говорить о ведущем, то можно сказать, что его речь грамматически правильна, что не всегда можно сказать о героях, их речь соответствуют тому пласту языковой культуры, к какой социальной группе они принадлежат. Приглашенные эксперты же, в большинстве своем, имеют грамматически оформленную речь, потому что, как правило, это – артисты, ученые, юристы, журналисты.

Б) Интонационная правильность

Тон ведущего, героев, экспертов меняется на протяжении всей программы, в том числе и темп речи, громкость голоса. Произношение не всегда четкое. Логическая расстановка ударения не всегда правильна. Хорошо поставлена мелодика речи – ведущий в нужные моменты понижает, либо повышает голос, а так же умело использует паузы.

В) Орфоэпическая правильность речи.

Произношение звуков не всегда четкое, ударение зачастую неправильное. На одной из программ героиня постоянно путалась в ударении и говорила – «пОняла».

Телешоу «Пусть говорят» можно считать одним из канонических образцов работы телевидения. Основная целевая аудитория - это пенсионеры, домохозяйки, безработные, рабочие и служащие с фиксированным рабочим днем и маленькой зарплатой, некоторое количество людей, случайно оказавшиеся у экранов в это время, а также граждане, каким-то образом прямо заинтересованные в тематике передачи, например, анонсами, рекламой, участием звезд или знакомых.

Отчасти, в процессе исследования зрительской массы подобных шоу, можно прийти к выводу о том, что просмотр подобных передач – одна из форм «эскапизма» - способ уйти от серой реальности в иную, более яркую и интересную. Зрители находят иллюзию решения своих проблем в сопереживании проблем героев различных ток-шоу, в этом они видят смысл, взаимопонимание, уважение и поддержку. Исходя из даже столь поверхностного анализа целевой группы, можно сделать вывод, что данное телешоу никаким образом не ориентировано на наиболее социально активную, работающую и учащуюся часть населения.

Герои передачи, оппоненты и участники – самое главное в телешоу, кроме ведущего, разумеется. Героями и оппонентами выступают люди как известные, так и совершенно ординарные, но попавшие в нестандартную ситуацию, историю, и имеющие некий конфликт между собой. Отдельно следует сказать о героях – часто люди совершенно не готовы к общению с телеаудиторией, со студией, зрителями в студии – и это сразу вводит их в состояние стресса. Плюс явно конфликтное поведение кричащих студийных зрителей – клакеров.

Зрительская масса подобрана из «самых обыкновенных людей», точно таких же, которые сидят перед экранами телевизоров. Телезрители не должны чувствовать себя ущербными по отношению к тем, кто сидит «в зале», тогда в их голове создается иллюзия соучастия происходящему, формируется позитивное отношение к передаче, поддерживается непрерывное внимание. Однако, на самом деле, сидящие в зале посетители прошли весьма серьезный внешний и психологический кастинг, отлично знают, что и когда нужно им говорить, кричать, и их действительно назначение в передаче - поддерживать накал «страстей» участников, и формировать эффект сопереживания. Перед каждой съемкой их довольно подробно инструктируют, они отлично мотивированы и заряжены на крик и скандал. Платят им небольшие деньги, и периодически меняют их состав. Кстати, им категорически запрещено общаться с героями передач до и после эфира – их запускают на территорию Останкино в разное время. И с разных входов.

Говоря про личность Андрея Малахова, стоит отметить то, что этот человек – отличный психолог, и первоклассный манипулятор, для него не существует проблем в общении с людьми, хорошо поставленная речь, великолепная дикция. Его часто называют «самым стильным» ведущим в отечественном телеэфире. На шоу, которую ведет Малахов нет уютной атмосферы. В студии безраздельно царит напряжение. «Волна страстей» должна идти как синусоида, не затуманивая основную концепцию передачи. В общем, задачей этого человека является контроль над всем происходящим в студии. Конечный результат, который должен получить ведущий – рост рейтинга, чего он успешно и добивается.

Для ведущего характерно:

А) Использование мимики, жестов, позы

Здесь есть аналогия с кинетическими жестами, характерной особенностью которых является живая непринужденная речь. Активным пользователем именно такого вида звуковых жестов является Андрей Малахов. Их использование не всегда уместно.

В) Речевое поведение

Анализируя речевое поведение А. Малахова, в первую очередь стоит отметить, что чаще всего его речь является социально ориентированной, что обусловлено работой на телевидении. Стоит отметить неизменную тактику ведения беседы А. Малахова: он садится рядом, поддерживает визуальный контакт с собеседником, проявляет заинтересованность в речи собеседника, кивая головой и не задавая неуместных вопросов.

Пользуясь классификацией типов речевого поведения И. Г. Родченко, А. Малахова, по моему мнению, можно отнести к «системщикам» и «поэтам», так как телеведущий в своем ток-шоу опирается на факты, стремится не выражать свои чувства и критично высказывать свое мнение во время передачи, чаще всего говорит спокойно (что характерно для «системщиков»), а также демонстрирует богатый словарный запас и знание не только русского, но и английского языка, не позволяя себе употреблять жаргонизмы, сленг или обесцененную лексику (что является характерным для «поэтов»).

Кроме того, А. Малахов подчеркивает своим речевым поведением формальность обстановки: он использует официальное приветствие «Добрый вечер», такие фразы как «Позвольте мне представить…», «Разрешите мне пригласить в студию…», к участникам ток-шоу и гостям студии обращается на «вы», позволяя себе обратиться на «ты» только к ребенку, подростку или человеку, с которым он лично хорошо знаком, стремится правильно произносить и употреблять слова и выстраивать высказывания.

Что касается культуры речевого поведения, то ведущий ток-шоу «Пусть говорят» обычно не задает несколько вопросов одновременно, внимательно слушает ответы собеседника, однако часто позволяет себе прерывать участников ток-шоу и гостей студии на полуслове, не давая закончить мысль, что позволяет усомниться в его профессионализме.

Не говорит слишком долго, чтоб не утомить аудиторию. Когда ситуация выходит из под контроля, старается перекричать аудиторию. Как ведущий, так и герои часто используют слова паразиты (значит, так сказать, ну), что режет слух и мешает восприятию смысла речи.

Ток-шоу вызывает большей частью негативные эмоции, нежели позитивные, хотя рейтинг у него очень высок не только посредством скандальности, но и благодаря времени выхода в эфир, ведь 8 часов вечера - это как раз то самое время, когда большинство людей приходит с работы, садится ужинать и включает телевизор, к тому же кнопку первого канала сложно не нажать первой, а уставшие за день работы граждане легко поддаются на провокации и с интересом наблюдают за происходящим в студии. Кроме того, в нашей стране есть такие регионы, где Первый канал является чуть ли не единственным действующим каналом, не имея выбора, жители этих мест волей-неволей становятся зрителями этой передачи. Плюс этой программы в том, что там можно получить дельные советы и помощь от различных людей, и от физических и от организаций, подсказать как поступить в той или иной жизненной ситуации, или о его правах и законах, т.к. в основном народ мало что знает о своих полномочиях. Также зритель может «увидеть» в лице героя передачи самого себя, и понять то, что возможно он себя ведет не правильно в той или иной ситуации. Лучшим финалом программы является конкретная помощь людям, исправление ошибок и поиск компромиссов.

По итогам 2010 ведущий программы Андрей Малахов вошел в десятку популярных телеведущих России по версии TNS Россия. Программа "Пусть говорят" стала лидером рейтинга популярности за первый квартал 2011 года. По итогам опроса ВЦИОМ «Герои 2011 года» ток-шоу "Пусть говорят" третий год подряд стало лучшим для россиян. За него отдали свои голоса 16% опрошенных людей.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Бредермайер, К. Искусство словесной атаки / К. Бредермайер; под ред. И. Фатиева; пер. с нем. Е. Жевага. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 230с.

2. Васильев, А. Д. Слово в телеэфире: очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании / А. Д. Васильев. – Красноярск, 2000. – 92с.

3. Мельник, Г. Общение в журналистике: секреты мастерства ­/ 1.6. Разговариваем молча. Невербальное и конституционное общение – Санкт-Петербург, 2005.

4. Иваницкий В.Л. "Концепция периодического издания и его коммуникативная стратегия" Статья. Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. М. 2004

5. Интервью с президентом HFS, председателем совета директоров «ИнтерМедиаГруп» Виктором Шкулевым для «ИнтерМедиаГруп» для журнала «Вестник Медиа» media-online.ru/print.php3?id=194910

6. Официальный сайт Андрея Малахова http://malahov.ru/

7. StarHit• Издательский дом «ИнтерМедиаГруп»http://www.intermediagroup.ru/starhit

 

© Э.Р. Киямова, 2014

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.