Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство Церкви




Истинная Церковь Христова едина. Это единство имеет два аспекта.

1. В количественном отношении Церковь всегда одна. Иисус Христос создал: только одну Церковь, которая и является истинной. Он говорит о ней в единственном числе: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф., 16, 18). В другом месте Он учит о едином стаде и едином пастыре (см.: Ин., 10, 16). В притчах Спасителя, относящихся к Церкви, всегда подчеркивается момент ее единства, например, единая виноградная лоза (см.: Ин. 15, 1-6). Именно о единстве верующих молился Христос в Своей первосвященнической молитве: Да будут все едино (Ин., 17, 21). Апостол Павел так же говорит о Церкви в единственном числе: Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12, 5).

Понятно, что если Глава у Церкви одна — Иисус Христос, если Церковь животворит единый Дух Святой, то и тело должно быть одно. Допускать существование раздельных духовных тел с одной Главой и живущих в одном Духе — значит говорить о расчленении Бога, о множественности истины и о других абсурдных предметах. Поэтому везде в Священном Писании, где говорится о Церкви в общем смысле, речь идет об одной Церкви Христовой.

Климент Александрийский пишет: Есть только одна истинная Церковь — та, которой по праву принадлежит и старейшинство... Есть один только Бог, один Господь, и поэтому в высшей степени славно и удобоприемлемо все, что проявляет себя как единство, будучи лишь образом этого единого Начала. Итак, исповедуя Единого, Церковь по самому существу своему должна быть едина: и разделение ее на бесконечное множество церквей, совершаемое еретиками, есть насилие над ней. Мы утверждаем, что она и по сущности своей, и по замыслу, и по происхождению, и по превосходству есть та, первоначальная и кафолическая Церковь, которая по воле единого Бога, через единого Господа совокупляет всех предуготованных в единство веры — одной веры, утвержденной на особых заветах, а более всего — на одном завете для всех времен... она ничего не знает на земле подобного или равного себе [Климент Александрийский. Строматы. Кн. 7. 17 //Отцы и учители Церкви III века. Т. 1].

Этим словам 1800 лет. За это время изменилось ли понимание сущности единства Церкви в Православии? То, во что верили тогда, полностью соответствует и современному исповеданию. Это еще одно подтверждение внутренней целостности и нерушимости Церкви, несмотря на все попытки повредить и исказить ее учение. Возможна эта твердость веры лишь при одном условии — реальной жизни в единстве с неизменным Богом. Возникавшие в истории расколы и ереси не образовывали двух и более Церквей. Все эти печальные события по сути есть отпадения от единой Церкви тех или иных религиозных сообществ. Если даже среди ближайших учеников Христовых, нашелся Иуда-предатель, то понятно, что и в дальнейшей истории подобное могло повторяться. Об этом же предупреждал первых христиан и апостол Павел: Из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников, за собою (Деян., 20, 30). Сам Христос говорит об опасности заблуждений и отпадении от единой Церкви: Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф., 18,17).

2. Однако единство Церкви — не только количественная, но и качественная ее характеристика. Церковь не просто одна, она едина, целостна и нерушима по своей внутренней сути, согласно принципу ее бытия. Церковь не есть механическое собрание индивидуумов, которые случайно оказались вместе, не внешнее объединение разнородных элементов, а единое живое целое, тело Христово (1 Кор. 12, 27), члены которого находятся во внутреннем согласии. Церковь — не просто общество единомышленников, не некая идеальная организация. Единство Церкви имеет совершенно особое основание, отличающее ее от всех других человеческих обществ. Таким основанием является новый принцип человеческой жизни: жизнь в единстве и любви с Богом и ближними при сохранении личной неповторимости каждого члена Церкви. Осуществляется это единство при содействии Святого Духа.

Образом этого единства является бытие Лиц Пресвятой Троицы. Иисус Христос в пёрвосвященнической молитве говорит: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе (Ин., 17, 21). То есть перед членами Церкви стоит предельно высокая цель — единение по образу бытия Лиц Пресвятой Троицы, так, чтобы человеческая природа была для всех одна общая, и при каждый оставался неповторимой личностью, в полноте обладающей этой природой.

Тем самым в Церкви уврачевывается человеческая греховная разобщенность и создается новое единство во Христе. Свт. Василий Великий писал об этом: У людей не было бы ни разделения, ни раздоров, ни войн, если бы грех не рассек естества. И это главное в спасительном домостроении во плоти — привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство подобно тому, как наилучший врач целительными врачевствами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части [Василий Великий, свт. Подвижнические уставы. Гл. 18 // Творения. Ч. 5. - ТСЛ. 1902].

 

Единство Церкви как принцип ее существования кратко и емко выражает апостол Павел: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4-6).

Таким образом, Церковь едина как внутренне, так и внешне.

Внутренним основанием ее единства служит единство ее Главы — Господа Иисуса Христа и единство животворящего Святого Духа.

Внешние же проявления единства Церкви суть следующие.

Единая вера, выраженная исповеданием одного Символа веры, неизменных догматических определений Вселенских соборов и верностью святоотеческому учению.

Единая богослужебная жизнь, на которую апостол Павел в вышеприведенной фразе указал, говоря об одном Крещении, а в другом месте — о единой Евхаристии для всех верных: Один Хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор., 10,17). Тот, кто не причащается от этой единой Чаши Церкви, не имеет с ней полного единства.

Единое церковное устройство, восходящее к апостолам и ими учрежденной церковной иерархии.

Единые духовно-нравственные принципы жизни, выраженные в Евангелии и Священном Предании Церкви.

Согласно православию, перечисленные проявления внешнего единства Церкви являются следствиями ее единства внутреннего — в лице Господа Иисуса Христа. Имея это надежное внутреннее основание, истинная Церковь не нуждается в едином внешнем земном возглавлении или административном центре. Более того, жизнестойкость мирового Православия на протяжении веков при отсутствии общего централизованного управления свидетельствует о том, что это и есть та самая Церковь, которая живет Духом Святым и которую не одолеют врата ада (см.: Мф., 16,18).

 

Древняя Церковь дифференцированно подходила к ересям, считая одни из них более тяжкими, другие – менее. Кроме того Церковь не уравнивала ересь с расколом. Раскол мог носить временный характер; и совсем не всегда движущей силой раскола была ересь – богословское уклонение от православного вероучения.

Основные положения православного учения о единстве Церкви были сформулированы в эпоху Вселенских Соборов, и последующие века не добавили к этому учению чего-либо принципиально нового. Однако расколы второго тысячелетия поставили пред Православной Церковью задачу осмысления темы единства и церковных разделений в новом историческом контексте. После «великого раскола» 1054 года Православной Церкви надлежало сформулировать своё отношение к Католической Церкви, а после возникновения Реформации – к Протестантизму. Православная Церковь всегда себя отождествляла с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, о которой говорится в Символе веры, все же остальные христианские конфессии рассматривались ею как отпавшие от церковного единства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.