Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обсуждение результатов. Предварительно вся группа испытуемых делится на две подгруппы, одной из которых предлагается решить задачу с реальными предметами




Опыт 2

Методика

Опыт 1

 

Предварительно вся группа испытуемых делится на две подгруппы, одной из которых предлагается решить задачу с реальными предметами, а другой даются описание задачи и отдельные предметы для ее решения. Опыты проводятся индивидуально с каждым испытуемым, т.е. в опыте участвуют экспериментатор и испытуемый.

 

Процесс проговаривания мыслей вслух должен побуждаться и записываться экспериментатором; эти данные фиксируются протоколом опыта.

Экспериментальный материал. Испытуемому предлагается для решения «малая творческая задача». Примером может служить следующая: необходимо уравновесить весы, но таким образом, чтобы через некоторое время они, без вмешательства со стороны испытуемого, вышли из равновесия. Для уравновешивания предоставляются самые различные предметы: разновесы, карандаши, ластик, вата, соль, спички, песок, пластилин и обязательно свеча. Решение задачи заключается в том, что уравновешивается зажженная свеча, которая, постепенно сгорая, теряет вес, вызывая нарушение равновесия весов.

Испытуемому предлагается одна из заранее подготовленных, неизвестных ему задач, аналогичная описанной. При ее решении испытуемый должен «думать вслух». Если во время опыта он замолкает, экспериментатор должен задавать вопросы: «Как Вы предполагаете решать задачу дальше?» и т.п. – или просто напоминать о необходимости проговаривать процесс решения вслух.

Инструкция испытуемому: Экспериментатор диктует условие задачи, после чего просит приступить к ее решению, проговаривая решение задачи вслух.

 

Экспериментальный материал. Испытуемым предъявляется одна из задач – «Три квадрата» или «Пять треугольников» (рис. 2, 3). Обе задачи даются в зрительном плане, с помощью картинки, а обо всех преобразованиях ситуации испытуемый может сообщить, называя номера элементов. Все свои мысли испытуемых просят проговаривать вслух.

Инструкция испытуемому к задаче «Три квадрата»: «Необходимо убрать шесть палочек таким образом, чтобы осталось три квадрата».

 

Задача имеет двухфазный характер, – для ее решения необходимо достичь промежуточные цели.

 

 


Рис. 2. Расположение спичек к задаче № 1.

Рис. 3. Расположение спичек к задаче № 2.


Инструкция испытуемому к задаче «Пять треугольников»: «Необходимо убрать четыре палочки таким образом, чтобы получить пять равносторонних треугольников».

 

В соответствии со взглядами О. К. Тихомирова [1984] при решении задач кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые испытуемым самостоятельно и зависящие от условий решения задачи. Эти цели могут идентифицироваться по уровням их представленности самому испытуемому.

Первый уровень – вербализация объекта – имеет место в тех случаях, когда испытуемый работает с элементом; эта работа частично переводится с неосознаваемого зрительного плана на вербальный, но конкретная промежуточная цель еще не сформирована, поэтому она не может быть регулятором на данном этапе поиска. На этом уровне конкретное действие с элементом типа «перенести палочку 10 в продолжение палочки 9» не может быть указано испытуемым. Речевое высказывание несет на себе печать незавершенности, имеет характер пробы, прикидки. Например, испытуемый говорит: «Можно просто вот эти палочки, палочки 11 и 7...»

Второй уровень вербального отражения процесса решения, названный «словесное формулирование промежуточной цели», имеет место в тех случаях, когда промежуточная цель сформирована и может служить конкретным регулятором действий с элементами на данном этапе поиска решения.

И наконец, на третьем уровне – словесной оценки уже сформулированных промежуточных целей – происходит самостоятельное соотнесение результатов произведенных изменений с тем, что должно в действительности получиться после преобразования наличной ситуации, т.е. с общей целью.

Для примера приведем отрывок из речевого протокола испытуемого: «Можно переставить палочки 4, 8 и 13 и достроить таким образом, чтобы получился большой квадрат, ну, с левой стороны. Палочки 4, 8, 13 достроить, значит, вверх одну, в продолжение палочки 9 и две палочки в продолжение палочки 1 до пересечения. Но тогда получается четыре маленьких квадрата и один большой, который образуется вот этими, собственно, лишний квадрат образуется большой». В результате произведенного соотнесения возможных преобразований с общей целью данное предположение отвергается.

Выдвигаемые испытуемыми словесно формулируемые промежуточные цели различаются по своему характеру. Можно выделить три типа промежуточных целей. К первому типу относятся формулируемые испытуемыми цели общего характера, т.е. такие положения, которые задают направление поиска и могут оказывать влияние на формирование последующих целей, но не включают анализ конкретных элементов.

Например, испытуемый высказывает такое соображение: «Необходимо тут скорее всего переставлять крайние элементы, потому что средние если затронуть, то слишком много палочек придется брать, три этих палочки тогда уже не достроить». В соответствии с этой целью общего характера он в дальнейшем формулирует более конкретные промежуточные цели на следующем этапе решения. Второй тип составляют конкретно сформулированные промежуточные цели с названием всех участвующих в преобразовании элементов и указанием их перемещений.

К третьему типу относятся неполные, т.е. не до конца сформулированные промежуточные цели, где испытуемый пробует переставить меньше, чем требуется по условиям задачи, число элементов или не знает еще, какое необходимо совершить перемещение.

Например, испытуемый говорит: «Если взять 16–ю и 12–ю палочки, то остается четыре маленьких квадрата, но куда деть эти палки тогда, чтобы достроить еще один квадрат, и при этом одна, только одна палка осталась в запасе». В результате последующих проб испытуемому удается преодолеть эту трудность и найти решение задачи. При рассмотрении вербальной активности выделяли вербально сформулированные промежуточные цели, словесные оценки испытуемыми этих целей при сопоставлении с общей целью, повторные возвращения к однажды отвергнутым промежуточным целям.

Литература: 65.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.