Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема3.1. Основные понятия психологии обучения




Психология обучения - это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения.

Таблица 5

Основные понятия психологии обучения

 

№п/п Название понятия Определение понятия
1. Обучение Это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта обучающимся, организация формирования у них знаний, умений и навыков.
2. Учение Это специфическая форма индивидуальной активности, проявляющаяся в регуляции собственной деятельности и направленная на усвоение знаний, умений и навыков, а также на развитие самого ученика.
3. Научение Это результат учения, характеризующийся фактом приобретения обучающимся психологических качеств и свойств
4. Учебная деятельность Это активность человека, направленная на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний.
5. Развитие Это изменение количественных и качественных свойств личности: ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта.

 

 

Таблица 6

 

Разграничение понятий «обучение», «учение», «научение»

 

№п/п Название понятия Осно- вания разграни- чения понятия Обучение Учение Научение
1. По степени организованности процесса Организованный процесс, планомерно и сознательно управляемый Как организованный, так и неорганизованный процесс Может быть организованным, а может быть и стихийным
2. По осознанности процесса Сознательный процесс Сознательный процесс Может быть сознательным, а может осуществляться и на бессознательном уровне
3. По готовности осуществления процесса ребенком Готовность к обучению у ребенка появляется в 4-5 лет Готовность к самостоятельному учению появляется в 7-8 лет Готовность к научению - с младенчества по типу импринтинга, условно-рефлекторному

 

 

Таблица 7

Научение и его виды

 

№п/п Вид научения Основные характеристики
1. Импринтинг (англ. запечатлевать, оставлять след) Быстрое, автоматизированное, почти моментальное приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Через механизм импринтинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты, включая двигательные, сенсорные и другие. Такие формы поведения генетически запрограммированы и мало поддаются изменению.
2. Условно-рефлекторный Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Условные стимулы обычнобывают нейтральными с точки зрения процесса и условий удовлетворения потребностей организма, но он научается реагировать на них прижизненно в результате систематического ассоциирования этих стимулов и удовлетворением соответствующих потребностей. Впоследствии условные стимулы начинают выполнять сигнальную или ориентирующую роль. Например, слово как некоторое сочетание звуков, ассоциированное с предметом, находящемся в поле зрения, может приобрести способность автоматически вызывать в сознании человека образ данного предмета.
3. Оперантный При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок.
4. Викарный Это научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения.
5. Вербальный Это приобретение человеком нового опыта (знаний, умений и навыков) через язык. Этот вид научения становится основным способом приобретения опыта с момента усвоения речи.
7. Сенсорный В процессе данного вида научения формируется различение чувственных сигналов, формируются процессы восприятия, наблюдения, узнавания (ребенок научается переходить улицу на зеленый свет светофора).
8. Моторный В процессе данного вида научения ребенок начинает ходить, произносить звуки.
9. Сенсомоторный Это синтез сенсорного и моторного научения, что обеспечивает выполнение сложных действий под контролем восприятия и представления, например, чтение вслух.
10. Интеллектуальный Данный вид научения способствует формированию понятийного мышления.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что Вы понимаете под психологией обучения?

2. Охарактеризуйте основные понятия психологии обучения.

3. Разведите понятия «обучение», «научение», «учение».

4. Какие виды научения Вы знаете? Охарактеризуйте каждый из них.

Основная литература

Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 1981.

Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение // Психологические основы развивающего обучения. - М., 1995.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996.

Дополнительная литература

Брайн С. Общество и образование. - М., 1989.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М., 1994.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 11980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.