КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рождение словаКак рождается слово? Почему данный предмет назван так, а не иначе? Почему в разных языках одни и те же понятия называются разными словами, как и почему с течением времени меняется значение слова? Эти вопросы интересовали человечество еще в глубокой древности. В одном старинном рассказе повествовалось о том, как некий мастеровой случайно присутствовал на ученом диспуте астрономов о природе Млечного Пути. Мастеровой очень заинтересовался тайной мироздания; когда диспут был окончен, он подошел к одному маститому ученому и сказал: «Не откажите мне в любезности ответить на вопрос. Я понимаю, как люди научились определять расстояние между звездами, как они вычислили их вес, уяснили их физические свойства и познали многое другое, но скажите, пожалуйста, как люди узнали названия звезд и планет?» В этом рассказе хорошо подмечено, что для большинства людей вопрос о том, что обозначает то или иное слово, почему вещь или понятие называется именно так, представляется странным и неуловимым. Существовали разные теории, разъяснявшие данный вопрос. Одни утверждали, что название определяется природой называемого предмета. «Если это не так,— говорили они,— почему же мы не можем называть предмет любым словом?» Однако ни одна теория не решила правильно проблемы природы названия. Чаще всего в названиях отражаются какие-то наиболее яркие, бросающиеся в глаза признаки того или иного предмета, явления. В таких словах, как «подснежник», «горихвостка», «подсвечник», «наперсток» и подобных связь между названием и называемым предметом, явлением мотивирована. Подснежник, по-видимому, поразил когда-то человека своим ранним появлением весной, когда на полях еще лежит снег. Вот эту особенность данного цветка человек и использовал для наименования самого цветка. Часто слово с течением времени меняет и свой внешний вид и свое значение, в результате былая мотивированность названия затушевывается, стирается, и нужно провести исторический анализ данного слова, чтобы объяснить его природу. Например, слово «брак» кажется нам на первый взгляд непонятным, однако если мы сопоставим слово «брак» с однокоренным словом «брать», то раскрывается его первоначальный смысл — «брать за себя, к себе в дом». Но в каждом языке есть слова непроизводные, в которых связь названия с называемым предметом является случайной, немотивированной, и мы не можем ответить на вопрос, почему так названо данное явление. Как родились такие слова, как «дом», «пар», «два» и другие, объяснить гораздо сложнее. Но таких слов в языке немного. (По Р. Будагову) Послетекстовые задания 1. Составьте тезисный план текста. 2. Аргументируйте следующий тезис материалами текста. Для большинства людей вопрос о том, что обозначает то или иное слово, почему вещь или понятие называется именно так, представляется странным и неуловимым. 3. Найдите в тексте и прочитайте, как автор объясняет происхождение таких слов, как подснежник, подсвечник, наперсток, горихвостка. 4. Приведите примеры непроизводных слов, в которых связь названия с называемым предметом является случайной, немотивированной. 5. Постройте рассуждение, опираясь на первые два вопроса, с которых начинается текст. Задание 10 Переведите с украинского языка на русский. Перевод запишите. В случае затруднения обращайтесь к украинско-русскому словарю. Почему культурный человек должен постоянно совершенствовать свою речь? Плекати мову, вивчати її лексичні, граматичні, стилістичні багатства культурна людина повинна протягом усього свого життя, бо в цих багатствах відкривається нове життя слова, відчувається рух народження нових відтінків, нових значень мовних одиниць. Людське суспільство ніколи не було байдуже до мови. Воно завжди виробляло поняття ідеалу – досконалої літературної мови. Щоб досягти цього ідеалу, треба дбати про високу культуру мови в щоденній практиці. (В.М. Русановский, С.Я. Ермоленко)
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 8453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |