Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.2. Принципы и методы педагогической психологии




Принцип (от лат. principium - первооснова, начало) - первоначало, руководящая идея [Фил. Сл., с. 382].

Метод (от греч. methodos - путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность [Фил. Сл., с. 382].

Формирование современной педагогической психологии определяется гуманитарными идеалами научности, направленности на становление жизнеспособного человека как уникального духовного образования в условиях обучения и воспитания.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Рис. 2. Основные принципы педагогической психологии

 

В педагогической психологии к настоящему времени сложились два методологических подхода к изучению человека: естественнонаучный и гуманитарный (психотехнический). Естественнонаучный подход направлен на построение истинной картины происходящего, познание объективных, общих законов природы. Психолог занимает позицию отстраненного исследователя, не влияющего на происходящее с исследуемым объектом. Исключено влияние собственного отношения к происходящему, ценностям, которые признает исследователь.

Гуманитарный подход концентрируется на наиболее сущностных направлениях человеческой природы, ценностях, смыслах, свободе, ответственности. Для этого подхода наиболее важным становится не столько понимание психологических закономерностей и фактов, сколько отношение человека к этим фактам, смыслам, которые он им придает.

В гуманитарном познании акцент смещается с выявления общих закономерностей на поиск индивидуального, особенного. Кроме того, в гуманитарном подходе признается сложность, противоречивость человеческого бытия.

В педагогической психологии используются те же методы исследования, что и в целом в психологии, но с учетом возрастных особенностей детей.

 

 

 

 

Рис. 3. Основные методы исследования педагогической психологии

(по Б.Г. Ананьеву)

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какие принципы педагогической психологии Вы знаете?

2. Какие общепсихологические методы используются в педагогической психологии? Какова сущность каждого из них?

3. Какие специфические методы применяются в педагогической психологии?

4. Во время проведения собеседования при поступлении ребенка в первый класс присутствуют родители. Всякий раз, как только ребенок медлит с ответом или ошибается, мама ведет себя очень несдержанно: подсказывает ребенку, толкает его, громко возмущается трудностью заданий. Как вести себя психологу в этом случае?

Основная литература

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1998.

Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М., 1989.

Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 1982.

Шванцара Й. Диагностика психического развития. - Прага, 1998.

Дополнительная литература

Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - №1.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М, 1995.

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Проективные методы в психологической диагностике. - М., 1991.

Тема 1.3. Развитие педагогической психологии как науки (исторический аспект)

Интерес к ребенку, как известно, существовал всегда, но научное изучение детства началось только в ХVII веке и велось оно главным образом в медицине.

К первым исследованиям в этом направлении можно отнести книгу врача Д. Тидеманна о развитии психических способностей ребенка, книгу Лебиша «История развития души ребенка». Об особенностях утомления детей опубликовал ряд своих работ психиатр И.А. Сикорский.

Не стояли в стороне от данной проблемы и педагоги того времени. В середине ХVII века изучаются различные аспекты образовательного процесса и их влияние на развитие школьника.

Систематизировав наработки педагогов и психологов, можно выделить три основных этапа в развитии педагогической психологии.

 

 

Рис. 4. Основные этапы становления и развития педагогической

психологии

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каковы объективные условия появления педагогической психологии как науки?

2. Охарактеризуйте каждый этап развития педагогической психологии.

3. В чем отличительная особенность современного этапа развития педагогической психологии?

Основная литература

Басов М.Я.Избранные психологические труды. - М., 1975.

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические

произведения. - М., 1979.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-и т.- М., 1982.

Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996.

Дополнительная литература

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование

миров. - М., 1996.

Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. - М., 1982

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - М.,

1996.

 

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.