КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности использования выразительных средств языка в спортивных публикациях
Д.К. Саяхова студент 2 курса ФБФиЖ БашГУ, г. Уфа Научный руководитель: Ф.Г. Фаткуллина д-р филол. наук, профессор БашГУ, г. Уфа
В печатных СМИ присутствует принцип чередования экспрессии и стандарта, особенности которых зависят от жанра и цели текста. Если автор стремится пробудить определённое отношение к информации, то на первый план выдвигается экспрессия (что наблюдается, например, в статье, эссе и т.д.). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки, в которых проецируется стремление к максимуму информативности - преобладает стандарт, так как именно стандарт обеспечивает быстроту передачи информации, экономию усилий восприятия, помогает оперативно откликнуться на происходящее, описываемое в тексте. Таким образом, эти признаки соотносятся с взаимодействием двух основных функций публицистики: информационной и воздействующей. Таким образом, публицистический стиль постоянно сочетает экспрессивность и стандартизованность [Солганик 2007]. Когда наблюдается потеря в стандартных формулах ясной и точной семантики, их экспрессивно-оценочных качеств, повышается частота употребления - они становятся штампами. В целом, «конфликтное» соотношение экспрессии и стандарта по-разному проявляется в различных жанрах, но всегда является конструктивным признаком данного функционального стиля. Использование экспрессивных средств языка связано с управлением читательского восприятия, фиксации его на определённом материале и направления в процессе чтения: Итоги подведены – трофеи розданы;Под чемпионат мира приготовят почву. Существует множество экспрессивных средств (эмоционально-оценочная лексика, тропы, синтаксические конструкции, в том числе фигуры и др.), с помощью которых журналисты привлекают внимание читателя, расставляя логические акценты и экспериментируя с языком, органично сочетая стандарт и экспрессию. Большой популярностью пользуются метафоры, в частности, переносное употребление специальной лексики. Метонимия дает возможность авторам публикаций реализовать различные ассоциации по смежности предметов и явлений. Действенным средством создания выразительности являются трансформированные фразеологические обороты, афоризмы, пословицы [Кайда 1989]. В статьях перефразируются названия фильмов, известных книг, песен, фрагментов рекламных роликов, известные высказывания политиков и пр. В языке газеты часто используются каламбуры - высказывания, в которых одновременно реализуется разные значения слова (прямые и переносные). В газетах присутствует большое количество заимствований, использующихся журналистами для привлечения внимания к статье. Журналисты нередко используют самые ходовые, широко распространенные слова и выражения разговорно-бытовой лексики: честная игра – «fair play», командный дух – «team spirit». Именно выразительностью привлекают конструкции разговорной речи (сжатость, емкость, лаконичность, демократичность, доступность). Для выражения сильных чувств, убеждения, воздействия, заострения темы используются возможности книжной речи (параллелизм предложений, анафора и эпифора, антитезы и другие стилистические фигуры). Газетные метафоры можно разделить на общеупотребительные (тиражируемые журналистами) и на индивидуально-авторские. Специальная терминология оказывается практически неисчерпаемым источником для новых, свежих, не штампованных способов речевого выражения. Многие узкопрофессиональные слова начинают использоваться как языковые метафоры. В целом же специфика газет предусматривает наличие тиражируемых или, иными словами, стандартизируемых метафор. Поэтому только от мастерства журналиста зависит то, чтобы «клише» не превратилось в «ошибку». Употребление метафор обычно должно быть продиктовано не желанием оживить материал, но именно целью добиться эффективности печатного слова, его действенности. Так, вялые выражения, обтекаемые формулировки в языке газет считаются неприемлемыми. Ведь произведения публицистики призваны активно влиять на окружающий мир, вмешиваться в реальное течение жизни, формировать общественное мнение. Авторская мысль, образ автора - это центр, к которому сходятся и которыми определяются все главные черты стиля автора. Таким образом, автор играет самую значимую роль в формировании картины мира, выявления характера ее речи, формирования газетно-публицистических жанров. Таким образом, с целью эмоционального и эстетического воздействия на читателя публицисты используют самые разнообразные средства речевой выразительности: метафору, олицетворение, метонимию, подбирают лексику и фразеологию, наиболее эффективно и точно выражающие мысль и привлекающие внимание, дают яркие и необычные заголовки, органично сочетают стандарт и экспрессию: Без вины удаленный, Екатерина Великая (о победительнице Лиги чемпионов Екатерине Гамовой), Твердая пятерка и др.. Образность, эмоциональная выразительность, типизация, использование литературно-художественных изобразительных средств, ряд языковых и стилистических особенностей - все это отличает спортивную журналистику от остальных[Мартанов 2007].
ЛИТЕРАТУРА
1. Кайда Л.Г. Стилистические ресурсы современного спортивного репортажа // Спорт в зеркале журналистики (о мастерстве спортивного журналиста). - М.: Мысль, 1989. - С. 110-126. 2. А. Легко ли молоть языком? // Спорт-экспресс, 2007 год, 27 апреля 3. Солганик Г.Я. О языке спортивной журналистики // Спорт в зеркале журналистики. - М., 2007. - С.143-157. 4. «Вечерняя Уфа»: № 21(11919) от 04.02.13 г. 5. «Вечерняя Уфа»: №27(11925) от 14.02.13 г. 6. «Молодежная газета»: №16(10528) от 21.04.12 г. 7. «Молодежная газета»: №18(10530) от 02.04.13 г.
©Д.К. Саяхова, 2014
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |